Рынок труда, заработная плата. Инвестиции в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:25, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотреть разные модели функционирования рынка труда и определения заработной платы, разобрать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капиталу.

Содержание

Введение 3
Глава I Рынок труда, заработная плата 4
Понятие рынка труда, его элементы, функции, объем 4
Спрос и предложение на рынке труда 9
Состав заработной платы 18
Системы оплаты труда 23
Глава II Состояние рынка труда в России и в Хабаровском крае. 25
Глава III Инвестиции в человеческий капитал. 29
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

курсач по эконом теории.docx

— 191.17 Кб (Скачать документ)

    На рынке фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. Все это происходит с учетом профессии, работы, занятости.

    Занятость это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей на основе получения ими заработка (трудовой доход).

      

     

Спрос и предложение на рынке труда

    Механизм функционирования рынка труда складывается из двух частей.

    Во-первых, механизма рыночного саморегулирования на основе существования объективных, не зависящих от воли людей рыночных законов спроса и предложения. Во-вторых, механизма регламентации вопросов занятости и безработицы:

    а) со стороны государства, способного оказывать влияние через трудовое законодательство;

    б) со стороны региональных, муниципальных и местных органов власти по отношению к региональным и локальным рынкам труда;

    в) со стороны общественных организаций, прежде всего профессиональных союзов, представляющих интересы определенных 
групп трудящихся.

    Механизм рыночного саморегулирования действует в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда.

    Спрос на труд на конкретном рынке труда означает количество услуг труда, которое может быть куплено по определенной цене за определенное время. Спрос на труд формируют работодатели, располагающие вакантными рабочими местами, а также рабочими местами, занятыми работниками, которые не удовлетворяют работодателя, ищущего им замену.

Спрос на труд зависит прежде всего от уровня его оплаты. Взаимосвязь между спросом на труд и его ценой – заработной платой – выражается законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина спроса на труд находится в обратной зависимости от его цены. Графическое изображение этой взаимосвязи называется кривой спроса.

    Представим зависимость между уровнем заработной платы и величиной спроса на труд в виде показателей (табл. 1.1.). 
 

    Таблица 1.1

    Зависимость уровня заработной платы и величины спроса на труд 

Вариант Заработная  плата (3), тыс. руб. Спрос на труд (Т), человек
А 4,0 100
Б 3,0 125
В 2,0 200
г 1,5 300
д 1,0 400
 

    Если  построить график, на оси ординат  которого отложить величину заработной платы, а на оси абсцисс величину требующегося труда в виде числа нанимаемых работников, то спрос будет представлен наклоняющейся вниз слева направо вогнутой кривой С—С, показывающей, что по мере снижения размера заработной платы величина спроса на труд будет возрастать, и наоборот — при повышении размера заработной платы величина потребности в наемном труде будет падать. При заработной плате 4 тыс. руб. потребность в наемных работниках составит 100 человек, а при заработной плате 1 тыс. руб. потребность в работниках возрастет до 400 человек (рис. 1.1)

                         

    Помимо  цены труда на величину спроса на труд оказывают влияние такие факторы, как спрос на продукты производства, уровень технологии производства, цена капитала.

    Для уяснения механизма влияния на величину спроса на труд каждого из названных  факторов необходимо рассматривать  изменение одного из них при неизменной величине других. При этом изменения могут происходить двояко. Один из таких способов воздействия на величину спроса на труд называют эффектом масштаба, когда изменение величины (масштаба) показателя, характеризующего какой-либо фактор, прямо ведет к изменению величины спроса на труд. Другой способ называют эффектом замещения, когда труд, представленный определенным числом работников, заменяется какими-либо нововведениями в производстве. В результате изменение величины фактора, в обычных условиях влияющего на величину спроса на труд, к подобным результатам не приводит.

    Уяснению  сущности этих способов (эффектов) помогают примеры. Рассмотрим, как проявляются эффекты, если меняется один из названных выше факторов воздействия на величину спроса на труд при неизменности других факторов.

    При изменении цены труда эффект масштаба сказывается следующим образом. Возьмем случай, когда величина заработной платы увеличивается. Здесь просматривается такая цепочка зависимостей:

    рост  заработной платы —» рост затрат на производство —» —> рост цены продуктов производства —> сокращение спроса на продукты производства —> снижение объема производства —> —> снижение занятости на производстве.

    В случае уменьшения величины заработной платы цепочка зависимостей будет  выглядеть следующим образом:

    снижение  заработной платы —» уменьшение затрат на производство —» сокращение цены продуктов производства —> увеличение спроса на продукты производства -» -» рост объема производства —> рост занятости на производстве.

