Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание

Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе я рассмотрела такие немаловажные проблемы, как невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, необходимость социальных преобразований; проблемы России в области социальной политики и пути их преодоления. Основная цель работы состоит в том, что бы показать социальные проблемы, в общем, социальные проблемы в России, программы, мероприятия, проводимые правительством по улучшению жизни населения, повышения уровня их доходов. Меры по защите социально незащищенных слоев общества (стариков, детей). Осветить результаты социальных реформ. Раскрыть сущность социальных программ на примере всевозможных видов пособий незащищенным слоям общества. Показать важность социальных преобразований. Необходимость выработки и внедрения в повседневную практику законов по защите тех, кто не может по ряду причин, по средствам труда, обеспечить себя, или в преклонном возрасте, или по малолетству, или по другим, не зависящим от желания, причинам, своей семье проживания на уровне. Этот уровень должен соответствовать среднему прожиточному минимуму в данной стране.

Содержание

Введение
Глава 1.Сущность социальной политики
1.1. Политика государства в формировании доходов
1.2. Политика государства на рынке труда
Глава 2. Основные направления социальной политики
2.1. Социальное страхование
2.2.Социальная защита работников
2.3. Социальная политика в области заработной платы
2.4.Социальная политика на рынке труда
2.5. Жилищная политика
Глава 3. Актуальные проблемы развития государства
3.1. Социальная политика: реформы и обязательства
3.2.Приоритеты социальной политики России
3.3. Реформы в сфере образования
3.4. Социальные проблемы современной России
3.5. Страховые пособия в связи с рождением ребёнка
3.6. Стипендии
3.7. Результаты реализации социальной политики в России
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсааааааач.docx

— 64.46 Кб (Скачать документ)

    3) обеспечение предпринимательства  необходимыми кадрами;

    4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;

    5) способствование развитию и совершенствованию  интеллектуального потенциала общества;

    6) влияние идей и конкретных  социальных  достижений (отсутствие  явной безработицы - прежде всего)  капитализма;

  Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными средствами.

  Возникает вопрос, возможна ли безработица в  нашем обществе. Возможна и неизбежна, из-за экономического кризиса производства, смены форм собственности, курса  на реализацию производства, технического прогресса и структурных сдвигов  в экономике, конверсии ВПК.

  Есть  два варианта развития рынка труда. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство.  При этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.

    В общенациональном масштабе современное  государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста продуктивности труда. Для  этого осуществляется “политика  доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику  применяют частные фирмы, пытаясь  сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей  силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства  может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония.

    Минимальная заработная плата является одним  из важнейших рычагов воспроизводства  рабочей силы и её стимулирования, кроме того, на основе минимальной  зарплаты устанавливаются различные  пособия (в том числе по безработице), пенсии и т. К этому набору в  разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз  в пять лет подержанного автомобиля и др.

    Размер  минимальной заработной платы в  развитых странах Запада составляет от 30 до 50% размера средней заработной платы. В США этот показатель сегодня  составляет 4.5 долларов в час. Отдельный  минимум устанавливается для  молодежи.

2. Основные  направления социальной   политики.

Практика  проведения социальной политики в развитых странах выработана

несколько направлений в ее реализации. К  ним относятся : социальное

страхование ; социальную защиту работников, политику в области заработной платы ; социальные меры на рынке труда ; жилищную политику.

     Социальное страхование - наиболее  важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять ( по ряду объективных причин, например, из-за травмы )возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая – выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь : социальное страхование. Необходимо правильно понимать смысл, значение социального страхования - какосновного механизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты.

2.1. Социальное  страхование

Главное отличие социального страхования  от других видов государственной  защиты состоит в том, что его  средства формируются при непосредственном участии застрахованных. Они аккумулируются в различных фондах, специализирующихся на конкретных видах социальных рисков, куда поступают главным образом  в виде взносов работников, работодателей, государственных ассигнований, а также взносов добровольно застрахованных граждан и доходов от капитализации собранных средств. В первые годы реформ для этих целей в России были созданы Пенсионный фонд РФ (1991 г.), Фонд социального страхования РФ (1992 г.), Государственный фонд занятости населения РФ (1993 г.) и система фондов обязательного медицинского страхования (1993 г.). Они были задуманы как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, средства которых не входят в состав бюджетов других фондов и не подлежат изъятию, хотя и остаются государственной собственностью.

