Рыночная экономика: сущность, категории, механизмы. Историческая эволюция.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой - проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что мы живем в условиях рыночной экономики и нам необходимо не только научиться выживать в этих условиях, но и эффективно использовать рыночную экономику. Для этого нужно знать не только что из себя представляет рыночная экономика, но и ее механизмы, законы, её особенности в Российской Федерации, проблемы и искать пути решения этих проблем.

Целью работы является: рассмотреть механизм рынка, его преимущества и недостатки, историческую эволюцию рынка и основные элементы рыночного механизма

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Социально-экономическая сущность рыночной экономики ……….5
Понятие рынка и историческая эволюция рынка……………...5
Объективные условия развития рыночных отношений………11

1.3 Преимущества и недостатки рыночной экономики…………..13

2. Механизм функционирования рынка………………………………17

2.1 Спрос и предложение как основные элементы рыночного

механизма……………………………………………………………..17

2.2 Место конкуренции в структуре рыночных отношений………22
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 118.67 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Социально-экономическая сущность рыночной экономики ……….5

    1. Понятие рынка и историческая эволюция рынка……………...5
    2. Объективные условия развития рыночных отношений………11

1.3  Преимущества и недостатки  рыночной экономики…………..13

2. Механизм  функционирования рынка………………………………17

2.1 Спрос и предложение как основные элементы рыночного

механизма……………………………………………………………..17

2.2 Место конкуренции в структуре рыночных отношений………22

Заключение……………………………………………………………….28

Список литературы……………………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной  проблемой - проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и  для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие  услуги производить и в каком  объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что мы живем в условиях рыночной экономики и нам необходимо не только научиться выживать в этих условиях, но и эффективно использовать рыночную экономику. Для этого нужно  знать не только что из себя представляет рыночная экономика, но и ее механизмы, законы, её особенности в Российской Федерации, проблемы и искать пути решения этих проблем.

Целью работы является: рассмотреть  механизм рынка, его преимущества и  недостатки, историческую эволюцию рынка  и основные элементы рыночного механизма.

В соответствии с поставленной целью  можно обозначить следующие задачи:

  1. изучить сущность и особенности рыночной экономики;
  2. рассмотреть условия развития рыночных отношений;
  3. выявить преимущества и недостатки рынка;
  4. охарактеризовать основные элементы рыночного механизма;
  5. выявить место конкуренции в рыночной экономике.

Объектом курсовой работы является рыночная экономика как в целом, так и отдельные части ее.

Предметом работы является механизм функционирования рынка, основные элементы рыночного механизма и их совокупное развитие.

Методологической основой курсовой работы являются:

общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и  дедукция;

частные методы: графики и статистический анализ.

Информационная основа: учебная  литература по экономической теории, публикации периодической печати, статистика, взятая с Росстата, ресурсы глобальной сети Интернет.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-экономическая сущность  рыночной экономики

1.1 Понятие рынка и историческая эволюция рынка

Рынком называют совокупность отношений сферы обмена, складывающихся при определенных исторических условиях. Необходимыми условиями возникновения рыночных отношений являются разделение труда и обособленная собственность на средства и продукты производства. Однако эти условия не являются достаточными, так как они служат также основанием для грабежа (насильственного отъема у производителей их прибавочного продукта). Поэтому третьим необходимым условием существования рыночных отношений является отношение взаимного силового сдерживания участников обмена от попыток грабежа. Историческим результатом развития таких отношений сдерживания явился институт государства. Из этого следует, что рынок в его более или менее развитой форме без государства существовать не может.

До возникновения внешней силы сдерживания в лице государства  его функцию выполняли сами участники  обмена. В этот период товарным обменом  занимались только вооруженные люди. Преодолев первый взаимный страх, заставлявший вести торговлю описанным в девятой главе ''бесконтактным'' методом, люди еще не одно тысячелетие в процессе торговли держали оружие при себе.

Когда над участниками обмена нет  какой-либо силы, регулирующей их отношения, соображения экономической выгоды подталкивают их прежде всего к одному из двух альтернативных решений: выменять у соседа интересующую ценность или отнять ее. Ограбить владельца ценности, очевидно, экономически выгоднее, чем отдать ему взамен свою ценность, но рискованнее. Товаровладельцы, предоставленные контролю лишь собственного разума, принимали одно из этих решений в зависимости от степени своей алчности и риска потерять все в случае применения силы.

