Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 09:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
46.ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА.
Совокупность финансовых
|
47.БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ.
Эффективность бюджетной |
48.ПРИНЦИПЫ И КОНЦЕПЦИИ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. Сколько времени существует
государство, столько же веков существуют
налоги и столько же времени государство ищет принципы
и способы оптимального налогообложения,
т.е. как организовать сбор налогов т.о.,
чтобы налогоплательщики платили налоги,
а казна получала все больше дохода А Смет
сформулировал четыре основополагающих
принципа налогообложения применимых
в любой экономической системе. Подданные
государства должны участвовать в ссщержашшттрагм1ельс11иах>
|
49.ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ. Согласно ст. 12 Налогового кодекса РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные); местные налоги и сборы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Подоходный налог с физических лиц взимается по всей территории страны. Налогообложению подлежит доход, полученный в денежной и натуральной формах. Совокупный доход облагается налогом по единым ставкам, использующим метод сложной прогрессии. Учет налогооблагаемой базы производится по кассовому методу. Источники уплаты — начисленная оплата труда по всем основаниям, при этом предусматриваются разнообразные и многочисленные льготы. Расчет и взимание налога производятся по кумулятивной системе. Плательщик предоставляет декларацию о совокупном доходе за отчетный год. Налог на имущество физических лиц основывается на территориальном принципе. Налогообложению подлежит недвижимое имущество (дома, квартиры, дачи). Обязанность исчислить налог возлагается на налоговые органы. Уплата налога производится два раза в год. От налога полностью освобождаются инвалиды, ветераны войны, лица, подвергшиеся радиации, военнослужащие и военные пенсионеры. Налог также не уплачивают пенсионеры, воины-интернационалисты и др. Налог на прибыль (доход) организаций - прямой, пропорциональный и регулирующий налог. Основное предназначение налога на прибыль - обеспечение эффективности инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична. Налог на прибыль занимает ведущее место среди доходных источников бюджетов после косвенных налогов. Объектом обложения этого налога является «валовая прибыль», под которой понимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. Налог на добавленную стоимость — косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций. Данный налог играет наиболее существенную роль в составе и косвенных налогов, и доходных источников бюджета. Плательщиками НДС являются субъекты хозяйствования, производящие товары (работы, услуги), и сфера розничной торговли, общественного питания, аукционная торговля. Объект налогообложения при уплате НДС — выручка от реализации. Существуют две ставки налога: стандартная (18%) и пониженная (10 %). Акцизы — вид косвенных налогов на ограниченный перечень товаров преимущественно массового потребления. В отличие от НДС акцизы уплачиваются один раз производителем подакцизного товара и фактически оплачиваются его потребителем. Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они — один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Акцизом облагаются: а) товары народного потребления (продукты, алкоголь, табачные изделия, драгоценности, золотые слитки, автомобили); б) природно-минеральное сырье и продукты переработки (природный газ, нефть, уголь, бензин, ГСМ); в) ввозимые в РФ, и вывезенные из РФ отдельные виды товаров. Различают плательщиков акцизов по товарам отечественного производства, по товарам из давальческого сырья и по товарам, ввезенным в РФ. Акцизом облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты. По подакцизным товарам действуют как процентные (адвалорные) ставки акцизов, так и твердые (специфические) ставки. Ставки являются едиными по всей территории РФ. |
50.БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. В управлении
финансовой системой важную
|
51.МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
|
52.СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ
ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. Финансы
– это система экономических
отношений, которые возникнут
между государством, юр. и физ.
лицами, между отдельными
|
53.ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА. Исходным |
54.ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ. Инфляция
макроэкономическое явление, |
55.ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ. Инфляция
макроэкономическое явление,
|
56.ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМ
ИНФЛЯЦИИ. Инфляция макроэкономическое
явление, характеризуемое - во-первых, отсутствие контроля со стороны государства над денежной массой, выбрасываемой в обращение. - во-вторых, это несбалансированность государственных расходов, выражающихся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит восполняется путем печатания новой денежной массы, что приводит к росту массы денег в обращении. Особенно инфляционно опасными являются бюджетные расходы, связанные с милитаризацией экономики. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах. - в-третьих, общее повышение уровня цен в ХХI веке связано с изменением структуры рынка, который все в большей степени приобретает очертания рынка несовершенной конкуренции. Современный рынок в значительной степени является олигополистическим. Олигополист же обладает значительной властью над ценой. - в-четвертых, деятельность профсоюзов. Например, продолжительная инфляция, в конце 60-х годов, в 70-е годы заставила многие профсоюзы настаивать на том, чтобы в трудовые договоры вносились поправки на рост стоимости жизни, автоматически корректирующие доходы рабочих с учетом инфляции. - в-пятых, нерациональная структура экономики, выражающаяся в чрезмерном развитии одних отраслей в ущерб другим; это, в частности, характерно для белорусской экономики. Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть. Обмен банками национальной валюты на иностранную вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что ведет к инфляции. |
57.ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА И
ИНФЛЯЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. |
58.ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ. В
мировой практике социально-
|
59.АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. Антиинфляционная политика – система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции. Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы лежат анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов. Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т. е. приспособлении к инфляции в коротком периоде хозяйственной деятельности, другой — в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами в долгосрочной хозяйственной перспективе. Вся антиинфляционная политика может быть разделена на две части. 1.меры, осуществляемые за короткий период, которые должны быстро сбить накал инфляционного давления и вдохнуть оптимизм в участников рыночного процесса. Поэтому меры адаптационной политики — это лишь начало четкой и выверенной на перспективу антиинфляционной политики. 2.меры, обеспечивающие непосредственную борьбу с инфляцией с упором на долговременное и систематическое их осуществление. Первая часть является как бы прелюдией второй части. Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию — прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции — индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса. Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов, Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценно и т. п. Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляция. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращения инвестиций. Недостаток - собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций-облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных, и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке. Цель антиинфляционной политики — удержать надежный контроль над инфляцией, обеспечивая невысокий темп роста: уровня цен. В долгосрочном плане эти меры должны быть последовательными и выверенными. Антиинфляционные меры: Административные методы борьбы с инфляцией – установление государством ограничений на повышение цен и заработной платы; Экономические меры – создание экономических условий, сдерживающих стремление и возможности продавцов повышать цены; Методы преодоления инфляции издержек: совокупность мер антимонопольной политики (чем больше конкурентность рынка, тем больше объем предприятия, тем ниже цены), совокупность мер, способствующих снижению удельных издержек производства (снижение налогов на бизнес, снижение импортных пошлин, стимулирование технологического прогресса); Снижение совокупного спроса – снижение бюджетных расходов, сдерживающая фискальная и жесткая денежно-кредитная политика (поддержание денежной массы на определенном уровне). |
60.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
|