Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:05, шпаргалка
Монополия – соглашение нескольких крупных собственников, которое осуществляется с определенными целями: получение максимальной прибыли и завоевание твердых позиций в конкурентной борьбе. Чистая монополия – одна фирма-производитель в отрасли или целая отрасль.
Характерные черты:
Единственный продавец – фирма и отрасль – синонимы
Нет близких заменителей товаров, продукт монополии является уникальным, для покупателя не существует никаких альтернатив, монополисту не нужна реклама, которая стимулирует сбыт продукции
Монополист диктует, контролирует цены, а также устанавливает общий объем производства продукции
Монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. существуют барьеры для вступления в отрасль.
Достоинства и недостатки рынка олигополии.
Достоинства:
Недостатки:
Спокойную жизнь олигополии
Ценовая конкуренция. Понижение и повышение цены одной фирмой вызывает соответствующие действия у других уч-ков олигополии; в р-те между конкурентами фактически не происходит перераспределения V-ов продаж, отток или приток покупателей ощущается всей отраслью вцелом.
В реальности поведение конкурентов на действия одного из олигополистов могут быть самыми разными. Понижение цен одним из конкурентов вызывает стремление у остальных выровнять цены, чтобы сгладить преимущества конкур-та. Но в тоже время повышение цены у конкур-та остальные оставляют без внимания, т.к. каждый надеется увеличить свои доле в общем V продаж.
Эта ситуация представлена на рис. Кривая спроса С1С1 выражает положение олиг-ста, когда его конкур-ты выравнивают свои цены по его ценам, а кривая С2С2 соответ-ет игнорированию конкур-ми изменения этой цены => надломанная кривая спроса С2АС1 есть спрос у олиг-ста в условиях ценовой конкуренции. В случае установления цены и V выпуска, соотв. т. А, положение предпр-тия хар-тся равновесным состоянием. Если предпр-тие повысит цены, то оно попадет на кривую спроса С2А. Т.к. на этом отрезке С высоко эластичен, то рост цен вызовет отток покуп-лей. А если пред-тие наоборот понизит цены, а за ним и все остальные, то это состояние отражено на отрезке АС1 (где эластичность С низкая)=> это не позволит увеличить V продаж.
При этом и кривая пред. дохода также сос-т из 2 отрезков:1ый соотв-ет кривой спроса С2С2, 2ой – С1С1. Наличие переломного момента в эласт-ти С (т. А) обуславливает разрыв кривой пред. дохода, т.е. появл. отрезок ВЕ кривой пред. дохода Д2предВЕД1пред.Это значит, что фактически любые изменения в пред. изд-ках в границах между кривыми пред. изд-к не будут оказывать влияния на Ц и V пр-ва, т.к. точка пересечения вертик. отрезка кривой пред. дохода (ВЕ) с кривой пред. изд-к указывает на неизменность масштаба пр-ва (QA), max’имизирующего прибыль.
~ Вцелом,
ценовая конкуренция
7.Ценообразование на рынке олигополии.
Выделяется 4 модели поведения олигополии в отношении ценообразования:
Тайный сговор связан с тем, что небольшое количество фирм договариваются о ценах, чтобы избежать конкуренции между собой, закрепить и распределить рынки между собой. Тайный сговор приводит к тому, что устанавливается контроль над ценами, что позволяет избежать ценовую войну, помогает увеличить прибыль, мешает вступлению новых фирм.
Олигополисты для того, чтобы укрепиться на рынке прибегают к рискованным методам – открытая ценовая конкуренция или лидерство в ценах. Лидерство в ценах предполагает, что одна ведущая фирма в отрасли устанавливает цены на выпускаемую продукцию, а все другие фирмы отрасли соглашаются с этими ценами. Изменение цен фирмой-лидером влечет за собой изменение цен и другими фирмами данной отрасли. Как правило, фирма-лидер – крупнейшая в отрасли, и при установлении цен должна учитывать интересы других компаний, чтобы они имели достаточную норму прибыли, сбыт продукции, чтобы покрывались издержки производства. Ценовой лидер придерживается следующей тактики: корректировка цен делается резко, цены изменяются только тогда, если меняются издержки производства и спрос на продукцию во всей отрасли. Например, изменение цен на автомобили происходит тогда, когда изменяется модель автомобиля.
Об изменении цен ценовой лидер извещает своих администраторов, и они дают интервью отраслевым издателям. Чтобы избежать вступления в отрасль других фирм и сохранить олигополистическую структуру отрасли, фирмы отрасли могут устанавливать цены ниже максимальной прибыли.
Ценообразование по
принципу «издержки
плюс» - это модель образования олигополии
называется накидка к цене. Суть её такова:
к издержкам производства добавляется
произвольно накидка и определяется цена.
Накидка к цене зависит от планируемой
прибыли. Например, фирма планирует получить
среднюю прибыль 15% на весь вложенный капитал.
