Шпаргалка по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:05, шпаргалка

Описание

Монополия – соглашение нескольких крупных собственников, которое осуществляется с определенными целями: получение максимальной прибыли и завоевание твердых позиций в конкурентной борьбе. Чистая монополия – одна фирма-производитель в отрасли или целая отрасль.

Характерные черты:
Единственный продавец – фирма и отрасль – синонимы
Нет близких заменителей товаров, продукт монополии является уникальным, для покупателя не существует никаких альтернатив, монополисту не нужна реклама, которая стимулирует сбыт продукции
Монополист диктует, контролирует цены, а также устанавливает общий объем производства продукции
Монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. существуют барьеры для вступления в отрасль.

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теория 3.doc

— 517.00 Кб (Скачать документ)

Кризис 1992-1998гг. в России. В годы Великой депрессии (1929-1933гг.) ни одна страна в мире не претерпела такого ущерба от действительно циклического кризиса, как Россия в рамках кризиса, порожденного государственной властью. Важнейшие причины кризиса:

  • Ликвидация централизованного управления экономикой и формирование монопольно-бюрократической системы без механизмов и навыков государственного планирования и регулирования.
  • Либерализация экономических отношений при структурном доминировании монополизированных и олигополизированных рыночных структур.
  • Либерализация цен, обесценившая сбережения и лишившая страну инвестиционного ресурса.
  • Либерализация внешнеэкономических связей страны, содействовавшая ухудшению отечественного производства, увеличению валютного долга.
  • Развал финансовой системы
  • Антиинфляционные мероприятия подавленного характера (невыплата или задержка на месяцы и годы зарплаты).
 

32.Краткосрочные,  среднесрочные экономические циклы. Большие экономические циклы Кондратьева.

Различают несколько  типов циклов:

  • Краткосрочные (циклы Китчена): длительность 40 месяцев (более 3-х лет), обусловлены колебаниями мировых запасов золота.
  • Среднесрочные (промышленные - Жугляр): продолжительность 7-12 лет. Причина кроется в сфере денежного обращения и кредита. Через 10 лет происходит обновление банковской системы, т.к. идет обновление всей экономической системы в связи с обновлением основного капитала. К среднесрочным циклам относят также строительные циклы, автором которых является Кузнец. Он считал длительность цикла 15-20 лет и связывал это с обновлением жилищных и производственных сооружений.
  • Большие циклы: автор Кондратьев, он считал, что продолжительность циклов 50-60 лет и связано это с динамикой НТП. Суть его теории заключается в том, что он открыл закономерность периодически повторяющихся «повышательных» и «понижательных» волн развития ведущих отраслей промышленности и структурных сдвигов в мировой экономике.

Большие циклы  рассматриваются как нарушение и восстановление экономического равновесия в долгосрочном периоде. В основе лежит механизм накопления и рассеяния капитала, достаточного для создания качественно новых производительных сил. Существование больших циклов Кондратьев объяснил тем, что длительность функционирования различных созданных хозяйственных благ неодинакова. Для их создания требуется различное время и различные средства. Как правило, наиболее длительный период функционирования имеют мосты, каналы, дороги, здания. Они же требуют наибольшего времени для обновления. Смена и расширение фонда этих благ идут не плавно, а толчками. Кондратьев также показал взаимосвязь НТП с развитием большого цикла. Перед началом повышательной волны наблюдается оживление в сфере технических изобретений, а во время подъема - их активное применение.

 Кондратьев  вычленил 3 больших цикла за 140 лет  хозяйственной истории:

 1) с 1787-1792 по 1810-1817 гг. - повышательная  волна; с 1810-1817 по 1844-1851 гг. - понижательная  волна;

 2) с 1844-1851 по 1870-1875 гг. - повышательная волна; с 1870-1875 по 1890-1896 гг. - понижательная волна;

 3) с 1890-1896 по 1914-1920 гг. - повышательная  волна; с 1920 до 40-х гг. - понижательная  волна;

4) с конца  40-х до начала 70-х гг. - повышательная  волна; с 70-х гг. - все 80-е годы - понижательная волна. 

33.Условия  циклического и  нециклического развития  экономики. Антициклическое  регулирование на  каждой из фаз  экономического цикла.

Теория  циклов тесно переплетается  с теорией экономического роста. В ходе циклического развития определяется равновесная долговременная траектория роста. В результате экономический рост и экономический цикл предстают как 2 взаимосвязанные стороны единого процесса общественного воспроизводства. Нециклическая динамика возможна лишь пари высокой норме потребления. А когда наблюдается сокращение спроса или недостаточное потребление, возникает ситуация невостребованных благ, их перепроизводство.

    Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. В практике государственного антициклического регулирования существуют 2 основных направления. Первое ориентировано на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения. Регулирование совокупного спроса и предложения осуществляется с помощью как фискальной, так и денежно-кредитной политики. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема проводит политику сдерживания: способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на стимулирование деловой активности: в области фискальной политики меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции, увеличение государственных расходов. 

