Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание

Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе я рассмотрела такие немаловажные проблемы, как невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, необходимость социальных преобразований; проблемы России в области социальной политики и пути их преодоления. Основная цель работы состоит в том, что бы показать социальные проблемы, в общем, социальные проблемы в России, программы, мероприятия, проводимые правительством по улучшению жизни населения, повышения уровня их доходов. Меры по защите социально незащищенных слоев общества (стариков, детей). Осветить результаты социальных реформ. Раскрыть сущность социальных программ на примере всевозможных видов пособий незащищенным слоям общества. Показать важность социальных преобразований. Необходимость выработки и внедрения в повседневную практику законов по защите тех, кто не может по ряду причин, по средствам труда, обеспечить себя, или в преклонном возрасте, или по малолетству, или по другим, не зависящим от желания, причинам, своей семье проживания на уровне. Этот уровень должен соответствовать среднему прожиточному минимуму в данной стране.

Содержание

Введение
Глава 1.Сущность социальной политики
1.1. Политика государства в формировании доходов
1.2. Политика государства на рынке труда
Глава 2. Основные направления социальной политики
2.1. Социальное страхование
2.2.Социальная защита работников
2.3. Социальная политика в области заработной платы
2.4.Социальная политика на рынке труда
2.5. Жилищная политика
Глава 3. Актуальные проблемы развития государства
3.1. Социальная политика: реформы и обязательства
3.2.Приоритеты социальной политики России
3.3. Реформы в сфере образования
3.4. Социальные проблемы современной России
3.5. Страховые пособия в связи с рождением ребёнка
3.6. Стипендии
3.7. Результаты реализации социальной политики в России
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсааааааач.docx

— 64.46 Кб (Скачать документ)

3. Актуальные  проблемы социального развития  государства и пути их решения.

3.1.  Социальная  политика: реформы и обязательства.

    Численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает около 200 млн. человек.*

    В любое время и во всех странах  региональные и местные власти сталкиваются с одной и той же проблемою: как согласовать свои(всегда ограниченные) финансовые и административные ресурсы с необъятным числом конкретных дел, не дающих немедленную финансовую отдачу, и проблем, ”по определению” не имеющих окончательного и вполне удовлетворительного для участвующих сторон решения. Речь идет обо всем , относящемся к так называемой социальной сфере, - о социальной защите неимущих, муниципальном жилье, благоустройстве и т.п.

    Даже  с учетом инфляционно увеличенного розничного товарооборота общий  объем конечного потребления  товаров народного потребления  и услуг населения составляет 38-40% ВНП. Это свидетельствует о  недопотреблении товаров и услуг, означающим невозможность нормального  воспроизводства рабочей силы. Недопотребление  никоим образом не означает, что  свободные ресурсы направляются в инвестиционную сферу. Напротив, расхождение  между потенциалом накопления и  реальным накоплением остается крайне высоким. С точки зрения социальных последствий обозначенных явлений, особенно важно понять, что если недоинвестирование экономики отражается прежде всего на структуре деятельности, занятости и т.д.;

  То  недопотребление сказывается на продолжительности жизни, здоровье населения. Не меньшую опасность для России заключает в себе угроза депопуляции в связи с ухудшением всех демографических показателей — рождаемости, смертности, естественного прироста, ожидаемой продолжительности жизни. Так, средняя продолжительность жизни российского мужчины составляет 59 лет, женщины дотягивают аж до 72, ухудшением генофонда, лежат не столько чисто демографические закономерности, сколько социально-экономические факторы. Пример: Содержание одного заключенного в колонии строгого режима обходится в 6.800 руб.

  Средний размер пенсии, в среднем по России, составляет 3.300 руб. Минимальная пенсия в России, обеспечивает существование пенсионера, примерно, на уровне военнопленного немца в 1941 году. 67,4% россиян считают выход на пенсию катастрофой* Если у нас  такие маленькие пенсии, то как мы можем сократить смертность и увеличить продолжительность жизни в нашей стране?!

    Вызывает  опасение и тот факт, что в среднем  по России прирост денежных доходов  за счет увеличения оплаты труда в  отраслях экономики происходит более  медленным темпом, нежели за счет прочих источников. Во многих регионах остается острой проблема неплатежей, задержке заработной платы. Средняя заработная плата работников увеличивается  намного меньше официального повышения  минимального размера оплаты труда. Уровень жизни различных групп населения изменялся не в соответствии с трудовым вкладом, а в зависимости от степени приближения к верхним ступеням в иерархии власти. Происходит подмена в общественном сознании системы ценностей: все менее предпочтительным становится добросовестный, творческий труд: он не стимулируется соответствующим образом, а все более престижным – собственность, богатство, независимо от того какими способами они нажиты. С другой стороны, добросовестный и честный труд становится в массовом сознании чем-то ненужным, лишним; и парадоксальность сложившейся ситуации проявляется также в том, что собственный потенциал(знания, способности, навыки и опыт) по месту основной работы используется не достаточно. С проблемами социального развития напрямую связаны не только снижение уровня жизни трудящихся и расслоение населения по доходам, но и проблемы занятости. Занятость-это не только проблема трудовых отношений или социального развития субъектов хозяйствования, это прежде всего комплексная проблема, решение которой зависит от общеэкономической ситуации, бюджетной и кредитной политики государства, в которой занятость является определяющим фактором. Таким образом, анализ современных проблем социального развития свидетельствует, что для решения необходимо формирование целостной социально-экономической политики, как на региональном уровне, так и в масштабах государства в целом; оказание финансовой и кредитной помощи регионам. Это одна из самых главных задач федеральной власти, которая пока не выполняется.  

