y">
Инфраструктура
призвана обеспечить цивилизованный характер
деятельности рыночных субъектов, ее элементы
не навязаны субъектами извне, а порождены
самими рыночными отношениями.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
экономическая инфраструктура рынка
оказывает существенное влияние
на функционирование экономической
системы в целом.
3.3
Элементы инфраструктуры
рынка.
Рыночная
инфраструктура включает в себя большое
количество элементов, которые тесно
связаны между собой и в
совокупности играют важную роль в
экономике.
Рыночная
инфраструктура выступает как институционализированная
трансакция, поэтому из этого следует,
что первым ее элементом являются
соответствующие
институты, в которых образуются трансакции.
Их можно разделить на две группы – институты
общего назначения и специальные институты.
Деятельность институтов общего назначения
обычно не сводится к выполнению той или
иной функции в составе рыночной инфраструктуры,
а предполагает также участие в реализации
и иных задачей и целей, особенно если
учесть, что многие из этих элементов принадлежат
государству и используются не только
в бизнесе в коммерческих целях. Эти институты
ориентированы на преимущественное взаимодействие
либо с товарными, либо с денежными потоками.
Товарные
потоки и потоки услуг циркулируют
как между производителями, так и между
производителями и потребителями. К числу
основных общих институтов рыночной
инфраструктуры в этой части рыночной
экономики относятся: дороги (автомобильные
и железные); порты (речные, морские); аэродромы;
грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный,
автомобильный, морской, речной, воздушный,
трубопроводный, метрополитен), в том числе
в городах; склады (в том числе таможенные);
предприятия связи; жилищно-коммунальное
хозяйство. С известной долей условности
к институтам общего характера можно отнести
предприятия, выпускающие средства сообщения
и оборудование для складов, портов и т.
п. Характер этой части институтов инфраструктуры
делает возможным не только их военное
использование государством в случае
необходимости (отсюда – заинтересованность
государства в их развитии), но и их
приватизацию или коммерческой использование
государством. Институты специального
характера представлены как частными
структурами, ведущую роль среди которых
играют товарные биржи и торговая сеть,
включающая предприятия оптовой и розничной
торговли, так и государством в лице таможенных
органов и иных регулирующих и контролирующих
инстанций.
Денежные
потоки проходят через соответствующие
финансово-кредитные институты, которые,
в отличие от натурального хозяйства,
в силу самой природы денежных потоков
существуют только в рыночной экономике.
Денежная форма капитала является самой
универсальной и обезличенной, пронизывающей
все стороны жизни современного общества
и объединяющей все ее сферы. При характеристике
институтов денежного рынка более целесообразно
провести различие между частными и государственными
институтами, то есть разграничить их
по критерию формы собственности, а не
функциональной ширины.
Из
частных институтов ключевую роль в
финансово-кредитной системе играют
банки как универсальные институты
денежного рынка. Развитым элементом
современной рыночной инфраструктуры
являются небанковские финансово-кредитные
институты, носящие в большей
степени не универсальный, а специализированный
характер. Среди них выделяются страховые
компании и пенсионные фонды, деятельность
которых способствует оптимизации
развития рыночной экономики благодаря
уменьшению риска предпринимательской
деятельности. В подсистеме фондового
рынка выделяются фондовые биржи и финансовые
посредники – торговцы ценными бумагами,
инвестиционные фонды и компании, трастовые
компании (доверительные общества), а также
депозитарии, регистраторы и т. п.
Государство
в этой части рыночной инфраструктуры
представлено, прежде всего, центральным
банком и налоговыми службами.
Говоря
об институциональной составляющей
рыночной инфраструктуры, следует также
отметить особую роль такого элемента
инфраструктурного обеспечения
рынка ресурсов, как институты
функционирования рынка труда. Их развитие
напрямую связано с одной из ключевых
макроэкономических проблем – обеспечением
полной занятости. Следует, однако, отметить,
что механизм функционирования этого
сектора рыночной инфраструктуры не
сводится к деятельности государственных
служб трудоустройства и переподготовки
кадров, поскольку социальная политика
современного государства не сводится
к борьбе с безработицей, а ориентирована
на создание всего комплекса условий
для развития человека, включая системы
здравоохранения, социального обеспечения,
образования, культуры – как частные,
так и государственные. Здесь
можно говорить, с одной стороны,
о службе переподготовки кадров как
об элементе рыночной инфраструктуры,
относительно самостоятельной и
ориентированной не только на потребности
чисто рынка, частного сектора экономики,
но и на так называемый общественный
сектор.
В
целом институциональная составляющая
образует наиболее важный элемент рыночной
инфраструктуры, выражающий ее сущность,
наиболее осязаемо, и являющийся классической
формой ее проявления. Однако, при всей
его исключительной важности, рыночная
инфраструктура не сводится только к
нему. Дело в том, что институциональный
элемент в большей мере подпадает
под пассивную функцию рыночной
инфраструктуры, выступая в качестве
ее материального носителя. В то
же время требуется нечто такое,
что реализовало бы активную функцию
рыночной инфраструктуры. В качестве
этого «нечто» выступает информация о
процессах, совершающихся в недрах рыночной
инфраструктуры, своеобразные сигналы
обратной связи рыночной инфраструктуры
со всей экономической системой. Вот почему
вторым элементом современной инфраструктуры
рынка являются информационные сети и
потоки, а также институты (включая средства
массовой информации, сети Internet, информационный
и рекламный бизнес), благодаря которым
она может существовать как единое целое,
не только направляя функционирование
рыночной экономики, но и содействуя оптимизации
движения товарно-денежных потоков. Вне
информационной составляющей рыночная
инфраструктура не может существовать,
поскольку по мере развития экономики
производство и распространение информации
постепенно замещает традиционное производство
материальных благ. Именно единство институциональной
и информационной составляющих образует
так называемое внутреннее содержание
рыночной инфраструктуры.
