Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть значение совокупного спроса и проанализировать экономическое развитие Республики Беларусь.
К основным задачам относятся:
1. Определение понятия совокупного спроса и построение кривой совокупного спроса;
2. Выявление основных неценовых факторов, влияющих на его изменение;
3. Определение направления смещения кривой совокупного спроса под воздействием выявленных факторов;
4. Проанализировать экономическое развитие Республики Беларусь.
Введение
1 Сущность совокупного спроса
1.1 Понятие совокупного спроса
1.2 Кривая совокупного спроса
1.3 Факторы совокупного спроса
2 Макроэкономическая политика и совокупный спрос
2.1 Монетарная политика и регулирование совокупного спроса
2.2 Фискальная политика и регулирование совокупного спроса
3 Макроэкономическая политика в Республике Беларусь и ее влияние на совокупный спрос
3.1 Монетарная политика
3.2 Фискальная политика
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
-ожидания потребителей – изменения в потребительских расходах зависят от тех прогнозов, которые делают люди. Если, по их мнению, в будущем их реальный доход увеличится, они будут готовы тратить большую часть своего текущего дохода, т.е. возрастают потребительские расходы, уменьшаются сбережения, а кривая совокупного спроса смещается вправо. Если люди прогнозируют уменьшение в будущем своих реальных доходов, их потребительские расходы сократятся, а совокупный спрос уменьшится, т.е. кривая смещается влево.
-задолженность потребителей – высокий уровень задолженности (например, вследствие прежних покупок в кредит) может заставить потребителей сократить текущие расходы, чтобы погасить уже имеющиеся долги. В такой ситуации потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. Если задолженность невелика, возможно увеличение потребительских расходов, что приведет к росту совокупного спроса.
-налогообложение – уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Следовательно, снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо, а их увеличение вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.
Неценовые факторы, вызывающие изменения в инвестиционных расходах:
-процентные ставки – при прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванное любыми факторами (кроме изменения уровня цен) приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. Например, увеличение объема денежной массы может привести к уменьшению процентной ставки и тем самым к росту инвестиций. Уменьшение объема денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.
-ожидаемые прибыли от инвестиций – оптимистичные прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и смещают кривую совокупного спроса вправо. В противном случае возможно снижение масштабов инвестиций и уменьшение совокупного спроса.
-налоги с предприятий – увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению чистых прибылей и к снижению инвестиционных расходов и совокупного спроса. Наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли от инвестиций и приведет к росту инвестиционных расходов, смещая кривую совокупного спроса вправо.
-технологический уровень производства – новые технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса.
-уровень использования производственных мощностей – увеличение избыточных мощностей (неиспользуемого капитала) сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Если производственные мощности используются в полном объеме, то появляется стимул строить новые заводы и покупать дополнительное оборудование. В этом случае инвестиционные расходы будут возрастать, а кривая совокупного спроса начнет смещаться вправо.
Неценовые факторы, обусловливающие изменения в государственных расходах. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. Уменьшение расходов государства приведет к сокращению совокупного спроса.
Неценовые факторы, приводящие к изменениям в расходах на чистый экспорт. Национальный доход в зарубежных странах – если он увеличивается, то это может способствовать увеличению совокупного спроса в данной стране (за счет роста экспорта в другие зарубежные страны). Уменьшение национального дохода в зарубежных странах приведет к сокращению чистого объема экспорта, смещая кривую совокупного спроса в левую сторону. Валютные курсы – определяют выбор потребителей, какие товары покупать – отечественные или импортные. Например, обесценение рубля в 1998г. привело к тому, что его цена в долларах резко упала (курс доллара вырос). В результате наши потребители стали получать все меньше долларов за определенную сумму рублей. По этой причине для наших потребителей американские товары стали дороже, отечественные – дешевле. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, обусловливает увеличение совокупного спроса.
Различают два вида монетарной политики: стимулирующий и сдерживающий.
Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада , имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей . Эта политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами выступают снижение нормы резервных требований и учетной ставки процента, покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
Рост предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD 1 до AD 2), что обеспечивает рост выпуска от Y 1 до Y * и, следовательно, преодоление рецессии и использование ресурсов на уровне их полной занятости.
Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, «перегрева» экономики, направлена на снижение деловой активности и рассматривается как средство борьбы с инфляцией. Данная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К таким мерам относятся: повышение нормы резервных требований и учетной ставки процента, продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
Уменьшение предложения денег сокращает совокупный спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD 1 до AD 2), что обеспечивает снижение уровня цен от Р 1 до Р 2 (поэтому выступает антиинфляционной мерой) и возвращение величины выпуска к своему потенциальному уровню Y.
Воздействие монетарной политики происходит в краткосрочном периоде и направлено на сглаживание циклических колебаний экономики (стабилизацию экономики) путем воздействия на совокупный спрос с помощью изменения величины предложения денег центральным банком.
Воздействие монетарной политики на экономику. Механизм, который показывает, как изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке), носит название «механизма денежной трансмиссии», или «денежного передаточного механизма».