До 2001 г. тарифы страховых отчислений утверждались специальным федеральным законом. В соответствии с этим документом в 2009г. страховые взносы в Пенсионный фонд РФ для большинства работодателей  составляют 28% по отношению к начисленному фонду оплаты труда, для наемных  работников - 1% заработка. Средства Фонда  расходуются на выплату государственных  пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание материальной помощи престарелым и  нетрудоспособным гражданам. При этом существенная часть выплат финансируется  за счет государственных ассигнований, в частности, пенсии и пособия  военнослужащим, детское пособие, социальная пенсия.

В формировании остальных внебюджетных фондов наемные  работники фактически не участвуют. Так средства Фонда социального  страхования РФ формируются в  основном за счет страховых взносов  работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (тариф - 5,4% начисленной оплаты труда), а также государственных ассигнований на покрытие расходов, связанных с  предоставлением пособий и компенсаций  отдельным категориям граждан. Ведущими направлениями расходования средств  Фонда являются выплата пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ним в течение первых полутора лет жизни, социального пособия на погребение, а также покрытие расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление застрахованных и членов их семей.

Помимо  этого, данный фонд аккумулирует средства обязательного социального страхования  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое  регулируется одноименным федеральным  законом. Страховые взносы уплачиваются вне зависимости от других взносов  на социальное страхование, и, в отличие  от последних, дифференцированы по видам  экономической деятельности. Каждому  виду, в зависимости от характера  и условий труда, присвоен один из 14 классов профессионального риска. Для низшего (I) класса, к которому относятся структуры управления, учреждения здравоохранения, образования, культуры, искусства, науки, а также  общественные организации, страховой  тариф составляет 0,2% фонда оплаты труда работников. Для высшего (XIV) класса страховой взнос значительно  выше - 10,7%. Этот уровень профессионального  риска присвоен добыче угля подземным  способом. В развитых странах эти  виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП.

2.2Социальная  защита работников

     Как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах  составляют работающие, единственным ( или основным ) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Среди самодеятельного населения России около 40 млн. человек, или примерно половину, составляют наемные работники, в первом полугодии 2008 г. заработная плата наемных работников, включая выплаты социального характера, составляла 43,4 % общего объема денежных доходов населения.* Кроме того, в любом государстве

имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области  социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку  работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство  разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы  договоров, которые заключают между  собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками  и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.

2.3 Социальная  политика в области заработной  платы

Сейчас  по Москве минимальная зарабатная плата состовляет-5500 рублей. И это по моему мнению, катастрофически маленькая сумма для нормального существования!  при средней зарплате в 6.593 руб/мес и официальном прожиточном минимуме в 4.646 руб.* Поэтому и продолжительность жизни у нас не высока.

Социальная  политика в области заработной платы  должна реализовываться дифференцированно. основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы.

Это главным  образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий  населения фиксируется минимальный  уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С  помощью законов государство  определяет также ритм оплаты труда(каждые 14 дней или ежемесячно). В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней  и сохранение его втечение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса. К примеру, в России безработных - 9.190.000 человек. Пособие по безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (3 мес. - 75%, след. 4 мес. - 60%, в дальнейшем - 45%), по истечении года - минимальная заработная плата. * Численность безработных В России: февраль 2009 год-19,9 млн. человек, а в феврале 2010 года заметны увеличения-31 млн.человек.* 

2.4Социальная  политика на рынке труда.

Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого  страхования по безработице к  поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная  политика применительно к рынку  связана прежде всего с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда ( например, с помощью сокращения пенсионного возраста ). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Инструментарий  социальной политики в области рынка  труда включает в себя наряду с  произведением компенсационных  выплат при безработице и в  период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству  и профессиональному обучению, облегчающих  вступление в трудовую жизнь или  смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице  должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий  по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест. Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения ( пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев). Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) наёмного работника в России с 1 января 2009 г. составляет 4.330 руб/мес или примерно 96€.

Минимальный размер оплаты труда в Люксембурге - 1.642€, в Ирландии - 1.462€, в Бельгии - 1.387€,  в Румынии - 153€,  в Болгарии - 123€.   В США - $7.25 в час.* Это показывает, что не смотря на то, что государство пытается проводить реформы, мы все равно отстаем от Европейских стран. 
 

2.5 Жилищная  политика.

Политика  обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных  западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают  территориальную подвижность рабочей  силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает  особую значимость, ибо повышает эффективность  производства. В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета  средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальная политика государства