Рынок, его структура и инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание

Цель работы исследовать структуру и инфраструктуру рынка.
Рынок (в широком значении) - такая организация в обществе, при которой производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают: когда, в каком количестве и какие товары производить; как эти товары произвести. Обязательным условием реализации выгод от общественного разделения труда является четкое разграничение функций, полномочий, прав и обязанностей. Для этого требуется не только строгая правовая регламентация, но и высокий уровень правосознания всех лиц, действующих в сфере экономики и политики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I. Система рынков.………………………………………………………....4

1.1 Основные понятия рынка ……………………………………………4

1.2 Классификация рынка………………………………………………..6

1.3 Функции рынка………………………………………………………11

1.4 Принципы функционирования рынка……………………………...12

Глава II. Структура рынка……………………………………………………....15

2.1 Классификация структуры рынка…………………………………..15

2.2 Критерии структуры рынка………………………………………....17

Глава III. Инфраструктура рынка……………………………………………....21

3.1 Сущность инфраструктуры рынка………………………………….21

3.2 Функции инфраструктуры рынка…………………………………..21

3.3 Элементы инфраструктуры рынка………………………………….24

3.4Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры…..28

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы ……………………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 74.64 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Российской Федерации 

Кафедра экономики, маркетинга и психологии управления 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине “Экономическая теория”

Тема: «Рынок, его структура и инфраструктура» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I. Система рынков.………………………………………………………....4

       1.1 Основные понятия рынка ……………………………………………4

       1.2 Классификация рынка………………………………………………..6

       1.3 Функции рынка………………………………………………………11

       1.4 Принципы функционирования рынка……………………………...12

Глава II. Структура  рынка……………………………………………………....15

       2.1 Классификация структуры рынка…………………………………..15

       2.2 Критерии структуры рынка………………………………………....17

Глава III. Инфраструктура рынка……………………………………………....21

       3.1 Сущность инфраструктуры рынка………………………………….21

       3.2 Функции инфраструктуры рынка…………………………………..21

       3.3 Элементы инфраструктуры рынка………………………………….24

       3.4Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры…..28

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы ……………………………………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

       Цель  работы исследовать структуру и инфраструктуру рынка.  
Рынок (в широком значении) - такая организация в обществе, при которой производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают: когда, в каком количестве и какие товары производить; как эти товары произвести. Обязательным условием реализации выгод от общественного разделения труда является четкое разграничение функций, полномочий, прав и обязанностей. Для этого требуется не только строгая правовая регламентация, но и высокий уровень правосознания всех лиц, действующих в сфере экономики и политики.  
             Актуальность темы определяется тем, что становление и развитие экономики России в условиях рыночных отношений требует создания и организации сбалансированного взаимодействия разнообразных, в большинстве своем новых, организационно-экономических структур, формирующих инфраструктурную основу экономики.  
Неразработанность проблемы рыночной инфраструктуры в экономической науке создает трудности для развития рыночной экономики России, отсутствием систем обоснованных рекомендаций по созданию инфраструктуры, учитывающей мировой опыт и российские особенности. Рассмотрение вопросов становления инфраструктуры рынка приобретает существенное значение для теоретического понимания и практического осмысления путей развития рыночной экономики.  
Инфраструктура по совей роли и месту в развитии экономики является одним из важнейших ресурсов национального развития, обладая определенными преимуществами по сравнению с производственными отраслями.
 
 
 
 
 

Глава I. Система рынков.

1.1 Основные понятия  рынка

       Рынок - место, где происходит купля-продажа  товаров по свободно складывающимся ценам или рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного

производства. Объективная необходимость рынка  вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции. Рынок многоугольник и столь же разнообразно его определение: "Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения".

       Есть  упрощенное толкование рынка как  места продажи, где встречаются продавцы и покупатели. «Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики; это форма движения общественного продукта и услуг; сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения».                                                     Так же под словом «рынок» может предполагаться система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирование экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.

       П. Самуэльсон определяет рынок как: "процесс конкурентных торгов". Можно определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.

       Рынки принимают самые разные формы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер.

       Рынок включает:

       • отношения, связанные с арендой  предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

       • обменные процессы совместных предприятий  с зарубежными фирмами;

       • процесс найма и использования  рабочей силы через биржу труда;

       • кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

       • процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

     То, что рынок включает не только отношения  по купле-продаже товаров, но и социально-экономические отношения (собственности, распределения, потребления и т.д. ), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д. ), дает основание рассматривать его в системе национальной экономики или экономической системы в целом как самостоятельную подсистему. Вся экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. Схематично экономическую систему мы представили в диаграмме №1.

