Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 04:22, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, чтобы выявить сложившиеся к настоящему времени основные проблемы в области регулирования заработной платы и политики доходов и рассмотреть пути их возможного решения.
Цели и задачи состоят в том, чтобы детально рассмотреть такие аспекты, как – регулирование заработной платы, оценки современного состояния организации реформирования и оплаты труда в РФ, а также формы и системы оплаты труда.
В В Е Д Е Н И Е
О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь
ГЛАВА 1. Роль государства в регулировании труда и доходов работников.
1.1. Государственное регулирование оплаты труда
1.2. Оценка современного состояния организации реформирования и оплаты труда в РФ.
1.3 Формы и системы оплаты труда.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
– сокращением доли заработной платы в доходах населения. Так, если в 1990г. доля на оплату труда в денежных доходах населения составляла 73,1%, то на протяжении последующих лет она имела устойчивую тенденцию к сокращению.
Падение
стимулирующей функции
Важным
моментом в выполнении заработной платой
стимулирующей функции является
обеспечение оптимальной доли тарифной
части оплаты труда в структуре
фонда заработной платы, которая
в ходе формирования рыночной экономики
постоянно снижалась, а доля поощрительных,
стимулирующих и
Как результат – такой механизм повышения заработной платы не обеспечивает выполнение стимулирующей функции, а выполняет лишь функцию компенсации удорожания уровня жизни.
В
России основные элементы механизма государственного
регулирования оплаты труда представлены
на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Основные элементы механизма государственного регулирования оплаты труда
Минимальный потребительский бюджет представляет собой денежную оценку минимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных. Именно этот показатель является социальным нормативом, стандартом, включающим научно-обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, важнейшим непроизводственным товарам и услугам. В России при расчете минимального потребительского бюджета за основу принимается среднестатистическая семья, состоящая из 4-х человек: мужчина трудоспособного возраста, женщина трудоспособного возраста и 2-х детей школьного возраста.
Минимальный потребительский бюджет рассчитывается на основе потребительской корзины. Потребительская корзина бывает двух видов: минимальной, которая включает в себя минимальный набор жизненных средств, удовлетворяющих первичным потребностям человека, и рациональная потребительская корзина устанавливается исходя из различных всесторонних потребностей человека.
На
основании стоимости
В России минимальная заработная плата является одним из элементов государственного регулирования в области оплаты труда. Согласно Трудовому кодексу РФ (статья 59) минимальная заработная плата – государственный минимальный обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течении месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда. Размер минимальной заработной платы определяется исходя из минимального потребительского бюджета и устанавливается Правительством России. Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в поддержании способности работника к производительному труду и к простому воспроизводству рабочей силы.
Основными функциями, которые призвана выполнять минимальная заработная плата, являются – воспроизводство рабочей силы и социальная защита работников наемного труда.
Согласно
Конвенции Международной
– потребности работников и их семей;
– сложившийся уровень средней заработной платы в экономике и социальных трансфертов;
– уровень занятости населения и производительности труда;
– уровень экономического развития страны;
– возможности государственного бюджета и нанимателей.
Установление
минимальной заработной платы в
странах с рыночной экономикой имеет
важное социально-экономическое
– уровень бедности;
– стимулирование повышения жизненного уровня населения;
– увеличение его покупательной способности;
– выравнивание условий конкуренции хозяйствующих субъектов;
– создание оптимальной структуры и дифференциации заработной платы.
В России, где из-за постоянного падения реального размера минимальной заработной платы и ее соотношения с минимальным потребительским бюджетом и бюджетом прожиточного минимума, функции минимальной заработной платы в обеспечении воспроизводства рабочей силы и социальной защиты наемных работников полностью утеряны. Это привело к занижению стоимости (цены) рабочей силы, снижению материальной защищенности наемных работников, распространению нелегальных форм занятости и оплаты труда, распространению бедности.
Минимальная заработная плата периодически пересматривается Правительством России. Динамика уровня минимальной заработной платы и ее соотношение с тарифной ставкой первого разряда ЕТС, бюджетом прожиточного минимума (БПМ), минимальным потребительским бюджетом (МПБ) и среднемесячной заработной платой представлена в (табл. 1.1.). Данные (табл. 1.1.) свидетельствуют о том, что с 1992г. по 1999г. периодичность пересмотра размера минимальной заработной платы весьма различна. Чаще пересматривался размер минимальной заработной платы в 1992г. – 4 раза, в 1993г. – 6 раз, реже – с 1995 г. по 1999г. – 2-3 раза в год. Размер тарифной ставки первого разряда ЕТС на протяжении 1992-1997гг. устанавливался выше уровня минимальной заработной платы от 5 до 18 процентов (за исключением периода с 01.03.1995г. по 31.12.1995г.). С 1 января 1998г. тарифная ставка первого разряда ЕТС превышает уровень минимальной заработной платы в 2 и более раза.
Таблица 1.1.
