Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:55, курсовая работа
Целью данной работы является, насколько это возможно, полное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом.
Основными задачами моей работы являются: определение структуры оборонно-промышленного комплекса, его состояния на сегодняшний день и возможных вариантов дальнейшего развития.
Введение………………………………………………………………...3
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА:……………………………………..5
Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса……………………………………………………………...5
Финансирование ОПК……………………………………………….13
Особенности приватизации предприятий отраслей……………….16
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ……………………………………………26
2.1 Особенности формирования и реализации государственной политики в ОПК………………………………………………………………….38
2.2 Основные цели и задачи государственной
политики в области ОПК……………………………………………………..…41
2.3 Краткая оценка состояния ОПК……………………………………..43
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………46
Заключение…………………………………………………………….51
Список используемой литературы…………………………………...53
Осуществляя в процессе приватизации политику демонополизации, Госкомимущество РФ и ГКАП РФ применяли принцип раздельной приватизации научных организаций и промышленных предприятий, входящих в единый комплекс. Это приводило к разрушению взаимоотношений науки и производства, технологических и кооперационных связей как внутри ОПК, так и между смежными отраслями. На начальном этапе приватизации были фактически лишены своей производственной базы крупнейшие научно-производственные комплексы (например, ОКБ им. П.О. Сухого, АНТК им. А.Н. Туполева и др.).
Приватизированные предприятия, не располагая достаточными средствами на содержание имеющихся у них объектов социальной сферы, также стремились к перепрофилированию этих объектов, обеспечивающему получение прибыли.
Таким образом, большинство приватизированных предприятий ОПК, как и государственных, оказалось в сложном экономическом и финансовом положении из-за существенного сокращения оборонного заказа и отсутствия инвестиций. Разгосударствление собственности в ОПК при отсутствии надлежащего управления не привело к повышению эффективности производства. Сейчас потребности обороны наполовину обеспечиваются частными предприятиями, в том числе акционерными обществами с участием государства. Важно при этом использовать конкурсную систему государственных закупок.
Сохранение
и активизация научно-
Меры, предпринятые Правительством России в 1998-2001 гг., позволили в основном приостановить негативные тенденции в ОПК. В частности, в ряде отраслей возрос объем производства, практически во всех отраслях существенно замедлилось его падение, улучшились некоторые показатели хозяйственной деятельности оборонных предприятий. Однако в дальнейшем необходимо решить такие важные задачи как сохранение научных школ, работающих на оборону, передовых технологий; определение наиболее перспективных военно-технических программ XXI в.
2.
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО
В России реформирование ОПК началось в 1991 г. фактически вне рамок нормативно-правового поля. Буквальное следование лозунгу "Разрешено все, что не запрещено законом" привело к ликвидации крупных производственных объединений, разрыву связей между сборочными предприятиями и профильными КБ, попаданию в зависимость от зарубежных конкурентов или банкротству целого ряда стратегически важных предприятий второго и следующих уровней кооперации. Ликвидировав советскую систему управления, государство лишилось реальных рычагов регулирования подчас стихийно протекающих процессов.
Эффективная работа предприятий отечественного ОПК практически невозможна сегодня без кардинального пересмотра нормативно-правовой базы, особенно в области государственной поддержки и функционирования формируемых интегрированных структур. Для сложившихся в стране реальных условий деятельности оборонных предприятий, характеризуемых переходом к рыночным условиям хозяйствования и наличием мощного государственного сектора, оптимальной представляется трехуровневая система управления (с четким разделением функций):
Первый уровень - уровень государственного управления.
Второй уровень - уровень корпоративного управления в рамках создающихся интегрированных структур, принимающих на себя избыточные функции государства.
Третий уровень - непосредственное управление на предприятиях.
На государственном уровне решаются следующие основные задачи:
1. Формирование
и реализация военно-
2. Разработка
и внедрение эффективных
3. Поддержание
обоснованного реально
4. Формирование
и реализация долгосрочных
5. Всесторонняя государственная поддержка.
6. Обеспечение унификации и стандартизации вооружения и военной техники.
7. Формирование
единой системы обеспечения
8. Реализация
прав по распоряжению
9. Организация
военно-технического
10. Создание
условий равноправной
11. Организация
подготовки инженерно-
12. Обеспечение
социально-экономической
Задачи, решаемые на корпоративном уровне (корпорация, холдинг):
1. Формирование
и реализация стратегии
2. Консолидация
финансовых, материальных и
3. Реструктуризация
и санация предприятий (
4. Привлечение
к финансированию коммерческих
проектов разработки и
5. Внедрение
единой системы обеспечения
6. Обеспечение
надежного послепродажного
7. Включение
результатов интеллектуальной
8. Формирование
и обеспечение реализации
Задачи, решаемые на уровне предприятий:
1. Реализация
стратегии корпорации в
2. Качественное выполнение гособоронзаказа и работ по линии ВТС.
3. Реализация социальной политики.
Состояние
оборонно-промышленного
Значительная
часть предприятий ОПК не может
расплатиться с долгами и подпадает
под процедуру банкротства
Выживают
лишь те предприятия, которые смогли
наладить экспортные поставки продукции
и завоевавшие место на внутреннем
рынке гражданской продукции, успешно
осуществив конверсионные программы.
Однако в условиях недостаточного и
нерегулярного бюджетного финансирования
эти относительно благополучные
предприятия в значительной степени
утратили возможность по созданию и
производству новой военной техники
и современной продукции
Объемы
производства военной и гражданской
продукции, в целом по ОПК, примерно
равны. Производственные мощности, ранее
использовавшиеся для выпуска вооружения
и военной техники, с той или
иной степенью эффективности переоснащаются
на производство продукции двойного
или чисто гражданского назначения.
Так, в авиационной промышленности
осуществляется выпуск газотурбинных
установок и газоперекачивающих
агрегатов, нефтепромыслового
Правительством Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006 гг.)”. Программа направлена на построение вертикально-интегрированных структур и ФПГ, позволяющих сконцентрировать ресурсы на решении определенных задач. Стратегической целью реформирования оборонной промышленности является формирование нового облика оборонно-промышленного комплекса путем его реформирования в соответствии с задачами военного строительства и с учетом основных параметров государственной программы вооружения на 2001-2010 годы, прогнозных оценок военно-технического сотрудничества и необходимости поддержания на требуемом уровне мобилизационных мощностей, а также создание условий для устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения.
Информация о работе Регулирование оборонно-промышленного комплекса