Российская налоговая система: прошлое и настоящее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание

Налоговая система зародилась и развивается совместно с государством. По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Так как налоги – динамичная система, которая постоянно преобразовывается, степень изученности этого источника доходов государства высока, но не конечна. По мере развития общества государство всё больше играет важную роль в жизни граждан, а следовательно ему необходимо искать способы получения дополнительных доходов. Ведение постоянных воин, содержание глав государства, социально необеспеченных и другие показатели, требующие финансирования, привели к тому, что налоги становятся основой государственных доходов. Налогами облагаются доходы, имущества, операции с ценными бумагами, различные виды стоимости на товары и услуги, работа и деятельность.

Содержание

Введение 3
Глава I Генезис Российской налоговой системы 5
1.1 Зарождение и развитие налогообложения в России 5
1.2 Особенности налогообложения в советский период 9
Глава II Налоговая система в современной России: проблемы и перспективы 13
2.1 Налоговая система России в постсоветский период 13
2.2 Перспективы развития налоговой системы РФ 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

налоговая система.docx

— 89.71 Кб (Скачать документ)

    В развитии положений долгосрочной налоговой  политики России летом 2008 г. был принят комплекс изменений и дополнений налогового законодательства. Поправки коснулись порядка исчисления и  уплаты таких крупных налогов, как  налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, НДПИ. Помимо основных изменений важную роль сыграла дискреционная фискальная политика. Дискреционная политика основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему, принятии точных мер и изменении бюджетных расходов с целью воздействия на экономический рост, инфляцию, безработицу. Основываясь на дискреционной политике был внесен ряд изменений и уточнений в законодательство:

    • снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20% за счет уменьшения части налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет
    • увеличен размер амортизационной премии с 10 до 30% для основных средств
    • законодательным органам предоставлено право снижать ставку единого налога с 15 до 5%
    • введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

    Вместе  с тем, выпадающие доходы бюджета в 2009 г. составляли: от снижения ставки налога на прибыль порядка 400 млрд руб.; снижения единого налога по УСН – 13 млрд руб.; повышение размера амортизационной премии – 100 млрд руб. Таким образом, суммарные потери доходов бюджетов в 2009 г. по расчетам Минфина РФ оцениваются в сумме 556 млрд руб., или 1,1% ВВП.

    Следует обратить внимание на то, что во многих странах дискреционные антикризисные  меры сочетаются с мерами бюджетной  поддержки реального сектора  экономики, как это происходило  в России в 2008-2009 гг.

    Вывод. Сразу после распада СССР стратегия социально-экономического развития РФ заключалась в улучшении администрировании налоговой системы, таким образом повысилась собираемость налогов и меры, направленные на погашение просроченной задолженности налогоплательщиков, снизилась налоговая нагрузка на предприятия. Затем проводилось реформирование налоговой система России, направленное на диверсификацию экономики и обеспечение дальнейшего экономического роста. Мировой экономический кризис вызвал необходимость принятия антикризисной программы. Россия проводила дискреционную контрциклическую налоговую политику, заключающуюся в снижении налоговых ставок и предоставлении различного рода льгот, которую критикуют за то, что при её осуществлении неизбежно возникает отставание в диагностике нужного момента для реализации соответствующих мер.

        2.2  Перспективы развития налоговой системы РФ

    В планах на 2011 – 2013 гг. правительство  Российской Федерации сохраняет  главную цель неизменной – доведение  налоговой системы до универсальности  и эффективности, которая  будет  обеспечивать бюджет не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде. Под этим подразумевается борьба с последствиями экономического кризиса и умеренное достижение экономического роста.  Осложнение состоит в том, что планируемые преобразования будут проводиться в условиях дефицита бюджета.  Поэтому важнейшими условиями будут инновационная активность и устойчивость бюджета РФ. Для достижения чего в краткосрочной перспективе планируется привлечение инноваций.

