Регулирование оборонно-промышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является, насколько это возможно, полное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом.
Основными задачами моей работы являются: определение структуры оборонно-промышленного комплекса, его состояния на сегодняшний день и возможных вариантов дальнейшего развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА:……………………………………..5
Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса……………………………………………………………...5
Финансирование ОПК……………………………………………….13
Особенности приватизации предприятий отраслей……………….16
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ……………………………………………26
2.1 Особенности формирования и реализации государственной политики в ОПК………………………………………………………………….38
2.2 Основные цели и задачи государственной
политики в области ОПК……………………………………………………..…41
2.3 Краткая оценка состояния ОПК……………………………………..43
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………46
Заключение…………………………………………………………….51
Список используемой литературы…………………………………...53

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 87.47 Кб (Скачать документ)

Осуществляя в процессе приватизации политику демонополизации, Госкомимущество РФ и ГКАП РФ применяли принцип раздельной приватизации научных организаций и промышленных предприятий, входящих в единый комплекс. Это приводило к разрушению взаимоотношений науки и производства, технологических и кооперационных связей как внутри ОПК, так и между смежными отраслями. На начальном этапе приватизации были фактически лишены своей производственной базы крупнейшие научно-производственные комплексы (например, ОКБ им. П.О. Сухого, АНТК им. А.Н. Туполева и др.).

  • Ослабление государственного контроля за деятельностью приватизированных оборонных предприятий, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа. Из-за отсутствия до 1995 г. закона о государственном оборонном заказе не было налажено эффективное взаимодействие органов государственного управления с приватизированными оборонными предприятиями. Это привело к тому, что акционированные предприятия, вышедшие из Госкомоборонпрома России, а также предприятия, пакет акций которых был закреплен в государственной собственности, отказывались от выполнения оборонного заказа из-за его невыгодности.
  • Система ваучерной приватизации не создала эффективных собственников, способных обеспечить приток необходимых инвестиций в оборонный комплекс. Приватизация не стимулировала дополнительные инвестиции. Иностранные инвесторы предпочитали участвовать в создании совместных предприятий, соучредителями которых являются государственные оборонные предприятия, поскольку в этом случае снижается риск потерь вложенных капиталов.
  • Развал сложившейся социальной сферы в результате передачи объектов социально-культурного и бытового назначения в муниципальную собственность. В систему Госкомоборонпрома России входило более 70 городов-заводов с обособленными научными и промышленными подразделениями и замкнутой социальной инфраструктурой, которая в условиях кризиса пострадала в наибольшей степени. Передача объектов социально-культурного и бытового назначения в муниципальную собственность в этом случае не могла способствовать сохранению данных объектов, поскольку отчисления оборонных предприятий в местные бюджеты были незначительны. Муниципальные же органы не имели необходимых средств для поддержания социальной инфраструктуры.

Приватизированные предприятия, не располагая достаточными средствами на содержание имеющихся у них объектов социальной сферы, также стремились к перепрофилированию этих объектов, обеспечивающему получение прибыли.

Таким образом, большинство приватизированных  предприятий ОПК, как и государственных, оказалось в сложном экономическом и финансовом положении из-за существенного сокращения оборонного заказа и отсутствия инвестиций. Разгосударствление собственности в ОПК при отсутствии надлежащего управления не привело к повышению эффективности производства. Сейчас потребности обороны наполовину обеспечиваются частными предприятиями, в том числе акционерными обществами с участием государства. Важно при этом использовать конкурсную систему государственных закупок.

Сохранение  и активизация научно-промышленного  потенциала ОПК в нынешних условиях должны концентрироваться на следующих направлениях:

  • обеспечение приоритетности государственной поддержки конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, доведение государственных расходов на эти цели до нормативного уровня, установленного действующим законодательством;
  • завершение работы по реорганизации предприятий оборонной промышленности в государственные предприятия и акционерные общества с погашением задолженности, образовавшейся вследствие недофинансирования государственного оборонного заказа, и реструктуризацией других просроченных долговых обязательств;
  • поэтапное погашение накопленной задолженности государства по оборонному заказу, обеспечение строгого исполнения ассигнований на закупку военной техники и проведение НИОКР, предусмотренных законом о федеральном бюджете;
  • обеспечение государственной защиты отечественных производителей космической и авиационной техники, другой наукоемкой продукции, недопущение предоставления льгот импортерам и иностранным производителям этих видов продукции, реализация принятых нормативных актов и программ как приоритетных направлений государственной структурной политики.

