Российская налоговая система: прошлое и настоящее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание

Налоговая система зародилась и развивается совместно с государством. По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Так как налоги – динамичная система, которая постоянно преобразовывается, степень изученности этого источника доходов государства высока, но не конечна. По мере развития общества государство всё больше играет важную роль в жизни граждан, а следовательно ему необходимо искать способы получения дополнительных доходов. Ведение постоянных воин, содержание глав государства, социально необеспеченных и другие показатели, требующие финансирования, привели к тому, что налоги становятся основой государственных доходов. Налогами облагаются доходы, имущества, операции с ценными бумагами, различные виды стоимости на товары и услуги, работа и деятельность.

Содержание

Введение 3
Глава I Генезис Российской налоговой системы 5
1.1 Зарождение и развитие налогообложения в России 5
1.2 Особенности налогообложения в советский период 9
Глава II Налоговая система в современной России: проблемы и перспективы 13
2.1 Налоговая система России в постсоветский период 13
2.2 Перспективы развития налоговой системы РФ 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

налоговая система.docx

— 89.71 Кб (Скачать документ)

        Оглавление

Введение 3

Глава I Генезис Российской налоговой системы 5

      1.1 Зарождение и развитие налогообложения в России 5

      1.2 Особенности налогообложения в советский период 9

Глава II Налоговая система в современной России:  проблемы и перспективы 13

      2.1 Налоговая система России в постсоветский период 13

      2.2  Перспективы развития налоговой системы РФ 21

Заключение 24

Список использованной литературы 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

введение

       Чем бы человек ни занимался, налоги составляют неотъемлемую часть его жизни. Принудительное содержание государства входит в обязанность абсолютно всех граждан страны. Поэтому я считаю, что тема моей курсовой работы актуальна в современном обществе, поскольку затрагивает каждого человека в мире.

       Налоговая система зародилась и развивается совместно с государством. По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Так как налоги – динамичная система, которая постоянно преобразовывается, степень изученности этого источника доходов государства высока, но не конечна. По мере развития общества государство всё больше играет важную роль в жизни граждан, а следовательно ему необходимо искать способы получения дополнительных доходов. Ведение постоянных воин, содержание глав государства, социально необеспеченных и другие показатели, требующие финансирования, привели к тому, что налоги становятся основой государственных доходов. Налогами облагаются доходы, имущества, операции с ценными бумагами, различные виды стоимости на товары и услуги, работа и деятельность.

      Современное состояние налоговой системы РФ характеризуется сложным комплексом взаимоотношений, которые основаны, на опыте и знаниях предшествующих  поколений, поэтому для того, что бы вникнуть в суть и перспективы развития налоговой системы в России необходимо сделать краткий анализ истории появления налоговых отношений и развития налогов.

    Целью моей работы является проанализировать систему налогов в Российской Федерации в её эволюции , и выявить перспективы развития налогообложения в стране.

    Реализация  данной цели обусловила необходимость  решения следующих теоретических и практических задач:

    -раскрыть особенности инструментария налогового администрирования как эффективного элемента налоговой системы в условиях проявления финансового кризиса в экономике;

    - изучить налогообложение как  социально-экономическую категорию  с присущими ей характерными  качественными свойствами, основываясь на практике;

    - раскрыть становление и развитие  налогового администрирования на  протяжении всей эволюции в  России;

    - оценить взаимосвязь налогов  и экономики в периоды процветания  и кризиса в стране;

    - сравнить налоговые системы РФ  и стран Евросоюза;

    -составить  прогноз развития и преобразований  эффективного налогового администрирования в посткризисной экономике.

    Объектом  исследования выступает налоговая  система Российской Федерации.

    Предметом исследования являются экономические  отношения, проявляющиеся в форме  налогового администрирования в  процессе реализации налоговой политики государства.

    Структура курсовой работы определяется общей концепцией, целью, задачами, логикой исследования и раскрывается во введении, двух главах, содержащих 4 параграфа, выводах по главам, заключении. Так же курсовая содержит список использованных источников и литературы , таблицы и рисунки.

