Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:59, курсовая работа
Целью представленной работы заключается в рассмотрении выявить особенности продвижения высших учебных заведений на рынке образовательных услуг.
Объектом исследования является рынок образовательных услуг.
Предмет исследования – структура образовательных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы рынка образовательных услуг, понять, что он из себя представляет
2) Анализировать рынок образовательных услуг
3) Изучить структуру рассматриваемого рынка
Введение
Глава 1. Рынок образовательных услуг. Понятие.
1.1. Понятие рынка образовательных услуг.
1.2. Определение образовательной услуги.
1.3. Классификация образовательных услуг.
Глава 2. Анализ рынка образовательных услуг.
2.1. Инвестиции в образование.
2.2. Дошкольное образование.
2.3. Общее образование.
2.4. Начальное профессиональное , среднее специальное и высшее
образование.
Глава 3. Структура рынка образовательных услуг.
3.1. Довузовская подготовка абитуриентов.
3.2. Высшее негосударственное образование.
3.3. Территориальные обособленные подразделения вузов
(филиалы).
Заключение
Список использованной литературы
Еще одна сложность рынка - профориентация абитуриентов. Профессиональная ориентация — это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов деятельности. Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.
Большинство выпускников
выбирают специальность и учебное заведение,
опираясь на мнение родителей или знакомых,
а также на престиж будущей профессии.
Ситуацию усугубляет большой разрыв между
школьной программой и требованиями при
поступлении. В последние годы было предпринято
много попыток сократить этот разрыв с
помощью создания подготовительных курсов
при высших и среднеспециальных учреждениях,
а также при помощи внедрения системы
Единого Государственного экзамена. Еще
одной специфичной чертой российского
рынка образовательных услуг является
его резкое отличие от европейского рынка.
И дело не только в том, что дипломы российских
учебных заведений не котируются за рубежом.
Здесь имеет смысл отметить о Болонском
процессе. В 2003 году Россия взяла на себя
обязательства к 2010 году ввести двухступенчатую
систему образования (бакалавриат и магистратуру),
провести аккредитацию учебных заведений,
а также ввести систему учета изучаемых
дисциплин и зачетных единиц, принятую
в Европе (по данным сайта http://student.km.ru).
Крупные российские ВУЗы негативно отнеслись к идее принятия Болонской системы, справедливо считая, что их выпускники и так найдут хорошую работу на Западе. Но, с другой стороны, для менее именитых учебных заведений, а особенно для их филиалов в регионах, Болонская система скорее выгодна. Ее действие будет подобно фильтру, отсеются «слабые» и поднимется уровень предлагаемых образовательных услуг, который в большинстве своем на региональном уровне оставляет желать лучшего.
По мнению экспертов всероссийского фонда образования, Болонский процесс – это не что иное как, как скрытый переход к платному образованию, потому как магистратура будет весьма дорогим удовольствием. У студента будет выбор: оставаться бакалавром и не суметь реализовать себя на рынке труда, или платить большие средства за вторую ступень европейской системы образования, которая по разным оценкам стоит в Европе от 3 до 6 тысяч евро
Между тем, прогнозы экспертов о демографическом кризисе 1991-1997 годов подтвердились. Прежде всего, это отразилось на очной форме обучения. Снижение общей численности принятых в вузы студентов по России было отмечено уже в 2004/05 учебном году ВУЗЫ и другие образовательные учреждения позже остальных российских структур нашли свое место в системе рыночных отношений, больше того, рынок образовательных услуг еще находится на стадии формирования. Этим и объясняется большой объем «черного» и «серого» сегмента рынка. Образовательные учреждения нуждаются в грамотно организованном менеджменте и новых маркетинговых решениях, разумеется, с учетом специфики данного рынка. Специфика же заключается в сильной зависимости от государства. До 1998 года бюджет системы образования формировался и исполнялся постатейно. То есть бюджетные ассигнования отрасли определялись разветвленностью сети, штатами, уровнем материально-технического оснащения и только косвенно зависели от числа учащихся. Сейчас бюджет формируется по норме расходов на одного ученика или воспитанника. Это значит, что никакое изменение и перестраивание системы образования не может изменить ассигнования. Лишь изменение числа учащихся влечет за собой изменение бюджетного финансирования. В идеале это должно привести к здоровой конкурентной борьбе между образовательными учреждениями: выигрывает в конечном итоге то, где выше качество предлагаемых услуг. Таким образом, государство стимулирует конкурентную борьбу между образовательными учреждениями, что должно способствовать качественному росту предлагаемых услуг.
