Сдвиг рыночного равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А.Смит назвал механизмом "невидимой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования наци.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Часть 1: Основы рыночного спроса…………………………………………….4
1.Кривая, функции спроса……………………………………………………....4
1.1. Закон спроса…………………………………………………………………6
1.2.Эластичность спроса………………………………………………………...7
Часть 2: Теория предложения…………………………………………………..10
1. Рыночное предложения…………………………………………....................10
1.1.Закон предложения………………………………………………………….11
1.2.Кривая, функции предложения…………………………………………….12
1.3.Эластичность предложения………………………………………………...13
Часть 3: Рыночное равновесие………………………………………………....15
1.Рыночное равновесие цен спроса и предложения…………………………..16
1.1.Равновесная цена……………………………………………………………17
1.2. Устойчивость и неустойчивость равновесии……………………………..18
1.3.Дефицит и излишки........................................................................................19
Часть 4: Сдвиг рыночного равновесия………………………………………...21
1.Сдвиг рыночного равновесия вызванный изменением спроса…………….21
1.1.Сдвиг рыночного равновесия вызванный изменением предложения…...22
Заключение………………………………………………………………………24 Список литературы…………………………………………………………… ..26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО СПРОСУ И ПРЕДЛОЖЕНИЮ.rtf

— 810.92 Кб (Скачать документ)

Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей продавцы начнут снижать цену. По мере снижения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения снижаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0, Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие.


    Если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2.          Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), то фирмы получают большой объем прибыли, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рисунке  представляет устойчивое рыночное равновесие. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы.

    Расхождения при описании механизма функционирования рынка проистекают из того, что, по мнению первого, рыночные цены совершенно гибки и мгновенно реагируют на любые изменения конъюнктуры, а по мнению второго, цены недостаточно гибки, и в результате при возникновении диспропорций между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на эту диспропорцию, чем цены. Поэтому интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а по Маршаллу - условиям несовершенной конкуренции в коротком периоде.

1.3.Дефицит и излишки.

     Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться, как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие - это всегда такое состояние рынка. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит или излишек (избыток) товаров на рынке.\

19

    Таким образом, избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него. Товар дефицитный, если величина спроса  на товар больше величины его предложения.

    Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена ("потолок цены") находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает” излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает, а наоборот, те кто продает дефицитный товар заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов. Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными” предлогами.

    В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами.

  

    Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы.        

   Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании   рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели. 

    Любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке.

Часть 4: Сдвиг рыночного равновесия.

1. Сдвиг рыночного равновесия, вызванный изменением спроса.

    Представим, что произошло увеличение спроса на товар. Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая спроса смещается влево вниз  при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж. Эта ситуация представлена на рис.6а.

    Первоначальную ситуацию на рынке отражают линии спроса D и предложения S, точка равновесия E, равновесные объем и цена, соответственно, QE и  PE .

    Теперь представим, что повысилась цена на товар-заменитель. В этом случае спрос на наш товар увеличится, а линия спроса сдвинется из положения D в положение D2. При цене PE и новом спросе D2 . На рынке образуется дефицит в размере QE - Q3. Появление дефицита на рынке вызовет повышение цены. По мере того как цена будет расти, будет увеличиваться и объем предложения. Цена на рынке будет повышаться до тех пор, пока не установится новое рыночное равновесие (точка Е2), где QD2=QS.Новый равновесный объем будет равен Q2, а новая равновесная цена P2.Таким образом, при прочих равных условиях рост спроса вызовет увеличение равновесной цены (P2>PE) и равновесного объема продаж (Q2>QE).Теперь представим, что наш товар сократился.

    Представим, что снизились доходы населения. Новая линия спроса займет положение D1. При цене PE  и новом спросе D1 на рынке появится избыток товаров, равный Q - QE . Цена и объем предложения будут снижаться до тех пор, пока QS = QD1 , то есть до установления нового равновесия (точка Е2), при котором Р1<PE и Q1<QE .

    Как видим, уменьшение спроса на товар при прочих равных условиях вызовет снижение равновесной цены и сокращение равновесного объема продаж.

