Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:00, курсовая работа
Задачи:
- дать понятие рынка рабочей силы;
- определить структуру и типологию рынка труда;
- найти и изучить особенности рынка труда;
- дать понятие занятости на рынке труда;
- описать методы регулирования рынка труда;
- определить тенденции его развития;
- охарактеризовать российский рынок труда в современных условиях.
Введение 3
1 Рынок рабочей силы 4
1.1 Понятие рынка рабочей силы 4
1.2 Типология, структура и особенности рынка труда 7
1.3 Занятость на рынке труда 14
2 Основные процессы и явления рынка труда 20
2.1 Современное функционирование и тенденции развития рынка рабочей силы 20
2.2 Регулирование рынка труда 26
2.3 Российская модель рынка труда 31
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Приложение.
Проблеме «избыточной» защиты занятости посвящена обширная теоретическая и эмпирическая литература. Выделяются несколько главных негативных последствий, которыми чревата избыточная зарегулированность рынка труда:
- возлагая на работодателей разнообразные дополнительные обязательства, она повышает стоимость рабочей силы и, следовательно, сокращает спрос на неё;
- в большинстве случаев «избыточная» защита занятости не распространяется на всю экономику, а охватывает только её центральное ядро. Результатом становится сегментация рынка труда;
- крайним проявлением этой тенденции можно считать возникновение обширного неформального сектора, полностью свободного от действия формальных регуляторов. Здесь не признаётся никаких гарантий занятости;
- чрезмерная озабоченность защитой уже существующих рабочих мест способна затруднять создание новых рабочих мест.
Все эти эффекты имели место и на российском рынке труда. Однако их значение было всё-таки меньшим, чем можно было бы ожидать, исходя из объёма обязательств, возлагаемых российским законодательством на работодателей.
Российский опыт заставляет внести определённые коррективы в представления о негативных эффектах избыточной защиты занятости. Стандартный анализ исходит из предположения, что по крайней мере в формальном секторе экономики система enforcement’a функционирует достаточно эффективно, поэтому действующие там агенты вынуждены соблюдать установленные «правила игры». Однако по отношению к российской переходной экономике применение этой предпосылки ограничено. Во многих случаях российские работодатели (включая само государство) имеют возможность действовать поверх требований закона, не неся значительных издержек. Вследствие неэффективности механизмов enforcement’a граница между формальным и неформальным секторами размывается, и очень часто действия даже ведущих российских компаний на рынке труда становятся практически неотличимы от действий агентов теневой экономики.
Слабость механизмов enforcement’a частично нейтрализует жесткость существующего трудового законодательства, смягчая стандартные эффекты. Без такой компенсации ситуация на российском рынке труда, скорее всего, оказалась бы намного более критичной. Буквальное следование всем установленным правилам и нормам могло бы полностью парализовать его работу.
Однако одновременно подобное институциональное устройство породило в минувшее десятилетие множество иных. Не менее серьёзных проблем:
- подрывалось уважение к институту контракта;
- без надёжно защищённых контрактов становились невозможным стратегическое планирование экономической деятельности;
- значительно возросла информационная непрозрачность рынка труда;
- низкий уровень и нестабильность заработной платы заставляли работников диверсифицировать свою трудовую активность, прибегая к дополнительной занятости;
- отсутствие действенных санкций открывало широкое поле для злоупотреблений, перекладывания издержек приспособления на работников и даже прямого обогащения за их счёт;
- замедлялись темпы создания новых рабочих мест, поскольку предприятия получали возможность сохранять старые, неэффективные рабочие места.
В пореформенный период российский рынок труда сыграл роль важного амортизатора, смягчив негативные последствия избыточной защиты занятости. Он продемонстрировал немалый адаптивный потенциал, позволив избежать многих проблем.
Гораздо хуже российская модель рынка труда оказалась приспособлена к тому, чтобы служить проводником экономического роста. Оборотной стороной её пластичности стали замедленная реструктуризация занятости, недоинвестирование в специальный человеческий капитал, низкий уровень производительности. В условиях глубокого экономического кризиса гибкость была важным ресурсом адаптации. Однако она не создавала достаточных предпосылок для долгосрочного реструктурирования экономики. Эта модель явно неадекватна задачам достижения устойчивого экономического роста и на новом этапе развития во многом утрачивает смысл и оправдание.
В какой мере усилия, предпринимавшиеся государством в последнее время, соответствуют оптимальной стратегии реформирования рынка труда, - вопрос открытый. Нельзя, однако, не отметить существования реальной опасности, что реформы трудового законодательства могут пойти по ложному пути расширения и усложнения сети запретов и ограничений, безостановочного наращивания и ужесточения административного контроля.
Это связано с тем, что в поле зрения участников законодательного процесса попадает только нормативный портрет российского рынка труда, но никак не реальный. Как следствие, значительная часть требований и предложений левых партий, профсоюзов и правительственных экспертов исходит из наивной установки: главное – чтобы всё было хорошо на бумаге, а уж действительность как-нибудь сама о себе позаботится.
Проблема уклонения от требований закона и условий контрактов не лечится сверхзарегулированностью. На деле это симптомы одной и той же болезни. «Любая попытка втиснуть российский рынок труда в жесткий административный каркас имела бы разрушительные последствия. Она подорвала бы действие выработанных им механизмов краткосрочной адаптации, не создав ни стимулов, ни условий для продуктивной долгосрочной реструктуризации занятости» - говорит Ростислав Капелюшников в своей статье.[19]
Возможность гибкой подстройки должна быть введена в правовое поле, допускаться законом и фиксироваться в трудовых контрактах в явном виде. На смену «гибкости ради выживания» должна прийти «гибкость ради роста».
