Рынок жилья и условия его функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:01, доклад

Описание

Можно дать несколько определений рынка. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Рынок- это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. Рынок- это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями — есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — есть монопсония. Это крайности несовершенной конкуренции.

Работа состоит из  1 файл

Сущность рынка.docx

— 45.80 Кб (Скачать документ)

Первое из этих условий  гарантирует, что ни одна из фирм не может оказывать заметного влияния  на совокупный объем предложения. Это  условие четко выполняется на рынках сельскохозяйственных продуктов. Даже если владелица небольшой фермы  утраивает объем производимой пшеницы, то обусловленное этим изменение  в совокупном объеме предложения  пшеницы в США в процентах  будет совершенно ничтожным и, следовательно, таким же будет и воздействие, которое индивидуальный производитель  мог бы оказать на цену. Поэтому  фермерша вправе предположить, что  цена, по которой она продает, не зависит от продаваемого ею количества. Таким образом, ее поведение является совершенно конкурентным.

Второе условие, согласно которому продукт должен быть однородным, гарантирует, что потребители будут  столь же счастливы от покупки  товара у одного продавца, как и  у другого. Продукты на многих рынках являются однородными; соль есть соль, один однофунтовый омар подобен любому другому, а сорта пшеницы и других сельскохозяйственных продуктов отвечают установленным стандартам, тогда как ни одна картина, написанная маслом, не походит на другую. Если продукты однородны и если выполняется третье условие, согласно которому покупатели осведомлены обо всех ценах продавцов, то любой продавец, повышающий цену, растеряет всех своих клиентов, т. е. произойдет именно то, что показывает кривая спроса на рис 9-la. До тех пор пока покупатели хорошо информированы о ценах, ни одна фирма не может запросить больше, чем запрашивают другие.

Четвертое условие требует, чтобы все фирмы в отрасли  действовали независимо. Совершенно конкурентные продавцы не объединяются для установления соглашения о цене, которую они все назначат, или о совокупном объеме предложения, как, например, это сумели сделать члены ОПЕК в середине 70-х годов, когда они действительно контролировали мировые поставки нефти. Конечно, каждая фирма заботится о своем собственном бизнесе, пытаясь выбрать подходящий объем выпуска (максимизирующий ее прибыли) в предположении, что она не может влиять на цену.

Последнее, пятое условие, согласно которому фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее, гарантирует, что любая фирма, использующая лучший способ производства, может войти в отрасль и  что убыточные фирмы могут  по своему желанию выйти из отрасли. Свободные вход и выход помогают гарантировать то, что существующие в отрасли фирмы не могут повышать цену посредством соглашения о сокращении выпуска, поскольку любое повышение  цены, вероятно, способствует вхождению  новых фирм, которые увеличат объем  предложения.

Когда выполняются эти  пять условий, сфера предложения  рынка является совершенно конкурентной. И лишь немного больше требуется для того, чтобы был совершенно конкурентным рынок в целом

Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли —  совер-шенные конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка в целом и действуют независимо.

На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои при-были, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене. Однако на несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию. Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Следовательно, как мы увидим, правило выбора конкурентного объема выпуска Р = МС не годится для максимизации прибыли в условиях несовершенной конкуренции.

Самым крайним случаем  несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность  вхождения в него других. Например, до начала 80-х годов компания “Объединенные  прииски Де Бирс” фактически контролировала все источники поставок алмазов в некоммунистическом мире. В качестве других примеров можно привести монополию “Полароид” на моментальную фотографию, единственный бакалейный магазин в уединенном маленьком городке и владельцев подавляющей части каналов местного кабельного телевидения. В большинстве крупных городов услуги местной телефонной связи и снабжение электричеством также обеспечиваются монополиями, но цены, устанавливаемые этими продавцами, регулируются государственными организациями.

В реальной жизни монополия - это всегда вопрос власти над рынком. Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой  подход к рассмотрению бакалейного  бизнеса, как правило, оказывается  непригодным, так как цены, назначенные  одним магазином, влияют на спрос, с  которым сталкиваются другие расположенные  поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких идентифицируемых соперников.

Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего  товара или вида услуг, цена, которую  он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию. Поскольку рыночная кривая спроса на алмазы является убывающей, компания “Де  Бирс” знает, что, чем больше алмазов она произведет, тем ниже будет цена, которую она получит за каждый экземпляр. Таким образом, сокращая продаваемое ею количество алмазов, она может повышать рыночную цену; “Де Бирс” обладает монопольной властью.

Продавец обладает монопольной  властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения  своего собственного объема выпуска.

Чтобы обладать некоторой  монопольной властью, фирме вовсе  не требуется быть монополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики  в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они  назначают. Разница между такими фирмами и, скажем, алмазной монополией “Де Бирс” заключается в мере их власти над рынком; “Де Бирс” обладает большим контролем над ценой своей продукции.

Монополистическая конкуренция

Как подразумевает само название, монополистической конкуренции  свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако здесь имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая конкуренция — это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.

Рынок характеризуется дифференциацией  продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих  продавцов как близкие, но не полностью  взаимозаменяемые.

Дифференциация продукции  дает каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так  как каждый конкурент может слегка повышать цену, не теряя при этом всех своих традиционных покупателей. Например, в штате Канзас имеется  множество фермеров, выращивающих пшеницу, а в Канзас Сити имеется множество  ресторанов, но пшеница повсюду одинакова (или одна и та же), а рестораны  разные. Таким образом, фермерша, производящая пшеницу, вовсе ничего не продаст, если попытается назначить цену хоть на пенни выше существующей рыночной цены, тогда как владелец ресторана  может слегка варьировать цены в  меню, не вызывая при этом громадных  изменений в спросе на свои фирменные  блюда. Тем не менее, он не обладает большой монопольной властью, если в городе есть множество других подобных мест, где можно поесть.

Там, где дифференциация продукции  возможна, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить, и они могут прийти к заключению о выгодности рекламы. Возможность  дифференциации продукции ставит также  новые и трудные проблемы эффективности. Является ли оптимальным ассортимент  производимых в условиях монополистической  конкуренции продуктов? Являются ли оптимальными с общественной точки  зрения расходы продавцов на рекламу?

В условиях монополистической  конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в рынок  новых фирм. Открыть новый ресторан, бензоколонку или аптеку в большинстве  крупных городов не составляет труда. Но поскольку барьеры вхождения  отсутствуют, фирмы в монополистически конкурентных отраслях не рассчитывают на получение значительной прибыли  в долгосрочном периоде.

Олигополия

Олигополия подразумевает  наличие нескольких продавцов. Олигополистический рынок — это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой  продукции производится горсткой крупных  фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать  влияние на весь рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталелитейная  промышленность и отрасль по производству крупяных изделий для завтрака являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но пена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм на других типах рынков. Каждой фирме приходится вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнутся другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы. Например, если фирма “Дженерал моторз” намеревается повысить цену, она должна предвидеть ответную реакцию Форда, Крайслера и прочих своих соперников, с тем чтобы "рассчитать итоговые изменения в объемах своих продаж.

На олигополистических рынках продукция может быть дифференцированной, как в случае с автомобилями или  изделиями из круп для завтрака, или почти идентичной, как в  случае со сталью и алюминием. Если дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться о дизайне  и рекламе продукции. Чтобы рассчитать последствия изменений этих переменных, как и последствия изменений  цены, олигополист должен предвидеть вероятную реакцию своих соперников.

Олигополия занимает промежуточное  положение между монополией и  конкуренцией и в другом аспекте. В условиях, когда конкуренция  является совершенной, барьеры вхождения  в рынок отсутствуют, а монополия  не оставляет возможности для  проникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существуют некоторые  барьеры вхождения, но они не столь  жестки для того, чтобы сделать  его абсолютно невозможным. Чем  слабее барьеры вхождения, тем более  вероятно, что отрасль, в которой  продавцы, занимающие прочное положение, получают высокие прибыли, будет  привлекать новые фирмы, и, следовательно, тем ниже будут прибыли в отрасли  в долгосрочном периоде.

 

 

 Механизм функционирования рынка

Для характеристики рыночных процессов уже употреблялись  такие понятия, как спрос, предложение  и равновесная цена. Здесь мы рассмотрим их как “многомерные” явления  в процессе рыночного ценообразования. Так, спрос является по меньшей мере двуединым понятием, связывающим количество покупаемых экономических благ с их ценой. Это соотношение цен и количеств следует рассматривать относительно фиксированной единицы времени. Как увидим ниже, фактор времени может существенно менять соотношение количества продаж и цен за единицу товара.

Своеобразие закона спроса —  в обратной зависимости между  ценой и покупаемым количеством: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителем. И наоборот, если цена ниже или снижается, количество продаж возрастает. Когда на рынок поступает больше данного товара, то при прочих равных условиях его реализация возможна лишь при снижающейся цене.

Понятие спроса, характерную  для закона спроса обратную зависимость  между количеством продаж товаров  и их ценой можно показать на графике  с помощью кривой спроса на рис 3 (приложение 2).

На оси абсцисс - OX - можно  отложить количество продаж данного  товара, а на оси ординат - OY -его  цену. Кривая спроса будет графическим  выражением двух важнейших особенностей закона спроса. Во-первых, кривая DD в  любой ее точке демонстрирует  обратную зависимость между ценой  и количеством продаж.

Во-вторых, кривая спроса - это  пологая линия с весьма характерным  наклоном (иногда ее изображают вогнутой вовнутрь). Крутизна наклона может  быть большей или меньшей, так  как у различных товаров спрос  неодинаков. Но сам по себе наклон кривой - это графическая иллюстрация  закона постепенного убывания спроса, отражающего субъективные оценки покупателей  о снижающейся предельной полезности покупаемых ими товаров. Индивидуальный спрос отдельных покупателей  может не подчиняться общей закономерности, но, при рассмотрении кривых спроса в совокупности (по отдельным товарам, у индивидуальных покупателей) обнаруживается подтверждение описанного здесь  действия закона спроса.

При прочих равных условиях действие закона спроса осуществляется согласно представленному описанию и графику. А если условия изменяются? О какой ситуации можно говорить как о ситуации изменившегося  спроса?

Для уяснения этих вопросов вернемся к рис.3. Любой произвольно взятой точке на его кривой спроса — DD соответствуют определенные значения двух переменных — цены и количества продаж. Спрос не изменился, если количество продаж изменяется в обратной зависимости от движения цены. Не произошло также изменений в положении кривой спроса DD: она осталась неподвижной. Движение имело место по неизменной кривой спроса — DD из одной ее точки в другую, соответственно тому, как менялась одна из переменных, вызывая соответствующее обратное изменение другой. Например, в точке А на кривой DD (рис. 3) имеет место ситуация высоких цен и малого количества продаж; в точках В, С, Е — постепенное снижение цены и увеличение продаж, в точке Е— наибольшее количество продаж, вызванное низкими ценами. По этой же кривой спроса можно проделать движение в противоположном направлении, продвигаясь по этим же или другим произвольно взятым точкам. Переходя от точки Е к точкам С, В и т. д., можно зафиксировать сокращение количества продаж вследствие более высокой цены. Итак, движение вверх по кривой DD — это рост цен и снижение продаж; движение вниз — снижение цен и рост продаж. Спрос не изменился, хотя создается видимость его “регулирования” за счет изменения цены.

Информация о работе Рынок жилья и условия его функционирования