Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 09:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
61.СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ. К ним относ: государство,
включает в его состав
|
62.ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. |
63.ИНСТРУМЕНТЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ. Внешнеэкономическая политика - это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики. Государственное регулирование внешнеэкономических связей может быть односторонним, когда инструменты внешнеэкономического регулирования используются той или иной страной в одностороннем порядке, без согласования с торговыми, партнерами; двусторонним, когда государственному регулированию предшествует согласование со страной партнером; а также многосторонним, когда торговая политика регулируется многосторонними соглашениями. Развитие инструментов регулирования внешнеэкономических связей шло как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация в этой сфере предполагает установление международных режимов, т.е. выработку договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем, Международные режимы, содержащие общепринятые стандарты и правила, в свою очередь,, могут оказывать влияние на национальное регулирование. Их можно использовать как ориентир при реформировании национальной экономики, ее законов и норм. Это особенно актуально для России, в которой происходит болезненный процесс приспособления к универсальной системе прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве. В сфере торгового обмена международные режимы и многосторонние соглашения вырабатывались, прежде всего, в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) - международной организации, действовавшей на базе многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли. Инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности: таможенные тарифы; нетарифные ограничения; формы стимулирования экспорта. К тарифным средствам регулирования внешних связей относятся таможенные пошлины - государственные налоги, взимаемые за провоз через границу страны (экспорт-импорт) товаров и иных материальных ценностей. Различают экспортный и импортный тарифы. Установление таможенной пошлины означает, что владелец товара должен уплатить государству определенную долю цены. На величину импортной пошлины возрастут издержки производителя, а, следовательно, и цена, по которой импортер будет продавать свой товар. По форме обложения различают адвалорные, специфические и смешанные пошлины. Адвалорные пошлины взимается в процентах от цены товара (например, 15% от цены холодильника), специфические - в виде определенной денежной суммы, взимаемой с объема, веса или штуки товара (например, 15 долл. с каждой тонны металла). В варианте смешанных пошлин товар одновременно может облагаться и адвалорной, и специфической пошлинами. Как правило, таможенный тариф устанавливается на национальном уровне, но он может быть единым и для стран, объединившихся в торгово-экономическую группировку, например, страны, входящие в ЕЭС, имеют единую таможенную территорию с единым внешним таможенным тарифом. Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые - в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования. Третьи обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран. К нетарифным барьерам относятся разнообразные экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности. Среди них наибольшее распространение имеет квотирование (контингентирование), т.е. установление определенных квот на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп. В рамках установленных квот экспорт и импорт осуществляется по лицензиям, которые выдают уполномоченные органы. Как правило, квотируется импорт товаров, и квота выполняет роль, подобную протекционистской пошлины, т.е. способствует снижению конкуренции на внутреннем рынке. К нетарифным методам, т.е. разнообразным барьером не таможенного характера, можно отнести также государственную монополию как исключительное право государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты, требования о соблюдении сертификатов качества, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм. Государственное воздействие распространяется и на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой - защитить собственные интересы, например, через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т.п. Формы стимул-ия экспорта .Можно отметить: льготное гос.кредит-ие экспорта, гос.страхование экспортн.кредитов, прямое субсидирование экспорта и разл.налог.льготы для экспортеров. К формам стимул-ия экспорта примыкает такое направлен.торг.пол-ки, как демпинг – продажа экспортируемых тов-ов на каких-либо заруб.рынках по более деш.ценам.
