Рыночная экономика: сущность, категории, механизмы. Историческая эволюция.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой - проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что мы живем в условиях рыночной экономики и нам необходимо не только научиться выживать в этих условиях, но и эффективно использовать рыночную экономику. Для этого нужно знать не только что из себя представляет рыночная экономика, но и ее механизмы, законы, её особенности в Российской Федерации, проблемы и искать пути решения этих проблем.

Целью работы является: рассмотреть механизм рынка, его преимущества и недостатки, историческую эволюцию рынка и основные элементы рыночного механизма

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Социально-экономическая сущность рыночной экономики ……….5
Понятие рынка и историческая эволюция рынка……………...5
Объективные условия развития рыночных отношений………11

1.3 Преимущества и недостатки рыночной экономики…………..13

2. Механизм функционирования рынка………………………………17

2.1 Спрос и предложение как основные элементы рыночного

механизма……………………………………………………………..17

2.2 Место конкуренции в структуре рыночных отношений………22
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 118.67 Кб (Скачать документ)

Рыночная  экономика вначале развивалась  внутри натурального хозяйства, выполняя второстепенные функции в народном хозяйстве в течение длительного времени. В отдельных странах рыночная экономика развивалась более быстрыми темпами по сравнению с другими странами, поэтому в них рыночная экономика стала господствующей формой в XVII в., в других странах – в XVIII в., в третьих – лишь в XIX в.

 На  данном этапе развития общества  рыночная экономика является  самой распространённой экономической  системой в мире на рубеже XX-ХXI вв. и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются, как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах. Поэтому не случайно основное внимание уделяется анализу особенностей и закономерностей рыночной экономической системы.

 

1.3 Преимущества и недостатки рыночной экономики

Как у  всякого явления, у рынка есть свои преимущества и свои недостатки. 
К преимуществам рынка западные экономисты относят:

  1. эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
  2. возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращивают коров молочной породы, сколько денег тратят на молоко, а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко 
    и на корма,    о затратах на различные породы скота, электроэнергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер сможет производить приблизительно то количество молока, которое необходимо для потребителей;
  3. гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е г. XX в. резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;
  4. оптимальное  использование  результатов  НТР.  Стремясь, получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на  риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии,  что  позволяет им   иметь  временные  преимущества перед конкурентами;
  5. свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;
  6. способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продукции, фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать качество, снижать издержки и т.д. Если же в отрасли неправильно оценили спрос и выпустили, скажем, много женских платьев и меньше блузок, то рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно выручка пойдет на увеличение выпуска блузок, а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилировании производства на пошив блузок и на изменение фасона платьев. Тем самым рыночная экономика выступает как механизм регулирования распределения ресурсов, структуры экономики в соответствии со структурой изменяющихся в обществе потребностей. 
         В центре рыночного хозяйства стоит потребитель. Без вмешательства извне участники рыночного процесса решают вопрос о том, что производить, в каких количествах. Длительный разрыв между рыночным спросом и производством здесь невозможен, так как это противоречит интересам всех участников рыночного процесса. Поэтому рыночный механизм исключает дефицитность экономики (разумеется, в пределах ресурсов, которыми располагает данная страна). 
        Говоря о достоинствах  рынка, не следует забывать об его негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые он не может решить по своей природе. 
       Рыночная конкуренция по самой своей природе порождает тенденцию к монополизации. Из массы мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятся полностью овладеть рынком. Чтобы предотвратить такое саморазрушение рынка, необходимо на определенном уровне его развития осуществлять за этим процессом целенаправленный контроль. 
        Монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, торможению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен. Не следует отождествлять с монополией любое крупное предприятие в производстве, торговле, банковском деле. Источниками монополистических тенденций бывают мелкие и средние предприятия, государство и т.п. Конечно, внутри крупного бизнеса всегда скрыт изрядный потенциал монополизма. Любая мощная корпорация не прочь воспользоваться выгодами своего положения в производстве, тяготеет к установлению диктата над рынком, рассматривая это как один из эффективных вариантов экономического поведения. Но в современном рыночном хозяйстве такая возможность вовсе не обязательно превращается в реальность. 
        Разрушение рынков монополиями не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя стимулы к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится.  
         Механизм "невидимой руки" рынка также не улавливает проблему долгосрочного развития экономики. Рыночное хозяйство развивается неравномерно, периоды ускоренного роста чередуются с периодами застоя. Интересы экономической эффективности требуют, чтобы эти циклические колебания были максимально сглажены. Более того, в современных условиях быстрый экономический рост на стихийной основе становится вообще невозможным. Для ускорения нововведений нужны солидные ассигнования как на долгосрочные научные исследования, так и на практическую реализацию их результатов. Поскольку рыночная саморегуляция по самой своей природе эффективна лишь в краткосрочной перспективе, то необходима сознательная корректировка направленности экономического роста. 
        Чистая рыночная экономика и бережлива, и расточительна в одно и то же время. Стихийно приспосабливаясь к изменяющимся общественным потребностям, она лишь задним числом сигнанализирует о сложившихся диспропорциях, например, о том, что какого-то товара произведено больше, чем требуется. Изменение пропорций сопровождается потерями ресурсов, которые были израсходованы на создание излишней продукции. Циклическое развитие производства сопровождается недоиспользованием ресурсов, включая и трудовые. 
Ориентируясь только на индивидуализированный платежеспособный спрос, рынок также не может уловить те общественные потребности, которые могут предоставляться не отдельным покупателям, а обществу в целом. Эти потребности удовлетворяются в форме так называемых общественных благ (развитие культуры, здравоохранение, охрана общественного порядка и т. п.).

