Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:55, курсовая работа
Целью данной работы является, насколько это возможно, полное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом.
Основными задачами моей работы являются: определение структуры оборонно-промышленного комплекса, его состояния на сегодняшний день и возможных вариантов дальнейшего развития.
Введение………………………………………………………………...3
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА:……………………………………..5
Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса……………………………………………………………...5
Финансирование ОПК……………………………………………….13
Особенности приватизации предприятий отраслей……………….16
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ……………………………………………26
2.1 Особенности формирования и реализации государственной политики в ОПК………………………………………………………………….38
2.2 Основные цели и задачи государственной
политики в области ОПК……………………………………………………..…41
2.3 Краткая оценка состояния ОПК……………………………………..43
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………46
Заключение…………………………………………………………….51
Список используемой литературы…………………………………...53
Федеральное агентство по образованию РФ
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра государственного и муниципального управления
Курсовая работа по государственному регулированию экономики на тему:
«Регулирование
оборонно-промышленного
Введение…………………………………………………………
2.1 Особенности
формирования и реализации государственной
политики в ОПК………………………………………………………………….
2.2 Основные цели и задачи государственной
политики в области ОПК……………………
2.3 Краткая оценка состояния ОПК……………………………………..43
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………...53
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что оборонно-промышленный комплекс является наиболее качественным, высокотехнологичным сектором экономики в котором сосредоточена наибольшая часть российского потенциала инноваций, т.е. он в значительной степени определяет развитие экономики страны, и который необходим для обеспечения гарантии стратегической стабильности и защиты национальных границ. Все выше перечисленные положения являются основными показателями развития страны и определения её положения среди других стран мира. Поэтому совершенствование и развитие оборонно-промышленного комплекса является весьма актуальным для отдельных отраслей промышленности и страны в целом.
Объектом исследования в данной работе является оборонно-промышленный комплекс.
Предметом моего исследования является изучение различных составляющих оборонно-промышленного комплекса.
Целью данной работы является, насколько это возможно, полное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом.
Основными
задачами моей работы являются: определение
структуры оборонно-
Структура данной работы включает в себя 3 главы. Первая глава является теоретической, в ней рассматриваются основные положения данной темы. Во второй главе я провожу анализ государственного регулирования и управления оборонно-промышленным комплексом РФ. Третья глава посвящена рекомендациям по дальнейшему развитию оборонно-промышленного комплекса.
1.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОННО-
КОМПЛЕКСА
Оборонно-промышленный комплекс России (ОПК), ранее называвшийся «военно-промышленный комплекс» (ВПК), представляет собой наиболее качественный, высокотехнологичный сектор экономики. Наибольшая часть российского потенциала инноваций сосредоточена в оборонном комплексе. В него включены новейшие достижения страны как в организации производства, так и, особенно, в области технологии и лучшие кадры ученых, специалистов и рабочих.
На протяжении всех лет существования советской власти экономика испытывала бремя милитаризации. В военно-промышленном комплексе разрабатывались программы, часто не связанные с реальными потребностями гражданской экономики.
В условиях перехода к рыночной экономике задачи, функции и результаты ОПК приобретают существенные изменения: меняется военная доктрина, повышается роль ОПК в распространении высоких технологий в гражданские отрасли, увеличивается участие ОПК во внешнеэкономических связях и т.д.
Таким образом, ОПК начинает работать на реальную экономику, а не только потребляет наиболее качественные материальные, трудовые ресурсы и приоритетное финансирование. Оборонная промышленность должна стать сферой рыночной и прибыльной.
Военная мощь Советского Союза опиралась на значительный общеэкономический фундамент. С точки зрения возможностей функционирования ВПК экономика была самодостаточной. Изготовление новейших вооружений практически не зависело от внешних экономических связей. Показателями роли ВПК в экономической структуре государства являются удельный вес военных расходов в ВВП, объем военного производства, численность занятых.
В СССР в 80-х гг. удельный вес оборонных расходов составлял 9-13% ВВП. В комплексе было занято 10 млн. человек. Отраслевая структура и высокий научно-технический потенциал промышленности позволяли обеспечивать стратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении страной мира – США (СССР имел приблизительно 1/3 американского объема ВВП). ВВП поглощал огромную долю все удорожающихся и качественных ресурсов страны. На его развитие расходовалось 30-50% наиболее эффективных видов металлопродукции и пластмасс. На его нужды расходовалась и преобладающая часть интеллектуального потенциала страны.
Развитие
военно-промышленного
Увеличенный в объеме удельный вес военного сектора был специфической чертой советской экономики. В результате этого ее отраслевая структура была деформирована и нуждалась в совершенствовании. Перенапряженность военными программами стала серьезным препятствием экономическому и социальному прогрессу страны.
По мнению многих специалистов, экономика СССР надорвалась на чрезмерной милитаризации хозяйства. Уже в начале 80-х гг. XX в. возникла настоятельная необходимость сокращения военных усилий, что привело к снижению темпов военных расходов по сравнению с США. Так, за 1980 - 1986 гг. США увеличили военные расходы на 6,7%, а СССР – на 5,5%.
Россия унаследовала 80% оборонной промышленности СССР. Это означает, что степень милитаризованности экономики оказалась более высокой по сравнению с остальными республиками бывшего Союза.
