Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:59, курсовая работа
Целью представленной работы заключается в рассмотрении выявить особенности продвижения высших учебных заведений на рынке образовательных услуг.
Объектом исследования является рынок образовательных услуг.
Предмет исследования – структура образовательных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы рынка образовательных услуг, понять, что он из себя представляет
2) Анализировать рынок образовательных услуг
3) Изучить структуру рассматриваемого рынка
Введение
Глава 1. Рынок образовательных услуг. Понятие.
1.1. Понятие рынка образовательных услуг.
1.2. Определение образовательной услуги.
1.3. Классификация образовательных услуг.
Глава 2. Анализ рынка образовательных услуг.
2.1. Инвестиции в образование.
2.2. Дошкольное образование.
2.3. Общее образование.
2.4. Начальное профессиональное , среднее специальное и высшее
образование.
Глава 3. Структура рынка образовательных услуг.
3.1. Довузовская подготовка абитуриентов.
3.2. Высшее негосударственное образование.
3.3. Территориальные обособленные подразделения вузов
(филиалы).
Заключение
Список использованной литературы
Своеобразной чертой услуг образования является невозможность их непосредственного денежного измерения. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Если в материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно (в штуках или килограммах, например) на единицу продукции, то применительно к образовательным услугам это трудно осуществимо. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей. Хотя на данном этапе планируют связать их стоимость с трудоемкостью, т.е. поставить зависимость в рублях от количества рабочих часов.
Еще один отличительный признак образовательных услуг - многозначность целей, поставленных перед производителями этих услуг. Как правило, деятельность образовательного учреждения не направлена явно на достижение прибыли. Но, с другой стороны, вышеупомянутые интересы связаны с ростом благосостояния, который предполагает получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль не является изначально запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится только к нему.
Главной особенностью
оказания образовательных услуг является
сотворчество преподавателя и слушателя.
В сфере образования, где преобразуется
личность клиента, он, не являясь профессионалом,
претендует на самую активную роль в процессе
производства и оказания образовательных
услуг. Важно также и то, что оказание услуг
образования, предполагающее ярко выраженную
открытость этой сферы для информационного,
кадрового и другого обмена.
Выделяют основные особенности образовательных услуг:
- сезонность;
- высокая стоимость;
- относительная длительность оказания
- отсроченность выявления результативности;
- необходимость дальнейшего сопровождения услуг;
- зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся.
Особенность образовательных услуг проявляется и в том, что они оказываются, как правило, в комплексе с созданием духовных ценностей, преобразованием и развитием личности обучающегося. Эти услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации, участвуют в формировании, сохранении и развитии разнообразных способностей человека к труду, в специализации, профессионализации и росте его квалификации.
Образовательные услуги как никакой другой вид деятельности находится под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением. Это положение наиболее отчетливо проявляется в рамках политических компаний, в которых вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации.ьно и адекватно реагировать на образовательный запрос общества.
1.3. Классификация образовательных услуг
По причине отсутствия в литературных источниках общепризнанной классификации образовательных услуг, попытаюсь выделить их основные виды, воспользовавшись Законом Российской Федерации «Об образовании» и комментариями к нему.
Вышеупомянутый Закон в качестве одной из компонент системы образования называет образовательную программу, которая, как уже было сказано в предыдущем параграфе, по мнению некоторых исследователей, является комплексом образовательных услуг, которые в виде специфического товара предлагаются на рынке.
Все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и дополнительную программу.
- Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
- Профессиональные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
Изучение всего объема
предметов основной программы является
обязательным, а дополнительные программы
создаются, как правило, по факультативным
дисциплинам и отражают особенности данного
образовательного учреждения или региона.
Кроме того, у дополнительных образовательных
программ, в отличие от основных, нет стандартов.
Их задачей является «более полное удовлетворение
разнообразных образовательных запросов
общества».
К первой группе относят следующие виды программ:
§ дошкольного образования;
§ начального общего образования;
§ основного общего образования;
§ среднего (полного)
общего образования.
Важно отметить, что
Закон РФ «Об образовании» указывает на
возможность общеобразовательных учреждений
«по договорам и совместно с предприятиями,
учреждениями, организациями проводить
профессиональную подготовку обучающихся
в качестве дополнительных (в том числе
платных) образовательных услуг при наличии
соответствующей лицензии (разрешения)
на указанный вид деятельности».