1.1. Сдвиг рыночного равновесия, вызванный изменением

предложения.

   Рассмотрим, что произойдет на рынке, если изменится предложение товара.

При изменяющемся предложении и неизменном спросе  также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товара. Снижение предложения, т.е. смещение всей кривой влево, установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара.

Такая ситуация представлена на рис. 6б, где линии D и S - первоначальные линии спроса и предложения, точка E - точка равновесия, Qи PE - первоначальные равновесные объем и цена.

Представим, что увеличилось предложение товара. Тогда линия предложения S сдвинется в положение S1.По старой цене (PE) производители будут предлагать к продаже уже большее количество товара (Q3), а так как спрос остался неизменным при этой цене, на рынке образуется избыток товара, равный QE - Q3. В результате продавцы начнут снижать цену на свою продукцию; по мере того как цена на рынке будет снижаться, покупатели будут увеличивать объем спроса на товар. Снижение цены и увеличение объема спроса будет происходить до тех пор, пока на рынке не

установится новое равновесие в точке E1, и равновесные цена и объем будут равны соответственно P1 и Q1.

    Таким образом, при прочих равных условиях увеличение предложения вызовет снижение равновесной цены и увеличения равновесного объема.

    В результате уменьшения предложения линия предложения S сдвинется в положение S2. При первоначальной цене равновесия (PE) на рынке образуется дефицит, равный Q - QE . На рынке произойдет повышение цены и снижение объема спроса. Новое равновесие установится в точке E2 при цене P2>PE  и объеме продаж Q2>QE .

    Таким образом, при прочих равных условиях уменьшение предложения вызовет повышение рыночной цены и сокращение равновесного объема продаж.

    На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие - закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается равновесие экономической системы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Заключение

 

    В курсовой работе раскрыты понятия спроса, предложения, равновесие спроса и предложения, равновесной цены, излишков и дефицита, а также показала какое влияние тех или иных факторов оказывает на спрос и предложение при рыночной экономике. Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена - «спрос» и «предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (дохода потребителей) и величину предложения (прибыль производителей). В данной работе также выделены функции и проблемы отечественного рынка.

    Итак, в результате взаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке. Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке нет ни излишка продукта, ни его нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта.

    Цены будут расти или падать, пока продавцам и покупателям не удастся прояснить ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены, при котором объемы спроса и предложения на продукт точно совпадают. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает максимума. Установившееся рыночное равновесие нарушается при изменении спроса или предложения, и начинается процесс приспособления к новому равновесию. В зависимости от того, что быстрее реагирует на диспропорцию между объемом спроса и объемом предложения - цена или количество, - различают механизм приспособления по Вальрасу и по Маршаллу.

    Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться, как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д.

    В конкурентной системе равенство спроса и предложения приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения. Экономическая теория имеет дело не со стабильным равновесием, а с постоянным его нарушением, что образно названо «равновесие - неравновесие». Из этого следует 3 существенных вывода:

   1.Равновесие следует рассматривать как абстрактный модельный идеал. Его никогда не было и не может быть, но с него нужно всегда начинать исследование.

  2.Равновесие - динамическое, оптимальное неравновесие, т. е. оно представляет собой отклонение цен от стоимости, результатов от затрат.

  3.Равновесие как неравновесие играет разрушительную роль, понуждая экономических агентов действовать как вопреки их глубинным интересам, так и интересам общества в целом.

Итак, функции свободного рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых  рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка.

25 
Список литературы.

 

  1. Автономов В. С.- Введение в экономику. 2002г.
  2. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И.- Микроэкономика.         

          СПб., 1998г.

  1. Камаев В. Д. - Учебник по основам экономической теории. 1992г.
  2. Курс экономики. Под ред. Райзберга Б. А. 2000г.
  3. Райзберг Б. А.- Рыночная экономика. 1991г.
  4. Рябикина А. А., Быкова Т. В.-Основы микроэкономики. Спрос и предложение.- СПб,1997г.
  5. Стенлейк Дж. Ф.- Экономика для начинающих. 1999г.
  6. Шишкин А.В.- Экономическая теория, учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. 1996г.

Информация о работе Сдвиг рыночного равновесия