Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть значение совокупного спроса и проанализировать экономическое развитие Республики Беларусь.
К основным задачам относятся:
1. Определение понятия совокупного спроса и построение кривой совокупного спроса;
2. Выявление основных неценовых факторов, влияющих на его изменение;
3. Определение направления смещения кривой совокупного спроса под воздействием выявленных факторов;
4. Проанализировать экономическое развитие Республики Беларусь.
Введение
1 Сущность совокупного спроса
1.1 Понятие совокупного спроса
1.2 Кривая совокупного спроса
1.3 Факторы совокупного спроса
2 Макроэкономическая политика и совокупный спрос
2.1 Монетарная политика и регулирование совокупного спроса
2.2 Фискальная политика и регулирование совокупного спроса
3 Макроэкономическая политика в Республике Беларусь и ее влияние на совокупный спрос
3.1 Монетарная политика
3.2 Фискальная политика
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
рЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 46 страниц, 3 таблицы, 5 рисунков, 4 приложения, 1 схема.
Ключевые слова, используемые в курсовой работе: совокупный спрос, денежно – кредитная политика, монетарная политика, фискальная политика, кризис.
Объектом исследования данной курсовой работы является совокупный спрос и его связь с монетарной и фискальной политикой государства.
Цель курсовой работы: рассмотреть монетарную и фискальную политику Республики Беларусь основываясь на теории макроэкономики и проанализировать современное состояние денежно – кредитной и фискальной политики в Республике Беларусь.
В первой главе были рассмотрены следующие вопросы: сущность и структура совокупного спроса, факторы, влияющие на совокупный спрос.
Во второй главе предлагается проанализировать связь между совокупным спросом и монетарной и фискальной политикой, проводимой государством.
Третья глава посвящена монетарной и фискальной политике Беларуси по состоянию на конец 2011 года.
Содержание
Введение |
3 | |
1 |
Сущность совокупного спроса |
5 |
1.1 |
Понятие совокупного спроса |
5 |
1.2 |
Кривая совокупного спроса |
9 |
1.3 |
Факторы совокупного спроса |
|
2 |
Макроэкономическая политика и совокупный спрос |
14 |
2.1 |
Монетарная политика и регулирование совокупного спроса |
14 |
2.2 |
Фискальная политика и регулирование совокупного спроса |
22 |
3 |
Макроэкономическая политика в Республике Беларусь и ее влияние на совокупный спрос |
28 |
3.1 |
Монетарная политика |
28 |
3.2 |
Фискальная политика |
35 |
Заключение |
39 | |
Список используемой литературы |
41 | |
Приложения |
42 |
Введение
Изучение совокупного спроса в целом и на рынке благ в особенности является важнейшей задачей для экономистов любой мало-мальски развитой страны. Рассмотрение кривой совокупного спроса очень важно для изучения макроэкономического равновесия рынка благ, условий его установления и нарушения.
Объективной основой совокупного спроса выступают пофакторные доходы.
В формировании совокупного спроса принимают участие все субъекты национальной экономики, поэтому совокупный спрос – это агрегированный спрос со стороны всех субъектов макроэкономики на благо отечественного производства. источник
Совокупный спрос всегда ограничен теми реальными денежными доходами, которые потребители намерены использовать для удовлетворения потребностей.
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.
Цель данной курсовой работы – раскрыть значение совокупного спроса и проанализировать экономическое развитие Республики Беларусь.
К основным задачам относятся:
1. Определение понятия совокупного спроса и построение кривой совокупного спроса;
2. Выявление основных неценовых факторов, влияющих на его изменение;
3. Определение направления
смещения кривой совокупного
спроса под воздействием
4. Проанализировать экономическое развитие Республики Беларусь.
Объектом исследования является совокупный спрос.
Предметом исследования являются кривая совокупного спроса, неценовые факторы совокупного спроса.
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические а также статистические данные, представленные Национальным Банком Республики Беларусь.
Доработать и актуальность темы
1 Сущность совокупного спроса
1.1 Понятие совокупного спроса
Чтобы определить совокупный спрос, совокупное предложение и совокупную цену в рамках национальной экономики, необходимо объединить тысячи отдельных цен, товаров и рынков. Их объединение в одну совокупную цену, один совокупный товар и один совокупный рынок называется агрегированием. Таким образом, объектом макроэкономического анализа, теории спроса и предложения являются национальный рынок, совокупная цена (уровень цен) и реальный национальный продукт.
Национальный рынок
можно рассматривать как
Основными экономическими субъектами национального рынка являются государство, домашние хозяйства и фирмы (предприятия). Государство обеспечивает население и фирмы общественными благами, осуществляет закупки товаров и услуг, а также выплачивает государственным служащим заработную плату. Фирмы выпускают продукцию и услуги, выручают за это деньги и предъявляют спрос на рабочую силу. Домашние хозяйства предлагают рабочую силу и денежные ресурсы, получают за них вознаграждение и предъявляют спрос на продукцию фирм. Таким образом, национальный рынок функционирует в виде:
-рынка товаров и платных услуг; рынка денег и ценных бумаг;
-рынка труда.
