Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 09:29, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Работа состоит из  1 файл

Эк. теория.docx

— 147.68 Кб (Скачать документ)

 

 

31.СОВОКУПНЫИ СПРОС И  СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Наряду, с построением структурированных  го рынкам моделей общего экономического  равновесия, в последние десятилетия  особое развитие получил подход, подробно рассматривающий условия  обеспечения равенства между  совокупным спросом и совокупным  предложением в национальной  экономике. Совокупный спрос обычно  представляется как денежный  спрос на элементы реального  валового национального продукта  при соответствующем уровне инфляции. АЕ>=М*У/Р, где АЛ - совокупный спрос, М -количество денег, находящихся в обращении; V - скорость обращения денег в движении доходов; Р - уровень цен. Совокупный спрос на национальный продукт тем выше, чем выше скорость обращения денег в движении доходов и чем выше денежная масса, находящаяся в обращении. Размеры денежного обращения всегда тесно связаны с динамикой нормы процента и величиной реальных кассовых остатков у потребителей. Чем выше процентная ставка, тем ниже величина совокупного спроса, предъявляемого на реальный валовой национальный продукт. Совокупный спрос также сократиться, если реальная стоимость кассовых остатков на счетах у рыночных контрагентов под влиянием развивающихся процессов инфляции снизится Наконец, сокращению совокупного спроса на отечественные товары способствуют открытие национального рынка для интервенции импортируемых товаров, либеральный режим импорта, ожидания потребителя, существующий налогово-инвестиционный режим. Совокупное предложение отражает размеры создаваемого национального продукта и порождаемое данными масштабами производства изменение цен. Объем реального национального продукта и темп инфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и предложением, называют состоянием макроэкономического равновесия экономики. Это важнейшая составляющая народно-хозяйственной сбалансированности. В любой национальной экономике всегда существует некий объем реального валового национального продукта, превышение которого способствует ускоренному развитию инфляционных процессов. Совокупный спрос - общий объем спроса на товары и услуга в стране, определяемый как суммарный спрос потребителя на потребительские товары и услуги предприятий, а также на инвестиционные ресурсы. Совокупный спрос зависит от доходов населения и фирм. Совокупное предложение - общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. Совокупное предложение обычно приравнивается к внутреннему валовому продукту. Кривая совокупного предложения показывает общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен. Цена - регулирующий фактор - определяет точку встречи совокупного спроса и совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного спроса включают: демографические процессы, географические особенности, национальные и исторические традиции, профессиональную структуру, имущественную дифференциацию населения. Столь же многообразны факторы совокупного предложения при определяющей роли цен на сырье, топливо и комплектующие, от чего зависит уровень производственных издержек и степень прибыльности. Равновесие совокупного предложения и совокупного спроса- это такое состояние экономики, при котором планы покупателей и планы продавцов совпадают и в результате цены предложения равны ценам спроса Если оно нарушается, то необходимо вмешательство государства

 

 

