Рынок образовательных услуг, его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание

Целью представленной работы заключается в рассмотрении выявить особенности продвижения высших учебных заведений на рынке образовательных услуг.
Объектом исследования является рынок образовательных услуг.
Предмет исследования – структура образовательных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы рынка образовательных услуг, понять, что он из себя представляет
2) Анализировать рынок образовательных услуг
3) Изучить структуру рассматриваемого рынка

Содержание

Введение
Глава 1. Рынок образовательных услуг. Понятие.
1.1. Понятие рынка образовательных услуг.
1.2. Определение образовательной услуги.
1.3. Классификация образовательных услуг.
Глава 2. Анализ рынка образовательных услуг.
2.1. Инвестиции в образование.
2.2. Дошкольное образование.
2.3. Общее образование.
2.4. Начальное профессиональное , среднее специальное и высшее
образование.
Глава 3. Структура рынка образовательных услуг.
3.1. Довузовская подготовка абитуриентов.
3.2. Высшее негосударственное образование.
3.3. Территориальные обособленные подразделения вузов
(филиалы).

Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 44.26 Кб (Скачать документ)

       Глава 3. 

3.1  Довузовская  подготовка абитуриентов.

      В  легальной  системе  среднего  образования  программам   довузовской подготовки места не нашлось. Дело  в  том,  что  основные  программы  разных уровней в  России  являются  преемственными.  Каждая  последующая  программа  базируется на предыдущей  непосредственно:  каких  -  либо  "образовательных зазоров" между смежными программами нет и быть  не  должно.  Признать  такой "зазор" между  средним  и  высшим  образованием  и  необходимость  программ, покрывающих  его,  означало  бы   выразить   открытое   недоверие   качеству подготовки в средней школе.  Вот  почему  в  вуз  стали  частично   готовить   сами   вузы   (через подготовительные курсы, созданные  по  официальной  версии  в  основном  для работающей молодежи  и  сельских  школьников).  Большая  же  часть  программ подготовки в вуз и их производители с самого начала оказались  вытеснены  из системы  образования.  Репетиторство  же,  не  смотря  на  хулу,  запреты  и гонения, расцвело пышным цветом и приносило немалый доход тем, кого  сегодня мы с полным правом назвали бы малыми предпринимателями. Так возник  рынок  в образование, правда - черный, причем произошло это на четверть века  раньше, чем об этом заявили архитекторы перестройки от школ". Т.е. из всех выпускников школ приходится кого -  то  выбирать.  Более глубокое объяснение заключается в  том,  что  образовательные  стандарты  на входе в профессиональное образование существенно иные, нежели на выпуске  из школы. Да и внутри профессионального образования они ощутимо  различны,  что осознается практически всеми. Достаточно сравнить требования  к  поступающим на различные уровни образования (в  вузы,  техникумы  и  ПТУ),  а  также  на различные  по  сложности  или  популярности  специальности  и   направления. Абитуриенту при поступлении  приходится  решать  учебные  задачи  различного класса. Школьная подготовка - одинакова для всех.

      Не случайно на программы подготовки  в  вуз  долгие  годы  сохраняется устойчивый спрос. Более того, год от года он растет. Очевидно, что у  любого поступающего в вуз имеется какая - то потребность,  которую  массовая  школа удовлетворить  не  способна.  Я  бы  сформулировал   эту   потребность   как потребность быть конкурентоспособным.

      Именно поэтому функция программ подготовки в вуз весьма  специфична  и не  тождественна  функциям  школьных  программ.   Они   направлены   не   на производство  серийных  "изделий",  а  на  повышение   конкурентоспособности каждого поступающего. Иначе говоря, довузовская  подготовка  -  это  система корректировки знаний,  их  доводки  до  желаемого  и  требуемого  уровня.  В известном  смысле  подготовку   абитуриента   в   вуз   можно   сравнить   с дооборудованием автомобиля до класса  "люкс"  и,  следовательно,  определить как область применения сервисных программ в образовании.

      Такую  работу  может  выполнить  только  специалист   соответствующего класса. Абитуриенты и их родители обычно в подобных  случаях  имеют  в  виду преподавателя вуза. Почему? Во - первых, преподаватель вуза  -  это  синоним более высокой (нежели школьный учитель) квалификации. Во - вторых, он  знает и лично является носителем требований данного вуза. В  -  третьих,  он,  как правило, имеет опыт работы в приемной комиссии  данного  вуза.  Специалиста, отвечающего этим требованиям ищут настойчиво и не жалея средств.

      Все существующие каналы подготовки  в  вуз  предполагают  обязательное участие в их работе вузовских преподавателей. Первый - профильные  классы  в ряде школ. Обычно ряд дисциплин в них ведут преподаватели  вузов.  Второй  - "школа плюс подготовительные курсы вуза". Третий - "школа плюс репетитор".