Меры, предпринятые Правительством России в 1998-2001 гг., позволили  в основном приостановить негативные тенденции в ОПК. В частности, в ряде отраслей возрос объем производства, практически во всех отраслях существенно  замедлилось его падение, улучшились некоторые показатели хозяйственной деятельности оборонных предприятий. Однако в дальнейшем необходимо решить такие важные задачи как сохранение научных школ, работающих на оборону, передовых технологий; определение наиболее перспективных военно-технических программ XXI в.

 

2.  АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  И УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ

 

В России реформирование ОПК началось в 1991 г. фактически вне рамок нормативно-правового поля. Буквальное следование лозунгу "Разрешено все, что не запрещено законом" привело к ликвидации крупных производственных объединений, разрыву связей между сборочными предприятиями и профильными КБ, попаданию в зависимость от зарубежных конкурентов или банкротству целого ряда стратегически важных предприятий второго и следующих уровней кооперации. Ликвидировав советскую систему управления, государство лишилось реальных рычагов регулирования подчас стихийно протекающих процессов.

Эффективная работа предприятий отечественного ОПК практически невозможна сегодня  без кардинального пересмотра нормативно-правовой базы, особенно в области государственной  поддержки и функционирования формируемых  интегрированных структур. Для сложившихся в стране реальных условий деятельности оборонных предприятий, характеризуемых переходом к рыночным условиям хозяйствования и наличием мощного государственного сектора, оптимальной представляется трехуровневая система управления (с четким разделением функций):  

Первый  уровень - уровень государственного управления.

Второй  уровень - уровень корпоративного управления в рамках создающихся интегрированных  структур, принимающих на себя избыточные функции государства.  

Третий  уровень - непосредственное управление на предприятиях.

На государственном  уровне решаются следующие основные задачи:

1. Формирование  и реализация военно-технической  политики государства. 

2. Разработка  и внедрение эффективных механизмов  государственного регулирования  и программно-целевого управления  оборонным производством. 

3. Поддержание  обоснованного реально необходимого  уровня производственных мощностей. 

4. Формирование  и реализация долгосрочных государственных  программ вооружения. Программно-целевое  управление оборонным производством  в рамках конкретных программ  вооружения.

5. Всесторонняя  государственная поддержка. 

6. Обеспечение  унификации и стандартизации  вооружения и военной техники. 

7. Формирование  единой системы обеспечения качества  продукции. 

8. Реализация  прав по распоряжению результатами  интеллектуальной деятельности  в области военной продукции  и продукции двойного назначения.

9. Организация  военно-технического сотрудничества  с зарубежными странами.

10. Создание  условий равноправной интеграции  в мировую экономику, привлечение  крупных инвестиций стратегических  партнеров и инвесторов.

11. Организация  подготовки инженерно-технического  персонала требуемых специальностей  в государственных вузах и  в учреждениях системы профтехобразования.

12. Обеспечение  социально-экономической стабильности  в оборонно-промышленном комплексе. 

Задачи, решаемые на корпоративном уровне (корпорация, холдинг):

1. Формирование  и реализация стратегии развития  корпорации, основных производственных  отделений (бизнесов) и предприятий. 

2. Консолидация  финансовых, материальных и интеллектуальных  ресурсов на приоритетных направлениях  деятельности. Подписание контрактов  с заказчиками, госпосредником и смежниками.

3. Реструктуризация  и санация предприятий (ликвидация  дублирующих служб и производств,  избыточных физически и морально  устаревших мощностей), диверсификация  производства. Качественное обновление  научно-производственной базы ОКБ  и серийных заводов. Приобретение  необходимых активов. 

4. Привлечение  к финансированию коммерческих  проектов разработки и производства  высокотехнологичной продукции  гражданского назначения финансовых  ресурсов отечественного и зарубежного  бизнеса. 

5. Внедрение  единой системы обеспечения качества  продукции. 