32.СУЩНОСГЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ  ДЕНЕГ. Деньги - это особый, общественно-признанный товар - всеобщий эквивалент. На современном уровне деньга - активы, общественные средства платежа, служащие средством обращения, единицей счета и средством накопления. Экономическая сущность и роль денег проявляется в их функциях: Деньги -мера стоимости (деньгами можно измерять стоимость любого товара, т.к. деньги сами имеют стоимость); Деньги - средство обращения (товар или услуга оплачиваются одновременно с их получением, акт куп™ и продажи не разделены временем); Деньга - средство платежа (если оплата товара или услуги осуществляется через определенное время); Деньга - средство накопления (когда для их собственника они останавливают движение, т.е. не используются во всех других функциях); Деньги, используемые для международных расчетов, называются мировыми деньгами. Деньги, как важнейшая макроэкономическая категория, позволяют анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм движения равновесия в экономике, согласованность работы товарного и денежного рынков и тд  Деньги - особый товар, выполняющий роль, всеобщего эквивалента. Они выражают затраты общественного труда, воплощенного в товаре, и на этой основе обеспечивают их обмениваемость. Как и все товары, деньга обладают стоимостью и потребительной стоимостью. Деньга—это ликвидное средство обмена, т.е. товар, имеющий наибольшую способность к сбыту. Деньга - один из наиболее значительных компонентов в экономической жизни общества. Они возникли на определенном этапе развития хозяйственной жизни общества, но не как продукт соглашения между леодьми или какого-либо законодательного акта государства, а как результат экономических отношений, естественной хозяйственной жизни людей. Золото выполняет роль денег потому, что оно по сравнению с другими товарами обладает рядом преимуществ: делимостью, сохраняемостью, качественной однородностью,  высокой стоимостью при небольшом объеме, его относительной редкостью в природе. Функции денег. В развитом товарном хозяйстве деньга функционируют как мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ или средство накопления, средство платежа, мировые деньга. Исходной функцией денег является функция меры стоимости. Суть ее состоит в том, что деньга въезжают стоимость всех других товаров. Однако это не значит, что они делают товары соизмеримыми. В этой функции деньга выступают как мысленно представляемые, идеальные деньга. Для выражения стоимости товара не обязательно иметь наличные деньги. Товар мысленно приравнивается к деньгам еще до обмена Это возможно потому, что в реальной действительности существует определенное соотношение между стоимостью золота и стоимостью данного товара как продуктов человеческого труда Товары выражают свою стоимость в определенном количестве золота Весовое количество золота, принятое в той или иной стране за денежную единицу, называется масштабом цен. Не следует смешивать масштаб иен с функцией денег как меры стоимости. Как мера стоимости деньги измеряют стоимость товаров, а как масштаб цен деньга выступают в виде фиксированного веса золота и служат для измерения его количества Как мера стоимости деньга функционируют стихийно, а масштаб цен устанавливается государством в законодательном порядке. И, наконец, с изменением стоимости золота изменяются цены на товары, но масштаб цен не изменяется (20 г золота всегда в 20 раз больше 1 г). Стоимость товара в денежном выражении, как указывает К. Маркс, есть его цена. Уровень цен определяется стоимостью самих товаров, стоимостью денежного металла (золота). При определении цены товара учитываются стоимость товара, спрос и предложение, стимулы к труду, качество товара, взаимоотношения продавца и покупателя и тд Цены на товары и услуги постоянно растут, что объясняется в основном падением производства, удорожанием топливно-энергетических ресурсов, инфляционными процессами.

 

 

33.ЗАКОНЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.  Денежное обращение – это движение  денег при выполнении ими своих  функций в наличной и безналичной  формах, обслуживающее реализацию  товаров, а также нетоварные  платежи и расчеты в хозяйстве.  Денежное обращение подразделяется  на налично-денежное и безналичное. Наличные и безналичные формы денежных расчетов хозяйственных субъектов могут функционировать только в органическом единстве. Между ними существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке, - непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный платежный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования. Спрос на деньги существует, потому что люди хотят приобретать определенные блага (товары). Количественное выражение спроса опирается на уравнение денежного обращения, который сформулировал Фишер: M*V=P*Q, где M – масса денег в обращении; V – скорость оборота денег; P -  средняя цена товаров и услуг; Q – количество проданных товаров или услуг. В уравнении показано, что количество денег, необходимое для обращения, умноженное на число их оборотов в год равно объему ВНП. Преобразуем уравнение Фишера: V=PQ/M, M/PQ=1/V. Полученное уравнение показывает, что отношение количества денег, находящихся в обращении, к номинальному доходу есть величина обратная скорости обращения денег. Умножим обе части на  PQ, и получим: M=PQ/M. Количество денег в обращении равно отношению номинального дохода (ВНП) к скорости обращения денег. Если мы М заменим на MD – величину спроса на деньги, то количество денег, которое требуется экономическим агентам (фирмам, частным лицам), будет равно: MD=PQ/V. Величина спроса на деньги зависит от: абсолютного уровня цен (чем выше цены, тем больше требуется денег в обращении); от уровня реального объема производства (по мере роста объема производства растут реальные доходы, что подразумевает и рост спроса на деньги); от скорости оборота денег в обращении (все параметры, влияющие на скорость обращения денег, будут влиять и на спрос на деньги).


