Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:05, шпаргалка
Монополия – соглашение нескольких крупных собственников, которое осуществляется с определенными целями: получение максимальной прибыли и завоевание твердых позиций в конкурентной борьбе. Чистая монополия – одна фирма-производитель в отрасли или целая отрасль.
Характерные черты:
Единственный продавец – фирма и отрасль – синонимы
Нет близких заменителей товаров, продукт монополии является уникальным, для покупателя не существует никаких альтернатив, монополисту не нужна реклама, которая стимулирует сбыт продукции
Монополист диктует, контролирует цены, а также устанавливает общий объем производства продукции
Монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. существуют барьеры для вступления в отрасль.
19.Расширенное воспроизводство и условия его реальзаии.
По своему типу воспроизводство может характеризоваться как простое, расширенное или суженное.
Простое воспроизводство – это процесс возобновления процесса производства в неизменном масштабе, что предопределяет необходимость возобновления производства благ с неизменным объемом ресурсов в их количественном и качественном отношении.
Воспроизводство называется расширенным, если производство из года в год осуществляется в возрастающем масштабе, что предопределяет дополнительное вовлечение ресурсов и их качественное совершенствование.
Суженное воспроизводство характеризуется сокращением масштаба производства, которое может быть вызвано недостаточностью ресурсов, нерациональным и неэффективным их использованием или ухудшением качественного состояния используемых ресурсов. Как правило, воспроизводство имеет расширенный характер.
После каждого процесса производства собственник средств производства выходит из производства обогащенным на величину прибавочного продукта. Рабочий класс, после восстановления своей рабочей силы путем использования зарплаты, выходит без средств производства и должен опять продавать свою рабочую силу. Классическая теория ставила в центр внимания сферу исследования производства, а сферу обращения рассматривала как второстепенную. В то время как теория экономикс исходит из первичности рынка. Для осуществления воспроизводства общественного капитала из года в год необходимо инвестировать капитал и реализовывать готовую продукцию. Существуют специальные условия для реализации СОП. Маркс первый сформулировал 3 условия реализации СОП и дал математические выкладки. СОП = C +V + m. По натурально-вещественной форме СОП делится на 2 подразделения:
I подразделение включает все отрасли и производства, выпускающие средства производства. Эта продукция остается в сфере производства.
II подразделение охватывает все отрасли и производства по выпуску предметов потребления. Эта продукция выбывает из сферы производства и поступает в сферу потребления.
В совокупности эти подразделения охватывают все общественное производство:
I подразделение: CI + VI + mI = WI
II подразделение: CII + VII + mII = WII.
Где C – постоянные капиталы (стоимость материально-вещественных ресурсов),
V –
переменные капиталы (стоимость
привлеченных трудовых
m – прибавочные продукты
W – СОП
В первый год состояние общественного производства:
CI+VI+mI=WI
CII+VII +mII=WII.
I 4000C + 1000V + 1000m = 6000
II 2000C + 500 V + 500m = 3000
Чтобы осуществить производство в наступающем году в таком же масштабе, как и в истекшем, необходимо, чтобы прибавочные продукты использовались только на потребление. В I подразделении оставляются средства производства CI. За необходимыми предметами потребления I подразделение обратиться во II, предложив взамен отсутствующие у последнего средства производства, по стоимости составляющие (VI+mI). II подразделение оставляет себе необходимое количество предметов потребления для своих работников и предпринимателей, по стоимости (VII+MII). Чтобы получить необходимые средства производства, II подразделение вынуждено обратиться к I и предложить ему предметы потребления, равные стоимости CII, в обмен на необходимые ему средства производства. Итак, вновь созданная стоимость I подразделения должна быть равна перенесенной стоимости средств производства II подразделения:
VI + mI = CII: 2000(C + V)=2000C.
Отсюда вытекает второе условие: CI + CII =WI. 4000+2000=6000
Из первого равенства вытекает третье: (VI + mI) + (VII + mII)=WII: 1000V+1000m+500V+500m=3000
которое указывает на то, что продукт II подразделения (предметы потребления) нашел полную реализацию для работников и предпринимателей I и II подразделений.
