Шпаргалка по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:05, шпаргалка

Описание

Монополия – соглашение нескольких крупных собственников, которое осуществляется с определенными целями: получение максимальной прибыли и завоевание твердых позиций в конкурентной борьбе. Чистая монополия – одна фирма-производитель в отрасли или целая отрасль.

Характерные черты:
Единственный продавец – фирма и отрасль – синонимы
Нет близких заменителей товаров, продукт монополии является уникальным, для покупателя не существует никаких альтернатив, монополисту не нужна реклама, которая стимулирует сбыт продукции
Монополист диктует, контролирует цены, а также устанавливает общий объем производства продукции
Монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. существуют барьеры для вступления в отрасль.

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теория 3.doc

— 517.00 Кб (Скачать документ)

1.Особенности  рынка чистой монополии.  Ценовая дискриминация

Монополия – соглашение нескольких крупных собственников, которое осуществляется с определенными целями: получение максимальной прибыли и завоевание твердых позиций в конкурентной борьбе. Чистая монополия – одна фирма-производитель в отрасли или целая отрасль.

Характерные черты:

  • Единственный продавец – фирма и отрасль – синонимы
  • Нет близких заменителей товаров, продукт монополии является уникальным, для покупателя не существует никаких альтернатив, монополисту не нужна реклама, которая стимулирует сбыт продукции
  • Монополист диктует, контролирует цены, а также устанавливает общий объем производства продукции
  • Монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. существуют барьеры для вступления в отрасль.

К чистой монополии относится естественная монополия (телефон, телеграф, электроэнергия). Естественная монополия, как правило, имеет низкие издержки производства, поэтому в условиях равенства предельного дохода и предельных издержек выгодно увеличивать производство и завышать цены. Это пагубно сказывается на населении, поэтому вмешивается государство: оно начинает регулировать цены и это приводит к госрегулируемой монополии. Цены регулируются:

  • через патенты, которые защищают изобретателя и обеспечивают монопольным положением на определенный срок.
  • через лицензии, которые дают право на начало экономической деятельности – это юридическое разрешение. Выдача лицензии ограничивает вступление в отрасль. Лицензия защищает интересы частных собственников.
  • через снижение себестоимости продукции.

Причины возникновения монополистических  объединений:

  • на смену свободной конкуренции приходит монополия
  • экономические кризисы
  • войны
  • появление новых форм хозяйствования.

Монополист  может сам не только определять объем  производства, но и назначать цену. Значит, на монополизированном рынке цена превышает предельный доход. При этом монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства, но он не может повысить цену без понижения объема производства и понизить цену без повышения объема производства. Максимизирующий свою прибыль монополист будет следовать принципу: наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Однако, если на конкурентном рынке равновесие достигается когда цена равна предельным издержкам, то в условиях монополии монопольная цена превышает предельные издержки, и назначая цену то выше, то ниже монопольной монополист может регулировать объем продаж ради получения большей совокупной прибыли. Таким образом, рынок в условиях монополии является равновесным: монополия находит для себя комбинацию цены и объема производства, дающую ей максимальную прибыль, и покупатели приобретают необходимое им при данной цене количество товара. 

Одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т.е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.

Необходимым условием осуществления ценовой  дискриминации является невозможность  перепродажи блага. Поэтому наиболее широкое распространение она  получила в сфере услуг.

В зависимости  от способа осуществления ценовой  дискриминации ее делят на категории (степени).

Дискриминацией  первой степени называется продажа каждой единицы блага по ее цене спроса. Если продавцу это удается, то кривая отраслевого спроса становится для него кривой предельного дохода. В этом случае монополия продаст такой же объем продукции, какой был бы реализован в условиях совершенной конкуренции. При этом весь потребительский излишек достается продавцу в виде добавочной прибыли.