 

 

34.ДЕНЕЖНАЯ МАССА И ДЕНЕЖНЫ  ОБОРОТ. Денежная масса - это совокупность  покупательных, платежных и накопленных  средств, обслуживающая экономические  связи и принадлежащая физическим  и юридическим лицам, а также  государству. В финансовой статистике  России для анализа происходящих  изменений используют денежные  агрегаты M0, M1, M2, M3. M0 – наличные деньги в обращении. M1 – агрегат M0 + средства предприятий на различных счетах в банках, вклады населения до востребования, средства страховых   компаний.  M2 – агрегат M1 + срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсации. M3 – агрегат M2 + сертификаты и облигации государственного займа. Равновесие наступает при M2>M1, укрепляется при M2+M3>M1. Переход денег из безналичного оборота в наличный вызывает нехватку наличных денег в стране; ведет к возникновению теневой экономики; способствует уклонению предприятий от уплаты налогов; свидетельствует о снижении возможности государства влиять на реальные хозяйственные процессы. На денежную массу влияют два фактора: количество денег в обращении и скорость их оборота. Количество денег в обращении определяется государством, исходя их потребностей товарного оборота и дефицита Федерального бюджета. На скорость обращения денег влияют длительность технологических процессов (тяжелая промышленность или легкая), структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), уровень развития кредитных операций и взаиморасчетов, уровень процентных ставок за кредит, использование электронных технологий в банковском деле. Предложение денег представлено в конкретной величине денежного оборота. Денежный оборот – движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также некоторые нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Между ними существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке, - непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный платежный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования. Налично-денежное обращение – это движение наличных денег, обслуживающих в основном розничный товарооборот. Средством обращения и платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях. Безналичное обращение – это движение денег безналичного оборота. Под ними понимаются прежде всего банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью чеков, жироприказов, кредитных карточек, электронных переводов. В денежном обороте применяются также векселя, сертификаты, а в ряде стран – другие обязательства и требования. Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами.

 

35.СУШНОСТЬ И ФУНКЦИИ  КРЕДИТА Кредит как понятие  связано с денежными функциями,  в частности, с функцией средства  платежа Кредит означает предоставление  денег в долг на условиях  возвратности и платности. Кредитные  отношения порождены необходимостью  бесперебойного осуществления субъектами  тех или иных экономических  функций в условиях временного  отсутствия денег. Содержание  кредитных отношений связано  с действиями между кредитором  и дебитором по поводу использования  денежной стоимости, виданной  в ссуду (кредит). Ссудный капитал- денежный капитал, предоставляемый в ссуду собственником на условиях возвратности заплату в виде процентов. Ресурсы ссудного капитала: денежные резервы, высвобождаемые в процессе кругооборота фондов предприятий; денежные резервы в виде специальных фондов; государственных денежные резервы; денежные ресурсы населения; эмиссия денежных знаков в соответствии с потребностями товарооборота Возможность возникновения и развитая кредита связаны с кругооборотом и оборотом капитала Функции кредита: мобилизация временно свободных денежных средств; распределение временно свободных денежных средств; экономия наличных денег, создание кредитных орудий обращения; осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия; экономия издержек обращения; ускорение концентрации капитала; обслуживание товарооборота; ускорение НТП. Пререраспределительная функция проявляется как при аккумуляции временно свободных средств, так и при их размещении, при котором хозяйствующие субъекты обеспечиваются необходимым оборотным капиталом и ресурсами для инвестиций. Функция замещения действительных денег кредитными деньгами и кредитными операциями. Здесь деньги выполняют функцию платежного средства Контрольная функция реализуется в процессе наблюдения за деятельностью заемщиков и кредиторов, оценивающих кредитоспособность и платежеспособность хозяйствующих субъектов, контролирующих соблюдение принципов кредитования.

 

 