    При росте заработной платы может  проявиться и эффект замещения. Суть его состоит в том, что цепочку: «рост заработной платы —> —» рост затрат на производство...» можно разорвать и добиться не роста, а уменьшения затрат на производство путем применения трудощадящей технологии — такой, которая заменит работников и, как следствие, сократит занятость на производстве.

    В приведенных случаях число требуемых  работников можно определить, двигаясь по кривой спроса либо вверх влево, либо вниз вправо. Положение самой  кривой спроса на графике не меняется.

    Рассмотрим, как реагирует спрос на труд, если цена труда, цена капитала и технология остаются неизменными, но меняется спрос на продукт производства. В этом случае при увеличении спроса на продукт производства предприниматели будут увеличивать объем производства, эффект масштаба приведет к увеличению спроса на труд, кривая спроса Ci—С\ сдвинется вправо и займет положение С2—С2 (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Изменение спроса на труд под влиянием эффекта масштаба 

    Эффекта замещения в этих условиях не возникает. То же произойдет, если, например, летом увеличился сезонный спрос на уличных продавцов. В этом случае кривая спроса Ci—Ci переместится в новое положение Сг—Сг, заработная плата не изменится, а спрос возрастет. 

    Изменение спроса на труд при изменении величины предложений капитала и, соответственно, при изменении его цены и неизменной величине других факторов создаст следующую цепочку зависимостей:

падение цены капитала —> снижение издержек производства —> рост объемов производства —> рост занятости.

Здесь проявляется эффект масштаба. Заработная плата не меняется, а спрос на труд растет.

    Падение цены капитала может привести и к  эффекту замещения, когда вместо труда будут использоваться капиталоемкие технологии, заменяющие труд наемных работников. Спрос на труд сократится. Кривая спроса сдвинется влево (рис. 1.3). 

Рис. 1.3. Изменение спроса на труд под влиянием эффекта замещения 

    В рассмотренных примерах в спросе на труд имеют место противоборствующие эффекты. Эффект масштаба сдвигает кривую спроса вправо, а эффект замещения  — влево. Тот из эффектов, который действует сильнее, и определяет направление сдвига кривой i  спроса на труд.

    Кривые  спроса на труд индивидуальны для  каждого предприятия, каждой отрасли  экономики, каждого региона. Синтез этих кривых покажет обобщенное положение кривой спроса на труд в масштабе страны, экономики.

    Предпринимателя может интересовать не только направление  изменения спроса на труд, но и величина изменения спроса в зависимости  от воздействия разных факторов.

    Степень реакции одного показателя на изменение  другого связанного с ним показателя называется эластичностью. Она показывает, на сколько процентов изменится одна величина при изменении другой на один процент. Коэффициент ценовой эластичности I спроса на труд определяют по формуле

 где     ДС — прирост (-Д — сокращение) величины спроса на труд, %; ДЦ — прирост (-Д — сокращение) цены труда, %.

    Показатель  ценовой эластичности спроса всегда будет отрицательной величиной, так как прирост величины спроса (+АС) будет следствием сокращения цены труда (-АЦ), и наоборот. Для оценки эластичности часто знак «-» опускают и пользуются только абсолютным значением величины эластичности.

    Если  абсолютная величина показателя эластичности будет меньше единицы, то спрос относительно неэластичен, т.е. изменение цены труда приводит к меньшему изменению спроса на труд (рис. 1.4а); если абсолютная величина показателя эластичности будет больше единицы, то спрос относительно эластичен, изменение цены труда приводит к большему изменению спроса на труд (рис. 1.46); если коэффициент эластичности равен единице, то такое положение, когда изменение цены труда ведет к точно такому же изменению спроса на труд, называют единичной эластичностью (рис. 1.4в).

Рис. 1.4. выражения эластичности на труд: а  – спрос неэластичен; б – спрос  эластичен; в – единая эластичность; 

    Крайними  случаями эластичности будут ситуации для рынка труда, в основном чисто  теоретические:

    а) спрос абсолютно эластичен —  цена труда не меняется независимо от спроса на труд (линия спроса будет  горизонтальна, т.е. 
параллельна оси абсцисс);

    б) спрос абсолютно неэластичен  — изменение цены труда не 
отражается на величине спроса на труд (линия спроса вертикальна).

    На  основании агрегирования (объединения, обобщения) индивидуальных кривых спроса на отдельные виды труда строят кривые совокупного спроса на труд для условий рынка труда совершенной конкуренции. [9]

Предложение на рынке труда  означает количество услуг труда, которое может быть предложено на рынке труда по определенной цене в определенное время. Предложение труда формируют безработные; лица, впервые ищущие работу; наемные работники, которые не удовлетворены условиями работы и поэтому ищут новое место приложения своего труда.

Информация о работе Рынок труда, заработная плата. Инвестиции в человеческий капитал