На сегодняшний день, главное противоречие менеджмента большинства учреждений системы образования состоит в несоответствии между внутренней системой управления и необходимостью поведения организации как участника рыночных отношений.
В значительной степени
на формирование рынка образовательных
услуг оказывает не так давно появившееся
направление – дистанционное обучение.
Оно позволяет сделать услуги качественного
образования более доступным и открывает
новые перспективы как для потребителей,
так и для продавцов. Региональные филиалы
тоже были призваны решить эту проблему,
но как показало время, не вполне справились
с этой задачей. Лишь 4% учебных заведения
из общего числа негосударственных вузов
в регионах являются головными вузами,
остальные принадлежат к территориальным
подразделениям столичных вузов. Государство
создает такие условия, что мощным ядром
высшего образования являются государственные
вузы, а периферией – небольшая прослойка
негосударственных структур.
Негосударственным учебным заведениям сейчас приходится преодолевать множество трудностей. Это и высокая арендная плата за помещения, и жесткая налоговая политика государства. Помимо этого, негосударственные образовательные учреждения вынуждены вкладывать огромные средства в «раскрутку», ведь торговая марка государственных образовательных учреждений давно оплачена государством. К этому остается добавить расплывчатую нормативную базу в сфере негосударственного образования, трудности в регистрации и получении лицензии, прохождения аккредитации и аттестации.
Таким образом, условия,
созданные государством для частных образовательных
структур, отрицательно влияют на рост
конкурентоспособности в пределах исследуемого
рынка.
По мнению экспертов, существует три варианта дальнейшего развития событий:
1. Изменение условий существования негосударственных образовательных учреждений, то есть снижение налогов, упрощение (или сокращение сроков) системы лицензирования и регистрации, совершенствование нормативного регулирования деятельности, разработка специальных систем кредитования образовательных учреждений и т.д. Это должно привести к укреплению позиций негосударственного сектора на образовательном рынке. В этом случае, государственные учреждения будут поставлены в жесткие, действительно рыночные условия.
2. Ужесточение условий лицензирования и аккредитации. При таком варианте развития событий, несомненно, улучшится качество негосударственного образования, так как «выжившие» негосударственные образовательные структуры смогут конкурировать даже с самыми известными государственными ВУЗами и СУЗами.
3. Возвращаясь к Болонской
системе – обязать негосударственные
учебные заведения принять ее условия,
чтобы подвести их под единый образовательный
стандарт или оставить за негосударственным
сектором вторую ступень европейского
образовательного стандарта, то есть платную
магистратуру. Уже сейчас многие негосударственные
учебные заведения специализируются на
предоставлении дополнительных образовательных
услуг, но они лишены права предлагать
потребителю многие государственные образовательные
программы, такие как, например, Президентскую
программу по подготовке кадров.
Сейчас конкурентная борьба между ВУЗами стимулируется с помощью системы аттестации качества образования Министерством образования РФ. Составляется рейтинг, который учитывает ряд показателей:
- уровень профессорского преподавательского состава;
- аудиторный фонд;
- уровень информатизации;
- количество публикаций, защищаемых диссертаций;
- бюджетные ассигнования на научные исследования;
- техническое оснащение и использование передовых технологий и т.д.
Кроме того, уже установлена
система аттестации качества образования
и продолжается работа по созданию единых
нормативов оценки качества вуза. Еще
одним нововведением является предоставление
кредита студентам с последующей обязательной
отработкой по специальности. В противном
случае, учащийся обязуется вернуть кредит.