36.КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  Кредит как понятие связано  с денежными функциями, в частности,  с функцией средства платежа  Кредит означает предоставление  денег в долг на условиях  возвратности и платности. Кредитные  отношения порождены необходимостью  бесперебойного осуществления субъектами  тех или иных экономических  функций в условиях временного  отсутствия денег. Содержание  кредитных отношений связано  с действиями между кредитором  и дебитором по поводу использования денежной стоимости, выданной в ссуду (кредит). Ссудный капитал - денежный капитал, предоставляемый в ссуду собственником на условиях возвратности заплату в виде процентов. Ресурсы ссудного капитала: денежные резервы, высвобождаемые в процессе кругооборота фондов предприятий; денежные резервы в виде специальных фондов; государственные денежные резервы; денежные ресурсы населения; эмиссия денежных знаков в соответствии с потребностями товарооборота Пререраспределительная функция проявляется как при аккумуляции временно свободных средств, так и при их размещении, при котором хозяйствующие субъекты обеспечиваются необходимым оборотным капиталом и ресурсами для инвестиций. Функция замещения действительных денег кредитными деньгами и кредитными операциями. Здесь деньга выполняют функцию платежного средства. Контрольная функция реализуется в процессе наблюдения за деятельностью заемщиков и кредиторов, оценивающих кредитоспособность и платежеспособность хозяйствующих субъектов, контролирующих соблюдение принципов кредитования. По характеру кредитора и заемщика бывают формы кредита: коммерческий, банковский, ипотечный, государственный, международный. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования Виды кредита - конкретное приложение кредита на практике, характеристика особых организационно-экономических признаков кредита Виды кредита1 на формирование оборотных средств предприятия; на реконструкцию, модернизацию; да неотложные нужды; под товарно-материальные ценности; под затраты; расчетные; платежные кредиты; на распределительные операции. Виды кредита по срокам возврата: долгосрочный (предоставляется да срок более 1 года и обслуживает движение основных фондов) и краткосрочный (на срок до 1 года включительно и обслуживает кругооборот оборотных средств, а также на нужды поддержания текущей ликвидности компаний или банков).

 

 

 


 

 

37.КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА  Сущность и функционирование  в его различных формах рга;1изуется  через кредитную систему. Традиционно  кредитная система рассматривается  в двух аспектах: функциональном  и институциональном. С т.з. функционального аспекта, под «кредитной системой» понимается совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, т.е. кредитная система, представлена банковским, коммерческим, потребительским, государственным и международным кредитом. С т.з. институционального аспекта, кредитная система представляет собой совокупность кредитных институтов. Кредитный институт (банк) представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли может осуществлять все или часть го следующих банковских операций; привлечение денежных средств физ. и юр. лиц во вклады; размещение этих средств от своего имени и за вой счет, предоставление юр. и физ. лицам кредитов; открытие и ведение по поручению владельцев счетов; инкассация денежных документов, средств и кассовое обслуживание; операции банков с ценными бумагами; привлечение и размещение драгоценных металлов; выдача гарантий. Банки отличаются от небанковских кредитных организаций тем, что они вправе осуществлять классические банковские операции: пассивные (по привлечению средств) и активные (по выдаче кредитов). Кредитные организации могут так же осуществлять различные виды сделок факторинговые, трастовые и лизинговые операции, выдавать поручительства, сдавать в аренду сейфы, консультировать и заниматься иной деятельностью, кроме производственной, торговой, страховой. Кредитные организации осуществляют свою деятельность на основании действующего законодательства, своего устава и полученной лицензии, формируют свой уставной капитал не ниже определенного уровня. Кредитные системы отдельных стран имеют общие черты. Они складываются го банковской системы и совокупности «небанковских банков».

 

 

 

38.БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА  И ПРИНЦИПЫ ЕЕПОСТРОЕНИЯ. В истории развития банковских систем различных стран известно несколько видов: двухуровневая банковская система (ЦБ и система коммерческих банков), что принято в РФ, централизованная монобанковская система; уникальная банковская система, представленная опытом развития банков в США. В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы Первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны В России он выполняет функции: осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращение и изъятие го обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей; проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнение финансового законодательства; предоставляет кредиты коммерческим банкам; управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции; от имени правительства осуществляет регулирование банковской деятельности с помощью экономических нормативов, определяющих параметры ликвидности, рентабельности, прибыльности, надежности коммерческих банков, В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции Центральных банков в основном совпадают, но есть и отличия. Во главе банковской системы Франции, которая, характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции - Банк Франции, наряду, с двумя другими институтами (Национальный кредитный совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, также находится под руководством Министерства финансов В США, в отличие от других стран, действует своеобразная двухуровневая банковская система Центральный банк представляет децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС США). Ее возглавляют 12 федеральных: резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков - членов ФРС и определение кардинальных направлений денежно-кредитной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков. Остальные коммерческие банки ра6Ътасях<ш стой страх и риск». Централизованная монобанковская система По этому типу была построена банковская система СССР и других социалистических стран.