                                                              Диаграмма №1

       

     1 - рынок как самостоятельная подсистема  хозяйствования;

     2 - государство как подсистема  хозяйствования;

     3 - натуральное хозяйство как подсистема  хозяйствования. 

       1.2 Классификация рынка.

       Рынок имеет свою структуру.

       Структура рынка  –  это  внутреннее  строение,  расположение,  порядок отдельных элементов рынка.

       Можно назвать следующие признаки структуры  рынка:

  • тесные связи между ее элементами;
  • определенная устойчивость этих связей;
  • целостность, совокупность данных элементов.

      Не смотря на отсутствие общепринятой  классификации  рынков,  их  можно разделить на группы по определенным признакам:

1. Организационный  признак (степень ограничения  конкуренции)

  • рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется  наличием многих продавцов, однородностью продукции.  Продавец  продукции  не имеет возможности влиять на уровень цен.
  • рынок  монополистической  конкуренции   характеризуется   наличием  многих  продавцов.  Товар  имеет  определенные  свойства,   которые отличают его от других. Продавец  способен  влиять  на  цену  своей продукции (в определенной мере).
  • олигополистический   рынок   характеризуется   наличием   немногих продавцов.  Они  предлагают   однородную   или   дифференцированную  продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену,  как  и  наиболее  крупные фирмы на этом рынке.
  • Монополистический рынок характеризуется наличием  одного  продавца. Он  устанавливает  максимально  высокую   цену,   но   в   пределах платежеспособного спроса.

  2. Пространственный признак

    • Местный рынок
    • Региональный рынок
    • Национальный рынок.
    • Рынок покупателей;
    • Рынок продавцов;
    • Рынок государственных учреждений;
    • Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

 3. Функциональный признак (экономическому  назначению  объектов  рыночных отношений)

    • Рынок товаров и  услуг
    • Рынок труда
    • Финансовый рынок
    • Информационный рынок
    • Рынок недвижимости
    • Валютный рынок

       Помимо  этого рынок делится:

По характеру  продаж:

  • Оптовый
  • Розничный
  • Фьючерсный

По степени  регулируемости:

  • Регулируемый
  • Не регулируемый

По уровню насыщения:

  • Равновесный
  • Избыточный
  • Дефицитный

По соответствию законодательным нормам:

  • Легальный
  • «Черный»

По товарным группам:

    • Рынок товаров производственного назначения;
    • Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);
    • Рынок сырья и материалов и т.д.

По степени  зрелости:

    • Неразвитый рынок;
    • Развитый рынок;
    • Формирующийся рынок.

По характеру  ассортимента товаров:

  • Замкнутый рынок, на  котором  представлены  товары  только  первого производителя;
  • Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
  • Рынок широкого ассортимента, на  котором  есть  ряд  видов  товара, связанных между собой и направленных на  удовлетворение  одной  или нескольких связанных между собой потребностей;
  • Смешанный  рынок,  на  котором  имеются  разнообразные товары,  не связанные между собой.

По отраслевому  признаку:

    • Рынок автомобилей;
    • Рынок нефти;
    • Рынок компьютерной техники и т.д.

       Классификацию рынка  мы показали в таблице №1.  

                                                            Таблица№1

       Классификация рынка

Признаки  классификации Типы рынков
По  экономическому назначению Рынок товаров  и услуг, рынок средств   производства, рынок труда, рынок инвестиций, финансовый или денежный рынок. 
По  географическому положению Местный рынок, областной             (региональный) рынок,национальный    

рынок, мировой  рынок.                 

По степени ограничения        конкуренции.                  Свободный рынок, монополистический, олигополистический (oligo - власть,   

polis - несколько;  власть нескольких), монополистическая  конкуренция.        

По  отраслям Автомобильный рынок, компьютерный, и другие.                               
По  характеру продаж.          Оптовый и розничный  рынки.            
 

Выделяют  также следующие виды рынков:

      .  Рынки  товаров  и   услуг,  куда  включают  рынки   потребительского назначения, услуг,  жилья и зданий непроизводственного  назначения.

      .  Рынки  факторов  производства,  в  состав  которых  входят   рынки недвижимости, орудий  труда,  сырья  и  материалов,  энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

      . Финансовые рынки,  т.е.  рынки   капиталов  (инвестиционные  рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные  рынки.

      . Рынки интеллектуального продукта, где в  качестве  объектов  купли-

Информация о работе Рынок, его структура и инфраструктура