Регулирование оборонно-промышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является, насколько это возможно, полное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом.
Основными задачами моей работы являются: определение структуры оборонно-промышленного комплекса, его состояния на сегодняшний день и возможных вариантов дальнейшего развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА:……………………………………..5
Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса……………………………………………………………...5
Финансирование ОПК……………………………………………….13
Особенности приватизации предприятий отраслей……………….16
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ……………………………………………26
2.1 Особенности формирования и реализации государственной политики в ОПК………………………………………………………………….38
2.2 Основные цели и задачи государственной
политики в области ОПК……………………………………………………..…41
2.3 Краткая оценка состояния ОПК……………………………………..43
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………46
Заключение…………………………………………………………….51
Список используемой литературы…………………………………...53

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 87.47 Кб (Скачать документ)

разработку и внедрение передовых  промышленных технологий;

осуществление технического перевооружения организаций ОПК, в том числе  с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

создание конкурентоспособной  продукции и продвижение на внутренний и мировой рынки, увеличение в ней доли инновационной составляющей;

формирование рациональной организационно-технологической  структуры ОПК, включающей крупные  конкурентоспособные в условиях рынка диверсифицированные интегрированные  структуры (холдинги);

уничтожение в соответствии с международными обязательствами запасов химического  оружия, осуществление мероприятий  по утилизации ВВСТ, выводимых из состава  ВС РФ.

Формирование и реализация государственной  промышленной политики в этой сфере  осуществляются с выделением вопросов, как общесистемного характера, так  и специфических, свойственных конкретному  объекту государственного регулирования. Отсюда выстраивается и соответствующий  набор рычагов и механизмов государственного управления и регулирования.

В частности, с точки зрения траектории развития и применяемых в этих целях инструментов промышленной политики ОПК не однороден. Достаточно условно отрасли оборонной промышленности можно объединить в три основные группы:

отрасли, сохраняющие конкурентные позиции по ряду продуктовых направлений  на внешнем и внутреннем рынках (авиационная, ракетно-космическая, судостроительная промышленность и промышленность обычных  вооружений);

отрасли, ориентированные в основном на закрепление позиций на рынках ВТС, внутреннем рынке и импортозамещение (радиопромышленность, промышленность средств связи, электронная промышленность);

отрасли, основной задачей которых  является обеспечение выполнения ГОЗ, а также производства, связанные  с ремонтом и утилизацией ВВСТ, требующие соответствующего государственного управления и финансирования в рамках государственных нужд.

Безусловно, вырабатывая государственную  промышленную политику в соответствующих  отраслях ОПК, должна учитываться также  и специфика конкретных предприятий  и организаций комплекса (их структура  производства, организационно-правовая форма, состояние производственно-технологической  базы, финансово-экономическое положение  и т. д.).

 

2.3 Краткая оценка состояния ОПК

 

Исходя из анализа ситуации в ОПК, которая  во многом является следствием накопившихся за последние 15 лет серьезных проблем, имеющих общий характер для всех отраслей ОПК, были выявлены важнейшие "болевые точки" и узкие места, расшивка которых должна позволить  реально задействовать накопленный  научно-производственный потенциал  как в интересах обороны и  безопасности, так и социально-экономического развития страны.

В основе возникшей  системной проблемы лежало несоответствие масштабов, организационно-институциональной  структуры и научно-технологического уровня производственного потенциала ОПК, стоящими перед ним государственными задачами по модернизации ВС РФ и реальным объемом производства ВВСТ в рамках ГОЗ и ВТС.

Причины проявления указанной проблемы носили в основном объективный характер. Структурные диспропорции в отраслях ОПК начали проявляться с конца 80-х годов прошлого столетия в связи с изменением военно-политической ситуации в мире, сокращением потребности государства в ВВСТ, а в период дезинтеграции СССР и начала рыночных реформ ввиду обвального сокращения поставок ВВСТ, разрушения кооперационных связей, стихийной приватизации, отсутствия платежеспособного спроса приобрели открытые формы.

Структурный кризис был несколько демпфирован  принятыми на государственном уровне законодательными актами о конверсии  оборонной промышленности и федеральными целевыми программами конверсии, предусматривавшими государственную поддержку организаций ОПК в связи с резким значительным сокращением военного производства. Определенную положительную роль в ряде отраслей ОПК, и прежде всего авиационной промышленности и промышленности обычных вооружений, сыграли экспортные поставки ВВСТ. Однако экспортных доходов оказалось явно недостаточно для преодоления структурного кризиса.