Глава I Генезис Российской налоговой системы

        1.1 Зарождение и развитие налогообложения в России

    В IX в. возникла Киевская Русь, которая состояла из общин с натуральным хозяйством, а, следовательно, и с натуральной формой налогов. Точнее всех отразил политику того времени Ерошкин Н. П. : «Феодальные отношения были еще слабыми. Князь не жаловал своей дружине земель и не заводил своего хозяйства, а облагал свободное и полусвободное население – общинников-смердов – данью. Первоначально размер этой дани не был регламентирован. Рента-дань потреблялась князем и дружиной, а её остатки продавались в Византию. Кроме дани население было обязано платить в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определенные натуральные повинности».1 С начала появления Руси дань распределялась только на содержание княжеского двора и дружины. С развитием производительных сил и ростом государства формы налогов усложнялись и направлялись еще на финансирование благосостояние Руси, поддержание общественного порядка и освоение территорий.

    В X в. переходят к денежной форме налога, в связи с тем, что ускоренно развивалась торговля как и внутри страны, так и с соседними государствами. К тому же назначаются должности, которые регулируют сбор дани – пятенщики, мытники, вирники, данщики. Под дань попадали дома, хозяйства и земля. Следует отметить еще торговые сборы и пошлины. Они дробились на торговые и те, которые платились непосредственно перед самой торговлей (это транспортировка, хранение, с судов и т. д.).

      С распадом Киевской Руси, во  всех княжествах существовала  своя налоговая система. Например, относительно Смоленского княжества в 1150 г. историк, академик Д. И. Багалей в своём научном труде «Русская история» писал, что налоги не были регламентированы и уже существовала вертикальная дифференциация налогов, т. е. платили налог в зависимости от дохода.

    После тяжелого периода в XIII веке, когда  Золотая Орда обложила данью государство, появились еще дополнительные сборы. Однако, вскоре эта функция сбора передалась князьям.

    Изучение  источников позволяет сделать вывод, что с формированием Московского  княжества происходит обнищание  казны, расходы больше всех доходов. После этого земля стала важной единицей благосостояния. Её распределяли по должностям, так же все расплаты после кончины снова становились казенными.

    Налогообложение стало формироваться из косвенных  налогов, повинностей, сборов и прямых натуральных налогов. Позже происходил переход от налогов к имущественному налогообложению земли и возникновение посошной системы (посошной описью облагалось население и принадлежащая ему земля).

    Развитие  государства привело к появлению  добавочных платежей, которые регулируются уставными грамотами - «кормленщик  получает доходный список книг, как  ему корм и всякие пошлины собирать, а населению предоставлено право  челобиться на злоупотребления наместников. Вместе с тем сборы начинают приурочиваться к определенному времени, производится денежная оценка, а наместникам, волостелям и их людям иногда прямо предписывается собирать вместо натуральных денежные сборы. Таким образом, прежние неопределенные натуральные кормы превращаются в более точные денежные доходы»2

    Вдобавок  к главным податям ввели платежи  населения под видом кормлений. Развитие и усложнение государственного устройства приводят к переводу посошной подати  на денежную основу. Важной особенностью русской окладной системы был и неделовой принцип, лежащий в определении величины сохи. Однако, объективный критериев не было.

    Изменения социально-экономических условий  к середине XVI в. Вызвало реорганизацию  государственного управления и систем доходов и расходов. Для увеличения доходов ввелась монополия на продажу некоторых продуктов питания. Запрещен вывоз драгоценностей и драгоценных металлов. 1555 г. запомнился введением «кормленного откупа», поступавшего напрямую в бюджет государства. Недолго дожидаясь, утвердили еще «пищальные деньги» и «емчужные».

    В XVII популярность набрала подать, которая дробилась между сословиями. Объектом обложения продолжала являться «соха» - земля с учетом проживающих на ней людей. К тому же взымались платежи по числу дворов.  Посадские вносили оброки по душам и промыслам. Так же существовала окладная система с раскладочным принципом по имущественному состоянию. А вот с торговцев и занимающихся промыслом обложение бралось в зависимости от состоятельности человека. Сборы проводились старостами и их помощниками, которые освобождались от этих же взиманий.

    Помимо  податей населению государства  приходилось платить повинности:

  • Ямская повинность была в виде денежных и натуральных взиманий. Появление обуславливается предоставлением бесплатно лошадей татарам.
  • Ратная повинность имела натуральный характер. При военных действиях население содержало этими взносами армию.
  • Мостовщина покрывала государственные расходы. Платили как правило монастыри.
  • Работы на государственных землях тягловым населением и крестьянами. Это были кошение травы, чистка прудов и земель, обработка полей, перевозка льда, камней и дров и т.д.
  • Внутренние пошлины взимались многократно и отдельно с каждого товара.
  • Внешние (заставные) пошлины формировались в зависимости от целей и политики государства, от потребностей в урожае и товаре.