Итак, формирование рыночной экономики неизбежно ведет и к необходимости формирования, а в дальнейшем и сбалансированного функционирования рыночно обоснованной системы распределения рабочей силы. В настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствуют серьезный дисбаланс в первую очередь со стороны спроса. Кризис в экономике, закрытие крупных промышленных предприятий ведут к безработице и одновременно к необходимости широкомасштабной переквалификации значительной части рабочей силы.
Для достойного функционирования рынка труда существуют три регулятора: государство, право и сам рынок. Таким образом, все три компонента регулирования рынка труда играют важную роль в его функционировании. В совокупности они охватывают все стороны, рассматриваемого нами вопроса. Следует помнить, что регулирование делает рынок рабочей силы сбалансированным и пригодным для действия в условиях рыночной экономики.
Заключение.
В ходе работы мы смогли ответить на многие поставленные вопросы, сформулировать основные понятия, дать характеристику современному рынку труда, а также тем процессам, с которыми он связан. Обобщая полученные результаты, сформулируем некоторые выводы.
Список литературы.
1. Жижко Е. О трудовой мотивации безработных.// Человек и труд – 2009 - №8
2. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими дополнениями и изменениями) от 19 апреля 1991г. № 1032-1
3. Какой рынок труда нужен российской экономике? Перспективы реформирования трудовых отношений: Сборник статей.- М.: ОГИ, 2003
4. Караванский А. Ленинградская областная служба занятости поддерживает имидж надёжного партнёра, умело ведущего поиск нужных работодателю специалистов.// Человек и труд – 2009 - №11
5. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М. Н., Киселевой В. А. – Киров: «АСА», 2002
6. Погадаева С. Занятость и рынок труда: « восьмёрка » - Россия – Кузбасс.// Человек и труд – 2007 - №11
7. Погудин О. Профессиональное обучение осуждённых и их трудовая адаптация после освобождения.// Человек и труд – 2009 - №2
8. Роланд К., Герций Ю., Марков А. Как рынок труда реагирует на кризис.// Человек и труд – 2009 - №8
9. Семченко И. Социальная адаптация граждан, освобождённых из мест лишения свободы.// Человек и труд – 2007 - №11
10.Экономическая теория / под ред. Камаева В. Д. – М.: Владос, 2002
11. Экономическая теория / под ред. Николаевой И. П., - М.: «Проспект», 1998
12. Экономика труда / под ред. Шлендера П. Э., Кокина Ю. П. – М.: Юристъ, 2003
Приложение.
38
[1] Экономика труда / под ред. Шлендера П. Э., Кокина Ю. П. – М.: Юристъ, 2003, стр.576
[2] Экономическая теория / под ред. Николаевой И. П., - М.: «Проспект», 1998,стр. 332
[3] Курс экономической теории / под ред. Чепурина М. Н., Киселевой В. А. – Киров: «АСА», 2002, стр. 247
[4] Экономическая теория / под ред. Николаевой И. П., - М.: «Проспект», 1998,стр. 333
[5] Курс экономической теории / под ред. Чепурина М. Н., Киселевой В. А. – Киров: «АСА», 2002, стр. 248
[6] Экономическая теория / под ред. Николаевой И. П., - М.: «Проспект», 1998,стр. 334
[7] Экономика труда / под ред. Шлендера П. Э., Кокина Ю. П. – М.: Юристъ, 2003, стр.566
[8] Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими дополнениями и изменениями) от 19 апреля 1991 г. № 1032 – 1, статья № 1
[9] Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими дополнениями и изменениями) от 19 апреля 1991 г. № 1032 – 1, статья № 2
[10] Экономика труда / под ред. Шлендера П. Э., Кокина Ю. П. – М.: Юристъ, 2003, стр.87
[11]Экономика труда / под ред. Шлендера П. Э., Кокина Ю. П. – М.: Юристъ, 2003, стр.88
[12] Экономика труда / под ред. Шлендера П. Э., Кокина Ю. П. – М.: Юристъ, 2003, стр.89
[13] Караванский А. Ленинградская областная служба занятости поддерживает имидж надёжного партнёра, умело ведущего поиск нужных работодателю специалистов.// Человек и труд – 2009 - №11, стр.6
[14] Караванский А. Ленинградская областная служба занятости поддерживает имидж надёжного партнёра, умело ведущего поиск нужных работодателю специалистов.// Человек и труд – 2009 - №11, стр.7
[15] Роланд К., Герций Ю., Марков А. Как рынок труда реагирует на кризис.// Человек и труд – 2009 - №8, стр. 49
[16] Роланд К., Герций Ю., Марков А. Как рынок труда реагирует на кризис.// Человек и труд – 2009 - №8, стр. 50
[17] Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими дополнениями и изменениями) от 19 апреля 1991 г. № 1032 – 1, статья № 33
[18] Какой рынок труда нужен российской экономике? Перспективы реформирования трудовых отношений: Сборник статей.- М.: ОГИ, 2003, стр. 24
[19] Какой рынок труда нужен российской экономике? Перспективы реформирования трудовых отношений: Сборник статей.- М.: ОГИ, 2003, стр. 34