Рынок труда в России: современное состояние, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание

Рынок труда – один из рынков ресурсов, имеющего свои отличительные признаки и характерные черты. Отличительной чертой рынка труда является присутствие на нем важнейших институтов – профсоюзов, корпораций, государства, без учета которых невозможен анализ спроса и предложения труда. Сам ресурс или фактор производства – труд, отличается от других факторов тем, что является функцией жизнедеятельности человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Понятие и особенности рынка труда……………….....………………… 5
2. Труд в условиях рыночных преобразований…………………………... 8
3. Дефицит трудовых ресурсов…………………………………………..… 11
4. Безработица, ее структура………………………………...……………... 16
5. Меры регулирования занятости населения…………………………… 19
Заключение………………………………………………………………….... 22
Библиографический список…………

Работа состоит из  1 файл

Экономика курсоваяя.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

По данным МВД России

  
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Безработица, ее  структура. 

      Несмотря  на дефицит рабочей силы во многих отраслях народного хозяйства, который мы наблюдаем из выше изложенного – это вакансии, заявленные предприятиями и организациями государственные службы занятости; привлечение на российский рынок труда зарубежной рабочей силы; тяжелый демографический кризис. И при всем этом граждане России сталкиваются с таким явлением, как безработица. Постепенно, особенно после финансового кризиса 1998 года, в России рост числа безработных наряду с инфляцией, бедностью и преступностью, становится одной из основных социальных проблем.

      Официально, службой занятости России на начало 2003 года зарегистрировано свыше 9 млн. человек, ищущих работу, из них 1,3 млн. человек  зарегистрированы в органах государственной  службы занятости безработные. Уровень  безработицы, т.е. отношение численности  зарегистрированных безработных к численности трудоспособного населения, составлял 2,1 %. По этому показателю Россия пока входила в число наиболее благополучных стран.

      Однако  если следовать методологии Международной  организации труда (МОТ), в России насчитывается более 9 млн. безработных. Еще примерно столько же трудятся не полную рабочую неделю (по распоряжению администрации) или находятся в вынужденных отпусках.

      Таким образом, общий потенциал безработицы  в России в начале 2003 года составил почти 14 млн. человек, или 13,4 % от общей численности экономически активного населения, что поваляет отнести Россию к странам, где безработица потенциально является одной из основных социально – экономических проблем. [1]

      Вместе  с тем нельзя не отметить, что  в мае 1999 года в России впервые было отмечено сокращение численности безработных. По сравнению с февралем она уменьшилась 1,3 млн. человек; за февраль 1999 года – май 2002 г. она сократилась с 10,4 до 5,5 млн. человек. Другое обстоятельство, которое надо отметить – за этот же период сокращалась и численность экономически неактивного населения. И самое главное – уровень безработицы к маю 2002 г. сократился почти в 2 раза: с 14,6 до 7,7%. Однако признать, что на тот момент в стране удалось стабилизировать положение на рынке труда, было бы не совсем правильно. За февраль 1999 г. – май 2002 г падение безработицы 4 раза сопровождалось ее ростом, а уровень безработицы повышался за этот период 3 раза.

 

      Оценивая  ситуацию с безработицей, особо надо отметить, что в самом тяжелом положении оказалась молодежь. В численности безработных на долю лиц, в возрасте 15 – 24 года, в 2002 г. приходилось 23,3%, причем, уровень безработицы до 20 лет составлял 36,5 %, а в 20 – 24 года – 20 %. И, следовательно, более всего пострадала та группа населения, которая должна была стать ведущей силой в преобразовании экономики страны, поскольку молодые люди начали свой трудовой путь уже в годы перестройки и не отягощены опытом до перестроечного периода.

      Все эти обстоятельства кардинально изменили мотивационный механизм трудового поведения человека, нравственно – моральные принципы.

      Трудности с трудоустройством, естественно  наряду с другими обстоятельствами, привлекли за собой развитие теневой  экономики. В литературных источниках приводятся различные данные о масштабности этого явления. Это в известной мере можно объяснить различной трактовкой понятия «теневой экономики».

