Рынок, его структура и инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание

Цель работы исследовать структуру и инфраструктуру рынка.
Рынок (в широком значении) - такая организация в обществе, при которой производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают: когда, в каком количестве и какие товары производить; как эти товары произвести. Обязательным условием реализации выгод от общественного разделения труда является четкое разграничение функций, полномочий, прав и обязанностей. Для этого требуется не только строгая правовая регламентация, но и высокий уровень правосознания всех лиц, действующих в сфере экономики и политики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I. Система рынков.………………………………………………………....4

1.1 Основные понятия рынка ……………………………………………4

1.2 Классификация рынка………………………………………………..6

1.3 Функции рынка………………………………………………………11

1.4 Принципы функционирования рынка……………………………...12

Глава II. Структура рынка……………………………………………………....15

2.1 Классификация структуры рынка…………………………………..15

2.2 Критерии структуры рынка………………………………………....17

Глава III. Инфраструктура рынка……………………………………………....21

3.1 Сущность инфраструктуры рынка………………………………….21

3.2 Функции инфраструктуры рынка…………………………………..21

3.3 Элементы инфраструктуры рынка………………………………….24

3.4Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры…..28

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы ……………………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 74.64 Кб (Скачать документ)
fy">продажи выступают инновации,  изобретения,  информационные  услуги, произведения литературы и искусства.

      .  Рынки  рабочей  силы,  представляющие  собой  экономическая   форма движения (миграции) трудовых  ресурсов (рабочей силы).

      В реальной практике основные  виды  рынков  подразделяют  на  различные субрынки, или рыночные сегменты.

      Сегментация рынка – это   разделение  потребителей  данного   товара  на

отдельные  группы,   предъявляющие   к   товару   неодинаковые   требования.

Сегментация рынка может  быть  проведена  разными  путями  с  использованием различных факторов:

       1. С учетом географических факторов  можно выделить группы потребителей  по регионам,    административному    делению,    плотности     населения, климатическим условиям.

       2. С учетом демографических факторов  можно сгруппировать потребителей  по возрасту,  полу,  размеру   семьи,  уровню  доходов,  профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.

       3.  С  учетом  поведения  различных   групп  потребителей  можно   выделить следующие сегменты  рынка:

       . приобретение товаров носит случайный  характер;

       . поиск выгод при покупке товаров;

       . статус постоянного клиента;

       . эмоциональное   (положительное,   негативное,    безразличное)

           отношение к товару.

       4. Потребителей также можно разделить  на группы:

       . по социальному составу (с различной  степенью достатка),

       . стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.),

       . личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные). 

      Типы и виды рынков не изолированы,  а неразрывно связаны  и   существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся  в  определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений,  пропорций  исключительно велика. 

       1.3 Функции рынка.

  • Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:
  • функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
  • стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
  • функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
  • регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро - и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
  • функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

       1) Информационная, т.е. распространение  различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.

         2) Посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться результатами своего труда.

       3) Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом.

       С помощью механизма равновесных  цен:

  • максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем производства;
  • обеспечивается рациональное распределение органических производственных ресурсов;
  • вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.

       4) Распределения и обмена. Обеспечивается  распределение и обмен между группами общества.

         5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.

       6) Функция санирования. Через механизм  конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий. 

       1.4 Принципы функционирования рынка.

       Функционирование  рыночной экономики предполагает наличие  определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

       Первым  и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители  и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие — потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.

       Вторым  элементом рыночной экономики выступает  экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

       Третий  важнейший элемент рыночной экономики  — цены. Они — предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания. Первое — цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе— цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются транзакционными издержками т. е. издержками обращения, связанными с обменом.

       Четвертым центральным звеном рыночной экономики  являются две составляющие - спрос и предложение .Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

            Пятый элемент рыночного механизма – конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А.Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.

       Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава II. Структура рынка.

       2.1 Классификация структуры  рынка.

       Структура рынка - это основные характерные  черты рынка, к числу которых относятся количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

       Характеристику  рынка как совокупность или арену  актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.

       Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются:

       а) тесная связь между ее элементами;

       б) определенная устойчивость этих связей;

       в) целостность, совокупность данных элементов.

       Рынок имеет сложную структуру и  охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:

       • формами собственности (государственная, частная, коллективная,

       смешанная);

       • структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

       • особенностями сферы товарного  обращения;

       • уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

       • видами торговли, используемыми в  стране.

       Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты.

       Исследования  структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг (Потребительский рынок), который в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли.

В эту  группу включаются рынки:

       • товаров потребительского назначения, продовольственные и

       непродовольственные товары;

       • рынки услуг: бытовые, транспортные, коммунальные;

       • рынки жилья и зданий непроизводственного  назначения.

Рынки факторов производства. В их состав входят:

       • рынки недвижимости;

       • орудий труда;

       • сырья и материалов;

       • энергетических ресурсов;

       • полезных ископаемых.

Финансовые  рынки. Это:

       • рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки;

       • кредитные рынки;

       • рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.;

       • валютно-денежные рынки.

       Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

       Рынки рабочей силы. Они представляют собой  экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики. В нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.

Информация о работе Рынок, его структура и инфраструктура