Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:01, курсовая работа
Налоговая система зародилась и развивается совместно с государством. По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Так как налоги – динамичная система, которая постоянно преобразовывается, степень изученности этого источника доходов государства высока, но не конечна. По мере развития общества государство всё больше играет важную роль в жизни граждан, а следовательно ему необходимо искать способы получения дополнительных доходов. Ведение постоянных воин, содержание глав государства, социально необеспеченных и другие показатели, требующие финансирования, привели к тому, что налоги становятся основой государственных доходов. Налогами облагаются доходы, имущества, операции с ценными бумагами, различные виды стоимости на товары и услуги, работа и деятельность.
Введение 3
Глава I Генезис Российской налоговой системы 5
1.1 Зарождение и развитие налогообложения в России 5
1.2 Особенности налогообложения в советский период 9
Глава II Налоговая система в современной России: проблемы и перспективы 13
2.1 Налоговая система России в постсоветский период 13
2.2 Перспективы развития налоговой системы РФ 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25
В развитии положений долгосрочной налоговой политики России летом 2008 г. был принят комплекс изменений и дополнений налогового законодательства. Поправки коснулись порядка исчисления и уплаты таких крупных налогов, как налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, НДПИ. Помимо основных изменений важную роль сыграла дискреционная фискальная политика. Дискреционная политика основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему, принятии точных мер и изменении бюджетных расходов с целью воздействия на экономический рост, инфляцию, безработицу. Основываясь на дискреционной политике был внесен ряд изменений и уточнений в законодательство:
Вместе с тем, выпадающие доходы бюджета в 2009 г. составляли: от снижения ставки налога на прибыль порядка 400 млрд руб.; снижения единого налога по УСН – 13 млрд руб.; повышение размера амортизационной премии – 100 млрд руб. Таким образом, суммарные потери доходов бюджетов в 2009 г. по расчетам Минфина РФ оцениваются в сумме 556 млрд руб., или 1,1% ВВП.
Следует
обратить внимание на то, что во многих
странах дискреционные
Вывод. Сразу после распада СССР стратегия социально-экономического развития РФ заключалась в улучшении администрировании налоговой системы, таким образом повысилась собираемость налогов и меры, направленные на погашение просроченной задолженности налогоплательщиков, снизилась налоговая нагрузка на предприятия. Затем проводилось реформирование налоговой система России, направленное на диверсификацию экономики и обеспечение дальнейшего экономического роста. Мировой экономический кризис вызвал необходимость принятия антикризисной программы. Россия проводила дискреционную контрциклическую налоговую политику, заключающуюся в снижении налоговых ставок и предоставлении различного рода льгот, которую критикуют за то, что при её осуществлении неизбежно возникает отставание в диагностике нужного момента для реализации соответствующих мер.
В планах на 2011 – 2013 гг. правительство Российской Федерации сохраняет главную цель неизменной – доведение налоговой системы до универсальности и эффективности, которая будет обеспечивать бюджет не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде. Под этим подразумевается борьба с последствиями экономического кризиса и умеренное достижение экономического роста. Осложнение состоит в том, что планируемые преобразования будут проводиться в условиях дефицита бюджета. Поэтому важнейшими условиями будут инновационная активность и устойчивость бюджета РФ. Для достижения чего в краткосрочной перспективе планируется привлечение инноваций.
«Величина налоговой нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта, в 2000-2008 гг. находилась на уровне 35-36% ВВП. Эта величина сопоставима со средней величиной нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического содружества и развития (ОЭСР). Однако факторный анализ по результатам международных сопоставлений уровня налоговой нагрузки в странах ОЭСР и Российской Федерации показал, что теоретическое значение налоговой нагрузки составляет от 28,2% ВВП до 29,3% ВВП. Такой результат факторного анализа означает, что фактический уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации превышает тот уровень, который сложился бы в стране в существующих условиях с учетом взаимосвязей между уровнем экономического развития и уровнем налоговой нагрузки в странах ОЭСР.
Таким образом, если уровень налоговой нагрузки в экономике Российской Федерации в 2007 г. в целом составил 36,8% ВВП, то, по имеющимся оценкам, конъюнктурная компонента нагрузки (обусловленная благоприятной ценовой конъюнктурой) составила 8,3% ВВП, а структурная компонента (нагрузка, которая бы при прочих равных условиях имела место при фиксации цен на нефть на среднем многолетнем уровне) – 28,5% ВВП.»5
Возможно, что в долгосрочном периоде уровень нагрузки в государстве будет ниже экономически оправданного уровня. Это связано со следующими факторами. С одной стороны, нужно обратить внимание, что объем расходных обязательств бюджетной системы Российской Федерации в социальной сфере, обусловленный более высоким уровнем государственных гарантий, а также в сфере обороны и безопасности, находится на более высоком уровне по сравнению с другими странами, имеющими сопоставимый уровень ВВП на душу населения. С другой, необходимо принять во внимание перспективу старения населения, приводящего к несбалансированности российской пенсионной системы в долгосрочной перспективе.
Вышеизложенные факторы, свидетельствующие в пользу более высоким по сравнению со сложившимся в настоящее время уровнем налоговой нагрузки в Российской Федерации, являются объективными и не могут быть устранены в долгосрочной перспективе. Кроме того, высокий уровень государственных гарантий в сфере образования и здравоохранения является существенным фактором повышения конкурентоспособности российской экономики в современных условиях.
Вместе
с тем, поскольку необходимым
условием успешного посткризисного
развития российской экономики является,
прежде всего, технологическое обновление,
модернизация производства товаров
и услуг, новый этап налоговой
реформы должен быть нацелен на поддержку
инноваций во всех секторах экономики.
Налоговое администрирование выступает как сложная комплексная социально-экономическая категория, которая отражает особую совокупность экономических отношений по организации, координации и управлению налогообложением в условиях развивающихся рыночных процессов .
Задачи
налоговой политики меняются в зависимости
от политических, экономических и
социальных условий жизни общества.
Качественные изменения налогового
администрирования превращают его
из инструмента организации
Повышение
качества налогообложения будет
способствовать его развитию как
единой комплексной составляющей налоговой
системы, определяющей ее общую направленность
на решение социально-
В трехлетней перспективе 2011–2013 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее. Налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика ближайших лет впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета.
В
этой связи важнейшим фактором проводимой
налоговой политики будет являться
необходимость поддержания
Информация о работе Российская налоговая система: прошлое и настоящее