3.2Приоритеты  социальной политики России.

    Несмотря  на оживление в экономике и  даже небольшой рост, говорить о  долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических  проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том  числе на продукцию инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое  развитие. Решать сугубо экономические  вопросы нужно только в комплексе  с совершенствованием социальной политики.   Реальностью сегодняшнего дня стало изменение принципов финансирования социальной сферы - она все более опирается на внебюджетные средства.

Главными  задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни  и снижение числа бедных. Предстоит  перевод жилищно-коммунального хозяйства  на рыночные рельсы и его демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100% (сейчас на уровне 40%) при одновременном введение системы жилищных субсидий для беднейших слоев. Одна из главных задач – необходимо повышать размеры оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы социального страхования, относящихся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги. Особая роль в программах “государство благосостояния” отводится трансфертам. Трансферт – это безвозмездная передача части доходов или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Бедные семьи получают больше возможности для того, чтобы дать хорошее образование своим детям. Но одновременно возникает проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, которая заключается в парадоксальном явлении – количество людей, относимых к категории бедных может взрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки. Начинает расти социальная нагрузка на государственный бюджет и, следовательно, растущий дефицит. Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого ”пирога”. А Пока что наше общество выглядит так: бедные (на их доход приходится 1 прожиточный минимум, малообеспеченные (2 - 2,5 прожиточных минимума, на сегодняшний день это 25 % населения), средние (6-7 прожиточных минимумов), обеспеченные и богатые (более 10 прожиточных минимумов). В 42 регионах России средний уровень доходов низкий или на уровне порога бедности. Почти 2/3 населения имеют доходы ниже среднего уровня, отмечается увеличение малоимущих категорий граждан.

За чертой прожиточного минимума в России живут (по данным 2009г., % к общей численности  населения):

дети  в возрасте до 15 лет - 25,0%;

молодежь  от 16 до 30 лет - 20,5%;

трудоспособные  мужчины и женщины от 31 до 54-59 лет - 40,0%;

  лица  пенсионного возраста свыше 55-60 лет - 14,5%

    Таким образом, в настоящее время в России бедность превратилась в массовое явление - треть населения (по разным оценкам, 20-40% населения) проживает за границей прожиточного минимума, а примерно 2% наших сограждан живет в условиях прямого недопотребления и выживания.*

3.3.Некоторые  направления, реформы в сфере  образования, здравоохранения, жилья.

    За  последние десять лет в сфере  образования произошли следующие  изменения: изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику; все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти; происходит активная адаптация к новой обстановке самой системы образования.    

    Позитивно то, что идет формирование новой  законодательной базы, растет влияние  региона, учитываются требования рынка  труда. В тоже время налицо явно недостаточное  и не эффективное бюджетное финансирование, не однозначны последствия коммерциализации образования. Усиливается имущественное  и региональное неравенство в  доступе к образованию. Среди  явно обозначившихся тенденции осознание населением важности образования. Увеличивается доля платного образования, население постепенно осознает его необходимость. Исходя из этого реформа образования должна реально разделить бюджетные потоки – часть из них будет покрывать расходы на финансирование обязательных стандартов образования, другую необходимо отдать в руки населения, с тем, что бы семья сама выбирала для детей соответствующий уровень и качество образования. На платные образовательные услуги российские граждане тратят заметно меньше средств, чем на медицину. Тем не менее 28% семей платят за учебу детей внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. Благодаря государственной поддержке более 30% бедных семей бесплатно получают школьные учебники. Почти каждая пятая семья, где дети получают высшее образование в той или иной мере платят за него из личных средств. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста полагают что не смогут оплатить обучение детей в вузе. Необходимо ввести государственный заказ на высшее образование путем предоставления грандов и образовательных кредитов, апробировать и широко внедрить систему общенационального тестирования.   

    В сфере здравоохранения все более  распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье  приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. По этому до 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. В тоже время финансовое положение сферы здравоохранения лучше, чем образования и культуры. Одновременно доля средств населения в оплате мед. услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.И есть еще одна проблема. Россия занимает второе место в мире по распространению поддельных лекарств.

    82% медикаментов, реализуемых через  общедоступные аптеки, фальсифицированы  или не соответствуют срокам  годности. Обычно, в таблетки недокладывают активного вещества, либо используют "пустышки" из мела. В России ежегодно реализуется на €300 млн фальсифицированных медикаментов. 75% лекарств в России - зарубежного производства.

    Только 2% отечественных предприятий фарминдустрии  отвечают мировым стандартам, только 10% из них могут использовать отечественное сырье

    Стоимость лекарств в России в 3-4 раза выше международных контрольных цен на аналогичные препараты. Росздравнадзор приступил к работе над поправками в закон "О лекарственных средствах",государство усилило надзор над наступающим импортом в нашу страну!*

Информация о работе Социальная политика государства