Роль государства в регулировании труда и доходов работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 04:22, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы состоит в том, чтобы выявить сложившиеся к настоящему времени основные проблемы в области регулирования заработной платы и политики доходов и рассмотреть пути их возможного решения.
Цели и задачи состоят в том, чтобы детально рассмотреть такие аспекты, как – регулирование заработной платы, оценки современного состояния организации реформирования и оплаты труда в РФ, а также формы и системы оплаты труда.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е
О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь
ГЛАВА 1. Роль государства в регулировании труда и доходов работников.
1.1. Государственное регулирование оплаты труда
1.2. Оценка современного состояния организации реформирования и оплаты труда в РФ.
1.3 Формы и системы оплаты труда.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа состоит из  1 файл

ана.docx

— 69.49 Кб (Скачать документ)

       – сокращением доли заработной платы в доходах населения. Так, если в 1990г. доля на оплату труда в денежных доходах населения составляла 73,1%, то на протяжении последующих лет она имела устойчивую тенденцию к сокращению.

       Падение стимулирующей функции заработной платы обусловлено отсутствием  тесной взаимосвязи результатов  труда каждого работника с  уровнем его оплаты, падением объемов  производства, необоснованной дифференциацией  заработной платы, отклонением цены рабочей силы от ее реальной стоимости, падением роли нормирования в организации  и оплате труда.

       Важным  моментом в выполнении заработной платой стимулирующей функции является обеспечение оптимальной доли тарифной части оплаты труда в структуре  фонда заработной платы, которая  в ходе формирования рыночной экономики  постоянно снижалась, а доля поощрительных, стимулирующих и компенсационных  выплат, соответственно возрастала. При  этом поощрительные и стимулирующие  выплаты не были связаны с повышением эффективности производства и производились  чисто механически с целью  увеличения заработной платы. Доля заработной платы за выполненную работу (тарифная часть) в целом по отраслям экономики  составляла в 2000 г. – 58,1%, доля выплат компенсирующего  характера – 3,3%, и выплаты стимулирующего характера – 27,1%. Самая низкая доля тарифной части в фонде заработной платы отмечается в аппарате органов  кооперативных организаций – 24,6%, в страховании и кредитовании – 32,9%, в банках – 31,2%. Доля выплат стимулирующего характера в аппарате органов  кооперативных организаций составляет – 65,7%, в банках 58,2%, в страховании  и кредитовании выплаты стимулирующего характера отсутствуют, в тоже время  прочие выплаты составляют 67,1%.

       Как результат – такой механизм повышения  заработной платы не обеспечивает выполнение стимулирующей функции, а выполняет  лишь функцию компенсации удорожания уровня жизни.

       В России основные элементы механизма государственного регулирования оплаты труда представлены на рис. 1.1. 

        
 
 

Рис. 1.1. Основные элементы механизма государственного регулирования оплаты труда

       Минимальный потребительский бюджет представляет собой денежную оценку минимальных  благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих  и нормальную жизнедеятельность  нетрудоспособных. Именно этот показатель является социальным нормативом, стандартом, включающим научно-обоснованные нормы  и нормативы по продуктам питания, важнейшим непроизводственным товарам  и услугам. В России при расчете минимального потребительского бюджета за основу принимается среднестатистическая семья, состоящая из 4-х человек: мужчина трудоспособного возраста, женщина трудоспособного возраста и 2-х детей школьного возраста.

       Минимальный потребительский бюджет рассчитывается на основе потребительской корзины. Потребительская корзина бывает двух видов: минимальной, которая включает в себя минимальный набор жизненных средств, удовлетворяющих первичным потребностям человека, и рациональная потребительская корзина устанавливается исходя из различных всесторонних потребностей человека.

       На  основании стоимости минимальной  потребительской корзины устанавливается  понятие черты бедности – это  тот порог, ниже которого минимальный  потребительский бюджет не должен опускаться.

       В России минимальная заработная плата является одним из элементов государственного регулирования в области оплаты труда. Согласно Трудовому кодексу РФ (статья 59) минимальная заработная плата – государственный минимальный обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течении месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда. Размер минимальной заработной платы определяется исходя из минимального потребительского бюджета и устанавливается Правительством России. Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в поддержании способности работника к производительному труду и к простому воспроизводству рабочей силы.

       Основными функциями, которые призвана выполнять  минимальная заработная плата, являются – воспроизводство рабочей силы и социальная защита работников наемного труда.

       Согласно  Конвенции Международной организации  труда (МОТ) №131 «Об установлении минимальной  заработной платы с особым учетом развивающихся стран», основными  факторами, которые учитываются  при определении уровня минимальной  заработной платы, насколько это  возможно и приемлемо в соответствии с национальной практикой и условиями, являются:

       – потребности работников и их семей;

       – сложившийся уровень средней заработной платы в экономике и социальных трансфертов;

       – уровень занятости населения и производительности труда;

       – уровень экономического развития страны;

       – возможности государственного бюджета и нанимателей.

       Установление  минимальной заработной платы в  странах с рыночной экономикой имеет  важное социально-экономическое значение, поскольку оказывает влияние  на:

       – уровень бедности;

       – стимулирование повышения жизненного уровня населения;

       – увеличение его покупательной способности;

       – выравнивание условий конкуренции хозяйствующих субъектов;

       – создание оптимальной структуры и дифференциации заработной платы.

       В России, где из-за постоянного падения реального размера минимальной заработной платы и ее соотношения с минимальным потребительским бюджетом и бюджетом прожиточного минимума, функции минимальной заработной платы в обеспечении воспроизводства рабочей силы и социальной защиты наемных работников полностью утеряны. Это привело к занижению стоимости (цены) рабочей силы, снижению материальной защищенности наемных работников, распространению нелегальных форм занятости и оплаты труда, распространению бедности.