Осуществить ценовую дискриминацию первой степени  на практике удается редко. Чаще по разным ценам монополист продает не каждую единицу продукции, а определенные ее партии. Так, теплоэлектроцентраль может учесть, что минимально необходимое количество электроэнергии и тепла потребители возьмут по очень высоким ценам, а если на последующие порции своей продукции она будет снижать цены, то общий объем выручки и, возможно, прибыль возрастут. В этом суть ценовой дискриминации второй степени.

Смысл дискриминационного поведения состоит  в том, чтобы использовать все  возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели.

Ценовая дискриминация  допустима, когда  монополист контролирует производство, цены и покупателей делит на группы – по кошельку. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене, при монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса наклонна, что позволяет фирме, которая обладает монопольной властью, получить дополнительную прибыль.

Эластичность  спроса на продукт влияет на цену монополиста: чем выше эластичность, тем более  приближены условия деятельности монополии  к условиям рынка свободной конкуренции. И наоборот, при неэластичном спросе создается большая возможность взвинчивать цены и получать монопольную прибыль. Таким образом можно сделать вывод: если высокая неэластичность, то предлагается высокая цена, а если товар эластичен, то предлагается низкая цена. Чтобы не подорвать ценовую дискриминацию, первоначально покупатель товара не имеет права его перепродавать.

На  поведение монополиста огромное влияние оказывает налог. Он увеличивает издержки монополиста, следовательно, монополист сокращает производство и увеличивает цену на товар. Влияние налога на монопольные цены зависит от эластичности спроса: чем меньше эластичность, тем в больше степени повышается цена при введении налога.

Вывод: ценовая дискриминация способствует увеличению прибыли монополиста, т.к. товары продаются по высокой цене. Ценовая дискриминация была разработана Дж. Робинсон и Пигу.

Монополистический диктат противоречит интересам потребителей. Он ведет к общественным потерям, связанным, в частности, с сокращением  объема продаж. Однако ценовая дискриминация  дает возможность увеличить объем производства, приблизить его к конкурентному уровню, а значит, увеличить потребление, сделать доступными некоторые товары для менее обеспеченных слоев населения. 

Чистая  монополия подразумевает, что на данном рынке функционирует только одна фирма. Для продукта, который производит монополист, не существует приемлемых заменителей. Таким образом, монополист "диктует цену", а покупатель вынужден соглашаться с ценой или отказываться от приобретения товара. Появление конкурентов заблокировано наличием барьеров экономических и политических, технических, технологических, юридических, криминальных и т.д. Монополисты прибегают к рекламе в том случае, когда это может увеличить объём продаж за счёт отказа потребителей от каких-то других покупок. Например, авантюрного склада человек может польститься на разрекламированный туристический полёт в космос, отказавшись при этом от покупки великолепной виллы. Другие же монополисты, особенно производители коммунальных услуг, особого смысла в рекламе своего продукта не видят ("наш газ самый газовый газ в мире"). Однако они уделяют повышенное внимание созданию благоприятного имиджа в глазах общественности. 

2.Максимизация  прибыли и минимизация  убытков на рынке  монополии по критериям  валовых и предельных  величин.

Как и любой производитель монополист будет минимизировать свои издержки при каждом уровне производства.

Главной целью любого предприятия является максимизация прибыли и минимизация убытков. Фирма-монополист стремиться к получению максимальной прибыли в ходе  принятия решений о цене, учитывает рыночный спрос, свои издержки, т.к. она является единственным производителем данной продукции.

Кривая  спроса на его продукцию совпадает с кривой рыночного спроса. Монополист контролирует рынок. Он не заинтересован производить товар в значительном количестве, т.к. его реализация потребует снизить цены, и чем меньше товара он представит на рынок, тем выше цена. Кривая спроса рынка несовершенной конкуренции имеет нисходящий вид, она неэластична, а это значит, что чистая монополия может увеличить свои продажи лишь при одном условии: назначить более низкие цены на единицу продукции. Это приведет к тому, что предельный доход будет меньше, чем цена.

