Роль информации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:53, курсовая работа

Описание

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
Глава 1.Сущность и роль информации в экономике
Понятие и роль информации в экономике................................6
Характеристики и свойства информации.................................6
Виды информации.......................................................................8
Глава 2. Информация как экономический ресурс
2.1 Применение информации как экономического ресурса.........11
2.2. Информационные продукты и услуги, их производство.......16
2.3. Виды информационного ресурса, его использование и формирование в экономической системе.......…………………....18
Глава 3. Рынок информационных продуктов и услуг
3.1. Понятие и структура рынка информационных продуктов и услуг...................................................................................................22
3.2. Развитие рынка информационных услуг................................24
3.3. Рынок информационных услуг в России………....................27
Заключение................................................................................................30
Список литературы....................................................................................33

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая экономическая теория.docx

— 61.14 Кб (Скачать документ)

Классический подход к  определению ценности (полезности) информации заключается в возможности  дать дополнительную свободу действий потребителю.

Многие виды информации производятся не для обмена, а предоставляются  потребителю бесплатно, в качестве так называемых общественных благ. Их производство осуществляется государством или некоммерческими организациями. Примером могут служить широко рекламируемые  государственные (в т.ч. и информационные) услуги, которые в скором времени  будут предоставляться в электронном  виде.

Товар как  экономический объект – это всё то, что может удовлетворить потребность покупателя. Товар – это объект, который предлагается рынку с целью приобретения, использования или потребления.

Потребительские свойства информации определяются процессами отбора, переработки и представлении в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых потребитель с учетом его экономических, социальных, прочих возможностей и особенностей может с максимальным успехом достигать поставленные стратегические цели и решать тактические задачи.

Информация как любой  товар характеризуется своим жизненным циклом, который представляет собой время существования товара на рынке. Фазами жизненного цикла являются внедрение (введение, появление), рост, зрелость, насыщение и спад.

Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных  фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют  более длительный жизненный цикл, готовые изделия имеют более  короткий жизненный, а наиболее технически совершенные товары короткий (2-3 года).

Указанные особенности относятся  и к информации как товару, жизненный  цикл которой может колебаться в  широких пределах. Особенно, когда  это относится к коммерческой информации, представляющей интерес  для конкурирующей организации.

Важно отметить, что информации как экономическому ресурсу присуща  дихотомия распространенности и  редкости. С одной стороны, информация легко тиражируема, не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. В то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным субъектом которого выступает  человек. Так, в настоящее время  одними из наиболее актуальных проблем  являются проблема сильного информационного  давления на людей, усиливающегося с  ускорением процесса накопления информации, а также распространение методов  деструктивного информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные объемы информации и  знаний не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной (по крайней мере, в настоящий  момент) и дублирующей информации. Но наряду с этим существует потребность  в знаниях, которые смогут помочь преодолеть многочисленные нерешенные в настоящее время проблемы, например, в области экологии, медицины и  других областях.

В функционировании информации как экономического ресурса особое значение имеют технические и  технологические аспекты ее использования  и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономики, выявили резервы прогрессивного развития. "Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима". Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов. Виртуальные компании, сетевые организации, ТНК и ТНБ в своей деятельности базируются на эффективной организации информационных взаимодействий, создании и накоплении знаний, баз данных, обмене знаниями, позволяющих им достигать преимуществ в области инноваций, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности.

Информация как экономический  ресурс используется в различных  направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей  создания стоимости.

 Среди основных направлений следует выделить следующие:

   * коммерциализация  информации в товарах, услугах,  технологиях (создание наукоемкой  продукции, интеллектуальных товаров,  информационных услуг, разработка  новых технологий производства  и управления и т. д.);

   * воздействие на  субъективные восприятия и ожидания  экономических субъектов. В качестве  примеров можно привести создание  информационного образа продукта, компании (репутация), формирование  потребностей или влияние на  них. 

Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных  ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми  свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

Отметим основные особенности  информационного продукта, которые  кардинально отличают информацию от других товаров.

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована. В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления. Государство само является одним из крупнейших потребителей компьютерной техники, производителем, потребителем и накопителем информации.

Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному «моральному износу». Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным (процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет).

В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий.

В-четвертых, производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства.

Правовое  регулирование на информационном рынке:

Развитие рыночных отношений  в информационной деятельности поставило  вопрос о защите информации как объекта  интеллектуальной собственности и  имущественных прав на нее.