Социальная  ограниченность рынка заключается в том, что он не может реализовать принцип социальной справедливости. Вопрос о том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в рыночной экономике недоступны семьям бедняков.

Рыночный  механизм так же не в состоянии  решить проблему инфляции. 
Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в XX-XXI вв. Ее грозные симптомы зафиксированы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной системой. 
       Инфляция - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно[8, с.89]. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается там, а распространяется дальше, поражая производство и потребление. 
       Инфляция в принципе неустранима, поскольку современная экономика инфляционная по своему устройству.

Социальные  последствия инфляции для потребителей связаны с падением реальной ценности личных сбережений, снижением текущих реальных доходов. Неминуемо социальное расслоение и углубление имущественного неравенства населения. 
        Для производителей социальные последствия инфляции сказываются в утрате работниками стимулов к труду при подавленной инфляции; в отраслевых и региональных диспропорциях; в отрицательном влиянии на техническое состояние производства; в общем замедлении экономического развития. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Механизм  функционирования рынка

2.1 Спрос  и предложение как основные  элементы

рыночного механизма

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены [9; с.56].

Такие  основополагающий  понятия  как  спрос  и  предложения   нельзя

рассматривать отдельно друг от друга, ибо они  находятся  во  взаимосвязи  и взаимообусловлены.

Термин  спрос  имеет  для  экономиста  специфическое  значение.  Спрос

изображается  в виде графика,  показывающего  количество  продуктов,  которое

потребители готовы и в состоянии купить по некоторой  цене  из  возможных  в

течение определенного  периода времени [10, c.63]. Коренное качество спроса  заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены  ведет  к соответствующему  возрастанию  величины  спроса.  И,  напротив,  при  прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению  величины спроса.  В  общем,  существует  отрицательная или обратная  связь,  которую экономисты назвали «законом спроса» Что лежит в основе этого закона?  Чтобы ответить  на  этот  вопрос   проанализируем   этот   закон.    Обычно   люди действительно покупают данного продукта  больше  по  низкой  цене,  чем по высокой.  Для потребителей цена  представляет  собой  барьер,  мешающий совершить им покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше  продукта  они  будут покупать, а  чем  ниже  ценовой  барьер,  тем  большее  его  количество  они приобретут.

Иными  словами,  высокая  цена  отбивает  у  потребителей  охоту покупать, а низкая цена усиливает их  желание  совершить  покупку. Предприятия сокращают свои товарные запасы путем снижения цен.

Обратную  связь  между  ценой  продукта  и  величиной   спроса   можем

изобразить  в  виде  простого  двухмерного  графика,  показывающего  величину спроса Q  и цену Р.

       

Рис.1-Кривая спроса [11, с.87]

Эта кривая называется кривой спроса и в ней  находит  отражение  закон

спроса –  люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем  при  высокой.