    В XVII налоговая роль с государстве снижается. Нерегулярные сборы продолжали существовать но не являлись источниками доходов и не покрывали расходы.  Имели место и регалии, появившиеся в результате совершенствования производственных сил и отсталости натурального хозяйства. Регалии тоже дифференцировались:

  • Винная регалия. Когда урожай зерна во много раз превосходил сбыт хлеба, стали перегонять хлеб в вино, вследствие решались проблемы хранения и транспортировки.
  • Соляная регалия. Целю регалии было просто накопление денег в казне, но она стала причиной Соляного бунта, так как пошлина была одна для всех слоев населения и приходилось её платить крестьянам, не имевшим доходы.
  • Монетная регалия. Имела популярность, когда у выпускаемых монет была больше номинальная стоимость, чем реальная.
  • Емчужная регалия. Распространялась в основном на изготовление, хранение и сбыт огнестрельного оружия.
  • Звериная регалия. Собирались взимания за ловлю дорогих рыб и зверей.
  • Постовая регалия. Связана с созданием почты в России.
  • Поташная и смольчужная регалии.  Охраняли сохранность лесов и деревьев.

    В 1670-х годах посошное обложение заменилось подворным, в связи с развитием капиталистических отношений. Большинство налогов отменялось, но сохранились важные сборы государственного значения, запросные деньги и процентные.

    В итоге к XVII в. основой финансовой системы являются денежные изъятия. Прямые налоги не были основным источником доходов, эту роль переняли косвенные налоги. В 1680 г. на долю косвенных налогов приходилось  56% всех денежных доходов государства, а на долю прямых обыкновенных – 24,6%.3

    Российская  финансовая система ослабевала. С 1704 г. введены новые сборы и возрастает размер подворного обложения. Особое недовольство вызвали натуральные налоги и повинности. Тяжелее всех пришлось крестьянам, так как помещики к их налогам возлагали еще и свои.

    Петр  I во время своего правления увеличил число денежных налогов. Так самых обыденных было примерно 30, а вот в Поволжье и Приуралье  дошло до 72. Подобное увеличение количества сборов привело в сокращению населения, бегству и недоимкам. Петр I затронул и косвенные налоги: действуют монополии на поташ, соль, водку, деготь, смолу, икру и другое. Вводились пошлины на ввоз товаров, ставки которых варьировались от 5 до 37% (в 1724 г. ставка достигла 75%).

    В 1722-1724 гг. проведена реформа налогового обложения, для которой проводилась  перепись населения. Теперь налог взимали  с податной души, и дорогостоящая  система налогообложения заменена простой системой подушного обложения.

    В XX в. в бюджет поступали деньги с помощью прямых налогов, косвенных налогов, пошлин, регалий, казенных имуществ и капиталов, выкупных платежей, возмещений расходов государственного казначейства. Продолжают играть важнейшую роль косвенные налоги. Прямые налоги с крестьян представляли 8% бюджета при том, что 82% всего населения располагалось в селах и деревнях, к тому же единого принципа взимания прямых налогов не было.

    В 1875 г. утвержден дифференцированный поземельный налог. Ставки признавались отдельно дня каждой области и губернии в зависимости от размера территорий и площади земли и леса.  Оборочные подати облагались при принятии крестьянами казенных земель. А вместо подушной подати ввели налог на недвижимое имущество, составляющий 6% от дохода. Промышленники и торговцы платили государственный промысловый налог. С 1898 г. промысловый налог был изменен: дробился на основной и дополнительный. Основной брался при выборе промысловых свидетельств. Взимался в зависимости от дохода, 1% с суммы 100 рублей, 7% при доходе больше 20 тыс. рублей. Дополнительный налог брался с прибыли акционерных и частных предприятий, при отношении чистой прибыли к капиталу выше 3%. Предприятиям приходилось еще платить раскладочный сбор и налог с капитала. Налог с капитала не зависел от капитала и равнялся 0,15%. Раскладочный налог вносили в размере 1 руб. с каждых 30 руб. превышения прибыли. Косвенные налоги состояли из: табачный доход, спичечный доход, питейный доход, нефтяной доход, сахарный доход и таможенный пошлины.

Информация о работе Российская налоговая система: прошлое и настоящее