Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в современной экономике России.

Задачи исследования:

1) Изучить сущность рынка ценных бумаг и его структуру.

2) Провести анализ современного состояния рынка ценных бумаг в

экономике России.

3)Рассмотреть современные тенденции развития рынка ценных бумаг в экономике России и его перспективы.

Содержание

Введение 3

I Рынок ценных бумаг. 4

1.1 Основные понятия рынка ценных бумаг. 4

1.2. Основные виды ценных бумаг. 6

1.3. Основные участники фондового рынка. 10

II Состояние рынка ценных бумаг в современной

экономике России. 15

2.1 Актуальные проблемы развития российского фондового

рынка. 15

2.2 Информационная асимметрия на внутреннем рынке

корпоративных облигаций России 17

2.3 Роль рынка ценных бумаг в жизни российских банков. 22

III Перспективы развития российского рынка ценных

бумаг. 27

3.1 Российские депозитарные расписки как способ ликвидности

российского рынка ценных бумаг 27

3.2 Современные тенденции развития российского рынка

государственных ценных бумаг. 31

Заключение 36

Работа состоит из  1 файл

Состояние и перспективы рынка ценных бумаг-111.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

    Развитие цивилизованного рынка ценных бумаг неразрывно связано с раскрытием на нем достоверной информации. В настоящее время российский рынок ценных бумаг в отношении раскрытия информации стремится работать по мировым стандартам.

    В большинстве развитых стран рынок ценных бумаг является для банков не только одним из основных инструментов размещения средств, но и важным источником финансовых ресурсов. Крупнейшие мировые банки привлекают значительные объемы средств за счет размещения на рынке займов, различных по валюте, сроку, виду процентной ставки. Данные операции активно используются банками для управления финансовыми рисками, включая кредитный (за счет выпуска asset-backed securities), и долгосрочного планирования ликвидности. Кроме того, существенная часть средств, привлекаемых от частного и корпоративного секторов, оформляется в виде депозитных сертификатов, которые (что выгодно их владельцам) одновременно могут использоваться как инвестиционный и расчетный инструмент.

    Анализ рынка ценных бумаг свидетельствует о том, что в России ситуация еще далека от мирового уровня.

III Перспективы развития российского рынка ценных бумаг

3.1.Российские  депозитарные расписки  как способ увеличения  ликвидности российского рынка ценных бумаг.

    С исчезновением таможенных барьеров для товаров иностранного производства стало обычным иметь японский телевизор, немецкий автомобиль и испанскую сантехнику. Объем рынка того или иного иностранного товара подчас сопоставим с объемом торгов на всех российских фондовых биржах вместе взятых. Тем не менее, до сих пор на российском рынке нельзя приобрести акции иностранных компаний, производящих товары, которые мы покупаем. Почему же нельзя вернуть себе хотя бы часть средств, потраченных на приобретение иностранных товаров, в форме дивидендов по акциям и дохода по облигациям? Более того, российские компании, вероятно, были бы заинтересованы в том, чтобы участвовать в капитале и распределении доходов иностранных предприятий, являющихся их поставщиками или потребителями. Легализация иностранных ценных бумаг на российском фондовом рынке означала бы возможность осуществлять эти инвестиции, руководствуясь нормами национальной правовой системы, под контролем государства, задачей которого могла бы стать защита прав российских владельцев иностранных ценных бумаг в рамках той или иной юрисдикции.

    Заинтересованы в таких инвестициях не только крупные компании. Подобные инвестиции интересны также тем, кто не может позволить себе исследований в области правового регулирования иностранных рынков, и тем, кто ищет возможность получить максимальную прибыль с минимальными затратами. Это в первую очередь портфельные инвесторы - пенсионные (в случае получения ими соответствующего разрешения) и паевые инвестиционные фонды, доверительные управляющие, дилеры, ищущие возможности сформировать уникальные (отличные от конкурентов) стратегии инвестирования клиентских активов.

    Безусловно, в такой ситуации тот, кто заинтересован в допуске ценных бумаг на российский рынок, будет стремиться к тому, чтобы расходы, которые он понесет в процессе первичного размещения и последующего обращения, были компенсированы доходами. Добиться положительного результата можно, если найти и вывести на рынок перспективные бумаги. Примером того, насколько успешной может быть эта деятельность, является Bank of New York, зарегистрировавший 47 программ депозитарных расписок украинских предприятий, 12 - казахских, 2 - латвийских.