На протяжении всех исторических эпох, включая современную, внешняя торговля и разбой составляли, как правило, два сопряженных рода деятельности. Слабых грабили, с равными по силе торговали. Внутренняя торговля исключала прямой грабеж благодаря наличию общественной власти, но, по мере развития отношений частной собственности внутри союза родственных общин, она стала быстро превращаться в спекуляцию и ростовщичество, позволяющие грабить сограждан экономическими методами. Итогом нерегулируемых рыночных отношений становились, в конечном счете, систематические восстания бедных против богатых и гражданские войны за передел собственности, оканчивающиеся государственными ограничениями спекуляций и ростовщичества. Таким образом, неизбежным дополнением к отношениям товарного обмена и фактором стабилизации общества с самого начала явилось государственное ограничение возможностей применения участниками обмена методов прямого насилия, принуждения и обмана. Создавать необходимые для этого правила поведения и принуждать к их исполнению - непременная функция любого государства. Практика проведения рыночной реформы в России убедительно доказывает, что и в наше время там, где государство перестает выполнять эту функцию, немедленно возрождаются грубый обман, мошенничество, необязательность партнеров, спекулятивное использование политической и иной нерыночной конъюнктуры и даже прямой грабеж товаровладельцев, называемый рэкетом.

Существует несколько определений  рынка, каждое из которых характеризует ту или иную его сторону.

Рынок есть совокупность экономических отношений, посредством которых осуществляется обмен между обособленными производителями товаров. [1; с. 85]

Рынок - это способ связи между обособленными производителями, регулятор общественного производства. Посредством рыночных отношений происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей. [2; с. 106]

Рынок - это информационная система, связывающая между собой спрос и предложение. Механизм рынка способствует лучшему информированию товаровладельцев о состоянии дел во всех отраслях экономической деятельности, определяет общественную полезность продуктов, указывает направления и характер изменения производственных программ. [3; с.45]

Рынок - это механизм, приспособление, с помощью которого осуществляется контакт между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками товара и услуги). [4]

Типы рынков

Основными признаками, характеризующими различные типы рынка, являются:

  • количество продавцов и покупателей;
  • объем товаров, предъявляемых ими к обмену;
  • степень сходства или отличий товаров разных товаровладельцев;
  • легкость входа товаровладельцев на рынок и выхода с него;
  • доступность информации о ценах и условиях торговли.

В настоящее время существует следующая  классификация рынка.

Чистая конкуренция - рынок, на котором действует множество мелких товаровладельцев, продающих однородную продукцию, обладающих полной свободой своих решений и равным доступом к информации. Основной особенностью чистой конкуренции является то, что никто из отдельных его участников не может своими действиями повлиять на величину рыночной цены. Чистую конкуренцию часто путают с совершенной конкуренцией, что неправильно.

Олигополия предполагает существование на рынке нескольких крупных продавцов, способных влиять на уровень рыночных цен. Олигополисты, несмотря на конкурентную борьбу друг с другом, склонны входить в соглашения против других участников рынка, ограничивать их доступ к рыночной информации и затруднять вступление на рынок новых продавцов.

Монополией называется рынок, на котором действует единственный продавец определенного товара, не имеющего субститутов. [5; с.63]

В зависимости от происхождения  различают три вида монополий:

1) закрытая (защищенная юридическими запретами от конкуренции);

2) естественная (обладающая исключительной возможностью использовать определенный природный ресурс);

3) открытая (не имеет специальной защиты от конкуренции).

Монопсония - рынок, на котором действуют много продавцов, но только один покупатель.

Двусторонняя монополия - рынок, на котором действует один продавец и один покупатель. Этот тип рынка является исторически первой формой рыночных отношений, потому что две первобытные общины, обменивающиеся время от времени излишками своего труда, являются по отношению друг к другу никем иным как монополистами.

Монополистическая конкуренция. Как показывает само название, этому типу рынка свойственны черты как монополии, так и чистой конкуренции. На этом рынке действует много продавцов. Вход на рынок, как и уход с него, не представляет каких-либо трудностей. Вместе с тем данный тип рынка характеризуется не однородностью, а дифференциацией продукции, которая означает, что покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые. Таким образом, монополистическая конкуренция отвечает всем условиям чистой конкуренции за исключением однородности продукции.

Существенное различие между  конкурентами ''чистыми'' и ''монополистическими'' состоит в том, что первые принимают  рыночную цену как данную и подчиняются  ей, тогда как вторые только ориентируются  на цену, назначенную конкурентами, чтобы проводить собственную  ценовую политику.

Таким образом, конкуренция  и монополия - это не противоположности, точнее, это такие противоположности, которые составляют диалектическое единство и служат импульсом взаимного  развития. Абсолютно конкурентный, как и стопроцентно монопольный рынок, сколько-нибудь долго существовать не может. Каждый предприниматель публично поддерживает идею конкурентного рынка, но тайно мечтает быть монополистом. Поэтому, как отмечал еще А. Смит, когда представители одной и той же отрасли встречаются друг с другом, ''беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены'' [6]. Если же создается монополия, получающая особенно высокую сверхприбыль, в обществе находятся силы, вынуждающие монополиста ею поделиться.

Помимо реальных типов  рынка в экономической теории существуют условные модели рынка совершенной конкуренции и чистой монополии.