    «Величина налоговой нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта, в 2000-2008 гг. находилась на уровне 35-36% ВВП. Эта величина сопоставима со средней величиной нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического содружества и развития (ОЭСР). Однако факторный анализ по результатам международных сопоставлений уровня налоговой нагрузки в странах ОЭСР и Российской Федерации показал, что теоретическое значение налоговой нагрузки составляет от 28,2% ВВП до 29,3% ВВП. Такой результат факторного анализа означает, что фактический уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации превышает тот уровень, который сложился бы в стране в существующих условиях с учетом взаимосвязей между уровнем экономического развития и уровнем налоговой нагрузки в странах ОЭСР.

    Таким образом, если уровень налоговой  нагрузки в экономике Российской Федерации в 2007 г. в целом составил 36,8% ВВП, то, по имеющимся оценкам, конъюнктурная компонента нагрузки (обусловленная благоприятной ценовой конъюнктурой) составила 8,3% ВВП, а структурная компонента (нагрузка, которая бы при прочих равных условиях имела место при фиксации цен на нефть на среднем многолетнем уровне) – 28,5% ВВП.»5

    Возможно, что в  долгосрочном периоде уровень  нагрузки в государстве будет  ниже экономически оправданного уровня. Это связано со следующими факторами. С одной стороны, нужно обратить внимание, что объем расходных обязательств бюджетной системы Российской Федерации в социальной сфере, обусловленный более высоким уровнем государственных гарантий, а также в сфере обороны и безопасности, находится на более высоком уровне по сравнению с другими странами, имеющими сопоставимый уровень ВВП на душу населения. С другой, необходимо принять во внимание перспективу старения населения, приводящего к несбалансированности российской пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

    Вышеизложенные  факторы, свидетельствующие в пользу более высоким по сравнению со сложившимся в настоящее время уровнем налоговой нагрузки в Российской Федерации, являются объективными и не могут быть устранены в долгосрочной перспективе. Кроме того, высокий уровень государственных гарантий в сфере образования и здравоохранения является существенным фактором повышения конкурентоспособности российской экономики в современных условиях.

    Вместе  с тем, поскольку необходимым  условием успешного посткризисного развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства товаров  и услуг, новый этап налоговой  реформы должен быть нацелен на поддержку  инноваций во всех секторах экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Налоговое администрирование выступает как сложная комплексная социально-экономическая категория, которая отражает особую совокупность экономических отношений по организации, координации и управлению налогообложением в условиях развивающихся рыночных процессов .

    Задачи  налоговой политики меняются в зависимости  от политических, экономических и  социальных условий жизни общества. Качественные изменения налогового администрирования превращают его  из инструмента организации поступления  доходов в активный регулятор  экономического развития и перевода экономики на использование инновационно-инвестиционных факторов роста.

    Повышение качества налогообложения будет  способствовать его развитию как  единой комплексной составляющей налоговой  системы, определяющей ее общую направленность на решение социально-экономических  задач государства в кризисные  и периоды процветания путем  мобилизации налоговых доходов.

    В трехлетней перспективе 2011–2013 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее. Налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика ближайших лет впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета.

    В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе. 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику / Т.Ю. Матвееваю – М.: 2006.-511 с.
  2. Пушкарева, В. М. История финансовой мысли и политики налогов/ В. М. Пушкарева.- М.:ИНФРА-М,1996-192 с.
  3. Глухов, В. В. Налоги:  теория и практика / В. В. Глухов, И. В. Дольдэ.- СПб.: 1996-782 с.
  4. Петров, М. А. Налоговая система и налогообложение в России / М. А. Петров.- Ростов н/Д.: 2008-401 с.
  5. Симонов, В. В. Бюджет и налоги в экономической политике России / В. В. Симонов, С. С. Сулакшин, М. Ю. Погорелко.- М.: 2008-240 с.
  6. Под ред. Романовского, М. В. Налоги и налогообложение / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской.- СПб.: 2010-528 с.
  7. Котов, С. С. Теоретико-методологические проблемы развития налоговой системы и налоговой политики современного Российского государства / С. С. Котов.- Тверь: 2003-118 с.
  8. [ электронный ресурс: www.minfin.ru ]
  9. [ электронный ресурс: www.vak.ed.gov.ru ]
  10. [ электронный ресурс: www.economy.gov.ru ]

Информация о работе Российская налоговая система: прошлое и настоящее