Указанные выше объективные причины проявления проблемы сопровождались и причинами  субъективного характера (слабой активностью  организаций по производству конкурентоспособной  продукции, низким качеством антикризисного управления со стороны органов государственного управления и менеджмента предприятий, включая его социально-психологическую  неготовность к работе в новых  условиях).

Следует отметить, что начиная с 2000 г. внимание к  ОПК со стороны государства усилилось. На государственном уровне были приняты  основополагающие документы в области  ОПК, утвержден и реализуется  целый ряд стратегических и программных  документов, а также комплекс мер  по стабилизации финансово-экономического положения организаций ОПК.

В результате предпринятых в последние годы мер, направленных на преодоление глубокого  структурного кризиса, поразившего  Комплекс, в ОПК в настоящее  время отмечается формирование отдельных  позитивных тенденций. Можно констатировать, что сегодня это другой ОПК, имеющий  потенциал развития и ориентированный не только на госзаказчика, но и на рынок.

Так, за последние 6 лет объемы производства продукции  ОПК возросли более чем в 2 раза. В 2006 г. объем промышленной продукции  ОПК возрос на 11,3 % к уровню 2005 г. Значительно  увеличились объемы производства промышленной продукции в авиационной промышленности, радиоэлектронном комплексе, ракетно-космической  промышленности.

Необходимо  закрепление наметившихся положительных  тенденций, придание им долговременного  и необратимого характера, наполнение указанной динамики роста качественно  новым содержанием.

Вместе с  тем, при выработке мер государственной  промышленной политики нельзя не учитывать  следующие нерешенные проблемы:

- динамика экономического развития неустойчивая, сохраняются зависимость от конъюнктуры рынка вооружений и получения экспортных заказов по линии ВТС, а также недозагрузка имеющихся производственных мощностей;

- высокий возрастной состав основных производственных фондов и практическое отсутствие средств у целого ряда предприятий для самоинвестирования сдерживают решение проблемы повышения конкурентоспособности продукции. Несмотря на то, что бюджетные ассигнования начиная с 2007 г. существенно увеличены, их объем недостаточен для кардинальной замены изношенных производственных фондов. (Доля собственных средств предприятий и организаций ОПК в общем объеме инвестиций в основной капитал комплекса составит, по оценкам, в 2007 г. более 60 %). Без принятия необходимых мер в условиях "инвестиционного голода" создаются предпосылки для проявления кризисных явлений, в том числе по корпоративным финансам;

- вызывает серьезную озабоченность отставание от мирового уровня в технологическом развитии научно-исследовательского, проектного и производственного секторов.

 

Следует также  учитывать, что, несмотря на определенные достигнутые результаты, ОПК в  целом пока еще субъектно переразмерен, его структура в настоящее время не обеспечивает в полной мере консолидацию ресурсов и создание рентабельных диверсифицированных производств, способных к самостоятельному расширенному воспроизводству.

         Цели и задачи, предусмотренные ФЦП "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 —2006 гг.)", в силу целого ряда причин достигнуты не были. С активизацией структурной реформы ОПК в рамках утвержденной ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007—2010 гг. и на период до 2015 г." связан в перспективе выход его интегрированных структур на мировые рынки продукции и технологий как конкурентных "игроков" с зарубежными компаниями ведущих стран мира.

3.  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ  ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА.

 

Основной  проблемой оборонно-промышленного  комплекса является снижение возможности  обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, технического уровня, качества и конкурентоспособности  военной и гражданской продукции.

Следовательно, для решения этой проблемы необходимо - обеспечение перспективных потребностей российских Вооруженных сил в  вооружении, военной и специальной  технике и расширение производства и экспорта гражданской высокотехнологичной  продукции.

На мой  взгляд, развития оборонно-промышленного  комплекса должно осуществляться на основе использования его конкурентных преимуществ путем широкой интеграции с высокотехнологичным гражданским  сектором промышленности. Это позволит создать технологическую основу решения основных задач, стоящих перед экономикой, и прежде всего формирование новой технологической базы для прорыва в развитии производства наукоемкой продукции, определяющей темпы научно-технического прогресса в национальной экономике. С другой стороны это позволит в какой-то мере устранить существующие проблемы не рационального использования ресурсов ОПК. Согласно расчетам специалистов, для решения оборонных проблем потребуется примерно '/4 предприятий, институтов и конструкторских бюро нынешнего ОПК. Одновременно необходимо иметь детальную программу превращения остальной части ОПК в новый научно-технический комплекс при активной государственной поддержке. Другими словами вклад конверсии в оздоровление экономики должен состоять не в прямом ограничении финансирования ОПК, а в масштабном сбережении ресурсов в гражданских отраслях с чрезмерно высокой степенью загрузки военными заказами и резервированием мощностей.

