Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:55, курсовая работа
Целью данной работы является, насколько это возможно, полное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом.
Основными задачами моей работы являются: определение структуры оборонно-промышленного комплекса, его состояния на сегодняшний день и возможных вариантов дальнейшего развития.
Введение………………………………………………………………...3
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА:……………………………………..5
Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса……………………………………………………………...5
Финансирование ОПК……………………………………………….13
Особенности приватизации предприятий отраслей……………….16
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ……………………………………………26
2.1 Особенности формирования и реализации государственной политики в ОПК………………………………………………………………….38
2.2 Основные цели и задачи государственной
политики в области ОПК……………………………………………………..…41
2.3 Краткая оценка состояния ОПК……………………………………..43
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………46
Заключение…………………………………………………………….51
Список используемой литературы…………………………………...53
разработку и внедрение
осуществление технического перевооружения организаций ОПК, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
создание конкурентоспособной продукции и продвижение на внутренний и мировой рынки, увеличение в ней доли инновационной составляющей;
формирование рациональной организационно-
уничтожение в соответствии с международными
обязательствами запасов
Формирование и реализация государственной
промышленной политики в этой сфере
осуществляются с выделением вопросов,
как общесистемного характера, так
и специфических, свойственных конкретному
объекту государственного регулирования.
Отсюда выстраивается и
В частности, с точки зрения траектории развития и применяемых в этих целях инструментов промышленной политики ОПК не однороден. Достаточно условно отрасли оборонной промышленности можно объединить в три основные группы:
отрасли, сохраняющие конкурентные позиции по ряду продуктовых направлений на внешнем и внутреннем рынках (авиационная, ракетно-космическая, судостроительная промышленность и промышленность обычных вооружений);
отрасли, ориентированные в основном на закрепление позиций на рынках ВТС, внутреннем рынке и импортозамещение (радиопромышленность, промышленность средств связи, электронная промышленность);
отрасли, основной задачей которых является обеспечение выполнения ГОЗ, а также производства, связанные с ремонтом и утилизацией ВВСТ, требующие соответствующего государственного управления и финансирования в рамках государственных нужд.
Безусловно, вырабатывая государственную
промышленную политику в соответствующих
отраслях ОПК, должна учитываться также
и специфика конкретных предприятий
и организаций комплекса (их структура
производства, организационно-правовая
форма, состояние производственно-
2.3 Краткая оценка состояния ОПК
Исходя из
анализа ситуации в ОПК, которая
во многом является следствием накопившихся
за последние 15 лет серьезных проблем,
имеющих общий характер для всех
отраслей ОПК, были выявлены важнейшие
"болевые точки" и узкие места,
расшивка которых должна позволить
реально задействовать
В основе возникшей
системной проблемы лежало несоответствие
масштабов, организационно-
Причины проявления указанной проблемы носили в основном объективный характер. Структурные диспропорции в отраслях ОПК начали проявляться с конца 80-х годов прошлого столетия в связи с изменением военно-политической ситуации в мире, сокращением потребности государства в ВВСТ, а в период дезинтеграции СССР и начала рыночных реформ ввиду обвального сокращения поставок ВВСТ, разрушения кооперационных связей, стихийной приватизации, отсутствия платежеспособного спроса приобрели открытые формы.
Структурный кризис был несколько демпфирован принятыми на государственном уровне законодательными актами о конверсии оборонной промышленности и федеральными целевыми программами конверсии, предусматривавшими государственную поддержку организаций ОПК в связи с резким значительным сокращением военного производства. Определенную положительную роль в ряде отраслей ОПК, и прежде всего авиационной промышленности и промышленности обычных вооружений, сыграли экспортные поставки ВВСТ. Однако экспортных доходов оказалось явно недостаточно для преодоления структурного кризиса.
Указанные выше
объективные причины проявления
проблемы сопровождались и причинами
субъективного характера (слабой активностью
организаций по производству конкурентоспособной
продукции, низким качеством антикризисного
управления со стороны органов
Следует отметить, что начиная с 2000 г. внимание к ОПК со стороны государства усилилось. На государственном уровне были приняты основополагающие документы в области ОПК, утвержден и реализуется целый ряд стратегических и программных документов, а также комплекс мер по стабилизации финансово-экономического положения организаций ОПК.
В результате предпринятых в последние годы мер, направленных на преодоление глубокого структурного кризиса, поразившего Комплекс, в ОПК в настоящее время отмечается формирование отдельных позитивных тенденций. Можно констатировать, что сегодня это другой ОПК, имеющий потенциал развития и ориентированный не только на госзаказчика, но и на рынок.
Так, за последние
6 лет объемы производства продукции
ОПК возросли более чем в 2 раза.
В 2006 г. объем промышленной продукции
ОПК возрос на 11,3 % к уровню 2005 г. Значительно
увеличились объемы производства промышленной
продукции в авиационной
Необходимо закрепление наметившихся положительных тенденций, придание им долговременного и необратимого характера, наполнение указанной динамики роста качественно новым содержанием.