Осуществление всех этих мер должно положительно
сказаться на последовательном формировании
рынка образовательных услуг, который
будет сегментироваться только на государственный
и негосударственный, без «черного» и
«серого» сегментов.
Основные выводы по итогам обзора:
• В последние годы рынок образовательных услуг претерпевает качественные изменения, главную роль в которых играет Болонский процесс. • Лидирующее место на рынке образовательных услуг занимает Москва. В настоящее время в Москве 112 государственных вузов и более 250 негосударственных.
• Повышению качественного уровня образовательных услуг способствует демографическая ситуация в стране, особенно ее прогнозирование на ближайшие несколько лет. Как следствие следует ожидать повышения конкурентной борьбы между вузами. Это коснется двух показателей: качества образования и востребованности на рынке труда выпускников.
• Одной из самых актуальных проблем для негосударственного сегмента рынка образовательных услуг остается отсутствие четкой нормативной базы и барьеры со стороны государства при лицензировании учебных заведений.
• Одной из самых перспективных форм развития образовательных услуг является дистанционное обучение, которое позволяет получить желаемое образование, не выходя из дома.
• В целом, взгляд на
систему образования как на рынок образовательных
услуг, где встречаются продавец и покупатель,
еще находится в стадии формирования.
Потребитель пока не может в полной мере
воспользоваться предоставленными правами.
Продавец же пока не готов в полной мере
мобил
1.2 Понятие образовательной услуги
Прежде чем дать определение термину образовательная услуга необходимо обозначить сущность понятий услуги и образования. А так же подчеркнуть основное различие между товаром и услугой. Услуга - это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо Котлер, Ф. Основы маркетинга. - М.: Эконом-пресс, 2005. С. 265..
Исходя из классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ:
- Неосязаемость. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения.
- Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя.
- Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания.
Именно эти характеристики дают основы определения понятия услуги.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Данное определение дает более детальную оценку, но не полную.
С другой точки зрения, под образовательной услугой, понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства Волкова М.М., Звездова А.Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг 2009. № 6. С. 45-53..
В рамках этого подхода,
следует отличать совокупность знаний,
умений, навыков, которая является продуктом
совместного труда преподавателя и обучающегося,
от образовательных услуг, потребленных
обучающимся, которые суть продукт труда
преподавателей.
Необходимо рассмотреть особенности услуг, которые проявляются в образовании. Поскольку услуги не материальны и не осязаемы, маркетинг рекомендует продавцам формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. Для потребителя максимально важны в данном случае качество и стоимость услуги.
Так, например, выделяют основные свойства образовательных услуг:
1) Непостоянство качества в отношении образовательных услуг помимо неотделимости от исполнителя и невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину - изменчивость исходного материала.
2) Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: сам этот товар исчезает, поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается». В то же время, любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, и спрос. Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления, происходит одновременно с началом их оказания Волкова М.М., Звездова А.Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг 2009. № 6. С. 45-53..
3) Свойство несохраняемости
образовательных услуг проявляет себя
двояко. С одной стороны, «невозможно заготовить
услуги в полном объеме заранее и складировать
их как материальный товар в ожидании
повышения спроса», т.е. образовательные
услуги не могут накапливаться ни у продавца
(преподавателя), ни у потребителя (обучающегося),
не могут им и перепродаваться. Другой
стороной несохраняемости образовательных
услуг является естественное для человека
забывание полученной информации, а также
устаревание знаний, к которому приводят
научно-технический и социальный прогрессы
Кириллина Ю. Маркетинг образовательных
услуг // Высшее образование в России 2000.
№ 5. С. 33-52..
Структура продукции современной образовательной системы неоднородна и включает, по крайней мере, две неравные по объему части:
1) общественный товар, предоставляемый основной частью образовательных учреждений;
2) необщественный, индивидуально ориентированный товар/услуги, существование которого предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ “Об образовании”. Шкатулла В.И Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» под редакцией. - М.: ЮРИСТЪ, 2001. C. 23
Информация о работе Рынок образовательных услуг, его структура