Рынок совершенной конкуренции - это теоретическая модель рынка, абстрагированная от нововведений, творческих поисков предпринимателей, рекламной деятельности и иных форм конкурентной борьбы за выживание и развитие предприятий. Продукция предприятий, действующих на рынке совершенной конкуренции, по определению, идентична как по существу, так и по восприятию потребителей. Предприятия не производят сколько-нибудь сложных рыночных стратегий в области ценообразования, а принимают рыночные цены как данность.

Чистая монополия - теоретическая модель монополии, являющейся единственным производителем продукта, не имеющего заменителя, и не подверженной влиянию ни конкурентов, ни государства.

Теоретические модели рынка  имеют определенную научную значимость, которая состоит в том, что  они позволяют применять к  анализу некоторых закономерностей рыночных отношений математический аппарат. Однако нельзя забывать, что из анализа условных моделей и выводы следуют условные. Между тем находится немало теоретиков, которые пытаются интерпретировать их как определяющие мотивы поведения участников рынка, равно применимые ко всем эпохам и категориям населения. В действительности поведение людей, заботящихся о своей материальной выгоде, является слишком сложным, чтобы его можно было описать математическими формулами и графиками. Кроме того, поведение людей на рынке зависит от множества нерыночных отношений (с государством, семьей, сотрудниками, ''несовершенными'' конкурентами вроде рэкетиров и т. д.), которые составляют реальное окружение рыночной системы. Поэтому попытки представить выводы из анализа условных рыночных моделей в качестве безусловных истин есть не что иное как прямая апологетика частного предпринимательства, диктуемая не научным, а реакционным политическим интересом, заключающемся в том, чтобы как можно дольше сохранить существующие социально-экономические отношения в незыблемом виде.

Субъектами рынка по современной классификации являются домашние хозяйства, частное предпринимательство (бизнес) и государство, в западной экономической литературе чаще именуемое правительством.

Домашнее хозяйство - основная экономическая единица, которая осуществляет функцию переработки приобретаемых на рынке товаров и услуг для собственного потребления и обеспечивает воспроизводство основного фактора общественного производства - рабочей силы.

Частные предприниматели (бизнес) - организаторы и руководители негосударственных предприятий, функционирующих с целью получения прибыли.

Государство (правительство) - совокупность главным образом бюджетных учреждений и организаций, выполняющих функции государственного управления и некоммерческих социальных услуг.

Взаимодействие домохозяйств, бизнеса и государства графически изображено на рис. 1. Схема наглядно демонстрирует закон равенства суммарной стоимости производимых в обществе товаров и услуг сумме их меновой (рыночной) стоимости.

Выделяют следующие виды рынков:

  • рабочей силы; 
  • финансовый (рынок ссудных капиталов);
  • средств производства;
  • технологий;
  • потребительский;
  • услуг;
  • духовных благ.

Если рынок рассматривать  как систему отдельных рынков, то каждый вид рынка будет составлять элемент его структуры.

Все виды рынков имеют разное общественное значение, которое определяется не самим рынком, а значением объектов рыночного обмена для системы общественного производства. Поскольку в современной экономике решающую роль играют рабочая сила, средства производства и финансы, то наиболее значимыми являются рынки этих товаров.

 

Рис. 1. Рыночный кругооборот  и взаимодействие субъектов рынка [7].


1.2 Объективные условия развития рыночных отношений

Условия возникновения и развития рыночной экономики формируются в ходе длительного исторического процесса перехода от традиционной к рыночной экономике. Важнейшими из них являются общественное разделение труда и специализация, развитие частной собственности на средства производства, личная заинтересованность производителей и собственников, свобода выбора и свобода передвижения факторов производства, государственное вмешательство в экономику, нравственные нормы.

Первое  условие – разделение общественного  труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных  ступеней возникновения разделения труда. Первая из них – отделение  скотоводства от земледелия, вторая –  выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества.

 Разделение  труда неизбежно требует обмена. Уже древни скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы соответственно в пище. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь в нутрии общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы.

Второе  условие – это экономическая  обособленность или автономность производителей, возможность или свобода для  каждого экономического субъекта стремится  к обеспечению своих частных интересов  и разделения труда между товаропроизводителями. Товарный обмен предполагает обязательное стремление к эквивалентности. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на основе частной собственности в дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-либо, локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием и т.д.).

Третье  условие связано с углублением  и  развитием общественного разделения труда, в том числе специализации и кооперации производства. На определенном этапе развития натурального хозяйства стало ясно, что любое многочисленное общество людей не сможет прожить за счет собственного самообеспечения при возрастающих потребностях, поэтому различные группы производителей специализируются на выпуске одного какого-либо вида продукта, предлагая его в обмен на все остальные необходимые для жизни. Постепенно такая практика расширяется и приводит к разрушению натурального хозяйства, образованию товарного производства. Рынок формируется в ходе и результате развития товарного производства.

Информация о работе Рыночная экономика: сущность, категории, механизмы. Историческая эволюция.