|
64.ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС СТРАНЫ И
ЕГО СТУКТУРА. Экономические связи
данной страны с другими |
65.НАЦИОАНАЛЬНАЯ И МИРОВАЯ
ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМЫ. Национальная валютная система есть часть денежной системы страны, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы, осуществляется международный платежный оборот. В ее состав входят следующие элементы: национальная валютная единица; режим валютного курса; условия обратимости валюты; система валютного рынка и рынка золота; порядок международных расчетов страны; состав и система Управления золотовалютными резервами страны; статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны. Национальные валютные системы формируются на основе национального законодательства с учетом норм международного права. Их особенности определяются условиями и уровнем развития экономики страны, ее внешнеэкономическими связями, задачами социального развития. На базе национальных валютных систем функционирует мировая валютная система - форма организации международных валютных отношений, сложившаяся на основе развития мирового рынка и закрепленная межгосударственными соглашениями. Ее составными элементами являются: Iосновные международные платежные средства (национальные валюты, золото, международные валютные единицы -СДР, евро); механизм установления и поддержания валютных курсов; порядок балансирования международных платежей; условия обратимости (конвертируемости) валют; режим международных валютных рынков и рынков золота; статус межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения. В условиях рыночной экономики движение денежных средств из страны в страну, обмен и продажа валют осуществляется, прежде всего, через деятельность крупных коммерческих банков. Эти банки располагают сетью филиалов в разных странах или валютными счетами в банках других стран. Проводя через такие банки торговые и иные внешнеэкономические операции, клиенты имеют возможность вносить средства на счет банка в одной стране и при необходимости переводить эти вклады в другую страну в иной валюте. Главными экономическими агентами внешнего валютного рынка выступают экспортеры, импортеры, держатели портфелей активов. Наряду с «первичными» субъектами валютного рынка - экспортерами и импортерами, формирующими базисный спрос и предложение валюты, выделяют и «вторичных» - тех участников валютного рынка, которые торгуют непосредственно валютой. Это - коммерческие банки, валютные брокеры и дилеры. Определение «вторичные» весьма условно, поскольку в настоящее время около 90% всех валютных сделок на внешнем валютном рынке не связаны с торговыми операциями. Если дневной оборот валютных бирж мира - 1,5 трл долл., то дневной объем международной торговли меньше 2% от этой величины. Большая часть торговли валютой - это обычная биржевая игра, с целью получения прибыли, где в качестве объекта фигурируют обменные курсы валют. Наиболее крупные центры международного валютного рынка расположены в Лондоне, Токио, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Брюсселе. Важнейшими субъектами в сфере международного денежного обращения выступают правительственные органы. Денежно-кредитные отношения в мировой экономике затрагивают национальные интересы государств. Закономерно, что в ходе эволюции этих отношений вырабатывались правила и законы, регулирующие эти отношения, приемлемые с точки зрения национальных интересов.
|
66.КОЛЕБАНИЯ ВАЛЮТНОГО
КУРСА И ИНСТРУМЕНТЫ ЕГО Однако в ситуации с повышающимся курсом национальной валюты есть производители, которые выигрывают от нее. Это те, чье производство основано на импортируемом сырье, материалах, оборудовании. Удешевление импортных составляющих сокращает производственные издержки, укрепляет позиции этих предприятий на рынке. В случае понижения курса валюты обстоятельства складываются для них противоположным образом: происходит рост издержек, как следствие, падение прибыльности или убыточность производства, далее - сокращение его объемов или закрытие. Есть отрасли, слабо реагирующие на колебания валютных курсов. Это те, чье производство замкнуто на внутренний рынок, не связано ни с экспортом, ни с импортом К каким бы последствиям для различных субъектов рынка не приводили колебания валютных курсов, наиболее оптимальной ситуацией, уже в силу своей предсказуемости, был бы стабильный курс национальной валюты как важное условие успешной экономической деятельности. Изменения валютного курса имеют ощутимые последствия для экономики он является важным объектом регулирования как внутри государства, так и в межгосударственных отношениях. Среди действий правительства, влияющих на валютный курс, можно выделить меры прямого и косвенного регулирования. К последним в условиях открытой экономики относится почти весь арсенал денежно-кредитной и финансовой политики. На курс национальной валюты влияет количество денег, находящихся в обращении, реальные нормы процента, темпы инфляции и т.п. Государство может использовать меры прямого воздействия. Среди них можно отметить дисконтную политику (дисконт - процент, взимаемый банком) и валютные интервенции. Методы регулирования валютного курса могут быть направлены как на девальвацию - снижение курса валюты, так и на ревальвацию - повышение курса валюты. Это зависит от экономической ситуации в стране и цели, которую на данный момент ставит перед собой правительство. Оно может попытаться увеличить совокупный спрос за счет экспортных возможностей, опираясь на девальвацию валюты, или ограничить его с помощью ревальвации. Проводя валютную интервенцию, Центральные банки стран предлагают иди покупают валюту своей страны на внешних валютных с рынках. Для осуществления девальвации курса валюты необходимо увеличивать предложение на валютных рынках валюты своей страны. Это можно сделать и за счет дополнительной эмиссии денег. Если валютная интервенция направлена на ревальвацию, т.е. на повышение обменного курса национальной валюты, Центральный банк должен скупать на валютных рынках собственную валюту в обмен на имеющуюся у него иностранную. Для проведения подобных операций необходимы валютные резервы. |
67.МАКРОЭКОНОМИЧЕКИЕ |
68.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО
ТИПЫ И ПРОБЛЕМА РОСТА. Возможна и другая классификация экономического роста: по величине его темпов. На первый взгляд, ответ прост: лучше иметь высокие темпы. В этом случае общество получит больше продукции и у него будет больше возможностей удовлетворить свои потребности. Но при ответе на этот вопрос следует учитывать два момента. Во-первых, качество продукции. Едва ли можно радоваться, если увеличение выпуска, скажем, цветных телевизоров достигнуто за счет аппаратов, которые затем в актах пожарной инспекции фигурируют как причина пожара. Во-вторых, важна структура прироста производства. Если в нем преобладают капитальные товары и соответственно удельный вес товаров для населения незначителен, то в этом мало хорошего для народа Рассмотрим вариант нулевых темпов экономического роста. На относительно небольшое время он не грозит большими отрицательными последствиями, так как может осуществляться за счет снижения материалоемкости, повышения фондоотдачи и производительности труда. Возможен и другой вариант, когда в результате снижения расходов на милитаризацию удается уменьшить выпуск продукции военного назначения. |
69.МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. К основным факторам (ресурсам) экономического роста относятся труд, земля и капитал. Многофакторная модель. Указанные выше ресурсы можно также именовать ресурсами непосредственного воздействия на экономический рост. Есть большое кол-во ресурсов, которые воздействуют на него косвенно. Так, спрос на продукцию и услуги во многом зависит от величины и динамики з/п. Ее реальная величина определяется борьбой между рабочими и предпринимателями в ходе заключения договоров, фискальной политикой гос-ва, а также склонностью населения к сбережению и накоплению, структурой потребляемого бюджета и т.д. В нашей стране в условиях адменистративно-командной экономики государство не считалось с этими обстоят-ми, что искажкло планир-ие ипрогнозир-ие. Др.пример. Использ-ие капитала и в целом произ-во в огромн.степени зависят от уровня предпринимат-ой деят-ти, кот.в св.очередь, явл.функцией образованности, таланта, смелости…и др.кач-в менеджеров. Двухфакторн.модель. В ней фигурируют лишь труд и капитал. Сценарий построения: в 1-ом НТП не учит-ся во 2-ом учится. В 1-ом сценарии накопление капитала (при отсутст.НТП) при неизменн.затратах приведет к уменьшению конечного предельного продукта, т.е будет иметь место снижение конечной прдуктивности. 2-ой сценарий в услов.использ-
|
70.ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Цикличность - это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого. Она выражает неравномерность функционирования различных элементов национального хозяйства, смену революционных и эволюционных стадий его развития, экономического прогресса. Наконец, цикличность - важнейший фактор экономической динамики, один из детерминантов макроэкономического равновесия. Наиболее характерная черта цикличности - движение - происходит не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность - форма прогрессивного развития. Каждый цикл имеет свои фазы, свою длительность. Характеристики фаз неповторимы в своих конкретных показателях. У конкретного цикла, фазы нет двойников. Они оригинальны как в историческом, так и в региональном аспектах. Цикличность - это движение от одного макроэкономического равновесия в масштабах как минимум национальной экономики к другому. Известно несколько типов экономических циклов. Их трудно выделить из-за множественности их показателей, из-за временной размытости границ между ними. Так называемые «длинные волны» (циклы) имеют протяженность в 40-60 лет. Разработка теории длинных волн была начата в 1847 г., когда. англичанин X. Кларк обратил внимание на 54-летний разрыв между кризисами 1793 и 1847 гг. Он предположил, что это не случайно, что разрыв был объективно обусловлен. Значительный вклад в теорию цикличности внес К. Маркс. Он все внимание уделил изучению коротких волн,. Каждый цикл, по Марксу, состоит из четырех фаз: кризис, депрессия, оживление, подъем, - что полностью согласуется с теорией цикличности. Особое место в разработке теории цикличности принадлежит Н.Д. Кондратьеву. В числе показателей конъюнктуры, исследованных им, - индексы цен, государственных бумаг, номинальная заработная плата, внешнеторговый оборот, добыча угля, золота, выплавка чугуна и т.д. Большой научной заслугой нашего соотечественника следует считать понимание им вероятностного характера подхода при анализе статистических рядов показателей конъюнктуры. Наибольшей научной заслугой Кондратьева является то, что он осуществил попытку сконструировать теоретическую социально-экономическую систему, которая сама может генерировать длительные колебания. Теория длинных волн исходит из того, что экономическая система постоянно находится в состоянии отклонения от макроэкономического равновесия. Во-первых, это отклонения спроса от предложения и, наоборот, на длительных отрезках времени. Во-вторых, это отклонения, связанные с изменениями спроса на оборудование, сооружения, строительные материалы и т.п. Эти отклонения преодолеваются в рамках промышленных циклов средней продолжительности. В-третьих, это длительные отклонения от равновесия, продолжительность которых составляет 40-60 лет. Они имеют место на рынках промышленных зданий, сооружений инфраструктуры и рабочей силы. Отметим, что первый и второй типы отклонений имеют место при одном и том же технологическом способе производства, в рамках которого происходит смена ряда поколений техники и технологии. После того как возможности повышения эффективности в рамках используемых научно-технических принципов исчерпаны, происходит переход к использованию новых научно-технических принципов, переход к новому технологическому способу производства. Наступает эпоха научно-технической революции. Этот переход занимает значительное время и дает начало новой длинной волне, что и происходит в настоящее время во всех индустриально развитых странах. История свидетельствует, что административно-командная экономическая система не в состоянии обеспечить такой переход. Доказательство тому - отставание НТП в СССР по сравнению с ведущими странами Запада в 70-90-х гг. Можно утверждать, что рыночная система в этом отношении обладает свойством постоянно стимулировать научно-технический прогресс, так как в этом заинтересовано само общество, основанное на смешанной регулируемой рыночной системе. Циклическое развитие - это проявление самой сущности развития производства, его естественное свойство, способ его прогрессивного движения. Тем самым цикличность — свидетельство жизнеспособности данного общественного строя, свидетельство его права на существование.
