Рынок труда. Предложение труда на рынке. Государственная политика Правительства РФ на рынке труда в период мирового экономического кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является:
выявить проблемы рынка труда и обозначить антикризисные меры правительства в сфере занятости и социальной защиты.
Задачи:
изучить рынок труда и его специфические особенности;
осветить государственную политику Правительства РФ на рынке труда в период мирового экономического кризиса(2008-2009 года).

Содержание

Глава 1.Рынок туда и предложение труда на рынке………………………........5
1.1.Понятие и сущность рынка труда…………………………………….......5
1.2.Предложение труда и ряд его неэкономических функций…………….14
Глава 2. Государственная политика Правительства РФ на рынке труда в период мирового экономического кризиса (2008-2009 года)………………...22
2.1. Рынок труда в России в условиях мирового экономического кризиса……………………………………………………………………………22
2.2. Последствия мирового экономического кризиса……………………...25
2.3. Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости и социальной защиты населения на 2008-2009год................................................29
Заключение…………………………………………………………………….....35
Глава 3. Расчетная часть………………………………………………………...36
Список использованной литературы……………………………………...........40

Работа состоит из  1 файл

курсовик эконом теория.docx

— 197.53 Кб (Скачать документ)

- обеспечить полноценное соблюдение трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость

процессов высвобождения  работников, их «растянутость» во времени  с тем, чтобы ни один сотрудник  предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию  и успел адаптироваться к новым условиям;

- также обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.

В то же время Правительство не ставило ни перед собой, ни перед регионами задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьёт», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.

Федеральный бюджет в 2009 году выделял дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации были приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводились специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

В 2009 году  направлены на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

Переобучение проходило в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы  происходило по направлению службы занятости, которая информировала гражданина обо всех доступных программах. Переобучение проводилось на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые смогут предложить лучшие программы, ориентированные на востребованные профессии.

Одним из важных направлений переподготовки была подготовка специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Также в целях повышения эффективности функционирования ЖКХ создавались временные рабочие места в области управления домовым хозяйством многоквартирных домов (работа «управдомов»).

Дополнительные бюджетные средства были выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

Остальные средства  перечислялись в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации  на оказание социальной поддержки безработных  граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан был увеличен на 33,95 млрд.

рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку  граждан, признанных в установленном  порядке безработными.

Повышена информированность  работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства  в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в  субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации  организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных  и незанятых граждан, а также  граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах  Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа  в России». Обновление вакансий осуществлялась еженедельно.

Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получали дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.

Особое внимание было уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.

В целях создания условий  для трудовой занятости лиц, освобождаемых  из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности было стимулировать создание в субъектах Российской Федерации центров социальной реабилитации для указанной категории граждан.

Для обеспечения приоритетного  права российских граждан на трудоустройство  на вакантные и вновь создаваемые  рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение  иностранных работников субъектам  Российской Федерации по сравнению  с их предложениями.

Правительство Российской Федерации  совместно с банками с государственным  участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности  по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе  в этих целях уставный капитал  АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей, из которых 17,5 млрд. рублей было направлено на рефинансирование ипотечных кредитов самим АИЖК и еще 30 млрд.рублей будет внесено в уставный капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов - дочерней компании АИЖК). Велась работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

Также для решения проблем  избыточной долговой нагрузки на граждан было ускорено принятие закона о реструктуризации задолженности физических лиц, позволяющего заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам, реструктурировать свой долг.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь  обучающиеся на платной основе, а  также студенты, воспользовавшиеся  или планировавшие воспользоваться  образовательными кредитами. Правительством разрабатывался ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Была также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

Была организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих

бюджетов при наличии  вакантных мест. В 2009 учебном году в связи с экономическими трудностями планировалось перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.

Отдельной важной задачей  было обеспечение занятости выпускников школ и вузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь были предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время - 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и сузах.

Предусматривалось увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.

В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов было уделено особое внимание повышению качества и оперативности предоставления государством соответствующих социальных услуг. В частности, было расширено оказание электронных услуг населению, что позволило снизить временные и финансовые затраты граждан.

Что касается региональной поддержки рынка труда, то в данном направлении рассматривалась следующая Региональная  программа, утвержденная  в установленном порядке, которая предусматривает следующие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - региональная программа):

а) опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная  приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия  по высвобождению работников);

б) организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных  учреждений, а также работников в  случае угрозы массового увольнения;

в) оказание адресной поддержки  гражданам, включая организацию  их переезда в другую местность для  замещения рабочих мест, в том  числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и  инвестиционных проектов;

г) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости  безработных граждан.

 

  

 

 

Заключение

В ходе моей работы я выявила  проблемы рынка труда и обозначила антикризисные меры правительства  в сфере занятости и социальной защиты. Таким образом, в данной курсовой работе были раскрыты понятия о рынке  труда, предложение труда на рынке  и о его сущности.  Так же проанализирована ситуация на рынке труда во время мирового финансового кризиса в 2008-2009 годах. 

Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда: уровень  безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и феврале 2008 года. Тогда как в IV квартале 2008 года уровень безработицы достиг своего минимального значения за весь период с 1999 в 5,4%.

Правительство принимало  все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём  выделения денежных средств в  размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия  по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства были направлены на:       

  • опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где    нужна рабочая сила;
  • переобучение работников и повышение квалификации.

Безработица затронула почти  все отрасли российской экономики, кроме производителей товаров первой необходимости и фармацевтики.

 

 

 

Глава 4 Расчетная  часть

Вариант 6

Необходимо произвести расчеты  макроэкономических показателей системы  национальных счетов в соответствии с данной методикой и необходимыми данными.

Таблица 1 – Данные для  расчета, млрд. руб.

Показатели

Значения показателей в млрд. руб.

1.Личные потребительские  расходы

1225

2.Трансфертные платежи

60

3.Арендная плата

70

4.Амортизация

135

5.Единый социальный налог

100

6.Ссудные проценты

65

7.Доход от собственности

155

8.Экспорт

30

9.Импорт

15

10.Дивиденды

80

11.Заработная плата наемных  работников

1105

12.Косвенные налоги на  бизнес

90

13.Нераспределенные прибыли  корпораций

105

14.Индивидуальные налоги

130

15.Подоходные налоги с  корпораций

95

16.Прибыли корпораций

280

17.Государственные закупки  товаров и услуг

360

18.Чистые частные внутренние  инвестиции

165

19.Совокупная стоимость  произведенных товаров и услуг  всеми отраслями экономики

2105

20.Совокупная стоимость  промежуточных продуктов

205

21.Доходы резидентов страны  за границей

121

22.Доходы нерезидентов  внутри страны

135

23.Дефлятор ВВП

5.2

Информация о работе Рынок труда. Предложение труда на рынке. Государственная политика Правительства РФ на рынке труда в период мирового экономического кризис