34.Финансовая  система: понятие,  структура. Бюджетная  система. Государственный  бюджет: доход и  расходы. Внебюджетные  фонды.

 Финансовая  система – совокупность учреждений и отношений, опосредующих образование, распределение и использование финансовых ресурсов. Финансовая система включает в себя следующие основные финансовые институты: государственные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый рынок.

 Финансы предприятий и  организаций обеспечивают процесс формирования и использования доходов первичной производственной структуры, а также регулируют распределительные отношения на уровне микроэкономики.

 Финансы государства обеспечивают формирование и использование государственных доходов и функционируют на основе создания различных централизованных фондов. Состав государственных финансов: государственный бюджет; государственное социальное страхование; пенсионный фонд и фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование через государственные организации; государственный кредит; фонды целевого назначения.

 Финансовый  рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных ценных бумаг, выпускаемых государством и предприятиями.

 Роль  финансовой системы заключается  в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции  социально-экономического развития страны.

 Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный  механизм двумя методами:

  • финансовое обеспечение (государственный бюджет);
  • финансовое регулирование (система налогов).

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет. Бюджет – соотношение объема и структуры доходов и расходов рассматриваемого субъекта. Каждое государство имеет ту или иную бюджетную систему.

 Бюджетная система государства - совокупность всех бюджетов, созданных в государстве на различных уровнях государственных структур власти и управления. Структура бюджета страны зависит от ее государственного устройства. В странах с унитарным устройством бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным устройством (США, ФРГ) бюджетная система состоит из трех уровней: государственный, местный бюджеты, а также бюджеты субъектов федерации (штатов, земель). В основе бюджетной системы любой страны лежит административно-территориальное деление.

 Бюджетная система основывается на бюджетном устройстве, которое устанавливает:

 виды  бюджетов; взаимоотношение бюджетов; разграничение доходов и расходов в бюджете; определяет принципы и основы построения бюджетных систем; законодательное осуществление и закрепление бюджетного права.

 Государственный бюджет - система экономически распределенных отношений, которая охватывает все общество и отражает все денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы) в государстве. Государственный бюджет составляется на один год. Он представляет собой план расходов правительства и источников их покрытия, который приобретает силу закона после обсуждения и утверждения его проекта законодательными органами власти. За неисполнение государственного бюджета правительство после отчета может быть отправлено в отставку. Бюджеты бывают сбалансированными (равенство между доходной и расходной частями), дефицитными и профицитными.

 Бюджет  имеет такие структуры: доходную и расходную.

 Основным  источником поступлений (доходов) в бюджет являются налоги, на которые приходится около 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран. Остальная часть поступлений покрывается различного рода государственными сборами, пошлинами, отчислениями.

 Расходы госбюджета идут по двум основным направлениям.

  • Государственные закупки товаров и услуг: расходы на военные нужды, на содержание государственного аппарата и органов правопорядка; затраты на хозяйственные нужды.
  • Государственные выплаты из бюджета: пенсии, пособия, дотации и другие денежные платежи. Сюда также включаются статьи расходов, связанные с выплатой процентов по государственному долгу, возникающему в результате выпуска государственных займов.

 Другой  частью государственной финансовой системы являются внебюджетные (специальные, целевые) фонды. По своему целевому назначению они могут быть экономическими (фонд поддержки малого бизнеса), социальными (фонды страхования, пенсионного обеспечения), политическими (оказание поддержки режимам, политической линии). Наиболее распространенными источниками образования внебюджетных фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. Примером служит Пенсионный фонд РФ. Специальные фонды могут иметь как временный, так и постоянный характер. Они используются как средство регулирования социальных отношений. 

 35.Налоги: сущность, классификация  и функции. Налоговые  ставки и кривая  Лаффера.

 Налоги  – обязательные платежи физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты.

 Сущность  налогов заключается в отношениях безвозмездного присвоения. Таким правом обладает государство, которое оно осуществляет в форме обязательных сборов юридических и физических лиц. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов, граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов. Сущность налогов находит свое проявление в выполняемых ими функциях. Функции налогов – такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны.

 Функции налогов:

  1. Фискальная (бюджетная) функция: формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Она направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны.
  2. Распределительная (перераспределительная) функция: перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных социальных, научно-технических, хозяйственных, экономических программ.
  3. Регулирующая функция: система мер в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития. Эта функция осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения.
  4. Стимулирующая подфункция: реализуется через систему льгот, исключений; проявляется в изменении объема налогообложения, снижении налоговой ставки, полном освобождении от налогов.
  5. Подфункция воспроизводственного назначения: направлена на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов: плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды.
  6. Контролирующая функция: позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования ресурсов, установить надзор за движением финансовых ресурсов в стране. 

Информация о работе Шпаргалка по экономической теории