Рыночная экономика: сущность, категории, механизмы. Историческая эволюция.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой - проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что мы живем в условиях рыночной экономики и нам необходимо не только научиться выживать в этих условиях, но и эффективно использовать рыночную экономику. Для этого нужно знать не только что из себя представляет рыночная экономика, но и ее механизмы, законы, её особенности в Российской Федерации, проблемы и искать пути решения этих проблем.

Целью работы является: рассмотреть механизм рынка, его преимущества и недостатки, историческую эволюцию рынка и основные элементы рыночного механизма

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Социально-экономическая сущность рыночной экономики ……….5
Понятие рынка и историческая эволюция рынка……………...5
Объективные условия развития рыночных отношений………11

1.3 Преимущества и недостатки рыночной экономики…………..13

2. Механизм функционирования рынка………………………………17

2.1 Спрос и предложение как основные элементы рыночного

механизма……………………………………………………………..17

2.2 Место конкуренции в структуре рыночных отношений………22
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 118.67 Кб (Скачать документ)

Ограниченное  количество имеющихся  в  обществе  товаров  распределено  между  возможными  их  потребителями.  Это  было,  как  утверждает  П.Самюэльсон «распределение по кошельку». Если мы наложим друг на друга кривую  спроса  и кривую предложения мы увидим, что в какой–то точке они пересекутся.

 

 

Рис.3-Ситуация рыночного равновесия [14].

Здесь в  точке Е будет равновесная цена,  или как еще называют  ее

экономисты  – цена  рыночного  клиринга.  Причем  равновесие  здесь  означает «покой»  или  «гармония».  Важно  подчеркнуть,  что  при   цене   равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж — такое  равенство  существует при любой  цене.  При  цене  равновесия  количество  продукции,  в  пределах которой   потребители   намерены   продолжать    делать    закупки,    будет соответствовать тому количеству продукции,  которое  производители  намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой  цене  будет  отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

 

2.2 Место  конкуренции в структуре рыночных  отношений

Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного  соперничества субъектов рынка  и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Конкуренция в экономике выполняет ряд  функций:

    • выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;
    • сводит конкретный труд к общественно необходимому;
    • содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Посредством конкуренции происходит распределение  не только факторов производства, но и  доходов в соответствии с вкладом  и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Существуют  разные типы конкурентного поведения  рыночных субъектов:

– креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;

– приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;

– обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

С точки  зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.

Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.

В промышленно  развитых странах, где рыночные отношения  имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.

В зависимости  от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую  конкуренцию.

Ценовая конкуренция – борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации(предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.

Неценовая конкуренция – это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.

Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают  совершенную и несовершенную  конкуренцию.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:

  • монополия – власть одного продавца (монопсония – власть одного покупателя);
  • олигополия – власть нескольких крупных фирм (олигопсония – власть нескольких крупных покупателей);
  • монополистическая конкуренция – соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит  от развитости и степени монополизации  производства.

В России началом создания антимонопольного законодательства стал «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции:

– распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;

– введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;

– некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

– самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.

Для реализации антимонопольного законодательства в  стране в 1991 г. был создан Антимонопольный комитет РФ. Его задачи – не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной экономике.

Монополии – крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополизм – это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.

Основные  направления демонополизации и  содействия развитию конкуренции в России предполагают:

– контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

– контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов;

– предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

– финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

– привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

В антимонопольном  законе предусматривается и ответственность  за его нарушение – возможность  применения штрафных санкций, а в  крайних случаях и уголовной ответственности.

Особое  значение в антимонопольной практике имеет регулирование деятельности естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне – систему водо– и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т. п.

Отсутствие  конкурентной среды делает неэффективным  использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения таких монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство.

 Монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. И в основном в России распространены естественные монополии. Главными из которых можно назвать:

  1. РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
  2. ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
  3. МПС (железнодорожные перевозки) [15].

Из-за присутствия  монополий на современном рынке государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики, ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется. Примером этому могут служить постоянные проблемы, связанные с обеспечением жителей Приморья электроэнергией и теплом, порожденные деятельностью структурной единицы РАО «ЕЭС России» «Дальэнерго».

Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке  мировая практика предлагает использовать следующие меры: расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей; ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации, создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки.

Заключение

Проанализировав механизм функционирования рынка, выявив его особенности, преимущества и недостатки, можно сделать следующие выводы:

  1. Во многих источниках даются разные определения рыночной экономики, поэтому следует привести одно более широкое понятие. Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рынок начал свое существование еще с древних времен, представляя собой бартер, и существует по сей день.
  2. Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.
  3. К преимуществам рынка западные экономисты относят:
  4. эффективное распределение ресурсов;
  5. возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации;
  6. гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;
  7. оптимальное  использование  результатов  НТР;
  8. свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей;
  9. способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

К недостаткам  рынка относятся:

  1. рыночная конкуренция, порождающая тенденцию к монополизации;
  2. механизм "невидимой руки" рынка, не улавливающий проблему долгосрочного развития экономики;
  3. социальная ограниченность рынка;
  4. инфляция.
  5. Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

Информация о работе Рыночная экономика: сущность, категории, механизмы. Историческая эволюция.