На спрос  влияют кроме ценовых также и неценовые факторы. Вот некоторые из них:

1. Потребительские  вкусы. Благоприятное для данного  продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или  изменениями моды, будет означать, спрос возрастет по каждой цене.  Важно  отметить,  что технологические  изменения  в  виде  появления  нового   продукта   способны привести к изменению потребительских вкусов.

2.  Число   покупателей.   Очевидно,  что   увеличение  на  рынке  числа

потребителей   обуславливает   повышение   спроса.   А   уменьшение    числа потребителей находит отражение в сокращении спроса.

3. Доход.  Воздействие  на  спрос  изменений   дохода  несколько  более сложно.  В  отношении  большинства  товаров  повышение  дохода  приводит   к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило,  покупают больше дорогих вещей. И, наоборот, при снижении дохода спрос на  такие  вещи падает. Товары, на которые спрос изменяется  в  прямой  связи  с  изменением дохода, называются  товарами  высшей  категории  или  нормальными  товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении,  то  есть возрастает при снижении дохода, называются товарами низшей категории.

4.  Цены  на сопряженные товары. Здесь   объяснение  я  нахожу  в   одном

простом  примере.  Повышение  цены  на  сливочное  масло  влечет  за   собой повышение спроса на более дешевый маргарин.

5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно  таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход,  способны  изменить спрос. Ожидания  потребителей  относительно  возможного  повышения  цен  в будущем  могут  побудить  их  покупать  теперь,  чтобы  упредить  угрожающее повышение  цен.  И  наоборот  ожидание  понижения  цен  на  товары  ведет  к сокращению спроса.

Итак, закон спроса  это характеристика рынка с точки зрения покупателей или потребителей. А с точки зрения продавцов? С этой точки зрения на все вопросы  отвечает  предложение.

Предложение можно  определить  как  шкалу,  показывающую  разные  количества продуктов, которые производитель желает и способен произвести  и  предложить к продаже на рынке по  каждой  конкретной  цене  из  ряда  возможных  цен  в течение определенного периода времени [12, c.95].  Данное Кэмпбеллом Р. Макконелломм  и Стэнли  Л.  Брю  определение предложения   показывает,   какие   количества продукта,  будут  предъявлены   к  продаже  по  разным  ценам,  притом   все остальные факторы остаются  неизменными,  причем  рассматривается  вопрос  с точки зрения выгодности цены. Теперь нетрудно  понять,  что  между  ценой  и предложением существует прямая или положительная связь.  С  повышением  цены возрастает и величина предложения; со  снижением  цен  сокращается  также  и предложение. Эта специфическая  связь  называется  законом  предложения.  Он просто  показывает,  что  производители  хотят  изготовить  и  предложить  к продаже большее количество своего товара по высокой цене, чем они хотели  бы это сделать по низкой цене. Как и  в  отношении  спроса,  мы  можем показать закон предложения в виде графика.

Рис.2-Кривая предложения [13, c.63]

Необходимо  заметить, что  и  на  предложение  также  влияют  неценовые

факторы:

1)  Цена  на  ресурсы.  Снижение   ресурсных   цен   снизит   издержки производства  и увеличит предложение. Например, если цены на  семена и удобрения кукурузы снизятся, можно ожидать увеличения предложения кукурузы и наоборот, повышение цен  на  ресурсы  увеличит  издержки производства и сократит предложение.

2) Технология. Совершенствование  технологии  означает,  что  открытие новых  знаний  позволит   более   эффективно   произвести   единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данной ценах на ресурсы   снизятся   производственные   издержки, и увеличится предложение.

3) Цены на другие товары. Например, снижение  цены  на  пшеницу может побудить производителей выращивать кукурузу и т.д.

4) Ожидания. Ожидания изменения цены  продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять  продукт  на  рынок  в настоящее время.

5) Число продавцов. Чем больше на рынке поставщиков товара, тем больше его предложение.

Итак, осуществив анализ спроса  и предложения,  попытаемся  определить, что же получено  в  результате  действия  механизма  спроса  и  предложения.

Информация о работе Рыночная экономика: сущность, категории, механизмы. Историческая эволюция.