Роль информации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:53, курсовая работа

Описание

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
Глава 1.Сущность и роль информации в экономике
Понятие и роль информации в экономике................................6
Характеристики и свойства информации.................................6
Виды информации.......................................................................8
Глава 2. Информация как экономический ресурс
2.1 Применение информации как экономического ресурса.........11
2.2. Информационные продукты и услуги, их производство.......16
2.3. Виды информационного ресурса, его использование и формирование в экономической системе.......…………………....18
Глава 3. Рынок информационных продуктов и услуг
3.1. Понятие и структура рынка информационных продуктов и услуг...................................................................................................22
3.2. Развитие рынка информационных услуг................................24
3.3. Рынок информационных услуг в России………....................27
Заключение................................................................................................30
Список литературы....................................................................................33

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая экономическая теория.docx

— 61.14 Кб (Скачать документ)

 По формам собственности информационные ресурсы подразделяются:

 •государственные;

 •межгосударственные; 

 •негосударственные (в том числе коммерческие);

 •смешанной собственности. 

Виды наиболее существенных ресурсов рассмотрим на примере государственной  политики. Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного  обеспечения решения оперативных  задач социально-экономического развития.

 Основные  направления государственной политики  в сфере информатизации является: 

 •обеспечение условий  для развития и защиты всех  форм собственности на информационные  ресурсы; 

 •формирование и защита  информационных ресурсов;

 •создание и развитие  федеральных и региональных информационных  систем и сетей, обеспечение  их совместимости и взаимодействия  в едином информационном пространстве  РФ;

 •создание условий  для качественного и эффективного  информационного обеспечения граждан,  органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений  на основе государственных информационных  ресурсов;

 •содействие формированию  рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий  и средств их обеспечения; 

 •формирование и осуществление  единой научно-технической и промышленной  политики в сфере информатизации  с учетом современного мирового  уровня развития информационных  технологий;

 •создание и совершенствование  системы привлечения инвестиций  и механизма стимулирования разработки  и реализации проектов информатизации;

 •развитие законодательства  в сфере информационных процессов,  информатизации и защиты информации.

При всех недостатках информационно - управляющие системы органов  государственной власти могут служить  основой, которая обеспечит формирование государственных информационных ресурсов. Для этого требуется решение  сложных вопросов, связанных с  обеспечением формирования и ведения  министерствами и ведомствами государственных  информационных ресурсов. Это относится  в первую очередь к таким организациям, как:

 •Государственный комитет  РФ по статистике;

 •Федеральная служба  России по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды; 

 •Комитет РФ по  геологии и использованию недр;

 •Государственный комитет  санитарно-эпидемиологического надзора  РФ;

 •Министерство охраны  окружающей среды и природных  ресурсов РФ;

 •Федеральная служба  занятости России;

 •Государственной таможенный  комитет Российской Федерации; 

 •Государственный комитет  РФ по управлению государственным  имуществом;

 •Государственная налоговая  служба Российской Федерации. 

Серьезной проблемой в  становлении правового государства  является обеспечение юридических  и физических лиц правовой информацией. Эта информация должна быть прокомментирована, приближена к пользователю и порядок ее получения должен быть предельно упрощен. Здесь особая роль принадлежит Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации, на которые возложено формирование информационных фондов правовой информации и организация доступа к ним организаций и граждан, и Министерству культуры Российской Федерации, "под патронажем" которого находится сеть библиотек, непосредственно обслуживающих население.

Таким образом, информационные ресурсы являются объектами и  физических и юридических лиц, а  также государства. В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляется сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту.

Формирование же информационных ресурсов обеспечивают управляющие  системы органов государственной  власти. Данные государственные информационные ресурсы являются открытыми, за исключением  категории ограниченного доступа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Рынок информационных продуктов и услуг

3.1 Понятие и структура рынка информационных продуктов и  услуг

Рынок информационных продуктов и услуг (информационные рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

  Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально–вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу–хау, инженерно–технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

 Основным  источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

 Поставщиками информационных продуктов являются:

   * центры, где создаются  и хранятся базы данных, а также  производится постоянное накопление  и редактирование в них информации;

   * центры, распределяющие  информацию на основе разных  баз данных;

   * службы телекоммуникации  и передачи данных;

   * специальные службы, куда стекается информация по  конкретной сфере деятельности  для ее анализа, обобщения,  прогнозирования, например консалтинговые  фирмы, банки, биржи; 

   * коммерческие фирмы; 

   * информационные  брокеры. 

Потребителями информационных продуктов и услуг являются различные  юридические и физические лица, решающие задачи.

Структура рынка  информационных продуктов и услуг.

Совокупность средств, методов  и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально–технологический  комплекс производства современных  средств и методов обработки  и передачи информации, но также  сеть научно–исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

 В настоящее время  в России быстрыми темпами  идет формирование рынка информационных  продуктов и услуг, важнейшими  компонентами которого являются:

   * Техническая и  технологическая составляющая. Это  современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная  сеть и соответствующие им  технологии переработки информации.

   * Нормативно–правовая  составляющая. Это юридические документы:  законы, указы, постановления, которые  обеспечивают цивилизованные отношения  на информационном рынке. (Закон  "Об информации, информатизации  и защите информации"; Закон  "Об авторском праве и смежных  правах"; Закон "О правовой  охране программ для ЭВМ и  баз данных", Закон " О правовой  охране топологий интегральных  схем").

