Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на 15 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".
.
Довольно часто экономистов интересует эластичность предложения по цене. Главный фактор, влияющий на ценовую эластичность предложения какого-либо блага, - мобильность экономических ресурсов (Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом. Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.): чем быстрее может производитель организовать дополнительные поставки товара на рынок, тем эластичнее его предложение. Отсюда следует: эластичность предложения по цене увеличивается на долгосрочных временных интервалах. Поэтому важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
1.
Под краткосрочным периодом
2.
Среднесрочный период
3.
Долгосрочный период
Кроме этого, эластичность предложения товара зависит от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую.
Ценовая эластичность предложения имеет важное значение определения налоговой политики правительства. С помощью этого показателя можно определить, какую часть налога от продажи реально выплачивает предприниматель (из своей прибыли), а какую – потребитель (соглашается на более высокую цену товара). Если предложение эластичное, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластичное – на производителей.
Кривая спроса и предложения показывает, какое количество товаров и услуг покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.
Если наложить друг на друга два графика, обозначающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой то точке две кривые пересекутся.
Взаимодействие предложения и спроса приведет к установлению рыночной цены или равновесной цены.
Когда предложение превышает спрос, образуется излишек. Покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Когда спрос превышает предложение (возникает дефицит), в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавца.
Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем является, соответственно, равновесным.
Равновесность ситуации означает ее оптимальность, эффективность, выгодность как для продавца, так и для покупателя.
В графической модели рынка экономическое равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Так, в точке С объем предложения QS будет равен объему спроса QD. Благодаря этому устанавливается цена равновесия (Р2), одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов (рис. 8.3.).
Рис. 8.3. Рыночное равновесие
Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.
На изменение рыночной цены влияют:
Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок сбалансированный. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие. Любая другая цена будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей изменить ситуацию на рынке.
Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения:
Можно выявить влияние на равновесную цену и равновесное количество товаров, уменьшение или увеличение спроса, увеличение или уменьшение предложения. Исходя из этого формируются четыре правила взаимодействия спроса и предложения:
1)
увеличение спроса вызывает
2)
уменьшение спроса вызывает
3)
увеличение предложения влечет
за собой уменьшение
4)
сокращение предложения влечет
за собой увеличение
Важно подчеркнуть, что равновесный метод анализа в микроэкономическом исследовании предполагает поиск ситуации, в которой экономическая система находится в состоянии «идеального» покоя.
Макроэкономическое равновесие — это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение сбалансированы между различными членами общества, то есть существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; факторами производства и результатами их использования; производством и потреблением; предложением и спросом; материально-вещественными и финансовыми потоками.
Макроэкономическое равновесие рассматривается следующими моделями:
Модель IS-LM
Mодель IS-LM (инвестиции (I), сбережения (S), (предпочтение ликвидности = спрос на деньги) (L), деньги (M)) — макроэкономическая модель, которая описывает общее макроэкономическое равновесие, образующееся путем комбинации моделей равновесия на товарном (кривая IS) и денежном (кривая LM) рынках. Модель была разработана английским экономистом Джоном Хиксом и Элвином Хансеном и впервые использована в 1937 году.
Модель
Кривая IS сдвигается вправо. Новая точка равновесия отличается более высоким национальным доходом и высокой процентной ставкой.
Каждая точка на кривой IS соответствует равновесию на товарном рынке, которое определяется соотношением национального дохода (Y) и процентной ставки (i). Кривая IS моделирует две зависимости:
Зависимость объёма инвестиций от процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем ниже инвестиции. Следственно падает национальное производство, и вместе с ним национальный доход.
В свою очередь, каждая точка на кривой LM соответствует равновесию на денежном рынке. Кривая LM моделирует зависимость процентной ставки от национального дохода. Чем выше доход, тем выше процентная ставка (высокий доход → более высокие расходы, связанные с потреблением → более высокий спрос на реальную кассу → более высокая процентная ставка).
Только в точке пересечения кривых достигается равновесие между обоими рынками.
Интерпретация
Модель
IS-LM позволяет визуализировать
Модель AD-AS
Модель AD-AS (модель совокупного спроса - совокупного предложения) — макроэкономическая модель, рассматривающая макроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Впервые она была выдвинута Джоном Мейнардом Кейнсом в его работе The General Theory of Employment, Interest, and Money. Это основа современной макроэкономики, и она признана широким кругом экономистов от монетаристских сторонников laissez-faire, таких как Милтон Фридман, до социалистических пост-Кейнезианских сторонников экономического интервенционизма, таких как Джоан Робинсон.
Равновесие достигается, когда совокупный спрос равен совокупному предложению.
Модель AD-AS может быть использована для демонстрации двух важных макроэкономических событий: кривой Филлипса и стагфляции. Кривая Филлипса демонстрирует отношение между изменением уровня цен (инфляцией) и уровнем безработицы. Это отношение является основой Кейнсианской экономики.
P — уровень цен
Y — выпуск продукции (ВНП)
AD — кривая совокупного спроса
AS — кривая совокупного предложения