Оборонно-промышленный комплекс является важнейшей частью военного потенциала России. Основу ОПК составляют около 1280 предприятий и организаций, расположенных в 72 субъектах РФ. 58% из них являются федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП), 19% – акционерными обществами (АО) с госпакетом акций не менее 59%, 23% АО – с долей государства менее 50%.
В состав ОПК входят следующие отрасли, подведомственные оборонной промышленности России:
Научно-технический комплекс России и сейчас по своей эффективности превосходит США, если количество научных результатов оценивать на единицу финансирования, например на 1 долл. США. Сегодня Россия на один вложенный в промышленность доллар производит в 4 раза больше продукции, чем в США.
Предприятия
ОПК крайне неравномерно расположены
на территории большинства субъектов
РФ. Некоторые районы и более 70 городов-заводов,
включая закрытые административно-
Наиболее сложно эта ситуация складывается в Удмуртской Республике (55,3% занятого населения работает на предприятиях оборонной промышленности), Саратовской (50,9%), Новосибирской (43,5%) областей, Северо-Западном и Уральском регионах (по 30,7%).
Регионы с высокой долей занятых на предприятиях ОПК формируют большой потенциал массовой миграции рабочей силы в другие районы, что при отсутствии достаточных инвестиций в производственную и жилищно-коммунальную сферу создает экономическую и социальную напряженность. Поэтому в данных регионах важно учитывать местные возможности для трудоустройства высвобождающихся из оборонных отраслей работников. С 1991 г. выпуск военной продукции в стране упал почти на 90%. Государственные закупки вооружения сократились на ту же величину. Фактически безрезультатными оказались проведенные три этапа государственной конверсии ОПК. С этого периода начался развал уникальнейшего в мире научно-технического потенциала.
В 1992 г. оборонный сектор был лишен заказа. Правительство резко снизило ему инвестиции и таким образом оставило ОПК без средств к существованию и перспективы.
Сокращение военных расходов, прежде всего, сказалось на закупках ВВТ и заказах на НИОКР, уменьшение которых в 1991-1997 гг. ежегодно составляло в среднем около 30% (только за один 1993 г. - 68%). В результате расходы на закупки ВВТ снизились в 14, а на военные НИОКР - 13 раз. Это, естественно, автоматически повлекло уменьшение государственных закупок у военной промышленности. Годовой оборонный заказ в этот период ни разу не превышал 10% уровня 1991 г. Продажа оружия на внешнем рынке не изменила, да и не могла изменить ситуации. Экспорт военной продукции длительное время сокращался одновременно с внутренним спросом.
В результате
создалась ситуация, при которой
практически невозможно было осуществлять
соответствующую
Главные причины трудностей в ОПК были обусловлены:
В январе-октябре 2009 г. объем производства продукции ОПК составил 103,8% к соответствующему периоду 2008 года. Прирост объемов производства продукции гражданского назначения наблюдался только в судостроительной промышленности. В остальных отраслях комплекса отмечается значительное падение объемов производства гражданской продукции.
1.2 Финансирование ОПК
Одна из основных проблем комплекса заключается в недостаточности финансирования. В этой сфере общепринятыми в мировой статистике являются показатели годовых военных расходов в расчете на одного военнослужащего и одного жителя страны. В 1997 г. военные расходы на одного военнослужащего равнялись (тыс. долл. США): в России приблизительно 14, Великобритании -200, Германии - 98, США - 176. В том же году военные расходы на душу населения составляли, долл. США: в России - 233, США -978, Великобритании - 578, Франции - 756, Греции - 517.
Затраты государственного бюджета РФ на оборонные нужды составили в 1993 г. - 4,4% ВВП; в 1994 г. - 5,6; в 1995 г. - менее 4; в 1996 г. - 2,7%. При этом сам объем ВВП непрерывно снижался.
Ограниченность возможностей финансирования государственного оборонного заказа на поставку в Вооруженные Силы конкретных образцов ВВТ привели к идее сконцентрировать большую часть выделенных на эти цели ресурсов на НИОКР в области создания новых типов вооружений. Реализация идеи позволила бы создавать научно-технические и технологические заделы для последующего перевооружения российских Вооруженных Сил на качественно новые системы ВВТ.
Сегодня для России отставание в этой сфере от ведущих в экономическом и военном отношении стран недопустимо. Мир находится на пороге очередной военно-технической революции, которая должна привести к значительному качественному рывку в модернизации действующих ныне образцов ВВТ, появлению принципиально новых видов оружия, которые будут базироваться на новых физических принципах и наукоемких технологиях. Причем двойное назначение будет иметь гораздо больше технологий, чем те, которые применяются при производстве нынешнего вооружения.
Однако на практике реформирование военных НИОКР было не подкреплено соответствующими бюджетными ресурсами. Так, только за 1989-1995 гг. произошло более чем 10-кратное снижение финансирования на НИОКР в области военного производства. Сегодня в России из бюджета на это ассигнуется в долларовом исчислении фактически в 30 раз меньше средств, чем в США5 и в 10 раз меньше, чем в европейских странах НАТО. К тому же бюджетные ассигнования - это плановый показатель, который в последние годы - никогда не исполнялся. Процент реальных ассигнований на НИОКР оборонного характера значительно отличается от первоначальных планов.
Информация о работе Регулирование оборонно-промышленного комплекса