Рынок жилья и условия его функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:01, доклад

Описание

Можно дать несколько определений рынка. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Рынок- это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. Рынок- это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями — есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — есть монопсония. Это крайности несовершенной конкуренции.

Работа состоит из  1 файл

Сущность рынка.docx

— 45.80 Кб (Скачать документ)

Что же следует понимать под  изменением спроса? Ответ на этот вопрос однозначен: изменение спроса —  это движение всей кривой спроса DD, означающее изменение продаж независимо от цены. При возросшем спросе и  той же цене количество продаж товара возрастает; при снижении спроса количество продаж сокращается, хотя цены остаются теми же, или даже ниже.

Почему изменился спрос, какие факторы влияют на его изменение? Прежде всего отметим, что спрос постоянно изменяется, статичным он бывает только на графике. Но все же принято учитывать не просто его случайные колебания, а воздействие конкретных условий. Вот некоторые важнейшие из них. Во-первых, увеличение доходов и платежеспособности вызывает рост спроса; снижение их - сокращение спроса. Во-вторых, по мере наполнения рынков одноименными товарами спрос будет снижаться, а уменьшение их количества приведет к росту спроса. В-третьих, наличие на рынке товаров-заменителей (например, пшеница и рожь, говядина и свинина, уголь и нефть и т. п.) снижает спрос на каждый из них, а отсутствие - вызывает рост спроса на безальтернативный товар. В-четвертых, спрос может измениться вследствие субъективных вкусов и склонностей потребителей. Например, изменение образа жизни вследствие высоких доходов, роста культуры и технической грамотности, в особенности молодых групп населения, вызывает рост спроса на компьютеры, видеотехнику, автомобили и т. п. товары.

Изменения в области спроса требуют адекватной реакции со стороны  предложения. Что оно собой представляет?

Предложение - это та сторона  рыночного процесса, которая характеризует  непосредственную взаимосвязь между  рыночной ценой товара и его количеством, производимым и предлагаемым к продаже. Уровень цен и объем продукции, количество ее продаж изменяются однонаправленно: если цены выше, то на рынок будет поступать к продаже больше товара. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, будет сокращаться и его предложение.

Основным индикатором  здесь выступает цена. По каждому  из великого множества товаров и  услуг цена дает оперативную информацию о необходимости сокращения или  наращивания производства и предложения  товаров, пользующихся спросом. От уровня цен зависит выручка, доход, прибыль; чем они выше, тем оперативнее предложение. В этом смысле предложение—это довольно сложная работа, выполняемая не ради альтруизма и требующая соответствующего вознаграждения.

В условиях конкуренции рост предложения имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие  его цены, и наоборот, при неудовлетворяющих, снижающихся ценах потребуется сложная организационная работа по переориентации предложения на другие товары, связанные с ними издержки, технологии, объем выпуска и т. д.

Предложение иллюстрирует рис. 5 и кривая SS. На оси абсцисс можно  обозначить количество товаров, предлагаемых к продаже; на оси ординат —  их цены. Полого поднимающаяся линия SS (или кривая предложения) в любой  ее точке характеризует важную закономерность: чем выше цена, тем большее количество товаров будет предложено для продажи на рынке. Если цена ниже, количество предлагаемых к продаже товаров меньше, так как их издержки не будут возмещены, а тем более не будет дохода.

Теоретически кривая предложения  может быть изображена прямой или  изогнутой полого поднимающейся  линией с большей или меньшей  крутизной наклона. Но общий вид  кривой предложения не содержит ничего случайного: она лишь моментальная “фотография” и иллюстрация закона предложения, т. е. движения производства в строгом соответствии с экономической  целесообразностью, подтверждаемой фактором цены. Двигаясь по кривой предложения SS от точки А и вверх к точке D, фиксируем рост предложения под влиянием повышающихся цен; движение по кривой SS вниз от точки Е к точке А вызывает снижение предложения под влиянием падающих цен. Предложению, как и спросу, свойственны по меньшей мере две закономерности. Во-первых, закономерность прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемых к продаже товаров. Используя рис.5, эту закономерность можно представить как альтернативы ресурсовложения для предпринимателя. Площадь выше кривой предложения SS — это область альтернатив со знаком “плюс”, а площадь под этой кривой — альтернативы со знаком “минус”. Наилучшая альтернатива — это ресурсовложение, возмещенное денежной ценой со стороны спроса.