       Минимальная заработная плата периодически пересматривается Правительством  России. Динамика уровня минимальной заработной платы и ее соотношение с тарифной ставкой первого разряда ЕТС, бюджетом прожиточного минимума (БПМ), минимальным потребительским бюджетом (МПБ) и среднемесячной заработной платой представлена в (табл. 1.1.). Данные (табл. 1.1.) свидетельствуют о том, что с 1992г. по 1999г. периодичность пересмотра размера минимальной заработной платы весьма различна. Чаще пересматривался размер минимальной заработной платы в 1992г. – 4 раза, в 1993г. – 6 раз, реже – с 1995 г. по 1999г. – 2-3 раза в год. Размер тарифной ставки первого разряда ЕТС на протяжении 1992-1997гг. устанавливался выше уровня минимальной заработной платы от 5 до 18 процентов (за исключением периода с 01.03.1995г. по 31.12.1995г.). С 1 января 1998г. тарифная ставка первого разряда ЕТС превышает уровень минимальной заработной платы в 2 и более раза.

      Таблица 1.1.

Динамика  уровня минимальной заработной платы и ее соотношение с тарифной ставкой первого разряда ЕТС, бюджетом прожиточного минимума, минимальным потребительским бюджетом и среднемесячной заработной платой.

Период Минимальная заработная плата, руб. Соотношение минимальной заработной платы с
тарифная  ставка первого разряда, % бюджетом прожиточного минимума, % минимальным потребительским  бюджетом, % среднемесячной  заработной платой, %
1 2 3 4 5 6
1.01.1992 г. 350 88,0     26,9
1.03.1992 г. 550 92,0   54,4 26,1
1.05.1992 г. 1000 95,0   71,9 30,0
1.11.1992 г. 2000 91,0   73,3 23,6
1.01.1993 г. 3000 83,0   70,8 23,1
1.04.1993 г. 4500 90,0   55,2 19,1
1.06.1993 г. 6600 94,0   51,7 17,7
1.08.1993 г. 9000 82,0   37,8 15,9
1.10.1993 г. 15000 88,0   40,9 15,7
1.11.1993 г. 20000 91,0   39,0 16,4
1.01.1994 г. 30000 91,0   27,6 15,9

      Продолжение табл. 1.1.

1.04.1994 г. 60000 92,0   28,7 15,1
1.07.1994 г. 100000 91,0   21,2 12,2
1.11.1994 г. 20000 91,0 7,0 13,1 10,1
1.01.1995 г. 30000 91,0 7,0 11,1 8,8
1.03.1995 г. 60000 60,0 14,0 11,6 9,1
1.01.1996 г. 100000 91,0 15,0 10,8 10,5
1.01.1997 г. 130000 90,0 15,0 10,5 8,5
1.04.1997 г. 150000 88,0 15,0 9,6 8,0
1.09.1997 г. 200000 91,0 16,0 10,5 7,0
1.01.1998 г. 250000 50,0 17,0 10,9 8,3
1.10.1998 г. 350000 50,0 15,0 9,3 6,1
1.11.1998 г. 437500 50,0 19,0 10,0 7,0
1.01.1999 г. 500000 42,0 12,0 7,2 5,6
1.05.1999 г. 1000000 47,0 11,0 7,5 5,7
1.10.1999 г. 1450000 48,0 11,3 7,3 5,3
1.01.2000 г. 2200 49,0 12,2 7,9 6,0
1.05 2000 г. 2600 50,0 10,5 6,8 4,8
1.10.2000 г. 3600 50,0 11,1 7,2 4,7
1.03.2001 г. 5700 50,0 15,0 8,9 4,6
1.07.2001 г. 7500 51,7 14,4 8,9 5,4
 

       Соотношение минимальной заработной платы с  БПМ и МПБ, как свидетельствуют  данные табл. 1.1, имело устойчивую тенденцию  к снижению на протяжении 1992-2001гг. и составило в I кв. 2001г. соответственно 14,4 и 8,9%.

       Аналогичная тенденция прослеживается и по соотношению  минимальной и среднемесячной заработной платы. Так, если в 1992г. минимальная заработная плата составляла 26,9% от среднемесячной заработной платы, то в 2000г. и в начале 2001г. составляет 4- 5%.

       Вышеизложенное  свидетельствует о том, что минимальная  заработная плата в результате ее низкого реального содержания не выполняет роли социально-трудовой гарантии для работников наемного труда.

       Центральное место в механизме дифференциации заработной платы отводится тарифной системе, состоящей из: тарифной ставки 1-го разряда, определенной на основе минимальной  заработной платы; единой тарифной сетки (ЕТС); тарифно-квалификационных справочников. Основные исходные положения формирования тарифной системы оплаты труда состоят  в следующем:

       • во-первых, тарифные ставки и оклады являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда;

       • во-вторых, предприятия могут самостоятельно устанавливать любые размеры (не ниже минимума) как ставок и окладов, так и других составляющих заработка.

       Единая  тарифная сетка (ЕТС) представляет собой  совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Она является главным инструментом в руках государства при осуществлении  единой в стране политики в области  заработной платы.

       В целях обеспечения необходимого единства меры труда и его оплаты при помощи ЕТС производятся дифференциация и регулирование основной (тарифной) части заработной платы различных  профессионально-квалификационных групп  работников в зависимости от значения отдельных отраслей экономики и  следующих факторов:

       – сложности труда (квалификации) – в пределах одной профессии, должности (внутри профессиональная, внутри должностная дифференциация);

       – содержания и специфики труда у рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания, специалистов, руководителей предприятий и организаций, функциональных и производственных подразделений (междолжностная дифференциация);

Информация о работе Роль государства в регулировании труда и доходов работников