Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:23, курсовая работа
Цель работы исследовать структуру и инфраструктуру рынка.
Рынок (в широком значении) - такая организация в обществе, при которой производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают: когда, в каком количестве и какие товары производить; как эти товары произвести. Обязательным условием реализации выгод от общественного разделения труда является четкое разграничение функций, полномочий, прав и обязанностей. Для этого требуется не только строгая правовая регламентация, но и высокий уровень правосознания всех лиц, действующих в сфере экономики и политики.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Система рынков.………………………………………………………....4
1.1 Основные понятия рынка ……………………………………………4
1.2 Классификация рынка………………………………………………..6
1.3 Функции рынка………………………………………………………11
1.4 Принципы функционирования рынка……………………………...12
Глава II. Структура рынка……………………………………………………....15
2.1 Классификация структуры рынка…………………………………..15
2.2 Критерии структуры рынка………………………………………....17
Глава III. Инфраструктура рынка……………………………………………....21
3.1 Сущность инфраструктуры рынка………………………………….21
3.2 Функции инфраструктуры рынка…………………………………..21
3.3 Элементы инфраструктуры рынка………………………………….24
3.4Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры…..28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы ……………………………………………………………...33
. Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).
В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты.
Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на
отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.
Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов:
1.
С учетом географических
2.
С учетом демографических
3. С учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка:
.
приобретение товаров носит
.
поиск выгод при покупке
. статус постоянного клиента;
. эмоциональное (положительное, негативное, безразличное)
отношение к товару.
4.
Потребителей также можно
.
по социальному составу (с
.
стилю жизни (элитарный,
.
личным качествам (амбициозные, авторитарные,
импульсивные).
Типы и виды рынков не
1.3 Функции рынка.
1) Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.
2) Посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться результатами своего труда.
3)
Стимулирование эффективного
С помощью механизма равновесных цен:
4) Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и обмен между группами общества.
5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.
6)
Функция санирования. Через
1.4 Принципы функционирования рынка.
Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.
Первым
и важнейшим элементом рыночной
экономики выступают
Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.
Третий важнейший элемент рыночной экономики — цены. Они — предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания. Первое — цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе— цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются транзакционными издержками т. е. издержками обращения, связанными с обменом.
Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие - спрос и предложение .Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.
Пятый элемент рыночного механизма – конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А.Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.
Кроме
этого, неотъемлемым элементом рыночной
экономики является рыночная инфраструктура.
Рынок требует создания и функционирования
товарных бирж, структур оптовой и розничной
торговли.
Глава II. Структура рынка.
2.1 Классификация структуры рынка.
Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.
Характеристику рынка как совокупность или арену актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются:
а) тесная связь между ее элементами;
б) определенная устойчивость этих связей;
в) целостность, совокупность данных элементов.
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:
• формами собственности (государственная, частная, коллективная,
смешанная);
• структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
• особенностями сферы товарного обращения;
• уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
• видами торговли, используемыми в стране.
Эти
особенности накладывают
Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг (Потребительский рынок), который в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли.
В эту группу включаются рынки:
• товаров потребительского назначения, продовольственные и
непродовольственные товары;
• рынки услуг: бытовые, транспортные, коммунальные;
• рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
Рынки факторов производства. В их состав входят:
• рынки недвижимости;
• орудий труда;
• сырья и материалов;
• энергетических ресурсов;
• полезных ископаемых.
Финансовые рынки. Это:
• рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки;
• кредитные рынки;
• рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.;
• валютно-денежные рынки.
Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики. В нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.