Информационная
составляющая выполняет важную роль
– она обеспечивает связь между
рыночной инфраструктуры с внешней
средой, каковой для нее выступает
вся остальная часть экономической
системы. Но информация идет не только
из рыночной инфраструктуры вовне, а
и возвращается обратно в институты
рыночной инфраструктуры. Идет непрерывный
обмен информацией между подсистемами,
который не может быть нейтральным
процессом, а является, по сути, непрерывным
их взаимным приспособлением. Здесь
возникает необходимость периодического
закрепления сигналов прямой и обратной
связей, как для придания устойчивости
работе систем, так и для фиксации
достигнутого оптимума.
Пригодность
или непригодность самого института,
равно как и степень его
соответствия потребностям экономики,
не могут быть определены иначе, как
через регламентацию его деятельности
и контроль, прежде всего со стороны
государства. Из этой объективной необходимости
вырастает третий элемент рыночной
инфраструктуры – законодательство,
регулирующее функционирование рыночной
экономики и регламентирующее как
деятельность институтов рыночной инфраструктуры,
так и поведение хозяйствующих субъектов
вообще, по сути, задающее «правила игры»
в рыночной среде.
Таким
образом, внутреннее содержание рыночной
инфраструктуры дополняется ее внешним
содержанием – нормообразованием.
Но на этом нельзя останавливаться, характеризуя
состав элементов рыночной инфраструктуры.
Как можно заметить, все три
предшествующих элемента носили неодушевленный
характер, были лишены человеческого
начала. И если на этом характеристику
рыночной инфраструктуры завершить, то
проблему
Четвертый
элемент рыночной инфраструктуры рынка
представляет собой – уровень
рыночного мышления и поведения
населения, его готовность следовать
правилам и закономерностям функционирования
рынка. Это тот самый субъективный
элемент рыночной инфраструктуры, игнорирование
которого приводит к нежелательным
последствиям для рыночных преобразований
в переходных экономических системах.
Итак,
рассматривая содержание рыночной инфраструктуры,
можно выделить 4 взаимопроникающие
составляющие: институциональную, информационную,
нормообразующую и ментальную, которые
в своей совокупности характеризуют
как внутреннее содержание рыночной
инфраструктуры, так и ее внешнее
выражение.
3.4.
Роль государства в
формировании рыночной
инфраструктуры.
Как
правило, создание условий для развития
рыночной инфраструктуры, без которой
рынок не может существовать, во многом
зависит от государства. Государство призвано
корректировать те "несовершенства",
которые присущи рыночному механизму
и с которыми он сам либо справиться не
в состоянии, либо это решение неэффективно.
Государство
берет на себя ответственность за
создание равных условий для соперничества
предпринимателей, для эффективной конкуренции,
за ограничение власти монополий. Оно
также заботится о производстве достаточного
количества общественных товаров и услуг,
так как рыночный механизм не в состоянии
должным образом удовлетворять коллективные
потребности людей.
Участие
государства в экономической
жизни диктуется еще и тем,
что рынок не обеспечивает социально
справедливое распределение дохода. Государству
надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих,
стариках. Ему также принадлежит сфера
фундаментальных научных разработок.
Это необходимо потому что для предпринимателей
это очень рискованно, чрезвычайно дорого
и, как правило, не приносит быстрых доходов.
Поскольку рынок не гарантирует право
на труд, государству приходится регулировать
рынок труда, принимать меры по сокращению
безработицы.
В
целом государство реализует
политические и социально-экономические
принципы данного сообщества граждан.
Оно активно участвует в формировании
макроэкономических рыночных процессов.
Роль
государства в рыночной экономике
проявляется через следующие важнейшие
функции:
а)
создание правовой основы для принятия
экономических решений.
Государство
разрабатывает и принимает законы,
регулирующие предпринимательскую деятельность,
определяет права и обязанности граждан;
б)
стабилизация экономики. Правительство
использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную
политику для преодоления спада производства,
для сглаживания инфляции, снижения безработицы,
поддержания стабильного уровня цен и
национальной валюты;
в)
социально-ориентированное распределение
ресурсов. Государство
организует
производство товаров и услуг, которым
не занимается частный сектор. Оно создает
условия для развития сельского хозяйства,
связи, транспорта, определяет расходы
на оборону, на науку, формирует программы
развития образования, здравоохранения
и т. д.;
г)
обеспечение социальной защиты и
социальной гарантии. Государство гарантирует
минимум заработной платы, пенсии по старости,
инвалидности, пособие по безработице,
различные виды помощи малоимущим и т.
д.
Заключение.
Рынок является местом, где происходит
купля-продажа товаров по свободно
складывающимся ценам или рынок
- обязательный компонент товарного
хозяйства. Без товарного производства
нет рынка, без рынка нет
товарного производства. Рынки
принимают самые разные формы.
Одни рынки являются локальными,
другие носят национальный, международный
характер. Они классифицируются
по объектам приложения, механизму
функционирования, уровню насыщенности.
Выполняет стимулирующую, саморегулирующую,
регулирующую функции, на основе
таких важнейших элементов, как
производители и потребители,
экономическая обособленность, цены,
спрос, предложение и конкуренция.