6. Обеспечение  надежного послепродажного обслуживания  поставленной заказчику продукции. 

7. Включение  результатов интеллектуальной деятельности  в хозяйственный оборот.

8. Формирование  и обеспечение реализации социальной  политики на предприятиях корпорации (холдинга).

 

Задачи, решаемые на уровне предприятий:

1. Реализация  стратегии корпорации в области  разработки и производства профильной  продукции, внедрения передовых  технологий, повышения качества  выпускаемой продукции, диверсификации  и рентабельности производства.

2. Качественное  выполнение гособоронзаказа и работ по линии ВТС.

3. Реализация  социальной политики.

Состояние оборонно-промышленного комплекса  во многом определяется общим положением в экономике, развитием промышленности, технологий и научно-образовательной  сферы. Реформирование ОПК в 1992-2001 гг. носило нерегулярный и бессистемный характер, привело к резкому снижению доли продукции, выпускаемой в обрабатывающих отраслях. Уменьшение объема государственного оборонного заказа за 10 лет почти  в 100 раз привело к деградации производственной базы многих оборонных  предприятий и даже целых подотраслей. Так, если в 1985 г. авиация страны получила от промышленности более 600 самолетов разных классов, то за 1991-2001 годы – всего несколько единиц. Минобороны России из-за недостатка финансирования не в состоянии закупить для войск новые образцы самолетов, например, Су-30. Самолеты Су-30МКИ, поставляемые в Индию и Китай по своим тактико-техническим характеристикам превосходят самолеты, которыми располагают российские Вооруженные Силы.

Значительная  часть предприятий ОПК не может  расплатиться с долгами и подпадает  под процедуру банкротства только потому, что в свое время не получили денег, заработанных при выполнении государственного оборонного заказа. Для российской экономики характерно широкое распространение и использование  устаревших технологий, их доля превышает 80% используемого технологического потенциала. Устаревание является функцией технологической конкуренции и  спроса, а не только физического  состояния основных фондов. Поэтому  при возобновлении спроса устаревание фондов может прекратиться.

Выживают  лишь те предприятия, которые смогли наладить экспортные поставки продукции  и завоевавшие место на внутреннем рынке гражданской продукции, успешно  осуществив конверсионные программы. Однако в условиях недостаточного и  нерегулярного бюджетного финансирования эти относительно благополучные  предприятия в значительной степени  утратили возможность по созданию и  производству новой военной техники  и современной продукции военного назначения.

Объемы  производства военной и гражданской  продукции, в целом по ОПК, примерно равны. Производственные мощности, ранее  использовавшиеся для выпуска вооружения и военной техники, с той или  иной степенью эффективности переоснащаются на производство продукции двойного или чисто гражданского назначения. Так, в авиационной промышленности осуществляется выпуск газотурбинных  установок и газоперекачивающих агрегатов, нефтепромыслового оборудования, металлорежущих станков с автоматизированными  системами управления. В электронной  промышленности производятся интегральные микросхемы, электровакуумные и полупроводниковые  приборы, контрольно-измерительная  аппаратура. Судостроительная промышленность выпускает противопожарные суда, буксиры, рыболовные судна (преимущественно  на экспорт). На предприятиях ракетно-космической промышленности развивается производство медицинской аппаратуры и аппаратуры для многофункционального мониторинга окружающей среды. Эти успехи достигнуты ценой значительного сокращения объема выпуска вооружения и военной техники, и полного прекращения производства некоторых видов военной продукции.

Правительством  Российской Федерации была принята  Федеральная целевая программа  “Реформирование и развитие оборонно-промышленного  комплекса (2002–2006 гг.)”. Программа направлена на построение вертикально-интегрированных  структур и ФПГ, позволяющих сконцентрировать ресурсы на решении определенных задач. Стратегической целью реформирования оборонной промышленности является формирование нового облика оборонно-промышленного комплекса путем его реформирования в соответствии с задачами военного строительства и с учетом основных параметров государственной программы вооружения на 2001-2010 годы, прогнозных оценок военно-технического сотрудничества и необходимости поддержания на требуемом уровне мобилизационных мощностей, а также создание условий для устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения.

Информация о работе Регулирование оборонно-промышленного комплекса