      Безусловно, ее существование уменьшает доход  бюджета. Здесь не всегда обеспечиваются принятые стандарты при производстве продукции и услуг. В то же время можно говорить о позитивной стороне их деятельности. Именно теневая экономика предопределила отсутствие социальных беспорядков в том случае, когда уровень безработицы в стране достиг 15 %, а в отдельных регионах был существенно выше.

      В то же нельзя не видеть, что теневая  экономика, безусловно, способствовала росту криминализации общества. Этот процесс, конечно, был связан с бедностью  отдельных групп населения, невозможностью найти работу. Такая связь  прослеживается достаточно четко. Например, в 1998 – 2003 г. рост выявленных лиц, совершивших преступление, составил 135,9 % , а лиц без постоянного источника дохода – 222,3%, в том числе безработных – 251,9%. Этот факт, а их число можно увеличить, наглядно показывает связь правонарушении и возможность получения необходимых средств существования. [2]

      В конечном счете, в стране сложилась  ситуация, когда профессионально  хорошо подготовленный, физически здоровый человек оказался без привычных  доходов, а некоторые и без работы и без постоянных источников дохода.  
 
 
 
 
 

5. Меры регулирования  занятости населения. 

      В арсенальных средств осуществления  политики на рынке труда не низменным  остается пакет мер регулирования, включающий в 5 активных и одну пассивную  меру. Активные меры, так или иначе, способствуют заполнению вакантных рабочих мест Ии удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера – это выплата пособий по безработице. Она потому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости населения не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки.

      Инструментами активной политики занятости являются:

      - Создание новых рабочих мест  – важнейшая макроэкономическая  мера, которая в контрасте инвестиционной  и налоговой политики является  индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике целом. Целенаправленная политика создание новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно – технического прогресса позволяет обеспечивать экономический рост без увеличения занятости.

      - Содействие малому и среднему  бизнесу. Опыт разных стран  показывает, что это направление  способно охватить более половины  всех занятых в народном хозяйстве.  Основные мотивы людей, которые  решили заняться предпринимательской деятельностью – это возможность занять себя работой (в некоторых случаях любимым делом). Наконец – это возможность материально обеспечить себя и свою семью.

      - Подготовка и переподготовка  кадров называется структурной  мерой регулирования рынка труда,  т.к. она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновением других. Система подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой деятельности первая профессия была престижной, при этом, чтобы быть постоянно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, нужно постоянно совершенствовать свои знания.

      - Субсидирование  занятости. Как  меры регулирования рынка труда,  оно направлено на создание  специальных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов, молодежи, многодетных женщин). Нужно вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места, т.е. обеспечить им государственную гарантию занятости, т.к. они находятся в неравных условиях на рынке труда с другим населением. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы (не полный рабочий день, неделя и др.). Эти меры позволяют противостоять «социальному отторжению», а также обеспечивают социальную защиту.

      - Миграционная политика и общественные  работы. Последние возникли, как  способ временной занятости и  социальной поддержки, безработных  в период резкого спада производства  и массового высвобождения работников. Согласно данным Министерства труда и социального развития РФ за весь 2002 г. в них участвовало около 496 тыс. человек. Ситуация изменилась в 2003 году. В январе – июне в общественных работах приняли участие 347,1 тыс. человек. Сезонные факторы по-прежнему оказывали сильное влияние на масштабы вовлечение граждан в общественные работы. [3]

      Кроме инструментов активной политики коренные сдвиги в сфере занятости могут  пополнить следующие пути:

      - Перестройка системы профессиональной  подготовки и переподготовки  кадров в соответствии с потребностями рынка труда. Чтобы радикально изменить положение с трудоустройством выпускников учебных заведений, было бы полезно сформировать всероссийскую систему профориентации, которая могла бы координировать действие всех заинтересованных структур, а так же создать условия для повышения территориальной мобильности молодых специалистов. Практика свидетельствует, что молодежь плохо осведомлена о ситуации на рынке труда и его реальных потребностей. Между тем, в условиях высокой конкуренции ориентация молодежи  как никогда актуальна. Очевидно, проблему трудоустройства выпускников учебных заведений, более полного использования их интеллектуального потенциала можно решить только на федеральном уровне. Негативные факторы, связанные с трудоустройством молодежи, следует учитывать при  выдаче учебным заведениям лицензий на ведение образовательной деятельности. Необходимо перейти к гибкой системе подготовки кадров на основе мониторинга и прогнозирования конкретных профессий. [6]