В Российской Федерации правовой основой работы с информацией  являются два основных документы: Гражданский  кодекс РФ и Федеральный закон  “Об информации, информатизации и  защите информации”.

Гражданский кодекс относит  информацию к видам объектов гражданских  прав (статья 128). Этой же статьей информация причисляется к “имуществу”.

Статья 139 Гражданского кодекса  РФ рассматривает информацию, представляющую служебную и коммерческую тайну, как объект действительной или потенциальной  коммерческой ценности.

Законодательство не рассматривает  любую информацию как самостоятельный  объект регулирования. Она выступает  в качестве такового только в том  случае, когда является документом. Например, когда говорят о страховании  информационных рисков, подразумевают  страхование документированной  информации, то есть зафиксированной  на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

На основании закона “Об  информации, информатизации и защите информации” информационные ресурсы, сформированные на основе документированной  информации, включаются в состав имущества  собственника (владельца) и могут  быть товаром.

Упомянутый закон “Об информации, информатизации и защите информации” определяет, что защита прав субъектов в сфере формирования информационных ресурсов, пользования информационными ресурсами, разработки, производства и применения информационных систем, технологий осуществляется в целях пресечения неправомерных действий и возмещения причиненного ущерба. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного им ущерба.

2.2 Информационные  продукты и услуги, их производство

Продукция индустрии информации в укрупненном виде может быть подразделена на продукты (вычислительная техника, офисное оборудование, коммуникационное оборудование, программное обеспечение, информационный продукт) и услуги (техническое  обслуживание, сопровождение программного обеспечения, обучение и консультации, услуги связи, услуги по обработке данных).

Таким образом, информационный продукт представляет собой информацию, собранную, преобразованную и представленную в виде, удобном для пользователя, являющуюся продуктом труда в индустрии информации и предлагаемую на информационном рынке в качестве товара.

Предоставление информации связано обычно с предоставлением  пользователю некоторых услуг по ее обработке и доступу к ней. Эти услуги называют информационными  услугами. Они могут выступать  как в овеществлённой (документ, технический носитель), так и в неовеществлённой формах (например, обучение пользователя).

Предоставление информационных продуктов и информационных услуг  потребителям называют информационным обслуживанием.  Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР и прочие.

В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.

Для осуществления информационного  производства требуется исходное сырье  – информация и ранее созданные  знания, которые в дальнейшем подвергаются обработке с помощью различных  видов информационной технологии. Информацию накапливают, контролируют, преобразуют, если это необходимо в машиночитаемую форму, подвергают сортировке, компоновке, математической обработке, в общем, делают ее форму удобной для восприятия человеком (таблицы, графики, схемы), передают на расстояние и предъявляют пользователю в требуемой форме.

Наряду с чертами, общими для предприятий материального  производства, организациям, занятым  производством информации, присущ ряд специфических особенностей:

   * процесс производства  информации неотделим от процесса  ее потребления;

   * имеется возможность  многократного удовлетворения потребностей  с использованием одной и той  же информации;

   * информация может  фиксироваться на определенном  вещественном носителе, являясь  в то же время не вещественным  продуктом;

   * при однократном  использовании информации в процессе  материального производства ее  стоимость сразу и полностью  переносится на продукт, создаваемый  с участием выходной информации, а в условиях многократного  удовлетворения тех или иных  потребностей производства стоимость  информации переносится на готовый продукт частями;

   * потребительские  свойства информации (своевременность,  достоверность, полнота и др.), а значит, ее потребительская  стоимость могут изменяться во  времени;

   * в процессе потребления  информация не уничтожается, все  ее физические потребительские  свойства сохраняются, в отличие  от технических средств, которые  изнашиваются тем сильнее, чем  выше интенсивность их использования.

 

2.3 Виды информационного ресурса, его использование и  формирование в экономической системе

Формирование и использование  информационных ресурсов – одна из ключевых проблем создания единого  информационного пространства. Можно  считать, что в общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной  власти, так и государственных  и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию и знания, применяемые для описания конкретной предметной области и  для доступа к информации и  знаниям.

Формирование государственных  информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной  власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными  объединениями. Государственные информационные ресурсы формируются в соответствии со сферами ведения как:

 •федеральные информационные  ресурсы; 

 •информационные ресурсы,  находящиеся в совместном ведении  РФ и субъектов РФ;

 •информационные ресурсы  субъектов РФ.

В процессе формирования и  использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту.

Информация о работе Роль информации в современных условиях