На каждом из этих рынков
взаимодействуют между собой
совокупный спрос и совокупное предложение,
а также устанавливается
Совокупный спрос — это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Он имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную. Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).
Совокупный спрос в
стоимостном выражении
-потребление С (С – от англ. consumption – потребление) - спрос на потребительские товары и услуги;
-инвестиции I (I – от англ. investment – инвестиции) - спрос на инвестиционные товары;
-государственные закупки G (G – от англ. government – правительство) - спрос на товары и услуги со стороны государства;
-чистый экспорт Xn — разность между спросом иностранцев на отечественные товары (экспортом) и отечественным спросом на иностранные товары (импортом).
Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию:
C + I + G + Xn.
Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например потребительские расходы. Другие — более динамичны, например инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.
Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйства, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.
Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:
1) доход от участия в производстве,
2) налоги и трансфертные платежи,
3) размер имущества,
4) доход с имущества,
5) степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,
6) численность населения.
Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется «функцией потребления».
1.2 Кривая совокупного спроса
Модель совокупного спроса графически может быть представлена в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВВП и уровнем цен (см.рис.1). По оси ординат отражается уровень цен P (индекс-дефлятор ВВП), измеряемый в долях (процентах) от уровня цен базового года, принимаемого за единицу. По оси абсцисс отражается реальный объем совокупного выпуска Y (реальный ВВП).
Кривая совокупного спроса и кривая спроса на отдельный товар имеют общие черты и отличия.
Рис. 1 Кривая совокупного спроса
Общее состоит в том, что:
-отражается обратная зависимость между уровнем цен и уровнем реального выпуска;
-действуют сходные мотивационные механизмы принятия решений (естественное стремление покупать больше по более низкой цене);
-пересечение с кривой предложения выражает равновесное состояние.
Отличия заключаются в том, что:
-кривая спроса на отдельный товар строится при предположении о неизменности цен на остальные товары. В кривой совокупного спроса отражается изменение общего уровня цен.
-кривая спроса на отдельный товар строится при предположении о неизменности доходов. Кривая совокупного спроса предполагает возможность изменения доходов. Соответственно, отрицательный наклон кривой AD нельзя объяснить действием эффектов дохода и замещения.
1.3 Факторы совокупного спроса
На динамику потребляемого (покупаемого) ВНП влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме совокупного спроса на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой AD. Неценовые факторы вызывают изменение в совокупном спросе, сдвигая кривую AD влево или вправо.
К ценовым факторам, которые влияют на динамику объема AD, относятся:
-эффект процентной ставки (r)– показывает, что уровень цен влияет на объем производства через процентную ставку. Повышение уровня цен вызывает увеличение спроса на деньги, что при неизменном объеме денежного предложения приводит к повышению процентной ставки, что влечет за собой снижение объема инвестиций и общего уровня расходов в экономике. Таким образом, повышение процентной ставки приводит к сокращению расходов экономических агентов (инвестиционных и потребительских расходов) и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:
P↑=> MD↑=> r↑=> I↓ и С↓=>AD↓
-эффект богатства, или реальных кассовых остатков, – воздействует прежде всего на потребительские расходы: повышение уровня цен приводит к снижению реальной стоимости (покупательной способности) накопленных финансовых активов, например, срочных счетов или облигаций, имеющихся у населения. В таком случае население реально станет беднее, поэтому можно ожидать сокращения потребительских расходов и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос:
P↑=>Реальная стоимость активов↓=>С↓=> AD↓
-эффект импортных закупок (Xn)– воздействует на величину чистого экспорта: повышение уровня цен приводит к увеличению импорта и уменьшению экспорта, и, следовательно, сокращению чистого экспорта и объема совокупного спроса, на который предъявляется спрос:
P↑=>Xn↓=>AD↓
Следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен (точки на кривой), от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса (вся кривая). Изменения совокупного спроса графически иллюстрируются смещением кривой вправо (возрастание) или влево (уменьшение).
Неценовые факторы многообразны, поэтому их целесообразно подразделить на группы в зависимости от того, на какие элементы в структуре совокупного спроса они оказывают воздействие.
Неценовые факторы, воздействующие на объем потребления домашних хозяйств:
-благосостояние потребителей – желание осуществлять расходы (тратить) изменяется в зависимости от динамики реальной стоимости активов (ценностей), которыми обладают потребители (акции, облигации, недвижимость). Например, резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров) как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается, т.е. кривая совокупного спроса смещается влево. Если же реальная стоимость материальных ценностей увеличивается, то потребительские расходы при данном уровне цен возрастают, т.е. кривая совокупного спроса смещается вправо.