Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:53, курсовая работа
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов.
Введение.......................................................................................................3
Глава 1.Сущность и роль информации в экономике
Понятие и роль информации в экономике................................6
Характеристики и свойства информации.................................6
Виды информации.......................................................................8
Глава 2. Информация как экономический ресурс
2.1 Применение информации как экономического ресурса.........11
2.2. Информационные продукты и услуги, их производство.......16
2.3. Виды информационного ресурса, его использование и формирование в экономической системе.......…………………....18
Глава 3. Рынок информационных продуктов и услуг
3.1. Понятие и структура рынка информационных продуктов и услуг...................................................................................................22
3.2. Развитие рынка информационных услуг................................24
3.3. Рынок информационных услуг в России………....................27
Заключение................................................................................................30
Список литературы....................................................................................33
Содержание
Введение......................
Глава 1.Сущность и роль информации в экономике
Глава 2. Информация как экономический ресурс
2.1 Применение информации
как экономического ресурса....
2.2. Информационные продукты и услуги, их производство.......16
2.3. Виды информационного ресурса, его использование и формирование в экономической системе.......…………………....18
Глава 3. Рынок информационных продуктов и услуг
3.1. Понятие и структура
рынка информационных продуктов и услуг........................
3.2. Развитие рынка информационных
услуг.........................
3.3. Рынок информационных
услуг в России………....................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов.
Информация является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". С этим нельзя не согласиться, ведь информация в той или иной мере всегда использовалась людьми в хозяйственной деятельности, в частности, в виде сведений о предметах труда и средствах труда, способах их взаимодействия, она являлась важной составной частью рабочей силы в виде навыков, умений, знаний и т.д. К началу двадцатого века развитие отраслей промышленности, производящих средства переработки, хранения и передачи информации значительно расширило масштабы и повысило эффективность использования различных видов информации как ресурса в производственном процессе. Однако до последнего времени оценить значение и определить степень участия информационного ресурса в этом процессе было весьма сложно. Только в условиях современного этапа развития НТП, когда информационный ресурс стал занимать исключительное место в организации и функционировании национальных хозяйств, становится очевидной необходимость и возможность всестороннего научного исследования его экономической роли.
Наличие ряда специфических
черт информационного ресурса
Понятие «информационный ресурс» стало использоваться наукой в первой половине XX века. К числу первых его исследователей относятся ученые Н. Винер, А. Н. Колмогоров, К. Шеннон, У. Эшби, которые сосредоточили свой анализ на количественном аспекте понятия на базе математической теории информации.
Впервые информация как экономическая категория была применена А. Хартом при определении причин успеха деятельности фирм в сфере финансов. В дальнейшем к информационному обеспечению деловых кругов общества обращался Ф. Найт, определив информацию как величину, обратно пропорциональную неопределенности.
Эта область исследования роли информации в экономике подразумевает и микроэкономический аспект коммерческого применения информации. Современная зарубежная экономическая мысль, представленная К. Эрроу, Г. Саймоном, У. Баумолем, Дж. Стиглером. Они определяли информацию как экономическую категорию.
Среди отечественных экономистов, исследовавших роль информации в экономике в рамках микроподхода, следует отметить Д. Плахотную, А. Московского, А. Аузана, Р. Заблюк, Р. Малахинову и др., которые наиболее полно раскрыли природу информационных ресурсов и информационного продукта. Особое место занимают работы С. Малахова, исследующего понятие трансакционных издержек, с точки зрения классический экономической школы; Р. Капелюшникова, развивающего институциональный подход О. Уильямсона и теорию трансакционных издержек Р. Коуза, применительно к экономике России.
Исследование локальных проблем, непосредственно касающихся рынка информации его функционирования и регулирования отражены в публикациях Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, В.С. Егоров.
Другое направление
Целью исследования является определение роли информационного ресурса в современной экономической системе и выявление особенностей его формирования и использования в условиях российской экономики.
Задачи исследования:
- определить роль информации в экономической системе;
- охарактеризовать информацию как экономическую категорию;
- исследовать проблему
формирования рынка информации
в условиях российской
Глава 1. Сущность и роль информации в экономике
1.1 Понятие и роль информации в экономике
Информатизация экономики - превращение информации в экономический ресурс первостепенного значения. Экономическая сущность информации неотделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать источник информации и получателей информации. Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае «каналом связи».
Роль потребителей информации с экономической точки зрения очерчивается в следующем определении: “информация - новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечным потребителем как полезные, представляющие экономическую ценность”.
В информационных экономических
отношениях по своей природе информация
является коллективным продуктом. Она
обостряется противоречием
1.2 Характеристики и свойства информации
В настоящее время во всём мире информация рассматривается в качестве одного из важнейших и стратегических ресурсов развития общества. Информационные ресурсы стоят в одном ряду с материальными, энергетическими и человеческими.
С помощью информации потребитель-пользователь получает возможности удовлетворять потребности в новых сведениях и знаниях, которые могут являться основой, в том числе и для извлечения прибыли.
Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и других, поэтому термин “информация” имеет различные определения.
Во-первых, в документах ЮНЕСКО
(подразделение Организации
Во-вторых, толковый словарь
русского языка Ожегова С.И. и
Шведова Н.Ю. даёт следующую характеристику
термину информация. Это “сведения
об окружающем мире и протекающих
в нем процессах, воспринимаемые
человеком или специальным
В-третьих, философский подход к определению информации определяет нам её как специфический атрибут объективного мира, создающий условия, необходимые для обеспечения устойчивости и развития систем различной природы.
В-четвёртых, государственный стандарт РФ (ГОСТ Р 51275-99) определяет информацию как “сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления”.
В-пятых, с точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем.
В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности используется в различных теориях и концепциях, например, в теории информации К. Шеннона или теории прибыли Ф. Найта, но в разных контекстах.
Характеристики экономической информации:
Свойства экономической информации:
* ценность и полезность
экономической информации
* полнота экономической информации может быть: достаточной, недостаточной, избыточной;
* независимость содержания от форм предоставления.
1.3 Виды информации
Классификация экономической информации:
1. По значению в процессе управления:
- управляющая (состоит из доводимой до сведения исполнителей информации в форме прямых приказов, плановых заданий либо в форме экономических и моральных стимулов);
- осведомляющая (воплощена в отчетных показателях, выполняет в экономической системе функцию обратной связи: сведения о результатах выполнения решения и состояния управленческого объекта).
2. По содержанию:
- по фазам и процессам производства: информация о рынке, информация о производстве;
- по отображенным структурным
единицам: по отраслям, по экономическим
районам, по отдельным
3. По возможности использования ценности информация для принятия решения:
- полезная;
- ложная;
- избыточная.
4. По степени обработки и месту в информационном процессе:
- первичная;
- производная.
5. По постоянности:
- постоянная;
- условно-постоянная;
- переменная.
Недостатки экономической информации:
* не все сведения несут информационную нагрузку;
* многократное дублирование данных;
* аналогичные данные не сопоставимы;
* терминология экономической информации не унифицирована.
Выделяют следующие категории информации как экономических объектов:
* Информация как предмет труда – это первичные исходные данные, сведения в конкретной сфере деятельности и смежных с нею областях.
* Информация как
средство труда – это
* Информация как
результат труда должна
Разделение информации на предмет и средство труда не всегда возможно, и чаще всего она одновременно есть и то, и другое, а также и результат.
Глава 2. Информация как экономический ресурс и товар
2.1 Применение информации как экономического ресурса
Применение информации в
качестве экономического ресурса может
заключаться в продаже/покупке/