Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов. Прогноз платежного баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание

В данной работе мы введем понятия совокупного спроса и совокупного предложения, рассмотрим формы кривых совокупного спроса и совокупного предложения и опишем факторы, вызывающие их сдвиги. Проанализируем равновесные уровни цен и реального ВВП, а также влияние сдвига кривых совокупного спроса и совокупного предложения на уровень цен и реальный ВВП.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 226.19 Кб (Скачать документ)

Введение 

    Макроэкономика как наука зародилась относительно недавно. До 30-х годов двадцатого века самого термина «макроэкономика» просто не существовало как такового. С 1940 по 1980-е годы идет «консолидация» этой науки, а с 1980-х годов и позднее начинается плодотворное развитие макроэкономики. Несмотря на это, еще с более ранних времен развивались все новые и новые макроэкономические идеи, объясняющие поведение экономики, причины, по которым стоит или нет использовать ту или иную экономическую политику для её развития, разницу между долгосрочным и краткосрочным периодами в экономике и другие факторы. Некоторые из них противоречили друг другу. Таким образом, появилось немало сторонников разных макроэкономических идей; появились целые школы макроэкономической мысли.1

    Чтобы  получить более реалистичную  картину действительности, мы разработаем  модель с переменным уровнем  цен, которая позволяет одновременно  анализировать изменения и реального  ВВП, и уровень цен. Для этого  необходимо объединить, или агрегировать, в единый рынок все существующие  в экономике отдельные рынки.  Надо свести тысячу отдельных  равновесных цен – на пиццу,  роботов, зерно, компьютеры, нефть,  духи – к общему уровню цен.  Подобным же образом мы должны  свести равновесные количества  отдельных товаров и услуг  в реальный ВВП.

    В  данной работе мы введем понятия  совокупного спроса и совокупного  предложения, рассмотрим формы  кривых совокупного спроса и  совокупного предложения и опишем  факторы, вызывающие их сдвиги. Проанализируем равновесные уровни  цен и реального ВВП, а также  влияние сдвига кривых совокупного  спроса и совокупного предложения  на уровень цен и реальный  ВВП.

    Информация, полученная из данной работы, поможет упорядочить представления  относительно уровня цен, равновесного  реального ВВП и макроэкономической  политики государства. Приобретенные  знания помогут для дальнейшего  углубленного познания макроэкономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие и факторы совокупного  спроса и совокупного  предложения
 
    1. Совокупный  спрос и факторы, его определяющие

    В  макроэкономике модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.

    Рассматривая  спрос как один из элементов  рынка, необходимо заметить, что  его предъявляют не только  физические, но и юридические  лица. Поэтому в экономической  науке анализируется не только  спрос на отдельном товарном  рынке, но и совокупный спрос.

    Под  совокупным спросом следует понимать  общий объем спроса на товары  и услуги в стране.

    При  отсутствии ограничений со стороны  производства, а также при отсутствии  сильной инфляции рост совокупного  спроса стимулирует увеличение  объема выпуска и занятости,  оказывая незначительное влияние  на уровень цен. Такое воздействие  на экономику в период кризиса  1930-х годов оказала государственная  политика стимулирования совокупного  спроса в США.

    Если  экономика близка к состоянию  полной занятости, то рост совокупного  спроса вызовет не столько  увеличение объема выпуска (так  как практически все мощности  уже задействованы), сколько рост  цен.

    Совокупный  спрос формируется четырьмя секторами экономики и включает:

  1. Спрос на потребительские товары и услуги (С);
  2. Спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей (Ig);
  3. Спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
  4. Спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств (чистый экспорт, Xn).

    Иными  словами, совокупный спрос равен  общей сумме спросов на конечную продукцию: C + Ig + G + Xn.

    Одни  компоненты совокупного спроса  относительно стабильны, изменяются  медленно, например потребительские  расходы. Другие – более динамичны,  например инвестиционные расходы,  их изменения вызывают колебания  экономической активности.

    Кривая  совокупного спроса AD (от англ. Aggregate Demand) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

    Движение  вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег.

MV = PY,

отсюда P =  или Y =     ,

где   P – уровень цен в экономике, в данном случае – индекс цен;

        Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

        M – количество денег в экономике;

        V – скорость обращения денег. 

    Отрицательный  наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен P, тем меньше реальные запасы денежных средств,

(кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V), а, следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

    Кривая  совокупного спроса AD внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке, однако построена в иной системе координат (рис. 1).

Из рис. 1 следует, что с понижением уровня цен объем  ВВП, который будет реализован, увеличится, и, наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем ВВП найдет своих покупателей.

