Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:53, курсовая работа
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов.
Введение.......................................................................................................3
Глава 1.Сущность и роль информации в экономике
Понятие и роль информации в экономике................................6
Характеристики и свойства информации.................................6
Виды информации.......................................................................8
Глава 2. Информация как экономический ресурс
2.1 Применение информации как экономического ресурса.........11
2.2. Информационные продукты и услуги, их производство.......16
2.3. Виды информационного ресурса, его использование и формирование в экономической системе.......…………………....18
Глава 3. Рынок информационных продуктов и услуг
3.1. Понятие и структура рынка информационных продуктов и услуг...................................................................................................22
3.2. Развитие рынка информационных услуг................................24
3.3. Рынок информационных услуг в России………....................27
Заключение................................................................................................30
Список литературы....................................................................................33
По формам собственности информационные ресурсы подразделяются:
•государственные;
•межгосударственные;
•негосударственные (в том числе коммерческие);
•смешанной собственности.
Виды наиболее существенных
ресурсов рассмотрим на примере государственной
политики. Государственная политика
в сфере формирования информационных
ресурсов и информатизации направлена
на создание условий для эффективного
и качественного
Основные
направления государственной
•обеспечение условий
для развития и защиты всех
форм собственности на
•формирование и защита информационных ресурсов;
•создание и развитие
федеральных и региональных
•создание условий
для качественного и
•содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
•формирование и
•создание и
•развитие законодательства
в сфере информационных
При всех недостатках информационно - управляющие системы органов государственной власти могут служить основой, которая обеспечит формирование государственных информационных ресурсов. Для этого требуется решение сложных вопросов, связанных с обеспечением формирования и ведения министерствами и ведомствами государственных информационных ресурсов. Это относится в первую очередь к таким организациям, как:
•Государственный комитет РФ по статистике;
•Федеральная служба
России по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей
•Комитет РФ по геологии и использованию недр;
•Государственный комитет
санитарно-эпидемиологического
•Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ;
•Федеральная служба занятости России;
•Государственной таможенный комитет Российской Федерации;
•Государственный комитет
РФ по управлению
•Государственная налоговая служба Российской Федерации.
Серьезной проблемой в
становлении правового
Таким образом, информационные ресурсы являются объектами и физических и юридических лиц, а также государства. В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляется сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту.
Формирование же информационных
ресурсов обеспечивают управляющие
системы органов
Глава 3. Рынок информационных продуктов и услуг
3.1 Понятие и структура рынка информационных продуктов и услуг
Рынок информационных продуктов и услуг (информационные рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально–вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу–хау, инженерно–технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов являются:
* центры, где создаются
и хранятся базы данных, а также
производится постоянное
* центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
* службы телекоммуникации и передачи данных;
* специальные службы,
куда стекается информация по
конкретной сфере деятельности
для ее анализа, обобщения,
прогнозирования, например
* коммерческие фирмы;
* информационные брокеры.
Потребителями информационных продуктов и услуг являются различные юридические и физические лица, решающие задачи.
Структура рынка информационных продуктов и услуг.
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально–технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно–исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
В настоящее время
в России быстрыми темпами
идет формирование рынка
* Техническая и
технологическая составляющая. Это
современное информационное
* Нормативно–правовая
составляющая. Это юридические документы:
законы, указы, постановления, которые
обеспечивают цивилизованные
* Информационная
составляющая. Это справочно–навигационные
средства и структуры,
* Организационная
составляющая. Это элементы государственного
регулирования взаимодействия
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
Функции информационного бизнеса:
* управление финансами и ведение учета;
* управление кадрами;
* материально–техническое снабжение;
* организация производства;
* маркетинговые исследования;
* лизинговые операции;
* консультационное обслуживание;
* страхование имущества и информации;
* организация службы информационной безопасности;
* сервисное обслуживание.
3.2 Развитие рынка информационных услуг
Сегодня во всех
странах независимо от уровня
экономического и социального
развития происходит
1987 год принято считать
датой начала формирования
Ярким проявлением этих тенденций является значительное увеличение числа занятых информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной с производством, обработкой, хранением и распространением информации.
Полноценное развитие получили проекты, связанные с разработкой и распространением справочно-правовых систем. Наиболее известна своей маркетинговой политикой фирма "Консультант-Плюс". Постоянно совершенствуются продукты фирмы "Гарант-Сервис", настраиваемые на потребности различных групп потребителей. Система "Кодекс" стала популярной у дистрибьюторов различных регионов. Имеется еще более десятка фирм, продающих на рынке свои базы данных правовой информации. Развитие этого сектора рынка было обеспечено доступностью официальной информации и наличием потребительской среды, вынужденной постоянно следить за изменениями законов и норм в России. Постоянно пользуется спросом информация о предприятиях, продуктах и услугах. Активно работают в этом секторе компании WA-2. АСУ-ИМПУЛЬС, ИНФОРМСИСТЕМА (ее продукт, содержащий более 100 тыс. записей, выведен в Internet для бесплатного доступа), НОРМА, ЛАРИКС и др. Опыт работы с клиентами АО "МБИТ" показывает, что высок интерес пользователей к информации по экспортерам и импортерам. Но актуализация адресных баз данных - это дорогостоящий процесс. Поэтому основные продукты этого сектора стоят достаточно дорого. Развитию этого сектора также мешает компьютерное пиратство.
Рынок информационных товаров
и услуг является сегодня самым
динамично развивающимся. В развитых
странах, прежде всего в США, доля
работников информационного сектора
экономики в общем числе
3.3 Рынок информационных услуг в России
Что же касается рынка России,
то информация представлена на различных
носителях. Печатные справочные издания
массового назначения имеют тираж
50- 100 тыс., специализированные (включая
адресные регистры) успешно расходятся
в количестве 3-5 тысяч. Несмотря на широкое
развитие автоматизации, потребители
не отказываются от дешевых и удобных
печатных изданий с коммерческими
предложениями. Например, фирма "Мобил"
получает в 10 раз больше прибыли
от печатного бюллетеня с
Тиражирование электронных
баз данных на дискетах упала на
2 порядка по сравнению с периодом
конца 80-х - начала 90-х годов, когда
предприниматели оснащались компьютерами
и искали своих партнеров. Появились
CD-ROM с деловой информацией. Например,
в АСУ-ИМПУЛЬС находится в