Для этого фирмой составляется калькуляция
в бухгалтерии, учитывается весь вложенный
капитал, и прибыль на протяжении определенного
периода времени. Издержки подсчитываются
на основе определенного объема производства,
как правило, при загрузке производственных
мощностей на 80%. Затем к средним издержкам
на единицу продукции прибавляется предполагаемая
прибыль, чтобы после выплаты налогов
осталось 15% прибыли на вложенный капитал.
Затем регулируется стандартная цена:
или в сторону повышения или в сторону
понижения с учетом конкуренции. Ценообразование
по принципу «издержки плюс» имеет преимущество
для фирм, производящих много продуктов,
чтобы не сделать для каждого вида продукции
цены, т.к. трудно распределить равномерно
накладные расходы, такие как электроэнергия,
налоги, страхование, коммунальные услуги.
Этот метод совместим с методом тайного
сговора и лидерства в ценах.
8.Спрос на ресурсы и его эластичность.
Предприятие может увеличить выпуск продукции лишь при условии наращивания используемых ресурсов. Поэтому если происходит рост спроса на готовую продукцию, то автоматически начинает увеличиваться спрос на ресурсы. Другим фактором, который предопределяет спрос на ресурсы, является эффективность их использования (достижение максимальной отдачи от них), ибо для товаропроизводителя ресурсы трансформируются в издержки производства. Чем ниже цена факторов производства и чем выше их производительность, тем меньшие издержки несет предприятие и тем больший предельный продукт получает. Спрос на ресурсы может обладать большей или меньшей эластичностью по цене.
Факторы, влияющие на эластичность спроса на ресурс:
Факторы, которые вызывают сдвиг кривой спроса на ресурсы:
9.Взаимозаменяемые и взаимодополняемые ресурсы. Изокванта и изокоста и бюджетная линия товаропроизводителей.
Понижение цены на ресурс-заменитель вызовет сокращение спроса на ресурс в интересах выпуска заданного количества продукции с наименьшими издержками. При взаимозаменяемых ресурсах понижение (повышение) цены на ресурс-заменитель оказывает влияние на спрос на рассматриваемый ресурс в виде эффекта замещения и объема производства. При выпуске заданного количества продукции снижение цены на ресурс-заменитель приведет к сокращению спроса на заменяемый ресурс (эффект замещения). При увеличении масштаба производства снижение цены на ресурс-заменитель приведет к росту спроса на оба ресурса (эффект объема производства).
Предположим, что в выпуске жевательной резинки используются только 2 ресурса F1, F2, например, труд и капитал. При заданной технологии один и тот же выпуск продукции ( 10 тыс.) может быть обеспечен с большим применением капитала ( точка А) или с большим привлечением труда (точка D). Возможны промежуточные варианты (точки В и С). Если соединить все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции, то получаются изокванты. Если изокванта непрерывная линия, то число возможных комбинаций ресурсов будет бесконечным, что обеспечивает чрезвычайную гибкость принимаемых фирмой решений по организации производства продукции. Изокванта (кривая постоянного (равного) продукта) – кривая, представляющая бесконечное множество комбинаций ресурсов, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции. Изокванты имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и не пересекаются друг с другом. Изокванта, лежащая выше и правее другой, представляет собой больший объем выпускаемой продукции. Изокванты показывают реальные уровни производства.
Принцип замещения.
При перемещении из точки С в точку В для замещения 1 ед. труда требуется 1 ед. капитала, а при перемещении из точки В в точку А требуется 2 ед. капитала, но для замещения только 1 ед. труда.
Возможности товаропроизводителя зависят от его финансов, бюджета (дохода). Поэтому построение бюджетной линии позволяет определить в сочетании с изоквантой оптимальный объем издержек.
Повышение
(понижение) цены на один из взаимодополняющих
ресурсов под воздействием эффекта
объема производства приведет к снижению
(повышению) спроса на другой ресурс. При
убывающей отдаче фактора производства
предприятие будет расширять производство
продукции до тех пор, пока прирост дохода
будет превышать прирост издержек на дополнительно
вовлекаемые единицы ресурсов.
10.Предельная доходность и предельные издержки ресурса. Равновесие на рынке факторов производства.
Предельной доходностью ресурса (доходом от реализации предельного продукта) является прирост дохода предприятия за счет вовлечения в процесс производства дополнительной единицы ресурса. При убывающей отдаче ресурса прирост дохода сокращается. Это обуславливает более быстрое, интенсивное снижение предельной доходности несовершенного конкурента по сравнению с более совершенным. Следовательно, масштабы использования предприятием ресурсов зависят от динамики их предельной доходности.
Предельные издержки ресурса представляют собой прирост издержек в результате вовлечения в производство дополнительной единицы переменного ресурса. Динамика или отсутствие таковой в отношении предельных издержек ресурса зависят от рыночной структуры каждого конкретного ресурса. Если ресурс закупается на рынке совершенной конкуренции, то предельные издержки приобретающего его предприятия будут равны цене данного ресурса.
Предприятие будет наращивать закупку ресурса до тех пор, пока предельная доходность от его использования будет превышать предельные издержки, связанные с его приобретением, и прекратит это делать, как только предельная доходность ресурса будет равна его предельным издержкам.
В действительности