    В связи с этим необходимо обратить внимание на положение проекта Федерального закона о внесении изменений в ФЗ "О рынке ценных бумаг" о том, что публичное размещение и обращение РДР в Российской Федерации допускается только при наличии договора с эмитентом представляемых ценных бумаг.

    Из практики всех, кто сталкивался с выпуском депозитарных расписок, следует, что если эмитент расписок не заинтересован в регистрации своих бумаг и листинге в связи с планами по привлечению инвестиционных ресурсов, то он в большинстве случаев не заинтересован и в заключении договора с каким-либо депозитарием. Довольно сложно представить себе, что Microsoft, Exxon, British Petroleum или Nokia заключат договор и примут обязательства в отношении исполнения прав владельцев российских депозитарных расписок, притом, что объем таковых составит менее 5% от общего количества выпущенных бумаг.

    Указанное требование, существенно ограничивающее возможности по выводу интересных для портфельных инвесторов инструментов на российский рынок, дополнено также требованием о том, чтобы в случае публичного обращения РДР базовый актив также обращался на торгах иностранных фондовых бирж. Мотивы для такого ограничения вполне понятны. В большинстве юрисдикций при включении ценных бумаг в листинг фондовой биржи эмитент принимает на себя определенные обязательства по раскрытию информации и содействию реализации владельцами прав по своим бумагам. Биржи также устанавливают систему критериев к рынку для той или иной ценной бумаги, будучи заинтересованными в приеме на обслуживание ценных бумаг "инвестиционного качества".

    Депозитарные расписки, с точки зрения инвестора, позволяют избегать рисков, связанных с инвестированием в рамках правовых систем иностранных государств. Суть депозитарных расписок в том, чтобы предложить инвестору способ осуществления правомочий собственника, связанных с пользованием и распоряжением ценными бумагами иностранных эмитентов, при этом инвестору и иностранному эмитенту желательно оставаться в рамках национального правового поля.

    Для того чтобы построить непротиворечивые отношения между инвестором и иностранным эмитентом ценных бумаг, необходим посредник. Таким посредником может стать эмитент депозитарных расписок. Принимаемые им обязательства должны соответствовать правам, которые он получает в отношении ценных бумаг иностранного эмитента на основании договора, заключенного между ними. Перед тем как эмитент депозитарных расписок сможет предложить российскому инвестору продукт того или иного иностранного рынка, он должен изучить законодательство о ценных бумагах, международные частноправовые нормы и в случае необходимости заключить договор с эмитентом базовых ценных бумаг таким образом, чтобы исключить возможные коллизии правовых норм российского и иностранного законодательств. Иначе говоря, этот договор должен представлять собой перевод с "иностранного" на "российский", а за качество перевода ответственность перед каждой из сторон в отдельности несет "переводчик", т. е. эмитент депозитарных расписок.

    В связи со спецификой сферы действия и детализацией федерального закона представляется необходимым уточнить порядок и условия выпуска, обращения и погашения депозитарных расписок в соответствующем проекте постановления. При разработке данного проекта нужно учесть следующее:

    1. Российская депозитарная расписка выпускается в форме глобального сертификата на общее количество депозитарных расписок, утвержденных решением федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Объем фактически выпущенных российских депозитарных расписок не может превышать количества, заявленного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) российских депозитарных расписок.

    2. Расчетный депозитарий осуществляет учет фактически выпущенных российских депозитарных расписок и по запросу в течение одного дня направляет отчет о зарегистрированных депонентах эмитенту РДР, о держателях российских депозитарных расписок, с указанием количества российских депозитарных расписок, учитываемых на счетах этих депонентов (реестр депонентов РДР).

    3. Реализация прав держателей российских депозитарных расписок в отношении представляемых ценных бумаг осуществляется эмитентом РДР на основании сводного отчета, передаваемого расчетным депозитарием эмитенту РДР на дату фиксации реестра депонентов РДР для реализации прав по представляемым ценным бумагам. Дата фиксации реестра депонентов РДР назначается эмитентом РДР на основании даты, объявленной эмитентом представляемых ценных бумаг.

    4. Эмитент РДР производит распределение дохода по представляемым ценным бумагам среди держателей РДР в соответствии с реестром депонентов РДР, предоставляемым центральной расчетной системой на дату фиксации реестра депонентов РДР, имеющих право на получение дохода по представляемым ценным бумагам. Эмитент РДР может поручить распределение дохода по представляемым ценным бумагам центральной расчетной системе, которая выступает для этой цели агентом эмитента РДР.