Во-вторых, имеет место  и другая закономерность: предложение  может возрастать и при той  же цене. Ее также можно изобразить графически кривой предложения SS, передвинутой вправо и вниз. Эту работу можно  проделать самостоятельно, используя  график 6-3, определив точные цифровые значения точек на осях абсцисс и  ординат. Напомним важное отличие: кривая спроса при его увеличении сдвигалась вправо и вверх. Рассматриваемая  здесь кривая предложения, если ее внести пунктиром в наш рис.5, переместится вправо вниз, означая рост предложения  при той же цене. Под влиянием каких факторов это может произойти? Отметим их:

рост конкуренции на рынках одноименных, взаимодополняемых и взаимозамещаемых товаров;

рост доходов, платежеспособности и других факторов, вызывающих в  конечном итоге расширение спроса:

научно-технический прогресс и совершенствование технологий, снижающих издержки производства товаров;

улучшение условий продажи  за счет рекламы, маркетинга и т. п. факторов, способствующих увеличению спроса.

Как видим, кривые предложения, как и кривые спроса — это лишь формализованные с помощью графика  отдельные явления рыночного  процесса. С их помощью можно выявить  наиболее общие закономерности, но охватить все многообразие рыночных сил невозможно. То же можно отметить и о понятии рыночного равновесия цен.

Оно устанавливается под  влиянием многочисленных конкурентных сил на рынке, в этой связи цену называют конкурентным равновесием  спроса и предложения, или уравновешивающей рыночной ценой, при которой совокупное предложение и совокупный спрос  равны друг другу. В наиболее общем  виде их можно представить с помощью  совмещенных кривых спроса и предложения  график 6.

Уравновешивающая рыночная цена находится в точке пересечения  кривых предложения SS и спроса DD. Точка  пересечения соответствует определенной величине, которая может быть установлена  как на оси абсцисс (количество товаров), так и на оси ординат (цены за единицу  товара). Рыночное равновесие цены устанавливается  при таком соотношении спроса и предложения, когда:

— количество товаров, которое  покупатели хотят приобрести, соответствует  тому их количеству, которое предложение  согласно продать;

- отсутствует тенденция  изменения цен и количеств  товара, исключены также прочие  экономические условия.

Из графика 6 следует, что  равновесие спроса и предложения  установилось на уровне точки В, которая  соответствует определенному ценовому значению Р и количеству продаж Kр, удовлетворяющему этому ценовому равновесию. В указанных значениях, в течение фиксированной единицы времени, экономические интересы продавцов и покупателей совпадут, уравновесятся, будут удовлетворительны для обеих сторон. Любое понижение цены, отклонение ее от точки равновесия означает превышение спроса над предложением. И наоборот, рост цены выше равновесной точки вызовет ситуацию превышения предложения над спросом.

Разумеется, в реальной действительности колебательные отклонения происходят не так редко: равновесие - это скорее динамичное, чем статичное состояние  экономики. Но, фиксируя равновесие в  данном временном отрезке, можно  объяснить то, что происходит за пределами точки равновесной  цены. Из графика 6 видно, что высокие  цены предложения могут послужить  причиной товарного избытка, перепоризводства и переполнения рынков, а значит, и затруднений с продажей товаров данного вида. И наоборот, недостаточное количество товара на рынке вызовет избыток спроса, “изнанкой” которого является дефицит, ажиотаж и другие нездоровые явления. Уравновешивание спроса и предложения сопровождается движением цены, ее отклонением в ту сторону, где требуется противовес для установления равновесия на рынке. Таков в наиболее общем виде механизм установления цены на конкурентном рынке любого из множества товаров. По каждому виду товаров - свой равновесный уровень цены, поэтому принято считать, что существует множество рынков, равное множеству товаров (например, рынок стали, рынок автомобилей, рынок одежды, рынок рабочей силы, рынок денег, валют и т. д.). Равновесие—закон для каждого из них, благодаря чему поддерживается равновесие экономической системы в целом.  

Роль государства в рыночной экономике

Государственные органы играют большую роль в экономической  жизни. Государство влияет на рынок:

1. Разрабатывая законы, нормы  и правила.

2. Покупая и продавая  товары и услуги.

3. Осуществляя трансфертные  платежи.

4. Облагая налогами.

