Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:11, курсовая работа
Целью работы является:
выявить проблемы рынка труда и обозначить антикризисные меры правительства в сфере занятости и социальной защиты.
Задачи:
изучить рынок труда и его специфические особенности;
осветить государственную политику Правительства РФ на рынке труда в период мирового экономического кризиса(2008-2009 года).
Глава 1.Рынок туда и предложение труда на рынке………………………........5
1.1.Понятие и сущность рынка труда…………………………………….......5
1.2.Предложение труда и ряд его неэкономических функций…………….14
Глава 2. Государственная политика Правительства РФ на рынке труда в период мирового экономического кризиса (2008-2009 года)………………...22
2.1. Рынок труда в России в условиях мирового экономического кризиса……………………………………………………………………………22
2.2. Последствия мирового экономического кризиса……………………...25
2.3. Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости и социальной защиты населения на 2008-2009год................................................29
Заключение…………………………………………………………………….....35
Глава 3. Расчетная часть………………………………………………………...36
Список использованной литературы……………………………………...........40
- обеспечить полноценное соблюдение трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость
процессов высвобождения
работников, их «растянутость» во времени
с тем, чтобы ни один сотрудник
предприятий не был просто выброшен
на улицу без средств к
- также обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.
В то же время Правительство не ставило ни перед собой, ни перед регионами задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьёт», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.
Федеральный бюджет в 2009 году выделял дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации были приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводились специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
В 2009 году направлены на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.
Переобучение проходило в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы происходило по направлению службы занятости, которая информировала гражданина обо всех доступных программах. Переобучение проводилось на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые смогут предложить лучшие программы, ориентированные на востребованные профессии.
Одним из важных направлений переподготовки была подготовка специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Также в целях повышения эффективности функционирования ЖКХ создавались временные рабочие места в области управления домовым хозяйством многоквартирных домов (работа «управдомов»).
Дополнительные бюджетные средства были выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.
Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.
Остальные средства перечислялись в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.
Объем бюджетных ассигнований,
направляемых в виде субвенций бюджетам
субъектов Российской Федерации
на оказание социальной поддержки безработных
граждан и осуществление
рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Повышена информированность
работников и работодателей по вопросам
предоставления гарантий государства
в области занятости населения,
о ситуации на рынке труда в
субъекте Российской Федерации. Во всех
субъектах Российской Федерации
организована работа консультационных
пунктов и телефонных «горячих линий».
Для содействия занятости безработных
и незанятых граждан, а также
граждан, находящихся под риском
увольнения (проживающих во всех субъектах
Российской Федерации), организована работа
информационного портала «
Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получали дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.
Особое внимание было уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.
В целях создания условий для трудовой занятости лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности было стимулировать создание в субъектах Российской Федерации центров социальной реабилитации для указанной категории граждан.
Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.
Правительство Российской Федерации
совместно с банками с
Также для решения проблем избыточной долговой нагрузки на граждан было ускорено принятие закона о реструктуризации задолженности физических лиц, позволяющего заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам, реструктурировать свой долг.
В связи с кризисными процессами
в экономике в сложной ситуации
окажутся студенты, в первую очередь
обучающиеся на платной основе, а
также студенты, воспользовавшиеся
или планировавшие
Была организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих
бюджетов при наличии вакантных мест. В 2009 учебном году в связи с экономическими трудностями планировалось перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.
Отдельной важной задачей было обеспечение занятости выпускников школ и вузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь были предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время - 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и сузах.
Предусматривалось увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.
В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов было уделено особое внимание повышению качества и оперативности предоставления государством соответствующих социальных услуг. В частности, было расширено оказание электронных услуг населению, что позволило снизить временные и финансовые затраты граждан.
Что касается региональной поддержки рынка труда, то в данном направлении рассматривалась следующая Региональная программа, утвержденная в установленном порядке, которая предусматривает следующие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - региональная программа):
а) опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
б) организация общественных
работ, временного трудоустройства, стажировки
в целях приобретения опыта работы
безработных граждан, граждан, ищущих
работу, включая выпускников
в) оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;
г) содействие развитию малого
предпринимательства и
Заключение
В ходе моей работы я выявила проблемы рынка труда и обозначила антикризисные меры правительства в сфере занятости и социальной защиты. Таким образом, в данной курсовой работе были раскрыты понятия о рынке труда, предложение труда на рынке и о его сущности. Так же проанализирована ситуация на рынке труда во время мирового финансового кризиса в 2008-2009 годах.
Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда: уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и феврале 2008 года. Тогда как в IV квартале 2008 года уровень безработицы достиг своего минимального значения за весь период с 1999 в 5,4%.
Правительство принимало все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства были направлены на:
Безработица затронула почти все отрасли российской экономики, кроме производителей товаров первой необходимости и фармацевтики.
Глава 4 Расчетная часть
Вариант 6
Необходимо произвести расчеты макроэкономических показателей системы национальных счетов в соответствии с данной методикой и необходимыми данными.
Таблица 1 – Данные для расчета, млрд. руб.
Показатели |
Значения показателей в млрд. руб. |
1.Личные потребительские расходы |
1225 |
2.Трансфертные платежи |
60 |
3.Арендная плата |
70 |
4.Амортизация |
135 |
5.Единый социальный налог |
100 |
6.Ссудные проценты |
65 |
7.Доход от собственности |
155 |
8.Экспорт |
30 |
9.Импорт |
15 |
10.Дивиденды |
80 |
11.Заработная плата наемных работников |
1105 |
12.Косвенные налоги на бизнес |
90 |
13.Нераспределенные прибыли корпораций |
105 |
14.Индивидуальные налоги |
130 |
15.Подоходные налоги с корпораций |
95 |
16.Прибыли корпораций |
280 |
17.Государственные закупки товаров и услуг |
360 |
18.Чистые частные внутренние инвестиции |
165 |
19.Совокупная стоимость произведенных товаров и услуг всеми отраслями экономики |
2105 |
20.Совокупная стоимость промежуточных продуктов |
205 |
21.Доходы резидентов страны за границей |
121 |
22.Доходы нерезидентов внутри страны |
135 |
23.Дефлятор ВВП |
5.2 |