     Каждая дополнительная единица  продукции будет добавлять к  валовому доходу свою цену. Но эту цену, меньшую, чем та, которая должна быть получена на предшествующих единицах продукции. Поэтому пока валовый доход увеличивается, предельный доход является положительным, а когда он достигает своего максимума, то предельный доход будет равен 0. Кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса.

Так как монополия – единственный производитель товара и представляет всю отрасль, то снижая цену продукции, он вынуждает снижать цену на все  единицы продаваемого товара,  а  не только на последующие, для того, чтобы повысить объем продаж. Например, 1 ед. пр. – 800 р.; 2ед. пр. – 1400р; 3 ед. пр. – 1800р.; 4ед. пр. – 2000 р. – снижается цена на 100. Предельный доход: за 1 ед. – 600, за 2 ед. – 400, за 3 ед. – 200.

В чистой монополии высокие цены связаны с низкими объемами продаж. Кривая валового дохода будет вначале расти, а потом падать. Поэтому монополисты, стремясь получить монопольную прибыль, будут производить каждую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация будет обеспечивать большее увеличения прироста валового дохода, чем увеличиваться валовые издержки.

Совокупная  прибыль – разница между совокупным доходом и совокупными издержками. Валовые издержки и валовый доход зависят от цены товара, от издержек производства и от количества проданной продукции.  

3.Виды  монополий. Регулируемая  монополия.

По  происхождению выделяют 2 главных вида монополии: естественную и искусственную.

Есть  ряд отраслей, для которых монополия  необходима. Это так называемая естественная монополия, когда обеспечение потребностей рынка одной компанией более эффективно, чем несколькими. Примером может служить железная дорога, телефонная компания. Учитывая неизбежность естественной монополии, государство контролирует ее деятельность, чем способствует защите конкуренции.

Искусственная монополия – специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти или сверхприбыли компании или подавляют своих конкурентов (с помощью демпинга) или осуществляют так называемое враждебное поглощение (скупая их акции) или добровольно объединяются друг с другом в различные союзы (картели, синдикаты и тресты), чтобы не конкурировать а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно.

 Государство  старается противостоять монополии путем регулирования цен и объемов производства в интересах общества. Важнейшее средство – антимонопольная политика – серия законов, направленная на поддержание государством равновесия между конкуренцией и монополией. Антимонопольное законодательство развивается уже более 100 лет. Впервые оно появилось в США в 1890 году, когда был принят Антитрестовский закон Шермана. Современное антимонопольное законодательство имеет 2 направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.

В России в 1991 году принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). До этого борьба с монополизмом в России не велась. Ограничивая деятельность фирм, антитрестовское законодательство, с одной стороны, понижает их конкурентоспособность по сравнению с теми иностранными фирмами, где может и не быть антитрестовского законодательства. С другой стороны, победить в международной конкуренции можно и не за счет повышения эффективности производства. Антимонопольные законы могут регламентировать цены на производимую продукцию и могут регламентировать процессы слияния и демонополизации компаний. Примером является решение о демонополизации (разделе на 2-3 самостоятельных фирмы) компании Microsoft.

 Существование  антитрестовского законодательства, прежде всего, оправдывается утверждением  об эффективности конкуренции,  т.е. стимулированием качества  товаров при снижении цены  на них.

Существуют  различные взгляды на роль монополий в эффективном использовании ресурсов и обеспечении научно-технического прогресса. Но общепризнанно, что монополист стремится к производству, продаже меньшего объёма продукции и по более высокой цене, чем его конкурентный коллега. Таким образом, складывается картина недостаточно эффективного распределения и использования ресурсов. Комплекс подобных причин побуждает государство заниматься регулированием деятельности таких монополий. Силу монопольной власти нельзя преувеличивать, так как, во-первых, немного найдется продуктов, у которых нет заменителей, а во-вторых, даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.

Информация о работе Шпаргалка по экономической теории