Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть значение совокупного спроса и проанализировать экономическое развитие Республики Беларусь.
К основным задачам относятся:
1. Определение понятия совокупного спроса и построение кривой совокупного спроса;
2. Выявление основных неценовых факторов, влияющих на его изменение;
3. Определение направления смещения кривой совокупного спроса под воздействием выявленных факторов;
4. Проанализировать экономическое развитие Республики Беларусь.
Введение
1 Сущность совокупного спроса
1.1 Понятие совокупного спроса
1.2 Кривая совокупного спроса
1.3 Факторы совокупного спроса
2 Макроэкономическая политика и совокупный спрос
2.1 Монетарная политика и регулирование совокупного спроса
2.2 Фискальная политика и регулирование совокупного спроса
3 Макроэкономическая политика в Республике Беларусь и ее влияние на совокупный спрос
3.1 Монетарная политика
3.2 Фискальная политика
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Таким образом, проведя анализ воздействия на экономику эффекта процентной ставки, можно сделать следующие выводы: повышение уровня цен ведет к увеличению спроса на деньги; увеличение спроса на деньги вызывает рост процентной ставки; рост процентной ставки ведет к уменьшению объема спроса на товары и услуги.
R
MS1
MS2 а) Р
r1
r2
Рис. 5 Денежная инъекция
Теорию предпочтения
ликвидности можно использовать
не только для наиболее полного объяснения
отрицательного наклона кривой совокупного
спроса, но и для анализа воздействия
денежно-кредитной политики ФРС
на кривую совокупного спроса. ФРС, приобретая посредством операций
на открытом рынке государственные облигации,
увеличивает предложение денег. Предположим,
что в краткосрочном периоде уровень цен
не реагирует на денежную инъекцию. Необходимо
выяснить, повлияет ли дополнительное
количество денег в обращении на равновесную
ставку процента и кривую совокупного
спроса. На рисунке 7а наглядно видно, что
увеличение денег ведет к смещению кривой
предложения денег вправо, из MS1
к MS2. Так как положение кривой спроса
на деньги не изменяется, процентная ставка
снижается от r1 до r2, чтобы
уравновесить спрос на деньги и предложение
денег. То есть уменьшение процентной
ставки стимулирует субъектов экономики
«прибрать к рукам» дополнительные деньги,
созданные ФРС.
Таким образом, уровень процентной ставки
снова оказывает влияние на объем спроса
на товары и услуги (см. рис.5б). Уменьшение
процентной ставки означает снижение
цены заимствования и доходов от сбережений.
Покупки домов домашними хозяйствами
возрастают, причем их площадь увеличивается,
что стимулирует спрос на инвестиции в
жилищное строительство. Фирмы увеличивают
вложения в строительство и закупки оборудования,
что оказывает положительное воздействие
на производственные инвестиции. Норма
сбережений домашних хозяйств уменьшается,
а расходы на приобретение потребительских
товаров возрастают. Взаимодействие этих
факторов обусловливает увеличение объема
спроса на товары и услуги при данном уровне
цен Р с Y1 доY2.
Таким образом, осуществляемая ФРС инъекция
денег увеличивает их предложение. Увеличение
предложения денег для каждого данного
уровня цен предопределяет снижение процентной
ставки, что в свою очередь, обусловливает
возрастание объема спроса на товары и
услуги. То есть дополнительная инъекция
денег ведет к сдвигу кривой совокупного
спроса вправо. Следовательно, изменения
в денежно-кредитной политике, имеющие
целью расширение совокупного спроса,
могут быть охарактеризованы либо как
увеличение предложения денег, либо как
снижение процентной ставки. Изменения
в денежно-кредитной политике, имеющие
целью ограничить совокупный спрос, могут
быть охарактеризованы или как уменьшение
предложения денег, или как повышение
процентной ставки.
Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического
2) полной занятости ресурсов (прежде
всего решение проблемы
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
1) государственные закупки;
2) налоги;
3) трансферты.
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса:
AD = C + I + G + Xn
следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).
При этом рост государственных
закупок увеличивает совокупный
спрос, а их сокращение ведет к
уменьшению совокупного спроса, так
как государственные закупки
является частью совокупных расходов.
Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С
одной стороны, поскольку при увеличении
социальных трансфертных выплат (social benefits)
увеличивается личный доход домохозяйств,
а, следовательно, при прочих равных условиях
растет располагаемый доход, что увеличивает
потребительские расходы. С другой стороны,
увеличение трансфертных выплат фирмам
(субсидий) увеличивает возможности внутреннего
финансирования фирм, возможности расширения
производства, что ведет к росту инвестиционных
расходов. Сокращение трансфертов уменьшает
совокупный спрос.
Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.
Поэтому инструменты
фискальной политики могут использоваться
для стабилизации экономики на разных
фазах экономического цикла.
Причем, из простой кейнсианской модели
(модели «Кейнсианского креста») следует,
что все инструменты фискальной политики
(государственные закупки, налоги и трансферты)
имеют мультипликативный эффект воздействия
на экономику, поэтому, по мнению Кейнса
и его последователей, регулирование экономики
должно проводиться правительством с
помощью инструментов именно фискальной
политики, и прежде всего с помощью изменения
величины государственных закупок, так
как они имеют наибольший мультипликативный
эффект.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:
1) стимулирующую
2) сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:
а) увеличение государственных закупок;
б) снижение налогов;
в) увеличение трансфертов.
Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:
а) сокращение государственных закупок;
б) увеличение налогов;
в) сокращение трансфертов.
Кроме того, различают фискальную политику:
1) дискреционную;
2) автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:
1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
2) косвенные налоги (в
первую очередь, налог на
3) пособия по безработице;
4) пособия по бедности.
Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.
Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид:
Т = tY, где
Т – величина налоговых поступлений,
t – ставка налога,
Y – величина совокупного дохода (выпуска),
то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.
Появление в экономике
подоходных налогов уменьшает величину
мультипликатора (мультипликатор при
отсутствии ставки подоходного налога
больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)]
> [1/(1- mpc(1- t)]), что усиливает стабилизационный
эффект воздействия на экономику подоходного налога.
Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее
воздействие на экономику оказывает прогрессивный
подоходный налог.
Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает
встроенную стабильность следующим образом.
При рецессии объем продаж сокращается,
а поскольку НДС является косвенным налогом,
частью цены товара, то при падении объема
продаж налоговые поступления от косвенных
налогов (изъятия из экономики) сокращаются.
При перегреве, наоборот, поскольку растут
совокупные доходы, объем продаж увеличивается,
что увеличивает поступления от косвенных
налогов. Экономика автоматически стабилизируется.
Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.
3 Макроэкономическая
политика в Республике
3.1 Монетарная политика
Для того, чтобы определить сущность монетарной политики в Республике Беларусь и ее влияние на совокупный спрос, попытаемся проанализировать экономические проблемы государства.
Сегодня, то есть в октябре 2011 года в Беларуси полным ходом идет системный экономический кризис. По моему мнению, кризис вызван неграмотными, волюнтаристскими решениями в сфере экономики. В экономику вливались деньги, полученные от реализации нефтепродуктов, полученных от переработки относительно дешевого российского сырья и кредитные средства. Но тратились эти средства неэффективно, то есть они шли не на развитие и модернизацию производства, а на кредитование государственных программ социально - культурного назначения. С 2010 года цены на энергетическое сырье начали неуклонно расти, а расходы продолжали оставаться стабильно высокими и нерациональными. В итоге на 1.07.2011 года, внешняя задолженность государства составила: 33101 млрд. долларов (приложение 1).
Известно – деньги в Беларуси обесцениваются. Они имели уже две деноминации (1994 г. – в 10 раз, 2000 г. – в 1000) и две девальвации (2009 г. – на 20%, в мае т.г. – на 56%). За первую половину 2011 года официальный курс белорусского рубля упал по отношению к доллару США на 64.83%, к евро – на 80.44%, к российскому рублю – на 80.22%.
Чтобы не допускать подобных
ситуаций, в нацбанках всех государств
создаются резервы
Ошибка нашего Нацбанка, очевидно, в том, что при достаточном объеме золотовалютных резервных активов на начало текущего года (около 60% к объему белорусских денег в обращении) он не обеспечил извлечения своих излишних денег из обращения. Наоборот, расходуя резервы, он еще и увеличил объем денег в обращении. Если за весь 2010 год рублевая масса в стране увеличилась на 27,4% (что тоже чрезмерно), то за пять месяцев 2011 года, предшествующих девальвации, она увеличилась в стране еще на 20,9%.