    Дополнительно в постановлении нужно определить:

    а) требования к содержанию проспекта РДР;

    б) требования к оформлению сертификата РДР (перечень необходимых реквизитов).

    Процесс допуска иностранных ценных бумаг достаточно сложен, тем не менее, используя мировой опыт, и для них можно построить цивилизованный рынок. 

3.2Современные  тенденции развития  российского рынка  государственных ценных бумаг. 

    Рынок государственных ценных бумаг можно рассматривать как одну из важнейших составляющих фондового рынка. На макроэкономическом уровне всегда более приоритетным является инструмент привлечения средств в бюджет посредством выпуска ценных бумаг по сравнению с увеличением налогов. Это обусловлено двумя факторами: во-первых, организация государственного займа занимает гораздо меньше времени по сравнению с изменением законодательной базы в налоговой сфере; во-вторых, меры по увеличению налогов всегда «ложатся» на плечи налогоплательщиков, а при системе заимствований государство берет на себя ответственность по возврату привлеченных средств.

    В настоящий момент наибольшую  долю в объеме государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, занимают ОФЗ с амортизацией долга. Их доля составляет около 70% от общего объема госдолга в ценных бумагах. ОФЗ-АД1 являются сравнительно новым инструментом; впервые они выпущены Правительством РФ в мае 2002 г. Главная особенность ОФЗ-АД состоит в том, что погашение номинальной стоимости облигаций предусматривается частями и в разные даты; при этом проценты начисляются на оставшуюся сумму долга. Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу, помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций, также и величину накопленного купонного дохода.

    Наряду с ОФЗ-АД, немалый интерес  у инвесторов вызывают и облигации с фиксированной доходностью (ОФЗ-ПД3 и ОФЗ-ФК2). Их суммарная доля в общем объеме государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, достигает 30%.

    Обоснованные выводы об основных тенденциях биржевого оборота российского рынка государственных ценных бумаг можно сделать, проанализировав основные обобщающие индикаторы, рассчитываемые аналитиками ММВБ - ведущей торговой площадкой данного сегмента

ОФЗ-АД1 - облигации федерального займа с амортизацией долга

 ОФЗ-ФК2 - облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом

ОФЗ-ПД3 - облигации федерального займа с постоянным доходом

фондового рынка России. Такими индикаторами являются индекс государственных облигаций России (RGBI), рассчитываемый как ценовой индекс без учета накопленного купонного дохода и купонных платежей, и индекс государственных облигаций России (RGBI-tr), рассчитываемый как ценовой индекс с учетом реинвестирования накопленного купонного дохода и купонных платежей.

Так же можно сделать вывод об устойчивой повышательной тенденции и устойчивом интересе инвесторов к российским государственным  ценным бумагам.

    Основным держателем государственных ценных бумаг в России остается банковский сектор. Высокая надежность государственных ценных бумаг по-прежнему является привлекательным фактором при формирования инвестиционного портфеля банков. Однако необходимо отметить уменьшение доли банковского сектора - на 1 января 2004 г. этот показатель составлял 81,1%. Вторым по величине, но не по значимости, является не банковский сектор. Его доля на начало текущего года составляла 34%.

    Доля вложений нерезидентов в российские государственные ценные бумаги сохраняется на низком уровне - всего 0,2% (на 1 января 2004 г. -1,2%). Снижение интереса этой категории инвесторов к российским государственным ценным бумагам объясняется снижением доходности по данным видам вложений. Если в начале 2004г. средняя доходность по государственным облигациям составляла около 12%, то к 2006 г. она снизилась до 6%.Снижение доходности от вложений в российские госбумаги заставляет нерезидентов уходить с российского рынка государственных ценных бумаг и инвестировать в другие, более доходные инструменты, в том числе и других стран.

    Наряду с ценными бумагами, эмитированными Правительством РФ, на фондовом рынке обращаются субфедеральные и муниципальные облигации. Появление облигаций субъектов РФ было связано со стремлением преодолеть негативные последствия для российской экономики, которые имели место вследствие неплатежей государственных предприятий и региональных администраций. В настоящее время к облигационным займам субъекты РФ прибегают в основном для покрытия бюджетного дефицита или для выполнения конкретных целевых программ.

Информация о работе Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в современной экономике