На мой  взгляд, перспективным направлением в конверсии ОПК могло бы стать создание вертикальных концернов, включающих производство, конструирование, маркетинг, сбыт взаимоувязанных наборов инновационных и конкурентоспособных видов продукции. При необходимости для широкомасштабного производства разнообразного оборудования можно было бы пойти и на образование транснациональных компаний, в первую очередь с участием предприятий, расположенных в странах ближнего зарубежья.

Так же перспективным  направлением, на мой взгляд является образование центров, способных на научные открытия и создание новых высоких технологий для использования в различных отраслях национальной экономики. Некоторые в прошлом закрытые города, ориентированные на ядерные и другие военные исследования, могут быть перепрофилированы под такие центры. В них должна быть создана широкая сеть небольших, в основном частных, фирм, использующих и материальную базу ОПК, а также филиалов НИОКР для производства новых гражданских товаров и технологий. Эта сфера преимущественно мелкого и среднего бизнеса считается весьма перспективным направлением преобразований ОПК, особенно на ближайшее будущее, пока ресурсы для крупных государственных проектов долговременного характера ограничены.

Сложившаяся в Минобороны России система заказов  и ценообразования на закупаемую продукцию и услуги слабо ориентирована  на функционирование в условиях рыночной экономики. В кратчайшие сроки необходимо обеспечить законодательные основы реформирования системы государственных  заказов в плане перехода к  программно-целевому долгосрочному  планированию, особенно в отношении  авиационных и военно-морских  вооружений, программы приобретения которых растягиваются на 20 и более лет. Планирование основных параметров приоритетных программ приобретения вооружения и военной техники, включая сроки, количество закупаемых образцов, общую стоимость НИОКР и закупок, должно осуществляться как минимум на период до 2025 г.

Следует отказаться от порочной практики многовариантности государственной программы вооружения, обеспечить полноценное государственное финансирование и придать ГПВ статус федерального закона. Планирование работ на один год не позволяет оптимизировать финансирование, организацию и планирование работ на серийных заводах и предприятиях-смежниках, что ведет к удорожанию работ, затягиванию сроков исполнения заказов и снижению качества продукции. В связи с этим настоятельно требуется ввести практику детализации росписи бюджетных средств по приоритетным программам вооружения как минимум на 5 лет, заключения пятилетних контрактов заказчика с головными исполнителями и выдачи головным исполнителям бюджетных полномочий на подписание контрактов со смежниками на тот же срок. В конечном счете, требуется построение принципиально новой системы управления оборонными проектами и потребными для их реализации ресурсами с существенным ростом ответственности Минобороны России и видов Вооруженных Сил. В частности, очевидна необходимость создания сводных дирекций программ вооружения новых поколений с включением в них ответственных представителей Минобороны, заинтересованных видов Вооруженных Сил и промышленности.

Кроме того не надо забывать, что в ОПК производятся военная техника, вооружение и боеприпасы, которые не только являются основой обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, но и являются экспортноориентированной продукцией, приносящей не малый доход в бюджет страны. Следовательно, необходимо развивать и данное направление деятельности ОПК.

Конкретные  рекомендации по совершенствованию  и развитию оборонно-промышленного  комплекса:

1. Создание  крупных научно-производственных  структур, повышение концентрации  производства, совершенствование корпоративного  управления, создание системы отраслевых  и межотраслевых организаций,  которые в перспективе могут  взять на себя координацию  работ по реализации крупных  проектов (программ).

2. Поддержание  и развитие критических технологий. Предусматривается разработка и  реализация инновационных проектов  в интересах различных сфер  экономики с солидарным финансированием  государства, предприятий и негосударственных  инвесторов.

3. Форсированное  техническое перевооружение  научно-производственной  базы ОПК, ориентированное, прежде  всего, на обеспечение реализации  государственной программы вооружения,  развитие уникальной стендовой  и испытательной базы.

Информация о работе Регулирование оборонно-промышленного комплекса