Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на 15 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".
Чтобы этого добиться, оно должно обеспечить и полную занятость, и полный объем производства.
Под полной занятостью понимается использование всех пригодных для этого ресурсов: рабочей силы, пахотных земель, капитального оборудования и т.п.
Полный объем производства означает, что ресурсы надо распределять эффективно:
2)
применяются наилучшие их
Поскольку ресурсы редки, то даже при полной занятости и полном объеме производства экономика не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг.
14. Закон спроса и предложения, их эластичность, макроэкономическое равновесие
Спрос – это товары и услуги, которые потребитель, имея ограниченные ресурсы, выбрал для покупки и за которые готов платить цену.
Основа спроса – потребности. Потребности – это товары и услуги, которые люди хотели бы иметь.
Следовательно,
спрос – это потребности, ограниченные
платежеспособностью
Спрос – это объем возможностей покупки товара в зависимости от установившейся цены на него. Объем спроса - это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период (например, день или год). Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров (товаров-заменителей), доходов покупателей и их вкусов.
Зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), на которые будет предъявляться спрос при каждом уровне цен, может быть представлена в виде графика.
Графическое выражение между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар, называется кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей.
Каждая точка на этой прямой представляет конкретную цену (Р) и соответствующее количество товара (Q), которое покупатели купят по данной цене. Кривая спроса наклоняется вниз и вправо, так как зависимость между ценой и величиной спроса обратная. Нисходящее направление кривой объясняется законом спроса: при низкой цене люди покупают большее количество товара, чем при высокой.
Как
уже отмечалось, кривая спроса характеризует
взаимосвязь между спросом на
товар и его ценой при
Рассмотрим, как воздействуют на спрос неценовые факторы. Если предположим, что увеличивается доход потребителей, то спрос на большинство товаров (при неизменных прочих факторах) возрастает. При снижении доходов спрос на эти товары падает. Это так называемые "нормальные товары", спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением доходов. Следовательно, при росте доходов кривая спроса " нормальных товаров " сдвинется вправо из положения DD в положение D"D", а при снижении доходов – в положение D'D' (рис.5).
Р
D"
D
D'
Р1 D'' D' D
Q1' Q1 Q1" Q
Рис. 5. Сдвиг
кривой спроса при изменении доходов
Из этого правила, однако, существует некоторые исключения. Так, спрос на некоторые товары (дешёвые продукты и одежду и т. д.) обычно уменьшается при росте доходов и возрастает, когда доходы падают. Это называется " товары низшей категории ".
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.
Закон спроса не действует:
1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
2)
для некоторых редких и
3)
при переключении спроса на
более качественные и
На изменение спроса влияют неценовые факторы:
1) число покупателей;
2)
изменение в денежных доходах
населения. Например, рост доходов
увеличивает спрос на дорогие
виды товаров: мебель, бытовую
технику, высококачественные
3) изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители. Так, рост цен на сливочное масло повысит спрос на маргарин;
4)
изменение структуры населения,
Другим фактором, влияющим на спрос, являются вкусы и предпочтения потребителей. Под влиянием рекламы, моды и т. д. спрос на данный продукт может возрасти при любой цене. Кривая спроса в этом случае сдвинется вправо. Неблагоприятные изменения во вкусах покупателей приведут к сдвигу кривой спроса влево.
Так, рост доходов населения, увеличение числа покупателей, ожидаемое повышение цен приводят к расширению спроса.
Итак, между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость (между величиной покупки и уровнем цены – зависимость обратная). Такая зависимость в экономической теории получила название закон спроса: чем выше цена, тем меньше величина спроса.
В качестве основного показателя, характеризующего реакцию спроса на изменение цены, используют эластичность спроса по цене ½Ер (D)½ – предел отношения относительного приращения объёма спроса к относительному приращению цены при условии, что Δ Р → О:
Ер (D) = lіm : = lіm . = . .
Степень реакции одной экономической величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменяется одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, насколько изменилась в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Эластичность спроса – степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как изменение объема спроса к изменению его цены. Коэффициент эластичности спроса определяется как отношение процента изменения спроса к проценту изменения цены.
Если обозначить цену Р, а величину Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Кэс равен:
Эластичность
спроса характеризует степень
1. Спрос эластичен тогда, когда при изменении цены на 1% спрос увеличивается больше чем на 1%. Цена растет (падает) меньше, чем спрос: Кэс > 1. Спрос называют эластичным, если несущественные изменения цены приводят к увеличению продаж ( например, скидки на обувь, одежду, бытовую технику побуждают нас приобрести данный товар, даже если эта покупка не планировалась).
2.
Спрос имеет единичную
3.
Спрос неэластичен (имеет
4.
Спрос совершенно неэластичен,
когда потребители приобретают
фиксированное количество
5.
Спрос совершенно эластичен –
при усилении совершенной
Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности. Спрос растет (падает), цена постоянна: Кэс = ¥.
Предложением называется количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене, в определенном объеме, за определенный период времени.
Объем предложения товара – это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит от цены товаров, от цены используемых в производстве ресурсов, имеющихся в распоряжении товаропроизводителей, и других факторов.
Объём предложения зависит от ряда факторов: от цены данного товара (P), цен на производственные ресурсы (Pa), налогов и субсидий (C), цен на другие товары (Рb, Pc), технологии производства (К), числа продавцов на рынке (N), ожидания изменения цен (T).
Qs = f ( P, Pa, Pb, Pc, . . . K, C, T, N ),
где Qs – объём предложения данного товара в единицу времени.
Важно отличать объем предложения от объема производства: не все, что создано производителем, предлагается к продаже, и не все, что продается, обязательно покупается. Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяется и продавцами, и покупателями.
Под кривой предложения понимаем отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать (рис. 8.2.). Кривая предложения может перемещаться влево и вправо под воздействием определенных факторов.
Если под воздействием какого-то фактора предложение возрастет, то кривая сместится вправо. При уменьшении предложения кривая S сместится влево. Кривая предложения наглядно показывает, что с повышением цены товара растет количество этого товара, предлагаемого производителями на продажу. В этой связи кривая предложения имеет «восходящий» характер.
Рис. 8.2. График кривой предложения
На объём предложения будет оказывать влияние изменение цен на ресурсы. Если цены на ресурсы повысятся, это значительно увеличит издержки, расширение производства будет экономически не выгодным, и объём предложения снизится. Следовательно, кривая предложения сдвинется влево. И наоборот, снижение цен на ресурсы сделает выгодным расширение производства товара и приведёт к увеличению предложения. Кривая предложения при этом сдвинется вправо.
Другим фактором, влияющим на предложение, является уровень технологии. Совершенствование технологии ведёт к снижению затрат на единицу продукции и ведёт к расширению предложения. Следовательно, технический прогресс смещает кривую предложения вправо.
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от их цены.
По мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их поведения – меньшие.
Эластичность предложения – это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.
Коэффициент эластичности предложения определятся как отношение процента изменения объема предложения к росту или снижению цен (в процентах) по формуле: