Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:01, курсовая работа
Налоговая система зародилась и развивается совместно с государством. По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Так как налоги – динамичная система, которая постоянно преобразовывается, степень изученности этого источника доходов государства высока, но не конечна. По мере развития общества государство всё больше играет важную роль в жизни граждан, а следовательно ему необходимо искать способы получения дополнительных доходов. Ведение постоянных воин, содержание глав государства, социально необеспеченных и другие показатели, требующие финансирования, привели к тому, что налоги становятся основой государственных доходов. Налогами облагаются доходы, имущества, операции с ценными бумагами, различные виды стоимости на товары и услуги, работа и деятельность.
Введение 3
Глава I Генезис Российской налоговой системы 5
1.1 Зарождение и развитие налогообложения в России 5
1.2 Особенности налогообложения в советский период 9
Глава II Налоговая система в современной России: проблемы и перспективы 13
2.1 Налоговая система России в постсоветский период 13
2.2 Перспективы развития налоговой системы РФ 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Во время военных действий с Японией для содержания армии ввели преобразования для увеличения доходов:
С началом Первой Мировой войны 1914 г. государство нуждалось в дополнительном финансировании, были изменены ставки обложения по 12 косвенным налогам, прямым налогам, с недвижимого имущества повышен до 8%, поземельного налога повышены с 0,25 до 0,75 коп. и с 17 до 29,5 коп., оклады основного промыслового налога повышены на 50%. После Февральской революции приняты Закон о единовременном налоге на доход и Закон о повышении ставок обложения подоходного налога.
Вывод. До XII века все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер. В формировании доходов Российского государства на рубеже XVII века начинают участвовать все классы и группы населения страны, причем на смену случайным податям и налогам, пришла система с учетом особенностей формирования доходов в различных регионах и у различных групп населения. В XVII веке в России формируется налогово-финансовая система, основную часть налогов и сборов которой начинают составлять денежные изъятия. Налоговая система конца XIX-начала XX веков характеризуется отсутствием единого принципа построения системы прямых налогов. В ней одновременно присутствуют не только реальные и личные налоги, но и такие архаичные формы, как оброк, ясак, подымный налог.
В этот период политика страны была направлена на экономический подъем государства. Рассматривалось отменить косвенные налоги на предметы первой необходимости, установить высокие налоги на роскошь и прогрессивный подоходный налог. Но так как было тяжело преодолеть дефицит бюджета, не отменялись косвенные налоги, таможенные сборы, спичечные, нефтяные, сахарные, чайные доходы. Местные органы власти могли взимать контрибуции и сборы с предприятий.
Важным
рычагом измен был Декрет ВЦИК
«О замене продовольственной и сырьевой
разверстки натуральным налогом» от
21.03.1921 г. В нём оговаривалось:
замена разверстки натуральным налогом;
разрешение свободного оборота сельскохозяйственных
продуктов и кустарных изделий;
предоставление кооперативам большей
свободы;
меры поощрения местной промышленности.
Налоговая система этого времени была основана на дореволюционной практике. Способ сбора выплат оставался одинаковым, но ставки возросли. В марте 1922 натуральные налоги были реформированы в один налог, сбираемый в пудах ржи или пшеницы. Вводились насколько возможно простые сборы, по причине несовершенного налогового аппарата и низкого уровня государственных доходов.
Во время НЭПа первым введенным налогом был промысловый налог. Состоял из: патентного сбора, что позволило регистрировать предприятия и взимать оплату вперед; уравнительного сбора, составляющего 3% с оборота предприятий имеющих большую прибыль.
Изменения
на этом не закончились. Особое место
в экономике занимал рентный
налог с 1923 г., благодаря которому
государство взимало
Политика пополнения бюджета оправдала свои ожидания. Поступления в бюджет возросли примерно в 6 раз (табл.1).
Таблица 1
Налоговые доходы бюджета в 1922/23-1927/28 гг., млн руб.
Название налогов | 1922/23 г. | 1923/24 г. | 1924/25 г. | 1925/26 г. | 1926/27 г. | 1927/28 г. |
Всего налогов | 584,0 | 991,1 | 1603,4 | 2192,9 | 3000,6 | 3522,8 |
В том числе: | ||||||
Сельскохозяйственный | 176,5 | 231,0 | 326,2 | 251,2 | 357,9 | 354,2 |
Промысловый | 118,2 | 233,6 | 323,5 | 482,9 | 675,8 | 703,9 |
Подоходный | 12,7 | 75,9 | 113,3 | 185,9 | 246,4 | 295,6 |
Акцизы | 103,5 | 240,6 | 507,8 | 841,6 | 1209,9 | 1491,2 |
Таможенный доход | 66,8 | 67,4 | 101,9 | 150,6 | 189,4 | 259,7 |
Источник: Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп./ под ред. М. Романовского – Спб.: Питер, 2010. С.91
С начала новой экономической политики налоговые выплаты стали вытесняться неналоговыми (в 1922/23 г. они составляли 63,14%, а к 1927/28 уже упали до 48,13%). Для достижения цели уничтожения частного капитала утвердили льготы и субсидии для государственных предприятий, увеличивали ставки налогов и усилили прогрессивность налогообложения.
Так
как многократные взыскания оказались
малоэффективными, изменили систему
выплат предприятий и признали
двухканальную систему
Уже
после третьей пятилетки
На начало Великой Отечественной Войны налоговая система не совершенствовалась, что привело к потерям и упадку государственного дохода. Налог с оборота сократился с 105,9 млрд руб. в 1940 до 66,4 млрд руб. в 1942 г.; отчисления от прибыли – с 21,7 млрд руб. до 15,3 млрд руб. в 1942 г.4 Однако в дальнейшем развитии доходы нормализовались и эти налоги составляли половину доходов государственного бюджета. Так как государство нуждалось в дополнительном доходе для военных нужд в пик военных действий, налоги с граждан увеличились с 5% до 13%, утверждена 100%-ная надбавка к сельскохозяйственному и подоходному налогам (1922 г. заменена военным налогом основанном на подушном обложении), обязали выплачивать налог малосемейных и одиноких граждан, ввели земельную ренту, разовый сбор на рынках, имели право присутствовать местные сборы с населения.
Благодаря
налогам с населения росла
заработная плата, развивалась трудовая
деятельность. Верховный совет СССР
для уменьшения налогов с населения
увеличило необлагаемый минимум
заработной платы. По отношению к
предприятиям условия налоговых
взносов так же изменяются: вводится
фиксированный процент
С 1.01.1991 утвержден закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Действующими налогами становились налоги на прибыль, с оборота, на экспорт и импорт, на прирост средств, на потребление и доходы. Основным источником поступлений в государственный бюджет стал налог на прибыль, который составлял 45% бюджета, 22% из которых шли в бюджет союза. Так же были распространены платежи за трудовые и природные ресурсы, платежи не должны были превышать 25% прибыли. Однако для банков равнялась 55%.
Но налоговая база сокращалась, росла инфляция, союзный бюджет истощался, возрастало количество убыточных предприятий - это и привело к распаду СССР.
Вывод.
Налоговая система молодого советского
государства отличается хаотичностью,
ликвидацией системы местных
налогов, всевозможными контрибуциями
и конфискациями. В основном налоговая
система данного периода
Советский союз оставил хорошую базу для Российской Федерации. Государственный бюджет СССР фактически не имел дефицита. Четкая картина вырисовывается благодаря статистическим данным сформированным «по горячим следам». (табл. 2)
Таблица 2
Динамика экономических показателей в РФ в 1990-2000 гг., млрд руб.
Экономический показатель | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Денежная эмиссия | - | 89,3 | 1513,0 | 10904,8 | 23169,9 | 45575,9 | 59,8* | 88456,6 | 84,97 | 169,99 | 233,71 |
Доходы бюджета РФ | 159,5 | 310 | 5327,6 | 49730 | 177419,8 | 226,9* | 281,9* | 322834,2 | 302,4 | 611,7 | 783,2 |
Расходы бюджета РФ | 154 | 347,8 | 5969,5 | 57674 | 234839,7 | 275,6* | 356,2* | 409285,0 | 388,9 | 664,7 | 632,2 |
Превышение
доходов над расходами (+), расходов над доходами (-) |
+8,5 | -37,6 | -641,9 | -7943,6 | -62658,5 | -48,7* | -74,3* | -86450,8 | -86,5 | -52,96 | +150,97 |
Дефицит бюджета, % к доходам | - | 12,13 | 12,05 | 15,97 | 35,32 | 21,46 | 26,36 | 26,78 | 28,60 | 8,66 | - |
Сводный индекс цен на товары (к предыдущему году), % | - | 260,3 | 260,8 | 944,2 | 315,0 | 231,3 | 121,8 | 111,0 | 184,4 | 136,4 | 122,8 |
Индекс объема промышленной продукции (1989 г. – 100%), % | 99,9 | 91,9 | 75,6 | 62,5 | 48,2 | 45.9 | 42,3 | 42,0 | 39,8 | 43,7 | 48,6 |
* ) в трлн. рублей
Источник: А. А. Российская экономика в 2000-2001 годах// Вопросы статистики, 2000, № 12 С.23
С 1991 г. в России налоги постоянно росли и превышали величину, после которой наступает циклическое падение ВВП. Исходя из прошлых лет в 1992 г. провели радикальную налоговую реформу, вследствие которой введен НДС, заменивший налог с оборота. С 1992 по 1999 гг. было принято множество законодательных актов, правовых документов, которые содержали противоречивые решения. Поэтому было решено утвердить Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон вступил в силу с 1.01.1999), регулирующий все налоговые сборы РФ. Подъем 1999-2000 гг. объясняется девальвацией рубля, снижением импортных товаров, повышением цен на газ и нефть.
Как отмечено в таблице 2, с 2000 г. Россия функционирует в режиме профицитного бюджета. Цель бюджетной политики снижение налогового бремени на производителя. Налоговые доходы бюджетной системы Российской Федерации выглядят умеренными в сравнении с другими странами. В большинстве развитых стран налоговая нагрузка выше, чем в России (рис. 1).
Рисунок 1
Налоговые доходы расширенного бюджета в некоторых странах ЕС и в России, % от ВВП
Источник: Бюджет и налоги в экономической политике России. Монография – М.: Научный эксперт, 2008. С.113
Следует заметить, что с 2004 г. расширяется диапазон долей налоговых платежей в ВВП стран-членов ЕвроАзЭС с 15 до 17%. Это свидетельствует о наличии разных подходов к экономической стратегии развития отдельных стран. При этом вопросы выработки общей налоговой стратегии не решаются.
Тем не менее, правительство России, начиная с 2002 г., начинает проводить налоговую реформу, задача которой – снижение налогового бремени. Происходило коренное реформирование налогов:
Информация о работе Российская налоговая система: прошлое и настоящее