Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:00, курсовая работа
Задачи:
- дать понятие рынка рабочей силы;
- определить структуру и типологию рынка труда;
- найти и изучить особенности рынка труда;
- дать понятие занятости на рынке труда;
- описать методы регулирования рынка труда;
- определить тенденции его развития;
- охарактеризовать российский рынок труда в современных условиях.
Введение 3
1 Рынок рабочей силы 4
1.1 Понятие рынка рабочей силы 4
1.2 Типология, структура и особенности рынка труда 7
1.3 Занятость на рынке труда 14
2 Основные процессы и явления рынка труда 20
2.1 Современное функционирование и тенденции развития рынка рабочей силы 20
2.2 Регулирование рынка труда 26
2.3 Российская модель рынка труда 31
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Приложение.
Табл. 1: «Уровень регистрируемой безработицы: региональный аспект».
Регионы с наиболее значительным ростом регистрируемой безработицы | |||
| Уровень регистрируемой безработицы | Рост уровня регистрируемой безработицы | |
Июнь 2009 г. | Октябрь 2008 г. | ||
Вологодская обл. | 4,4 | 1,1 | В 3,9 раза |
Нижегородская обл. | 1,8 | 0,5 | В 3,6 раза |
Челябинская обл. | 3,6 | 1,0 | В 3,6 раза |
Ярославская обл. | 3,5 | 1,0 | В 3,4 раза |
Владимирская обл. | 3,8 | 1,2 | В 3,3 раза |
Свердловская обл. | 3,5 | 1,1 | В 3.3 раза |
Тверская обл. | 1,9 | 0,6 | В 3,2 раза |
Респ. Татарстан | 3,2 | 1,0 | В 3,2 раза |
Калининградская обл. | 3,7 | 1,2 | В 3,1 раза |
Московская обл. | 1,5 | 0,5 | В 2,9 раза |
Табл. 2: «Регионы с наиболее значительным ростом регистрируемой безработицы»[16]
Региональные программы по снижению напряжённости на рынке включают в себя четыре вида мероприятий: общественные и временные работы, обучение, переезд и поддержка самозанятости. Общественные и временные работы являются приоритетной программой в подавляющем большинстве регионов. Обучению отводится более важная роль в Пензенской, Иркутской и Ленинградской областях, Санкт - Петербурге и Коми; самозанятости – в Дагестане, Тыве, Тюменской и Ростовской областях. Значительные расходы на финансирование переезда запланированы в дальневосточных регионах, Ингушетии, Липецкой и Томской областях.
А. Марков, руководитель социальных программ ВБ в России, остановился на вопросах использования рабочего времени (режимы неполной занятости остаются формой приспособления предприятий к кризису), динамика заработной платы, региональной дифференциации условий на рынке труда.
2.2 Регулирование рынка рабочей силы.
Регулирование рынка труда состоит из трёх основных частей: государственное регулирование, саморегулирование и правовое регулирование. Рассмотрим первый компонент.
Существует две точки зрения на роль государства в регулировании экономики. Идеи политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «О природе и причинах богатства народов». Были названы важнейшие условия процветания стран и населяющих их жителей: хорошие законы, необременительные налоги и мир. Там же было сформулировано главное правило экономической политики: чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики.
Но в работах Дж. М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода.
Государство является работодателем на государственных предприятиях и инвестором, финансируя крупные проекты программ развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В широком смысле механизм государственного регулирования трудовых отношений включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки и т.д.
Государство использует 2 типа воздействия на уровень занятости: активный и пассивный. К пассивным мерам относятся регистрация в службе занятости и выплата пособий по безработице. Размер пособий и время их выплат в каждом государстве устанавливается законодательством. В России это закон «О занятости». Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:
в первом (12-месячном) периоде выплаты:
в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;
в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;
во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.[17]
К активным мерам относятся:
1. законодательное закрепление социально-трудовых отношений в стране;
2. создание новых рабочих мест, в том числе путём общественных работ и созданием мест в государственном секторе экономики;
3. поощрение самозанятости населения;
4. расширение сферы услуг;
5. выделение субсидий;
6. развитие системы льгот предприятиям;
7. переобучение работников;
8. развитие центров подготовки и переподготовки рабочей силы, в том числе с выплатой стипендии;
9. развитие таких предприятий как малые;
10. жёсткий контроль государства за использованием рабочего времени (не более 8 часов);
11. практика вынужденного выхода на пенсию;
12. разрешение трудовой миграции, поощрение и помощь при миграции населения.
Вторым компонентом является саморегулирование рынка труда. К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция. Спрос, предложение и их соотношение рассмотрены в параграфе 1.1, поэтому мы уделим внимание такому компоненту, как цена труда.
На рынке труда ценой труда является заработная плата. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищенности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда.
Колебания цены труда в сторону ее снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются налоговые поступления и т.д.
Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже 3 долларов выталкивает работника за пороговую черту его жизнедеятельности, за которым начинается разрушение трудового потенциала, исчезают мотивации к производительному труду и достижению позитивных результатов. Средняя заработная плата в России в 3 раза ниже этого порогового значения, а внутренние цены на продукцию и услуги близки или уже сравнялись с мировыми.
Правовое регулирование – третий компонент регулирования рынка труда - должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.
Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.
Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Скорее всего, для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения.
С учетом изложенного, к основным принципам регулирования трудовых отношений, можно отнести следующие:
1. признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны - работника;
2. учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;
3. гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;
4. учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;
5. установление действенных мер ответственности за нарушение трудового
В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным образом подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться, прежде всего, путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.
2.3 Российская модель рынка труда.
Ключевые особенности российской модели рынка труда не до конца осознаны даже экспертами, не говоря уже о политиках или общественном мнении. Общая картина обычно теряется за обсуждением многочисленных парадоксов и «нестандартных» механизмов приспособления. Российский рынок труда воспринимается скорее как нагромождение аномалий, чем как целостная и по-своему внутренне стройная система. Опыт, однако, свидетельствует, что рынок труда в России в своих проявлениях не хаотичен, а подчиняется вполне определённой логике, вытекающей из особенностей сложившейся модели.
Важно отметить, что эта модель никем не конструировалась «сверху», по заранее составленному плану. Она складывалась спонтанно, под воздействием решений, которые принимались независимо друг от друга государством, предпринимателями и работниками.
Двойственность российской модели рынка труда не позволяет дать ей однозначную нормативную оценку. С одной стороны, необходимо учитывать, какие импульсы исходят от российского трудового законодательства с его многочисленными правовыми и административными ограничениями. В этом отношении российский опыт, казалось бы, должен быть близок к опыту других стран, сталкивающихся с проблемой «склеротизации» рынка труда. С другой стороны, нельзя упускать из вида воздействие на систему трудовых отношений слабости механизмов enforcement’a – набора разнообразных механизмов, призванных обеспечивать исполнение законов и контрактов.[18]