Динамика уровня минимальной заработной платы и ее соотношение с тарифной ставкой первого разряда ЕТС, бюджетом прожиточного минимума, минимальным потребительским бюджетом и среднемесячной заработной платой.
Период | Минимальная заработная плата, руб. | Соотношение минимальной заработной платы с | |||
тарифная ставка первого разряда, % | бюджетом прожиточного минимума, % | минимальным потребительским бюджетом, % | среднемесячной заработной платой, % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.01.1992 г. | 350 | 88,0 | 26,9 | ||
1.03.1992 г. | 550 | 92,0 | 54,4 | 26,1 | |
1.05.1992 г. | 1000 | 95,0 | 71,9 | 30,0 | |
1.11.1992 г. | 2000 | 91,0 | 73,3 | 23,6 | |
1.01.1993 г. | 3000 | 83,0 | 70,8 | 23,1 | |
1.04.1993 г. | 4500 | 90,0 | 55,2 | 19,1 | |
1.06.1993 г. | 6600 | 94,0 | 51,7 | 17,7 | |
1.08.1993 г. | 9000 | 82,0 | 37,8 | 15,9 | |
1.10.1993 г. | 15000 | 88,0 | 40,9 | 15,7 | |
1.11.1993 г. | 20000 | 91,0 | 39,0 | 16,4 | |
1.01.1994 г. | 30000 | 91,0 | 27,6 | 15,9 |
Продолжение табл. 1.1.
1.04.1994 г. | 60000 | 92,0 | 28,7 | 15,1 | |
1.07.1994 г. | 100000 | 91,0 | 21,2 | 12,2 | |
1.11.1994 г. | 20000 | 91,0 | 7,0 | 13,1 | 10,1 |
1.01.1995 г. | 30000 | 91,0 | 7,0 | 11,1 | 8,8 |
1.03.1995 г. | 60000 | 60,0 | 14,0 | 11,6 | 9,1 |
1.01.1996 г. | 100000 | 91,0 | 15,0 | 10,8 | 10,5 |
1.01.1997 г. | 130000 | 90,0 | 15,0 | 10,5 | 8,5 |
1.04.1997 г. | 150000 | 88,0 | 15,0 | 9,6 | 8,0 |
1.09.1997 г. | 200000 | 91,0 | 16,0 | 10,5 | 7,0 |
1.01.1998 г. | 250000 | 50,0 | 17,0 | 10,9 | 8,3 |
1.10.1998 г. | 350000 | 50,0 | 15,0 | 9,3 | 6,1 |
1.11.1998 г. | 437500 | 50,0 | 19,0 | 10,0 | 7,0 |
1.01.1999 г. | 500000 | 42,0 | 12,0 | 7,2 | 5,6 |
1.05.1999 г. | 1000000 | 47,0 | 11,0 | 7,5 | 5,7 |
1.10.1999 г. | 1450000 | 48,0 | 11,3 | 7,3 | 5,3 |
1.01.2000 г. | 2200 | 49,0 | 12,2 | 7,9 | 6,0 |
1.05 2000 г. | 2600 | 50,0 | 10,5 | 6,8 | 4,8 |
1.10.2000 г. | 3600 | 50,0 | 11,1 | 7,2 | 4,7 |
1.03.2001 г. | 5700 | 50,0 | 15,0 | 8,9 | 4,6 |
1.07.2001 г. | 7500 | 51,7 | 14,4 | 8,9 | 5,4 |
Соотношение минимальной заработной платы с БПМ и МПБ, как свидетельствуют данные табл. 1.1, имело устойчивую тенденцию к снижению на протяжении 1992-2001гг. и составило в I кв. 2001г. соответственно 14,4 и 8,9%.
Аналогичная тенденция прослеживается и по соотношению минимальной и среднемесячной заработной платы. Так, если в 1992г. минимальная заработная плата составляла 26,9% от среднемесячной заработной платы, то в 2000г. и в начале 2001г. составляет 4- 5%.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что минимальная заработная плата в результате ее низкого реального содержания не выполняет роли социально-трудовой гарантии для работников наемного труда.
Центральное
место в механизме
• во-первых, тарифные ставки и оклады являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда;
• во-вторых, предприятия могут самостоятельно устанавливать любые размеры (не ниже минимума) как ставок и окладов, так и других составляющих заработка.
Единая
тарифная сетка (ЕТС) представляет собой
совокупность квалификационных разрядов
и соответствующих им тарифных коэффициентов.
Она является главным инструментом
в руках государства при
В
целях обеспечения необходимого
единства меры труда и его оплаты
при помощи ЕТС производятся дифференциация
и регулирование основной (тарифной)
части заработной платы различных
профессионально-
– сложности труда (квалификации) – в пределах одной профессии, должности (внутри профессиональная, внутри должностная дифференциация);
– содержания и специфики труда у рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания, специалистов, руководителей предприятий и организаций, функциональных и производственных подразделений (междолжностная дифференциация);
Информация о работе Роль государства в регулировании труда и доходов работников