Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:26, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 15 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Работа состоит из  1 файл

Ответы_для_менеджеров.doc

— 526.50 Кб (Скачать документ)

       .

      Довольно  часто экономистов интересует эластичность предложения по цене. Главный фактор, влияющий на ценовую эластичность предложения какого-либо блага, - мобильность экономических ресурсов (Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом. Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.): чем быстрее может производитель организовать дополнительные поставки товара на рынок, тем эластичнее его предложение. Отсюда следует: эластичность предложения по цене увеличивается на долгосрочных временных интервалах. Поэтому важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время.

      Обычно  при оценке эластичности предложения  рассматриваются три временных  периода: краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный.

      1. Под краткосрочным периодом понимается  период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение в том случае является неэластичным. Мгновенное изменение спроса – предложение неэластично.

      2. Среднесрочный период достаточен  для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Относительно меньшее изменение цены, чем в краткосрочном периоде. Производственные мощности производителей и всей отрасли остаются неизменными.

      3. Долгосрочный период предполагает  расширение или сокращение фирмой  своих производственных мощностей,  а также приток новых фирм  в отрасль в случае расширения  спроса или уход при условии  сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

      Кроме этого, эластичность предложения товара зависит от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия  свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую.

      Ценовая эластичность предложения имеет  важное значение определения налоговой  политики правительства. С помощью  этого показателя можно определить, какую часть налога от продажи  реально выплачивает предприниматель (из своей прибыли), а какую – потребитель (соглашается на более высокую цену товара). Если предложение эластичное, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластичное – на производителей.

      Кривая  спроса и предложения показывает, какое количество товаров и услуг покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.

      Если  наложить друг на друга два графика, обозначающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой то точке две кривые пересекутся.

      Взаимодействие  предложения и спроса приведет к  установлению рыночной цены или равновесной цены.

      Когда предложение превышает спрос, образуется излишек. Покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Когда спрос превышает предложение (возникает дефицит), в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавца.

      Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем является, соответственно, равновесным.

      Равновесность ситуации означает ее оптимальность, эффективность, выгодность как для продавца, так  и для покупателя.

      В графической модели рынка экономическое равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Так, в точке С объем предложения QS будет равен объему спроса QD. Благодаря этому устанавливается цена равновесия (Р2), одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов (рис. 8.3.).

      

      

      

      

      

        

     Рис. 8.3. Рыночное равновесие

      Равновесие  означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

      На  изменение рыночной цены влияют:

  1. возникающий неудовлетворенный спрос – ведет к повышению цен;
  2. избыточное предложение – приводит к снижению цен до уровня равновесных.

      Пока  предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок сбалансированный. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие. Любая другая цена будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей изменить ситуацию на рынке.

      Возможны  четыре варианта взаимодействия спроса и предложения:

  1. возрастание спроса на товар – кривая его двигается вправо;
  2. уменьшение спроса на товар – кривая его двигается влево;
  3. возрастание предложения на товар – кривая его двигается вправо;
  4. уменьшение предложения на товар – кривая его двигается влево.

      Можно выявить влияние на равновесную  цену и равновесное количество товаров, уменьшение или увеличение спроса, увеличение или уменьшение предложения. Исходя из этого формируются четыре правила взаимодействия спроса и предложения:

      1) увеличение спроса вызывает рост  и равновесной цены, и равновесного  количества товаров;

      2) уменьшение спроса вызывает падение  и равновесной цены, и равновесного  количества товаров;

      3) увеличение предложения влечет  за собой уменьшение равновесной  цены и увеличение равновесного  количества товаров;

      4) сокращение предложения влечет  за собой увеличение равновесной  цены и уменьшение равновесного  количества товаров.

      Важно подчеркнуть, что равновесный метод анализа в микроэкономическом исследовании предполагает поиск ситуации, в которой экономическая система находится в состоянии «идеального» покоя.

      Макроэкономическое  равновесие — это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение сбалансированы между различными членами общества, то есть существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; факторами производства и результатами их использования; производством и потреблением; предложением и спросом; материально-вещественными и финансовыми потоками.

      Макроэкономическое  равновесие рассматривается следующими моделями:

      Модель IS-LM

      Mодель  IS-LM (инвестиции (I), сбережения (S), (предпочтение ликвидности = спрос на деньги) (L), деньги (M)) — макроэкономическая модель, которая описывает общее макроэкономическое равновесие, образующееся путем комбинации моделей равновесия на товарном (кривая IS) и денежном (кривая LM) рынках. Модель была разработана английским экономистом Джоном Хиксом и Элвином Хансеном и впервые использована в 1937 году.

      Модель

      

      Кривая IS сдвигается вправо. Новая точка  равновесия отличается более высоким  национальным доходом и высокой  процентной ставкой.

      Каждая точка на кривой IS соответствует равновесию на товарном рынке, которое определяется соотношением национального дохода (Y) и процентной ставки (i). Кривая IS моделирует две зависимости:

      Зависимость объёма инвестиций от процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем ниже инвестиции. Следственно падает национальное производство, и вместе с ним национальный доход.

      В свою очередь, каждая точка на кривой LM соответствует равновесию на денежном рынке. Кривая LM моделирует зависимость  процентной ставки от национального дохода. Чем выше доход, тем выше процентная ставка (высокий доход → более высокие расходы, связанные с потреблением → более высокий спрос на реальную кассу → более высокая процентная ставка).

      Только  в точке пересечения кривых достигается  равновесие между обоими рынками.

      Интерпретация

      Модель IS-LM позволяет визуализировать взаимосвязь  таких макроэкономических величин  как процентная ставка, денежная масса, уровень цен, спрос на реальную кассу, спрос на товары, производственный уровень экономики. Изменения одной или нескольких этих величин приводят к смещению точки пересечения кривых LM и IS, которая в свою очередь определяет уровень производства (и дохода) экономики, а так же соответствующий уровень процентной ставки.

      Модель AD-AS

      Модель AD-AS (модель совокупного спроса - совокупного предложения) — макроэкономическая модель, рассматривающая макроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.

      Впервые она была выдвинута Джоном Мейнардом  Кейнсом в его работе The General Theory of Employment, Interest, and Money. Это основа современной макроэкономики, и она признана широким кругом экономистов от монетаристских сторонников laissez-faire, таких как Милтон Фридман, до социалистических пост-Кейнезианских сторонников экономического интервенционизма, таких как Джоан Робинсон.

      Равновесие  достигается, когда совокупный спрос  равен совокупному предложению.

      Модель AD-AS может быть использована для  демонстрации двух важных макроэкономических событий: кривой Филлипса и стагфляции. Кривая Филлипса демонстрирует отношение между изменением уровня цен (инфляцией) и уровнем безработицы. Это отношение является основой Кейнсианской экономики.

      

      P — уровень цен

      Y — выпуск продукции (ВНП)

      AD — кривая совокупного спроса

      AS — кривая совокупного предложения

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"