5. Предпринимая попытки  стабилизировать экономику.

6. Воздействуя на распределение  ресурсов.

1. Государственные органы  власти определяют правовую основу, в соответствии с которой устанавливаются  основные нормы (правила) владения  собственностью и функционирования  рынков. Если правовая основа  не допускает частной собственности  на предприятия, то экономика  — социалистическая; если предприятия  находятся в собственности отдельных  лиц и действуют ради частной  прибыли, то экономика — капиталистическая.  Даже в наиболее “чистых”  капиталистических экономиках существуют  ограничения на права собственности.  Например, как верно то, что не  каждый может владеть пистолетом, так верно и то, что люди  не являются полностью свободными  в использовании своей собственности  в соответствии со своими желаниями;

так, строительство фабрики  на территории жилых массивов является, как правило, незаконным актом.

Вдобавок к этому государственные  органы всех уровней регулируют экономическое  поведение, устанавливая подробные  правила (нормы) деятельности предприятий. Регулирующие правила простираются от зональных требований, ограничивающих использование земли и размещение предприятий, а также правил соблюдения техники безопасности и охраны здоровья на предприятиях и строительных правил до попыток полного запрещения некоторых  видов экономической деятельности, таких, как продажа героина. Некоторые  правила относятся ко всем предприятиям; в их число входят законы против мошенничества и расовой дискриминации  при найме на работу, а также  антитрестовские законы, которые (кроме  всего прочего) запрещают соглашения между конкурентами об установлении фиксированных цен. Некоторые правила  касаются только определенных отраслей, как, например, требования к парикмахерам и врачам иметь соответствующую  подготовку, и законы, запрещающие  конкуренцию с местной электрической  компанией.

2. Государственные структуры  покупают и производят много  товаров и услуг, таких, как  оборона, образование, парки и  дороги, которыми они обеспечивают  фирмы и домашние хозяйства.  Большая часть этих блат, например  оборона и образование, предоставляется  пользователям без непосредственной  их оплаты. Некоторые, как, например, поездки на местных автобусных  маршрутах, пользование автотрассами  и государственные издания, оплачиваются  непосредственно пользователями.

Государственным структурам, как и частным фирмам, приходится решать, что покупать и что производить  самим. Например, обычно государственные  органы приобретают компьютеры, но сами производят программы, необходимые  для рабо ты на компьютерах. Для этого они должны выступать как покупатели на рынках программных продуктов.

Государственные структуры  также производят и продают товары и услуги. Во многих странах находятся  в собственности государства  телефонные компании, системы снабжения  электроэнергией. В некоторых штатах США только государственные магазины (находящиеся в собственности  правительства штата) могут продавать  алкогольные напитки. В ряде зарубежных стран государство является монопольным  продавцом табачных изделий.

3. Органы государственного  управления производят трансфертные  платежи, такие, как выплаты  пособий по социальному обеспечению  и безработице отдельным гражданам.

Трансфертные платежи  представляют собой выплаты, в ответ  на которые не предполагается предоставление в текущем периоде какой-либо непосредственной экономической услуги.

Оклад пожарного не является трансфертным платежом; чек социального  страхования — это трансфертный платеж, так же как и пособия  по социальному обеспечению и  безработице.

Государственные расходы  равны сумме государственных  покупок товаров и услуг и  выплат трансфертов.

4. Государственные органы  власти оплачивают приобретаемые  ими товары и производимые  трансфертные платежи главным  образом за счет налогообложения.  (Остальное финансируется за счет займов. Свыше 60% всех государственных доходов в Соединенных Штатах собирается федеральным правительством и только примерно 40% — правительствами штатов и местными органами власти. Однако федеральное правительство передает крупные суммы правительствам штатов и местным органам власти, оставляя себе только 54% общей суммы поступлений.

Наибольшая часть суммарных  и федеральных налоговых поступлений  обеспечивается за счет личных подоходных налогов; вслед за этим идут отчисления в фонд социального обеспечения. Местные правительства и правительства  штатов опираются в большой мере на общие налоги на продажи (зачастую с исключением некоторых категорий  товаров типа еды и одежды) и  налоги на доход от собственности. В  целом общая сумма налогов  составляет около 30% ВНП; это означает, что государство в лице федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти изымает почти треть совокупного дохода (ВНП) в виде налогов.

Информация о работе Рынок жилья и условия его функционирования