      - Проведение методических функций, связанных с разработкой новых форм взаимодействия с работодателями, подготовка информационных материалов, примерных программ работы «клубов кадровиков», «клубов деловых встреч». Стратегия сотрудничества службы занятости с работодателями должна основываться на партнерстве, которое предполагает учет интересов каждой из сторон, а также четкое выполнение взаимных обязательств. Одно из важнейших направлений взаимодействия с работодателями – подготовка персонала по заявкам работодателя.

      - В целях преодоления негативных тенденций, сохранения достигнутого уровня макроэкономической стабилизации, весьма важным представляются совместные усилия государств Содружества, направленные на интенсивное восстановление утерянных хозяйственных связей,  поддержку интересов отечественных производителей, повышение инвестиционной привлекательности внутренних рынков.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Причины сложившихся негативных ситуаций на отечественном рынке труда весьма многообразны. Здесь, прежде всего, необходимо выделить сам характер социально – экономических преобразований. Население страны оказалось не их участником, а «зрителем», который присутствовал при появлении новых, жизненно важных для него проблем. И здесь особо надо отметить, что дело не только в том, что катастрофически сокращались доходы населения, ломался привычный образ жизни, в котором труд человека считался важнейшей ценностью и благосостояние человека определял именно труд, а в том, что в постперестроечный период человек столкнулся с тем, что путем различных махинаций определенная категория людей за поразительно короткий срок становилось миллионерами. Это не могло изменить сознание человека, его отношение к труду.

      В ходе перестройки произошло не просто сокращение доходов, а была нарушена справедливость вознаграждение за труд, которая в обыденном сознании людей оценивается как связь между оплатой данного и всех других видов труда. При этом в каждом обществе имеются представления о справедливой оценке труда.  Одновременно с этим был нарушен и другой важнейший принцип – полученный работником доход перестал соответствовать принятым в обществе стандартам достатка и обеспеченности.

      В результате возмездная трудовая деятельность для значительной части людей  перестала фактически быть животворным  началом, выполнять исконно присущие ей функции естественного условия сохранения сообщества людей, каждого его члена. В этих условиях труд, в определенной мере, потерял свое консолидирующие начало. У многих людей появились чувства неудовлетворенности, дискомфортности и признания труда как неэффективного вида деятельности. В этих условиях одно лишь увеличение оплаты труда не изменит и не может изменить отношение человека к другой трудовой деятельности. В лучшем случае он будет рассматривать его как «компенсацию» за достаточно длительную работу при низкой заработной плате.

      Решение проблемы предполагает, по всей видимости, большую кропотливую и длительную работу. Пути реабилитации в сознании людей весьма многообразны. Мировая  практика располагает широким арсеналом  таких методов. В основном они базируются на концепции «качество трудовой жизни». Центральным моментом этой концепции является организация справедливого вознаграждения за труд. Другой компонентой качества трудовой жизни рассматривается обеспечение безопасных и здоровых условий труда. Необходимо создать все условия для полного раскрытия возможностей человека как работника. Большое внимание концепция качества трудовой жизни уделяет проблеме развития личности работника, его самовыражения. В связи с этим в концепции особого внимания уделяется созданию возможностей для работника систематического профессионального и карьерного роста. При этом должно быть обеспечено достойное место работы в жизни человека. Этому в значительной мере может способствовать развитие трудовой демократии и обеспечение правовой защищенности работника на предприятии (может быть, для нас сегодня это самая важная задача).

      Внедрение принципов концепции качества трудовой жизни, конечно, потребует и материальных, и людских затрат и, самое главное, перестройки основ управления персоналом, пересмотра каждым начальником принципов своей деятельности, ориентации на решение задачи развития предприятия и создания коллектива единомышленников. [2]

Информация о работе Рынок труда в России: современное состояние, перспективы