Для осуществления расширенного воспроизводства необходимо ежегодно часть созданного и прибавочного продукта направлять на увеличение материальных и трудовых ресурсов с целью расширить масштаб производства и увеличить объем производимого общественного продукта. В этом случае прибавочный фонд распадается на фонд потребления и фонд накопления. Фонд накопления служит источником для дополнительного приобретения средств производства и найма рабочей силы. Различие между простым и расширенным воспроизводством: при простом воспроизводстве весь прибавочный продукт проедается, т.е. используется на потребительские цели. При расширенном воспроизводстве одна часть прибавочного продукта идет на потребление, а другая – на наращивание ресурсов. Меняется органическое строение капитала: в первом подразделении 4/1, а во втором 2/1.
Первый год:
I 4000c + 1000v + 1000m = 6000,
II 1500c + 750v
+ 750m = 3000.
4/1=500:5
I 4400c + 1100v + 500m = 6600,
II 1500c + 100с+750v + 50v +600m = 3000.
II 1600c + 800v + 800m = 3200.
СОП
увеличился на 800 единиц.
19))Лена Куликова:
Расширенное восп-во – пр-во из года в год осуществляется в возрастающем масштабе, что предопределяет дополнительное вовлечение ресурсов и их качественное совершенствование.
При расширенном восп-ве приб. пр-т распадается на Фонд Накопления и Ф. Потребления (ФП).
mп1 (фонд потребления) mп2
m1 mc1 (ср-ва пр-ва) m2 mc2
mн1 (фонд накопления) mн2
mv1 (раб. сила) mv2
WI=CI+VI+mп1+mc1+mv1
WII=CII+VII+mп2+mc2+mv2
I подразделение оставляет себе для расширения пр-ва CI+mc1, а оставшуюся часть пр-та VI+mп1+mv1 предст. собой ср-ва пр-ва, предоставл. для обмена на продукцию II подразделения.
II подразделение
оставляет себе предметы
VI+mп1+mv1=CII+mc2-условие реализации при расширенном восп-ве.
ВЫВОД: Равновесное состояние нац. эк-ки при расширенном восп-ве достигается, если ст-ть ср-в пр-ва II подразделения с учетом накопления, будет = ст-ти ФП I подразделения с учетом его приращения.
3 условия реализации:
1) (VI+mп1+mv1)=(CII+mc2)
2) WI=(CI+mc1)+(CII+mc2)
3) WII=(VI+mv1+mп1)+(VII+mv2+mп2)
20.Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы, оказывающие влияние на них.
Важное значение для развития макроэкономики имеет регулирование совокупного спроса и совокупного предложения на рынке. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения определяет динамику, пропорции и другие параметры воспроизводства такие как зарплата, налоги, цены, денежное обращение. Совокупный спрос – потребность, представленная на рынке в денежной форме со стороны населения, предприятий и государства. Это реальный объем национального продукта (услуг и товаров), который потребители (частные лица, предприятия и государство) готовы купить при данном уровне цен. Факторы совокупного спроса можно разделить на ценовые и неценовые. К ценовым факторам относятся:
Эффект процентной
ставки - влияние уровня
цен на общий объем расходов
в стране через механизм
процентной ставки:
- повышение уровня цен
ведет к повышению спроса
на деньги, повышает
процентные ставки и
сокращает общий объем
расходов в стране;
- снижение уровня цен
ведет к снижению спроса
на деньги, снижает процентные
ставки и увеличивает
общий объем расходов
в стране.
Вывод: повышение уровня цен при прочих равных условиях приведет к уменьшению совокупного спроса на реальный объем производства и наоборот.
Неценовые факторы:
Кривая
совокупного спроса - кривая, отражающая
зависимость между:
- желаемыми или планируемыми расходами
в экономике в целом на конечные товары
и услуги; и
- уровнем цен на них.
Кривая совокупного спроса всегда имеет отрицательный наклон в связи с тем, что все компоненты, формирующие реальный совокупный спрос, находятся в обратной зависимости от среднего уровня цен.
1. В ответ
на рост цен потребление
2. В ответ
на рост цен реальные
3. В ответ
на рост цен реальные закупки
правительства сокращаются в
связи с тем, что они
4. Рост внутренних
цен приводит к изменению
Совокупное предложение – реальный объем производства страны при каждом возможном уровне цен на товары и услуги. Главный вопрос в совокупном предложении – каковы издержки производства: если издержки высоки, то производство сокращается, если низкие – производство постоянно увеличивается. Кривая совокупного предложения показывает соответствие того или иного уровня реального объема внутреннего производства каждому из возможных уровней цен. Форма кривой совокупного предложения может иметь различный вид в зависимости от того, рассматривается ли предложение в краткосрочном, среднесрочном или же в долгосрочном периоде.