   * Информационная  составляющая. Это справочно–навигационные  средства и структуры, помогающие  находить нужную информацию.

   * Организационная  составляющая. Это элементы государственного  регулирования взаимодействия производителей  и распространителей информационных продуктов и услуг.

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и  развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

Функции информационного  бизнеса:

   * управление финансами  и ведение учета; 

   * управление кадрами; 

   * материально–техническое  снабжение; 

   * организация производства;

   * маркетинговые исследования;

   * лизинговые операции;

   * консультационное  обслуживание;

   * страхование имущества  и информации;

   * организация службы  информационной безопасности;

   * сервисное обслуживание.

 

3.2 Развитие рынка информационных услуг

 

 Сегодня во всех  странах независимо от уровня  экономического и социального  развития происходит структурная  перестройка, связанная с ростом  информационного сектора экономики  и соответственно влекущая за  собой значительные социальные, политические и культурные изменения  в обществе.

1987 год принято считать  датой начала формирования российского  информационного рынка. В это  время появились нормативные  документы, официально разрешающие  деятельность кооперативов и  предприятий с иностранным участием, сыгравших важную роль в развитии  рынка деловой информации в  России. В это время появились  нормативные документы, официально  разрешающие деятельность кооперативов  и предприятий с иностранным  участием, сыгравших важную роль  в развитии рынка деловой информации  в России. До этого времени,  хотя информация и признавалась  товаром, рыночные отношения сдерживались  из-за жесткой государственной  регламентации информационной сферы.  За последнее десятилетие можно  выделить два периоды развития  информационного рынка. С 1987 года  по 1992 год условия для развития  рынка информационных продуктов  и услуг были благоприятны (возникновение  новых потребностей в результате  активизации предпринимательской  деятельности, относительно высокий  платежный спрос, наличие дешевого  информационного "сырья", созданного  в рамках государственных структур). Активность коммерческих фирм  в информационной сфере определялась  возможностью получения значительных  прибылей. Некоторые фирмы даже  смогли купить собственность,  которая позволила им в дальнейшем  конкурировать с более крупными  структурами. Жесткая либерализация  экономики в 1992 году привела  к существенному ухудшению макроэкономических  условий для развития рынка  информационных продуктов и услуг.  Сохранившие информационный бизнес  фирмы вынуждены были настраиваться  на потребности платежеспособных  групп. Это привело к ограничению  номенклатуры общедоступных на  рынке продуктов, "вымыванию"  дешевых услуг. Информационное  производство стало невыгодным. Успехи по продажам были, как  правило, связаны не с качеством  информационного продукта, а с  успешной рекламной кампанией.

Ярким проявлением этих тенденций  является значительное увеличение числа  занятых информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной с производством, обработкой, хранением и распространением информации.

Полноценное развитие получили проекты, связанные с разработкой  и распространением справочно-правовых систем. Наиболее известна своей маркетинговой  политикой фирма "Консультант-Плюс". Постоянно совершенствуются продукты фирмы "Гарант-Сервис", настраиваемые  на потребности различных групп  потребителей. Система "Кодекс" стала  популярной у дистрибьюторов различных  регионов. Имеется еще более десятка  фирм, продающих на рынке свои базы данных правовой информации. Развитие этого сектора рынка было обеспечено доступностью официальной информации и наличием потребительской среды, вынужденной постоянно следить  за изменениями законов и норм в России. Постоянно пользуется спросом  информация о предприятиях, продуктах  и услугах. Активно работают в  этом секторе компании WA-2. АСУ-ИМПУЛЬС, ИНФОРМСИСТЕМА (ее продукт, содержащий более 100 тыс. записей, выведен в Internet для бесплатного доступа), НОРМА, ЛАРИКС и др. Опыт работы с клиентами АО "МБИТ" показывает, что высок интерес пользователей к информации по экспортерам и импортерам. Но актуализация адресных баз данных - это дорогостоящий процесс. Поэтому основные продукты этого сектора стоят достаточно дорого. Развитию этого сектора также мешает компьютерное пиратство.

Рынок информационных товаров  и услуг является сегодня самым  динамично развивающимся. В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора  экономики в общем числе занятых  уже превышает 50 %. Вклад информационного  сектора в ВНП развитых стран, по разным оценкам, составляет 10-25 %.

 

 

 

 

3.3 Рынок информационных услуг в России

Что же касается рынка России, то информация представлена на различных  носителях. Печатные справочные издания  массового назначения имеют тираж 50- 100 тыс., специализированные (включая  адресные регистры) успешно расходятся в количестве 3-5 тысяч. Несмотря на широкое  развитие автоматизации, потребители  не отказываются от дешевых и удобных  печатных изданий с коммерческими  предложениями. Например, фирма "Мобил" получает в 10 раз больше прибыли  от печатного бюллетеня с налаженной еще 6 лет назад технологией выпуска, чем от всех других своих электронных  изданий.

Тиражирование электронных  баз данных на дискетах упала на 2 порядка по сравнению с периодом конца 80-х - начала 90-х годов, когда  предприниматели оснащались компьютерами и искали своих партнеров. Появились CD-ROM с деловой информацией. Например, в АСУ-ИМПУЛЬС находится в производстве третий выпуск БД "Производители  товаров и услуг". Фирма ИСТ наладила регулярный выпуск правовой БД "Ваше право". Но основные продукты на CD-ROM и мультимедиа отражают информацию познавательного, игрового и образовательного плана.

Информация о работе Роль информации в современных условиях