 

 

 

39ВИДЫ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ  В истории развития банковских  систем различных стран известно  несколько видов: двухуровневая  банковская система (ЦБ и система  коммерческих банков), что принято  в РФ, централизованная монобанковская  система; уникальная банковская  система, представленная опытом  развития банков в США. В  большинстве стран с рыночной  экономикой существует двухуровневая  структура банковской системы  Первый уровень банковской системы  образует Центральный банк страны В России он выполняет функции: осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращение и изъятие го обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей; проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнение финансового законодательства; предоставляет кредиты коммерческим банкам; управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции; от имени правительства осуществляет регулирование банковской деятельности с помощью экономических нормативов, определяющих параметры ликвидности, рентабельности, прибыльности, надежности коммерческих банков, В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции Центральных банков в основном совпадают, но есть и отличия. Во главе банковской системы Франции, которая, характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции - Банк Франции, наряду, с двумя другими институтами (Национальный кредитный совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, также находится под руководством Министерства финансов В США, в отличие от других стран, действует своеобразная двухуровневая банковская система Центральный банк представляет децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС США). Ее возглавляют 12 федеральных: резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков - членов ФРС и определение кардинальных направлений денежно-кредитной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков. Остальные коммерческие банки ра6Ътасях<ш стой страх и риск». Централизованная монобанковская система По этому типу была построена банковская система СССР и других социалистических стран.

 


 

 

40.БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНАЯ  ЭМИССИЯ. Под эмиссией понимается  такой выпуск денег в оборот, который приводит к увеличению  денежной массы, находящейся в  обороте. Существует эмиссия наличных  и безналичных денег. В условиях  рыночной экономики эмиссию наличных  денег осуществляют центральные  банки. Эмиссия безналичных денег,  или кредитная эмиссия, производится  коммерческими банками и регулируется  центральным банком страны. Контроль за объемом денежной массы в стране осуществляет Центробанк. Количество денег в обращении определяется как сумма наличных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты, коммерческие банки увеличивают объем денежной массы. Задачей Центробанка является ограничивать или расширять с помощью проводимой кредитно-денежной политики возможности коммерческих банков эмитировать кредитные деньги в зависимости от того, какой объем денежного предложения в данный момент считается необходимым. Способность системы коммерческих банков “создавать деньги” зависит от того, каков размер установленных законом страны обязательных резервов. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее количество денег может создать банковская система. Каким образом коммерческие банки могут увеличивать денежную массу? Один коммерческий банк не может это сделать, увеличивать количество денег может лишь система коммерческих банков, использующих механизм банковских депозитов. Для оценки возможностей банков увеличивать в определенных пределах денежную массу используется понятие денежного (банковского) мультипликатора. Денежный (банковский) мультипликатор – это коэффициент увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому. Только Центробанк имеет законодательно закрепленное право управлять денежным мультипликатором, то есть инициировать эмиссию безналичных денег. Таким образом, Центробанк выполняет функцию денежно-кредитного регулирования, управляя механизмом мультипликатора и тем самым, расширяя или сужая эмиссионные возможности банков. Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается общая масса наличных денег. Монополия выпуска наличных денег в каждой стране принадлежит центральному государственному банковскому органу: в России – ЦБ РФ, в США – Федеральной резервной системе. На основе кассовых оборотов коммерческих банков и составляемой аналитической отчетности Центробанк прогнозирует размер предполагаемой эмиссии. При этом очень важно не только определить оптимальный размер предполагаемой эмиссии, но и установить, в каких регионах ее следует проводить. Потребность в наличных деньгах юридических и физических лиц, обслуживаемых коммерческими банками, постоянно меняется. Эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы. Как происходит эмиссия наличных денег? Предположим, что у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастает потребность в наличных деньгах, а поступление денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастает. В этом случае РКЦ будет вынужден увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого РКЦ запрашивает разрешение ЦБ РФ, а при его получении переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. При этом надо иметь в виду, что при осуществлении выпуска денег одним РКЦ другой РКЦ может изъять в рамках установленного лимита наличные деньги из своей оборотной кассы. Поэтому по действиям одного РКЦ нельзя судить об эмиссии  по всей стране, которая в этом случае охватывает большинство регионов. Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, где их изъятие.