      Нередко  родители  абитуриента,  стремясь  нейтрализовать   недостатки одного  из  каналов,  избирают  комбинированный  вариант,  где  обучение   в профильном классе сочетается с учебой на подготовительных курсах  и  даже  с занятиями у репетитора.  К  сожалению,  сфера,  о  которой  идет  речь,  как определенный сектор образования все еще нелигитимна. Она вроде  бы  есть  (с точки зрения потребителей), и в то же время ее как бы и нет (с точки  зрения властей). Никто ею не управляет: нет стандартов,  нет  контроля  качества  и т.д. Но есть сама система, которая живет и развивается по своим  собственным (точнее рыночным) законам.  Сфера  довузовской  (и  шире  -  додетсадовской, дошкольной, и т.п.) подготовки -  это  фактически  сформировавшийся  сегмент ирынка образования, который должен стать  прозрачным.  Это  так,  потому  что программы, предлагаемые потребителю на нем, есть ни что иное  как  программы повышения качества  образовательного  продукта.  Поразительно,  что  в  этом заинтересованы  прежде  всего  сами   потребители,   поскольку   довузовская

подготовка - это  движение  снизу,  движение  потребителей.  Таким  образом, можно говорить о стихийном приобщении сферы образования к рынку.  Признавать или не признавать сферу  довузовской  подготовки  -  это  фактически  то  же самое, что признавать или не признавать  рынок  в  образовании.  Вот  почему впереди у довузовской подготовки большое  и,  надеюсь,  прибыльное  будущее 

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2  Высшее негосударственное образование 

         Из  всех  высших  учебных  заведений,  более   трети   принадлежат   к негосударственному  сектору.  Если  учесть,   что   еще   пять   лет   назад негосударственный сектор состоял всего из 7 % вузов, то столь  стремительный его  рост  безусловно  впечатляет.  Потребитель  воспринимает  все  это  как наступление на свои конституционные права и растущую  опасность  превращения высшего образования во всеобщее платное.

Однако, опасения эти преувеличены. За внешней мощью  негосударственнойобразовательной  конструкции  скрывается  в  действительности   великан   насоломенных  ногах.  Лишь   4   %   учебных   заведения   из   общего   числа негосударственных вузов в  регионах  являются  головными  вузами,  остальные принадлежат  к  территориальным  подразделениям  столичных  вузов.   Упрощая ситуацию можно сказать,  что  провинция  становится  образовательно-сырьевым придатком столичных вузовских центров, которые  по  образовательным  каналам активно  выкачивают  из  нее  средства  для  того,  чтобы   потом   перелить полученные капиталы в другие более прибыльные отрасти.

      Первоначально   частный   сектор   задумывался   в   качестве   некоей альтернативы, способной разрушить (или  хотя  бы  ослабить)  государственную монополию  в  сфере  образования.   В   действительности   негосударственное образование смогло освоить довольно ограниченный  и  относительно  незанятый сегмент образовательного рынка.

      Во  -  первых,  часть  абитуриентов  нуждается   в   более   доступных образовательных услугах. Негосударственные  вузы  доступны  абитуриентам  до неприличия: без вступительных экзаменов в  них  принимаются  даже  лица,  не имеющие среднего (полного) общего образования - десяти-  и  девятиклассники. Призыв "Даешь высшее образование, минуя среднее!" в них понимают  буквально.

   Во - вторых, в эпоху массового получения второго  высшего  образования многим абитуриентам нужна именно  заочная  форма  обучения.  Из  всех  вузовстраны такое обучение предлагают 85 %, а остальные  специализируются  только

на  дневном  или  вечернем  (без  заочного)  16  %  и  15   %соответственно. Большинству  поступающих  требуется  гуманитарно-социальное  или  экономико- управленческое  образование.  Подготовка  по   другим   направлениям   носит единичный характер.

      Наконец, значительное число абитуриентов ищет  сравнительно  недорогие образовательные услуги. Негосударственный вуз приходит на уже  выщипанное  и объеденное   образовательное   поле   и   выполняет   в   известном   смысле "ассенизационную"  функцию.  Вот  почему  органы   управления   образованием устраивает ситуация, при которой "мощным ядром высшего образования  являются государственные вузы, а периферией – небольшая  прослойка  негосударственных структур".

      Сегодня мы имеем то частное образование, которое только и можем  иметь в  созданных  нами  самими  условиях.   Лишенные   собственного   помещения, негосударственные вузы вынуждены вгонять  в  арендную  плату  львиную  часть своих  доходов.  В  то   же   самое   время   их   государственные   коллеги приторговывают своими помещениями, сдавая их в аренду и неплохо  зарабатывая на этом.

      Налоги,  которые  платят  частные  вузы,  съедают  до  30  %  доходов. Государство по отношению к ним выступает как  самый  нещадный  рекетир.  Оно должно  непременно  изъять  деньги  у  образования  для  того,  чтобы  потом истратить их... на что - нибудь другое.

