Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:53, курсовая работа
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов.
Введение.......................................................................................................3
Глава 1.Сущность и роль информации в экономике
Понятие и роль информации в экономике................................6
Характеристики и свойства информации.................................6
Виды информации.......................................................................8
Глава 2. Информация как экономический ресурс
2.1 Применение информации как экономического ресурса.........11
2.2. Информационные продукты и услуги, их производство.......16
2.3. Виды информационного ресурса, его использование и формирование в экономической системе.......…………………....18
Глава 3. Рынок информационных продуктов и услуг
3.1. Понятие и структура рынка информационных продуктов и услуг...................................................................................................22
3.2. Развитие рынка информационных услуг................................24
3.3. Рынок информационных услуг в России………....................27
Заключение................................................................................................30
Список литературы....................................................................................33
До прихода в Россию сети Internet телекоммуникационные проекты не оказывали значительного влияния на развитие российского рынка информационных продуктов и услуг. Количество пользователей электронной почты достигло порядка 500 тыс. человек, в режиме on-line работали несколько десятков тысяч пользователей, что не сопоставимо с миллионами пользователей диалоговых услуг в США. Информационные потоки в телекоммуникационных сетях были сильно децентрализованы, что создавало неудобства для пользователей разнообразной информации.
Опыт многих развивающихся стран показывает, что приоритетное развитие информационного производства в силу стратегического характера информационных ресурсов в развитии современного общества позволило многим государствам преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и социального развития по сравнению с развитыми странами.
В связи с этим изучение информационного производства, и, в частности, рынка информации и его особенностей, представляет сегодня значительный теоретический и практический интерес.
Информационный бизнес, ставший
одним из наиболее прибыльных и перспективных,
привлекает все больше и больше фирм.
Информационные потребности разных
уровней растут быстрыми темпами, что
расширяет возможности
Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг.
С другой стороны, существует множество информационных товаров и услуг, которые не являются результатом информационной деятельности. Это, прежде всего материальные компоненты, которые необходимы для производства, переработки, хранения и распространения информации.
Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.
Развитию рынка информационных технологий большое внимание уделяет государство.
25 июля 2007 года на заседании
Совета безопасности, проходившем
под председательством
Стратегия развития информационного
общества устанавливает общие
Заключение
В настоящее время огромные средства тратятся не только на приобретение, получение информации, но и на ее распространение. Типичным примером массового распространения информации является реклама. Настоящий рынок невозможен без развитой рекламы как информационного средства повышения эффективности торговли.
Реклама обеспечивает публичное распространение информации о продуктах и услугах. Художественными, техническими, наконец, психологическими приемами она побуждает спрос и увеличивает объем продаж, реклама индивидуализирует продукт, выделяет его из общей массы аналогов, подчеркивая его особые черты, способные наиболее полно удовлетворить те или иные потребности.
Современная рыночная экономика, имея общие черты, существует в многообразии форм и моделей, где учитываются региональные и культурные особенности развития. Причем различные модели могут быть равноэффективными. Рыночный механизм подразумевает активную деятельность государства, социальных институтов, развитый нерыночный сектор экономики, который приобретает тенденцию к увеличению своего веса.
Из вышеизложенного следует, что рыночный механизм создает реальные потребности в информации ее обработке. Современный рынок требует наличия мощной информационной инфраструктуры, включающей биржевую и кредитно-финансовую системы. В основе маркетинга, рекламы, новых структур управления также лежит информация.
Создание рыночной экономической системы, воспроизводящей реальные потребности в информации, должно сопровождаться формированием рынка информации, поскольку отставание развития информационной подсистемы экономики неотвратимо сказывается на эффективности функционирования системы в целом.
В складывающихся условиях крайне важна информационная политика, проводимая государственными (или контролируемыми государством) СМИ. Сейчас она направлена на замалчивание обостряющихся проблем или перекладывание ответственности за них на внешние силы. Однако нарастающие трудности на уровне регионов и отдельных семей рано или поздно войдут в противоречие с официальным информационным фоном. В период кризиса информация становится еще более значимым ресурсом для граждан, чем в спокойные периоды, однако сейчас они сталкиваются с ее огромным дефицитом. Можно ожидать, что граждане в большей степени будут доверять региональным СМИ. Во-первых, самоцензура в них касается преимущественно местной тематики, они более свободны в анализе зарубежных, федеральных и московских проблем. Во-вторых, региональные СМИ активнее пользуются информацией в Интернете.
Предприятия направляют не всю информацию министерствам, потому, что у них есть на это право. Местные статистические органы тоже не предоставляют всех сведений региональным администрациям; более того, они не имеют права сообщать им определенную информацию. Одни региональные министерства не делятся информацией с другими. В результате сложилась пирамида запретов на информацию.
У самих регионов и отдельных
экономических субъектов
В условиях кризиса необходимо изменить подходы к управлению и принятию решений.
Важно быстро реагировать на происходящее, чтобы управленческие воздействия были своевременными.
В условиях жесткого рационирования ресурсов их надо расходовать наиболее эффективным образом.
Необходим общественный диалог между государством, бизнесом и населением. Это позволит обеспечить лиц, принимающих решения, достоверной информацией о процессах, происходящих в экономике, оценить результативность принимаемых решений и реализуемых мер, а также сформировать эффективную коммуникационную политику, снижающую социальную напряженность.
Именно поэтому я считаю, что информация оказывает наибольшее влияние на экономику не только нашей страны, но и всего мира в целом. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо владеть полными сведениями о состоянии экономики, для нахождения всевозможных путей решения проблемы мирового экономического кризиса. Только благодаря информации и рынку информационных услуг возможно найти разумный выход из столь неблагоприятного периода для всей экономики в целом.
Список литературы
Законодательные акты:
Книги одного, двух или трёх авторов:
1. Бачило И.Л. Информация как предмет правоотношений.
2. Войниканис Е.А., Якушев М.В. Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве. М., 2007.
3. Дозорцев В.А. Система правового регулирования товарных информационных отношений.
4. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. -- 5-е изд., перераб. и доп. -- М.: Дело, 2003.
5. Хорошилов А.В., Селетков С.Н. Мировые информационные ресурсы. - СПб.: Питер, 2009.
Классификация носителей и проводников информации
|
| |||||||
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
Источник: Николаева Т. П. Информационная
экономика: тенденции развития за рубежом
и в России. СПб., 1999. С.93.