Вместе с
тем, при выработке мер
- динамика экономического развития неустойчивая, сохраняются зависимость от конъюнктуры рынка вооружений и получения экспортных заказов по линии ВТС, а также недозагрузка имеющихся производственных мощностей;
- высокий возрастной состав основных производственных фондов и практическое отсутствие средств у целого ряда предприятий для самоинвестирования сдерживают решение проблемы повышения конкурентоспособности продукции. Несмотря на то, что бюджетные ассигнования начиная с 2007 г. существенно увеличены, их объем недостаточен для кардинальной замены изношенных производственных фондов. (Доля собственных средств предприятий и организаций ОПК в общем объеме инвестиций в основной капитал комплекса составит, по оценкам, в 2007 г. более 60 %). Без принятия необходимых мер в условиях "инвестиционного голода" создаются предпосылки для проявления кризисных явлений, в том числе по корпоративным финансам;
- вызывает серьезную озабоченность отставание от мирового уровня в технологическом развитии научно-исследовательского, проектного и производственного секторов.
Следует также учитывать, что, несмотря на определенные достигнутые результаты, ОПК в целом пока еще субъектно переразмерен, его структура в настоящее время не обеспечивает в полной мере консолидацию ресурсов и создание рентабельных диверсифицированных производств, способных к самостоятельному расширенному воспроизводству.
Цели и задачи, предусмотренные ФЦП "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 —2006 гг.)", в силу целого ряда причин достигнуты не были. С активизацией структурной реформы ОПК в рамках утвержденной ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007—2010 гг. и на период до 2015 г." связан в перспективе выход его интегрированных структур на мировые рынки продукции и технологий как конкурентных "игроков" с зарубежными компаниями ведущих стран мира.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО
Основной
проблемой оборонно-
Следовательно,
для решения этой проблемы необходимо
- обеспечение перспективных
На мой
взгляд, развития оборонно-промышленного
комплекса должно осуществляться на
основе использования его конкурентных
преимуществ путем широкой
На мой взгляд, перспективным направлением в конверсии ОПК могло бы стать создание вертикальных концернов, включающих производство, конструирование, маркетинг, сбыт взаимоувязанных наборов инновационных и конкурентоспособных видов продукции. При необходимости для широкомасштабного производства разнообразного оборудования можно было бы пойти и на образование транснациональных компаний, в первую очередь с участием предприятий, расположенных в странах ближнего зарубежья.
Так же перспективным направлением, на мой взгляд является образование центров, способных на научные открытия и создание новых высоких технологий для использования в различных отраслях национальной экономики. Некоторые в прошлом закрытые города, ориентированные на ядерные и другие военные исследования, могут быть перепрофилированы под такие центры. В них должна быть создана широкая сеть небольших, в основном частных, фирм, использующих и материальную базу ОПК, а также филиалов НИОКР для производства новых гражданских товаров и технологий. Эта сфера преимущественно мелкого и среднего бизнеса считается весьма перспективным направлением преобразований ОПК, особенно на ближайшее будущее, пока ресурсы для крупных государственных проектов долговременного характера ограничены.
Сложившаяся в Минобороны России система заказов и ценообразования на закупаемую продукцию и услуги слабо ориентирована на функционирование в условиях рыночной экономики. В кратчайшие сроки необходимо обеспечить законодательные основы реформирования системы государственных заказов в плане перехода к программно-целевому долгосрочному планированию, особенно в отношении авиационных и военно-морских вооружений, программы приобретения которых растягиваются на 20 и более лет. Планирование основных параметров приоритетных программ приобретения вооружения и военной техники, включая сроки, количество закупаемых образцов, общую стоимость НИОКР и закупок, должно осуществляться как минимум на период до 2025 г.
Следует отказаться от порочной практики многовариантности государственной программы вооружения, обеспечить полноценное государственное финансирование и придать ГПВ статус федерального закона. Планирование работ на один год не позволяет оптимизировать финансирование, организацию и планирование работ на серийных заводах и предприятиях-смежниках, что ведет к удорожанию работ, затягиванию сроков исполнения заказов и снижению качества продукции. В связи с этим настоятельно требуется ввести практику детализации росписи бюджетных средств по приоритетным программам вооружения как минимум на 5 лет, заключения пятилетних контрактов заказчика с головными исполнителями и выдачи головным исполнителям бюджетных полномочий на подписание контрактов со смежниками на тот же срок. В конечном счете, требуется построение принципиально новой системы управления оборонными проектами и потребными для их реализации ресурсами с существенным ростом ответственности Минобороны России и видов Вооруженных Сил. В частности, очевидна необходимость создания сводных дирекций программ вооружения новых поколений с включением в них ответственных представителей Минобороны, заинтересованных видов Вооруженных Сил и промышленности.
Кроме того не надо забывать, что в ОПК производятся военная техника, вооружение и боеприпасы, которые не только являются основой обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, но и являются экспортноориентированной продукцией, приносящей не малый доход в бюджет страны. Следовательно, необходимо развивать и данное направление деятельности ОПК.
Конкретные рекомендации по совершенствованию и развитию оборонно-промышленного комплекса:
1. Создание
крупных научно-
2. Поддержание
и развитие критических
3. Форсированное
техническое перевооружение научно-производственной
базы ОПК, ориентированное,
Информация о работе Регулирование оборонно-промышленного комплекса