 

 

 

41.СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ  СИСТЕМА РФ. Современная банковская  система России представлена  двумя уровнями. В юридическом  плане она базируется на Федеральном  законе от 2 декабря 1990г. «О Центральном банке РФ (Банке России)» и Федеральном законе от 03.02.96г. «О внесший изменений и дополнений в закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Эти российские законы кардинально преобразили существовавшую тогда кредитно-банковскую систему страны. Они создали твердую правовую основу дня функционирования двухуровневой банковской системы рыночного типа В соответствии с данными законами, кредитная организация - это юридическое лицо, которое имеет целью извлечение прибыли и на основе лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Кредитные организации делятся на банки и небанковские кредитные организации. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств юр. и физ. лиц; кредитование юр. и физ. лиц от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности; открытие и ведение банковских счетов физ. и юр. лиц; покупка у юр, и физ. лиц и продажа им иностранной валюты; привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады; финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей депозитов. Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимое сочетание банковских операций для небанковских кредитных: организаций устанавливается Банком России. Кредитные организации небанковского типа составляют важную часть денежно-кредитной инфраструктуры Они имеют собственные цепи и задачи функционирования. Формы небанковских кредитных организаций: банковские союзы, консорциумы, кредитные союзы, общества взаимного кредита; инвестиционные фонды, пенсионные фонды, кредитно-потребительские кооперативы; расчетно-клиринговые центры, трастовые компании, лизинговые фирмы. Особую роль в двухуровневой банковской системе занимают ЦБ. Он занимает верхний уровень системы и призван осуществлять регулирование и надзор за всеми участниками национальной банковской системы Эти функции выполняются ими от имени государства Но сам ЦБ является независимым учреждением от деятельности государственных органов. Он является не структурным подразделением Правительства РФ, а банковским учреждением, наделенным специальной компетенцией, т.к. существующее Банком России управление кредитно - банковской системой представляет собой форму выражения самоуправления, саморегуляции этой системы ЦБ контролирует и регулирует деятельность остальных элементов. По вида собственности выделяются государственные, частные и смешанные банки. В зависимости от организационно-правовых форм: АО, ООО, общества со смешанным (иностранным) капиталом. По территории деятельности: республиканские, региональные, межрегиональные, местные, национальные, заграничные. По видам осуществляемых операций: депозитные банки (прием депозитов и выдача кредитов); инвестиционные кроме депозитных операций размещают собственные и заемные средства в ценные бумаги); ипотечные (выпуск акций и облигаций); сберегательные; универсальные.

 

 

42.ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. Денежно-кредитная  политика – важная форма участия  государства в регулировании  рыночного процесса. Содержание  денежно-кредитной политики государства  определяется изначальной постановкой  стратегии экономической политики. Главной задачей денежно-кредитной  политики является достижение  поставленных экономической политикой  государства макроэкономических  целей: обеспечение устойчивого  роста объема производства, необходимой  стабильности цен и эффективной  занятости населения.  Результат  деятельности государства в области  денежно-кредитной политики зависит  от выбранной концепции. В современных  условиях противостоят друг другу  два теоретических подхода в  теории денег: кейсианский и  монетаристский. Основные положения  кейсианцев: 1.Рыночная экономика  представляет собой неустойчивую  систему. Поэтому государство  должно использовать различные  инструменты регулирования экономики. 2.Изменение денежного предложения  является причиной изменения  уровня процентной ставки, что  приводит к изменению в инвестиционном  спросе и через мультипликативный  эффект – к изменению в номинальном  ВНП. 3.Основное теоретическое уравнение,  на котором базируется кейнсианство: Y=C+G+I+NX, где Y – номинальный объем ВНП, C – потребительские расходы, G – гос. расходы на покупку товаров и услуг, I – частные плановые инвестиции, NX – чистый экспорт. 4.Кейсианцы отмечают, что цель причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а ЦБ при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации. 5.Кейсианцы считают денежно-кредитную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, предпочитая фискальную политику. Основные положения современного монетаризма: 1.Рыночная экономика – внутренне устойчива. 2. Связь между денежным фактором и номинальным объемом ВНП более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Монетаристы полагают, что существует взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена Фишера: M*V=P*Q, где M – масса денег в обращении; V – скорость оборота денег; P - средняя цена товаров и услуг; Q – количество проданных товаров или услуг.  Если Р – средняя цена единицы произведенной продукции, то : M*V=P*Y, где P*Y – объем  производства в денежном выражении (номинальный объем ВНП). Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, P – как дефлятор ВНП. Отсюда V=номинальный объем ВНП/M. 3.Изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Т.о., в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Изменение уровня цен – показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять темп инфляции. 4.Пичинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. 5.Государство должно поддерживать постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением Фридмена: дельтаМ=дельтаР+дельтаY, где дельтаМ – среднегодовой темп приращения денег в % за длительный период; дельтаY – среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; дельтаР – среднегодовой темп ожидаемой инфляции, %.  Современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейсинства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий.   