      Продвижение любых услуг, а образовательных -  в  особенности  -  стоит недешево. Значительную часть своих средств негосударственные вузы  вынуждены вкладывать в "раскрутку". Торговая  же  марка  госвузов  хорошо  известна  и давно оплачена государством: им самим она не стоит ни копейки.

      Правовая база  для  деятельности  частных  вузов  весьма  расплывчата. Закрыть их ничего  не  стоит.  В  то  же  время  зарегистрировать,  получить лицензию, а тем более пройти  аттестацию  и  аккредитоваться  стоит  столько пота и, особенно, крови, что оказывается не многим под силу.

      Негосударственный сектор  отделен  от  государственного  непроницаемой стеной. Попробуйте перейти  из  первого  во  второй  или  поступить  учиться дальше. Он лишен также иных привлекательных для абитуриентов благ,  присущих его  государственному  аналогу  -  отсрочки  от  призыва  в  армию,  диплома государственного образца и др.

      Вот почему в сложившейся ситуации смешно запугивать обывателя  угрозой экспансии  негосударственного  образования.  Опасения  по  поводу  тотальной победы  негосударственного  сектора  над   государственным   в   образовании беспочвены.

      Несколько   иную   картину   дает   сравнение   частного   сектора   с государственным по источнику  финансирования.  И  если  говорить  о  платном государственном образовании, то оно  явно  проигрывает  по  темпам  развития частному  сектору.  В  то  время  как  средства,  полученные   от   платного государственного образования идут на покрытие долгов  ,  в  частном  секторе они инвестируются преимущественно в развитие учебных заведений.

      Ряд частных структур всего  за  несколько  лет  сумел  создать  вполне приличную  материальную  базу.  Многие  из  них  уже   сегодня   располагают первоклассными   преподавательскими   кадрами.    Имея    ярко    выраженные маркетинговые  ориентации,  они  более  уверенно  чувствуют  себя  на  рынке образования.  Отсюда  продуманная  стратегия  развития,  умелое   проведение рекламных кампаний и кампаний по связям с  общественностью,  гибкая  ценовая политика и т.д. Наконец,  частные  вузы  в  силу  сложившихся  обстоятельств оказались способны создать эффективные системы внутривузовского  управления, что позволяет им оперативно реагировать на изменения внешних условий.

      Однако, для формирования полноценного рынка в высшем образовании этого не достаточно. Не  следует  забывать,  что  в  высшем  образовании  все  еще фактически  сохранена   монополия   государства.   Конкурентная   среда   на образовательном рынке  пока  не  сложилась.  При  сохранении  таких  условий рассчитывать на сколько-нибудь  серьезные  преобразования  в  сфере  высшего профессионального образования вряд ли приходится.

  
 
 
 
 
 

3.3.  Территориальные обособленные подразделения вузов (филиалы)

 Причины появления в высшем образовании большого числа  филиалов  лежат на поверхности. К началу 90-х годов местная система высшего  образования  ни количественно, ни качественно сколько-нибудь заметно на  изменение  ситуации не отреагировала. Появление негосударственных вузов увеличило число  учебных мест  незначительно.  Спрос  на  высшее  образование,  напротив,  вырос   до невероятных  размеров.   Кроме   того,   все   имеющиеся   вузы   предлагали образовательные услуги  приблизительно  одного  качества  и,  следовательно, близкой  стоимости,  что  вступало  в   противоречие   с   потребностями   и финансовыми возможностями абитуриентов.

.

обеспечение из  основного  вуза  и  запускается  учебный  процесс.  Приемная кампания  проводится  напористо  и  шумно.  Чего  стоит,  например,  реклама Российского нового университета, который  (получив  лицензию  всего  полгода назад) объявляет себя ведущим российским вузом. Ко второй категории  следует отнести  филиалы  столичных  государственных  вузов,   оккупировавших,   как правило,  местные  техникумы  или   профессиональные   училища.   Число   их значительно меньше  и  технология  выхода  на  рынок  скромнее.  Заключается договор с городским или областным учебным заведением, дается робкая  реклама и, в основном,  принимаются  на  следующий  уровень  образования  выпускники базового  учебного  заведения,  хотя  и  к  другим   абитуриентам   уважение почтительное.

      Профессионально-образовательные программы, которые  принесли  с  собой филиалы-дилеры,  ограничены  и  однообразны   по   содержанию.   Обязательно присутствуют "Юриспруденция", "Финансы  и  кредит",  "Бухгалтерский  учет  и аудит",   "Экономика",   "Коммерция"   и   "Менеджмент

      Что касается цели присутствия в различных областях страны  иногородних вузов, то она одна - обогащение.   Описанная ситуация стала возможной по нескольким причинам.  Во-первых, потому, что не прошло время, когда еще  людей  выбирают  себе  любое  высшее образование.  Во-вторых,  потому  что   собственная   дилерская   активность провинциальных вузов выражена слабо.

Информация о работе Рынок образовательных услуг, его структура