|
71.УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.
|
72.РЕАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ Модель Домара Рассматривая модель Домара, отметим, что в ней, в отличие от первоначальных кейнсианских моделей, инвестиции - фактор создания не только дохода, но и новых мощностей. Динамическая сбалансированность спроса и предложения, по Домару, определяется динамикой капитальных вложений, которые образуют новые мощности и новые доходы. Следовательно, задача сводится к определению объема и динамики инвестиций. Домар предложил для решения систему из трех уравнений: уравнение предложения, уравнение спроса, уравнение спроса и предложения совместно. Уравнение предложения: &Х= /а, где Х- прирост производства, / - объем капитальных вложений, ст - средняя производительность капитальных вложений. 1: X составляет прирост продукции за счет единицы капитальных вложений. В этом уравнении учитываются НТП, занятость, природные ресурсы. Уравнение спроса: М = Л • I / а, где а - средняя склонность к сбережениям, обратная величина которой определяет величину мультипликатора. В данном уравнении учитывается лишь прирост инвестиций. Основное уравнение макроэкономического равновесия - равенство между приростом доходов и приростом производства: Исходя из него, получаем норму роста капитальных вложений. Модель Домара однофакторная и однопродуктовая: в ней учтены лишь инвестиции и один продукт. Развитием модели Домара выступает модель Харрода. Как и в предыдущей модели, норма уравновешенного роста является функцией соотношения роста доходов и капитальных вложений, что дает повод называть эти модели «моделями Харрода-Домара». Однако если модель Домара базируется на использовании мультипликатора, то в основе модели Харрода лежит теория акселератора (отражает и реальные связи между производством товаров для населения и производством капитальных товаров), и, следовательно, она определяет норму сбалансированного роста доходов, с которой связаны капитальные вложения. Модель Харрода позволяет на базе теории акселератора исследовать инвестиционные решения предпринимателей, где а - ускорение. Харрод исходит из двух поселок. Во-первых, накопление представляет постоянную долю национального дохода, оно растет темпами, равными темпам! роста доходов, предельная и средняя склонность к накоплению равны между собой. Во-вторых, объем осуществляемых капиталовложений есть функция прироста дохода или спроса между двумя периодами. Согласно основному уравнению Кейнса для равновесия сумма сбережений должна быть равна сумме инвестиций. Отсюда следует, что норма роста, умноженная на капитальный коэффициент, равна удельному весу накоплений в национальном доходе. Для различных норм роста Харрод выдвигает следующее положение: система свободного предпринимательства (к которой идет наша страна) будет эффективно функционировать, если доходы будут расти ускоренными темпами. Инвестиции должны предвосхищать динамику потребительского спроса. Равновесие по этой модели весьма неустойчиво. Отсюда следует, что необходимо вмешательство государства через финансовую политику. Модель Харрода послужила толчком для разработки моделей Д. Хикса, Р. Гудвина и др. Неоклассические модели в условиях уравновешенного спроса внесли изменения капитального коэффициента. Соотношение капитал/производство становится гибким вследствие того, что неоклассические модели учитывают не один, а два производственных фактора и предполагают их взаимозаменяемость. Рост ВНП становится возможным за счет различных комбинаций производственных факторов. |