 


 

 

43.ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕДНОГО  ОБРАЩЕНИЯ. Денежно-кредитная политика  государства традиционно рассматривается  как важнейшее направление гос. регулирования. Экономики. Главная цель денежно-кредитной политики государства – обеспечение стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Инструменты регулирования денежного обращения: операции на открытом рынке с гос. ценными бумагами; политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по ссудам коммерческих банков у ЦБ; изменение норматива обязательных резервов, устанавливаемых ЦБ для коммерческих банков. Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Если излишки денежной массы, то ЦБ предлагает гос. ценные бумаги на открытом рынке – предложение гос. ценных бумаг увеличивается – их рыночная цена падает – процентные ставки по ним растут – население и банки скупают гос. ценные бумаги – сокращение банковских резервов – уменьшает предложение денег. Если недостаток денежных средств в обращении, то ЦБ скупает гос. ценные бумаги – их рыночная цена возрастает – процентная ставка по ним падает – население и банки продают гос. ценны бумаги – увеличение банковских резервов и денежного предложения. Ставка рефинансирования – процент, под который ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Учетная ставку устанавливает ЦБ. Ее уменьшение делает займы дешевыми  - коммерческие банки стремятся получит кредит – увеличиваются резервы коммерческих банков – увеличение денег в обращении. И наоборот. Изменение нормы обязательных резервов – механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор: 1.ЦБ увеличивает норму обязательных резервов – сокращается избыточные резервы и уменьшению денежного предложения; 2.ЦБ уменьшает нормы обязательных резервов – происходит расширение денежного предложения. Этот инструмент длительный, но наиболее действенный.

 

44.ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ. Центральный банк - основной  проводник денежного кредитного  регулирования экономики, являющегося  составной частью экономической  политики правительства. Общее  состояние экономики в большой  мере зависит от состояния  денежно-кредитной сферы. По числу  институтов, объему кредитных ресурсов  и операций базу всей денежно-кредитной  системы составляют коммерческие  банки и другие кредитные учреждения. Механизм денежно-кредитного регулирования  во многом зависит от форм  организации банковской деятельности  в стране. Нерегулируемая деятельность  коммерческих банков может привести  к циклическим колебаниям деловой  активности, т.е. в периоды инфляции  им выгодно увеличивать  денежное  предложение,  а  в  период  депрессии - уменьшать, усугубляя  тем самым кризис.  Поэтому  необходима взвешенная государственная  политика  регулирования  денежного  обращения.  Эту роль главного  координирующего и регулирующего  органа всей денежной системы  страны выполняет центральный  банк. С помощью денежно-кредитного  регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы,  сдержать рост инфляции, в целях  поддержания конъюнктуры государство  использует кредит для стимулирования  капиталовложений в различные  отрасли экономики страны. Государство  может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами). Административные методы, как правило, используются в странах с развитой системой государственного планирования экономики. К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы. К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива.  Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора. Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации. В большинстве стран в целях управления и регулирования государство ориентируется в основном на использование экономических методов, работая, впрочем, и с административными инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.

 

45,СУЩНОСТЪ И ФУНКЦИИ  ФИНАНСОВ. Финансы - эта система  экономических отношений, которые  возникают между государством, юр. и физ. лицами, между отдельными  государствами по поводу формирования, распределения и использования  фондов денежных средств. Денежные  отношения, реализация которых  происходит через особые фонды  -это финансовые отношения. Финансы неотъемлемая часть денежных отношений. Но не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег, как го содержанию, так и по выполняемым функциям. Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной. Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсам, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных и иных проблем. Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме, обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы Это позволяет контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию финансов - контрольную. Стимулирующая функция проявляется: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства, развитие образования, здравоохранения, культуры. Выполнение фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (наука, театры, музеи).

 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"