Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:23, курсовая работа
Цель работы исследовать структуру и инфраструктуру рынка.
Рынок (в широком значении) - такая организация в обществе, при которой производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают: когда, в каком количестве и какие товары производить; как эти товары произвести. Обязательным условием реализации выгод от общественного разделения труда является четкое разграничение функций, полномочий, прав и обязанностей. Для этого требуется не только строгая правовая регламентация, но и высокий уровень правосознания всех лиц, действующих в сфере экономики и политики.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Система рынков.………………………………………………………....4
1.1 Основные понятия рынка ……………………………………………4
1.2 Классификация рынка………………………………………………..6
1.3 Функции рынка………………………………………………………11
1.4 Принципы функционирования рынка……………………………...12
Глава II. Структура рынка……………………………………………………....15
2.1 Классификация структуры рынка…………………………………..15
2.2 Критерии структуры рынка………………………………………....17
Глава III. Инфраструктура рынка……………………………………………....21
3.1 Сущность инфраструктуры рынка………………………………….21
3.2 Функции инфраструктуры рынка…………………………………..21
3.3 Элементы инфраструктуры рынка………………………………….24
3.4Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры…..28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы ……………………………………………………………...33
Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.
Кроме них так же существуют:
Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
Рынок
лицензий - это часть рынка инноваций.
Объектом купли и продажи здесь
служат патентные и беспатентные лицензии
на передачу изобретений, технологического
опыта, промышленных секторов и коммерческих
знаний, использование товарных знаков
и т.д. Это торговля технологией. В современных
условиях наибольшее распространение
в международной практике получили лицензионные
соглашения.
2.2 Критерии структуры рынка.
По
структуре рынки можно
1. По
экономическому назначению
• рынки благ и услуг;
• рынки средств производства;
•
рынки научно-технических
• рынки ценных бумаг;
• рынки рабочей силы.
Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.
2. Рынки
можно классифицировать по
•
рынки товаров
• товаров народного потребления; продовольственных товаров;
• рынки сырья и материалов и т. д.
3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:
• внутрирегиональные;
• межрегиональные;
• республиканские;
• межреспубликанские;
• международные (мировые).
Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.
4. По
степени ограничения
• монопольный;
• олигопольный;
• межотраслевые рынки.
Существует разнообразие видов монополии:
Закрытая монополия - монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.
Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.
Открытая монополия - монополия, при которой одна, по крайней мере, на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.
5. По
видим субъектов рыночных
• рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
• рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
• рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.
6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:
• легальные, официальные:
• нелегальные «теневые», «черные» и т. д.
7.По субъектам:
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару.Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.
Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.
Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок
промежуточных продавцов
8.По формам контакта различают:
9.По уровню насыщения:
10.По степени зрелости:
Глава III. Инфраструктура рынка.
3.1 Сущность инфраструктуры рынка.
Экономика
предполагает создание товаров и
их доведение до потребителей. Последнее
требует организации сферы
Представления
о развитии рыночной экономики формируются
в обществе постепенно: сначала очерчивается
содержание данного понятия, затем
оценивается ситуация, выясняются возможности
ее изменения, со временем выкристаллизовывается
понимание инфраструктуры выбранной
модели рынка как формы
3.2 Функции инфраструктуры рынка.
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики:
а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.
б)
регулирование движения товарно-денежных
потоков. В качестве субъектов рыночной
экономики мы рассматриваем, с одной
стороны, владельцев ресурсов и владельцев
продуктов, а с другой – коммерческие
структуры и государство. Обе
классификации субъектов
Обеспечивающая функция по самой своей сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также ее развития.
Регулирующая функция как бы вырастает из обеспечивающей, является ее продолжением, но ее свойства иные, прямо противоположные. Прежде всего, она носит внешний характер. Несмотря на то, что инфраструктура является подсистемой в экономической системе, эта подсистема существует над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, без которых они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но которая, с другой стороны, при определенных обстоятельствах способна оказывать весьма существенное влияние на весь процесс воспроизводства. В этом своем качестве данная функция является активной, что особенно заметно в переходных экономических системах. Наконец, по своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукта.
Обе
функции неразрывно связаны
и не могут реализоваться одна
без другой. Результатом их взаимодействия
является вполне определенный синтетический
эффект, который можно определить
как оптимизацию движения товарно-денежных
потоков. В процессе обеспечения
и регулирования движения товарно-денежных
потоков инфраструктура способствует
достижению соответствия между общественными
потребностями в товарах и
услугах и способностью процесса
производства удовлетворять их в
требуемых масштабах. Тем самым
обеспечивается сопряженность в
реализации обеих функций, достигается
пропорциональность в распределении
ресурсов, что, в свою очередь, ведет
к минимизации издержек, связанных
с распределением ресурсов и продуктов.
Именно поэтому инфраструктура благодаря
своим функциям обеспечивает эффективность
экономики, причем в той мере и
через те механизмы, которые свойственны,
только ей. Эту часть эффективности
можно назвать скрытой