.Вторую группу образовательных программ составляют:
- программы начального профессионального образования - имеют целью подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования; наиболее часто осуществляются профессиональными училищами и профессиональными лицеями;
- программы среднего профессионального образования предназначены для подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования; осуществляется техникумами, колледжами, техникумами-предприятиями;
- программы высшего
профессионального образования, освоение
которых необходимо для выполнения высококвалифицированного,
преимущественно умственного труда в
различных сферах. Данные программы реализуются
в высших учебных заведениях: университетах,
академиях и институтах;
- программы послевузовского
профессионального образования предоставляют
возможность повышения уровня образования,
научной, педагогической квалификации
после окончания вуза в аспирантуре, ординатуре
и адъюнктуре.
Образовательные программы могут предоставляться образовательными учреждениями в следующих формах:
§ очной,
§ очно-заочной (вечерней),
§ заочной.
Допускается также сочетание
различных форм получения образования.
Стоит отметить, что получение ряда профессий
и специальностей в вечерней и заочной
формах не разрешается (например, стоматология,
актерское искусство, ветеринария, пожарная
безопасность).
Помимо классификации, данной в Законе РФ «Об образовании», можно выделить следующие виды образовательных услуг.
По длительности предоставления:
- долгосрочные
(обучение в общеобразовательной школе,
вузе и т.п.);
- среднесрочные
(повышение квалификации, переподготовка
кадров и т.п.);
- краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи).
По используемым методам обучения:
- традиционные,
- программы проблемного обучения,
- программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.
По способу оплаты услуг:
- платными;
- условно бесплатными.
В этой связи важно отметить, что согласно Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:
- государственными,
- муниципальными,
- негосударственными:
частными, учреждениями общественных
и религиозных организаций (объединений).
В зависимости от того,
к какому из вышеперечисленных типов относится
образовательное учреждение, по-разному
регулируется сфера предоставления им
платных образовательных услуг. Так в
ст. 45 сказано: «Государственное и муниципальное
образовательное учреждения вправе оказывать
… платные дополнительные услуги, не предусмотренные
соответствующими образовательными программами
и государственными образовательными
стандартами». Виды платных образовательных
услуг учреждение определяет самостоятельно,
фиксируя их в своем уставе. Интересно,
что согласно законодательству доход
от указанной деятельности государственного
(муниципального) образовательного учреждения
за вычетом доли учредителя должен реинвестируется
в него же.
Предоставление платных образовательных услуг негосударственными образовательными учреждениями регламентируется ст. 46 Закона РФ «Об образовании»: «негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся … в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных стандартов». Подобная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в т.ч. на заработную плату), его развитие и совершенствование. Негосударственное образовательное учреждение, реализуя свое право, заключает письменный договор с обучающимся (или его родителями), в котором определяются уровень образования, сроки обучения, размер платы, права, обязанность и ответственность сторон и т. д.
Как уже было сказано выше как общеобразовательные, так и профессиональные программы могут быть основными и дополнительными. Остановимся подробнее на услугах дополнительного образования.
В Комментариях к Закону РФ «Об образовании» находим определение дополнительной образовательной услуги - «деятельность по оказанию педагогической помощи в обучении и воспитании за пределами основных образовательных программ государственных образовательных стандартов».
Согласно Закону РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Наряду с повышением общекультурного уровня гражданина, его профессиональной, научной, педагогической квалификации дополнительное образование возможно также в специализированных сферах: экономики, права, менеджмента и т.п.
Дополнительное образование
осуществляется посредством ряда образовательных
программ, выходящих за пределы основных
образовательных программ и государственных
образовательных стандартов. Повышение
квалификации предусматривается в рамках
каждого из четырех уровней профессионального
образования. По существу, это «надбазовое»,
а зачастую и последипломное образование.
Услуги дополнительного образования различной направленности могут предоставляться:
- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования:
§ в учреждениях повышения квалификации,
§ в институтах усовершенствования специалистов,
§ в центрах повышения квалификации,
§ на курсах различной направленности,
§ в центрах профессиональной ориентации,
§ в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества,
§ в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии;
Важно также отметить, что система дополнительного профессионального образования рассматривается как часть системы образования взрослых. Основная особенность этой системы определяется тем, что ее контингент составляют взрослые люди, как правило, сочетающие учебу с работой, имеющие общее или высшее образование. В связи с этим образовательный процесс в сфере дополнительного образования имеет ряд отличительных особенностей. К их числу относятся: потребность в обосновании (смысле), осознание назревшей необходимости обучения, практическая направленность, потребность в самостоятельности, использование жизненного опыта и др.
Информация о работе Рынок образовательных услуг, его структура