 Рис. 1 Кривая  совокупного спроса

    На  величину совокупного спроса, как  и на величину спроса вообще, влияют ценовые и неценовые  факторы. К ценовым факторам совокупного спроса относят:

  • Эффект процентной ставки;
  • Эффект богатства;
  • Эффект импортных закупок,

которые в конечном итоге и определяют траекторию кривой совокупного спроса AD (см. рис. 1)

    Эффект  процентной ставки состоит в  том, что при росте общего  уровня цен повышаются и процентные  ставки. Дело в том, что юридические  лица, которые формируют большую  часть совокупного спроса, и часть  физических лиц совершают покупки  в основном за счет заемных  средств. Поэтому рост общего  уровня цен приводит к увеличению  спроса на кредитные ресурсы,  повышению процентных ставок (спрос  на кредитные ресурсы превышает  предложение) и сокращению спроса  на товары и услуги со стороны  потребителей. И наоборот, низкий  уровень цен способствует сокращению  потребности в кредитных ресурсах, снижению процентных ставок и  росту совокупного спроса.2

    Эффект  богатства, или эффект реальных  кассовых остатков, заключается  в том, что при более высоком  уровне цен (инфляции) реальная  покупательная способность накопленных  финансовых активов, находящихся  у юридических и физических  лиц, уменьшится. В этом случае  они станут беднее и будут  предъявлять меньший спрос на  товары и услуги. При снижении уровня цен реальная покупательная способность юридических и физических лиц возрастает, что вызывает рост расходов с их стороны.

    Эффект  импортных закупок проявляется  там, где имеет место изменение  соотношения цен на отечественные  и иностранные товары. Если цены  на отечественные товары будут  выше цен за рубежом, то покупатели  данной страны будут приобретать больше импортных товаров, чем отечественных. В то же время иностранцы будут покупать меньше товаров этой страны, что приведет к уменьшению ее экспорта. Другими словами, при прочих равных условиях повышения уровня цен в данной стране вызовет увеличение ее импорта и сокращение экспорта, что в конечном итоге сократит чистый объем экспорта в совокупном спросе этой страны.

    К  неценовым факторам совокупного спроса относят:

      а) изменение потребительских расходов:

  • Благосостояние потребителей;
  • Ожидания потребителей;
  • Задолженность потребителей;
  • Налоги;

     б)  изменения в инвестиционных расходах:

  • Процентные ставки;
  • Ожидаемые прибыли от инвестиций;
  • Налоги с предприятий;
  • Технология;
  • Избыточные мощности (наличие неиспользуемого капитала);

    в)  изменения в государственных  расходах;

    г)  изменения в расходах на чистый объем экспорта:

  • Национальный доход в зарубежных странах;
  • Валютные курсы.
 

    Уравнение  количественной теории денег  также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег M  и сокращение их обращения V. Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо (рис. 2), а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразится графически сдвигом AD влево (рис. 2).

Рис. 2 Влияние  неценовых факторов на совокупный спрос 

    Часто  непосредственное воздействие какого-либо  неценового фактора на совокупный  спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта  требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных  расходов непосредственно ведет  к росту совокупного спроса. Но, финансирую эти расходы через  продажу облигаций, государство  забирает часть ресурсов с  денежного рынка, что при неизменном  общем предложении денег в  экономике и спросе на них  со стороны частного сектора  увеличивает ставку процента. Это,  в свою очередь, затрудняет  инвестиционную деятельность частного  сектора, покупку дорогостоящих  товаров потребителями, т.е. сокращает  другие компоненты совокупного  спроса.3 

1.2  Совокупное предложение  и факторы, его  определяющие 

    Рассматривая  предложение как один из важнейших  элементов рынка, следует заметить, что его, как и спрос, анализируют  не только в рамках отдельного  товарного рынка, но и как  совокупное предложение.

    Под  совокупным предложением понимают  общее количество товаров и  услуг, которое может быть предложено  покупателям при разных уровнях  цен.

    На  совокупное предложение, как и  на совокупный спрос, оказывают  влияние ценовые и неценовые  факторы. Более высокие уровни  цен стимулируют производство  дополнительного количества товаров  и их предложения на рынке.  Более низкие уровни цен вызывают  сокращение производства товаров.  Поэтому зависимость между уровнем  цен и объемом валового внутреннего  продукта, который предлагается  к продаже, является прямой  или положительной. Кривая совокупного  предложения AS (от англ. Aggregate Supply) изображена на рис. 3.

   

    Рис. 3 Кривая совокупного спроса 

    Рассматривая  зависимость между уровнем цен  и совокупным предложением, следует  заметить, что эта зависимость  может быть различной при разных  состояниях экономики. Так, если  экономика находится в состоянии  глубокого спада (депрессии), если  имеется значительное количество  неиспользуемых ресурсов, то привести  последнее в движение и увеличить  объем ВВП можно, если Иванов  будет требовать повышение зарплаты (что повлекло бы рост издержек  и соответственно рост цен), то  его всегда можно заменить  Сидоровым, который не имеет  работы и готов продать свою  рабочую силу за более низкую  цену.

Информация о работе Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов. Прогноз платежного баланса