Связующим звеном между денежным и товарным рынком выступает ставка процента. Равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег. Изменяя величину предложения денег, ЦБ может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная: если предложение денег уменьшается, ставка процента растет; если предложение денег увеличивается, ставка процента падает . Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов будут брать фирмы и тем меньше будет величина совокупных инвестиционных расходов и поэтому меньше объем выпуска.
Установлено, что государство имеет возможность воздействовать на параметры совокупного спроса с помощью денежно-кредитной и финансово - бюджетной политики. Следовательно, их изменение может привести к краткосрочным колебаниям производства и цен. Предвосхищая негативные эффекты, политики, возможно, примут решения, направленные на их компенсацию.
Известно, что помимо денежно - кредитной и финансово - бюджетной политики на совокупный спрос воздействует и множество других факторов. В частности, решения о величине расходов, принимаемыми домашними хозяйствами и фирмами, определяют совокупный спрос на товары и услуги, и в случае их изменения кривая совокупного спроса смещается. В случае отсутствия соответствующей реакции государства сдвиги совокупного спроса вызывают краткосрочные колебания объема производства и уровня занятости. Политические деятели, ответственные за проведение денежно-кредитного и финансово-бюджетного регулирования, пытаются скомпенсировать сдвиги совокупного спроса и стабилизировать экономику.
Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон из-за эффекта богатства, эффекта процентной ставки и эффекта обменного курса. Рассмотренные эффекты действуют одновременно, что детерминирует возрастание объема спроса при снижении общего уровня цен. Однако эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой совокупного спроса, далеко не равнозначны. Для того чтобы разобраться в методах воздействий государства на совокупный спрос, исследуем эффект процентной ставки Кейнса более подробно, используя теорию предпочтения ликвидности, которую предложил Дж. Кейнс. Согласно ей, процентная ставка изменяется таким образом, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег.
Предложение денег. Первая часть предпочтения ликвидности посвящена предложению денег. Рассмотрим его на примере экономики США. В экономике США предложением управляет Федеральная резервная система. Однако цель работы состоит в исследовании того, как изменение предложения денег воздействует на совокупный спрос на товары и услуги. Ради ее достижения можно игнорировать детали политики ФРС и просто предположить, что она непосредственно управляет предложением денег. Иными словами, количество денег, предлагаемых в экономике, может быть установлено на любом уровне в соответствии с решением ФРС. Итак, объем предложения денег определяется политикой ФРС и не зависит от других экономических переменных, в частности от процентной ставки. Поэтому изображаем фиксированное предложение денег вертикальной кривой предложения, где по оси абсцисс откладываем объем денежной массы (Md), а по оси ординат - величину процентной ставки (r) (рис.2).
Спрос на деньги. Вторая часть теории предпочтения ликвидности посвящена спросу на деньги. Необходимо вспомнить, что под ликвидностью любого актива понимается легкость, с которым он превращается в принятое в экономике средство обращения. Средством обращения в экономике являются деньги, так что они, по определению, наиболее ликвидный из всех доступных активов. Ликвидность денег определяет спрос на них: деньги предпочтительнее других активов, которые предлагают более высокий доход от владения ими, так как непосредственно используются для покупки товаров и услуг.
r
MS
Рис. 2 Кривая предложения денег (Md)
Спрос на деньги определяют множество факторов, но теория предпочтения ликвидности подчеркивает один из наиболее важных - процентная ставка, которая представляет собой альтернативные издержки хранения денег. То есть, когда ваше богатство хранится в виде наличных денег в бумажнике или «в шкафу», а не размещено в приносящих процентный доход ценных бумагах, вы добровольно отказываетесь от дополнительной прибыли. Увеличение процентной ставки ведет к повышению издержек «простоя» наличных денег и уменьшению предъявляемого на них спроса. Следовательно, кривая спроса на деньги имеет отрицательный наклон (рис.3).
Равновесие на денежном рынке. Согласно теории предпочтения ликвидности, процентная ставка изменяется таким образом, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег. Существует единственная ставка процента, называемая равновесной процентной ставкой при которой объем спроса на деньги в точности уравновешивается количеством предлагаемых средств. Если процентная ставка имеет любое другое значение, субъекты экономики стремятся скорректировать содержимое портфелей активов, в результате чего процентная ставка смещается в точку равновесия.
r
Рис. 3 Кривая спроса на деньги (MD)
Рассмотрим,
как процесс установления равновесной
процентной ставки воздействует на совокупный
спрос на товары и услуги. Сначала используем
модель для объяснения отрицательного
наклона совокупного спроса. Предположим,
что общий уровень цен в экономике повышается.
Необходимо рассмотреть, что произойдет
с процентной ставкой, уравновешивающей
спрос на деньги, и как эти изменения повлияют
на количество товаров и услуг, на которое
предъявляется спрос.
Одна из детерминант спроса на деньги
- уровень цен. То есть более высокий уровень
цен ведет к увеличению спроса на деньги
при каждой
данной процентной ставке. Таким образом,
как показано на рисунке 6а повышение уровня
цен с P1 до P2 означает сдвиг
кривой спроса на деньги вправо, от MD1
до MD2.
r
MS a)
Р
б)
r2
r1 MD1 Р1
Рис. 4 Рынок денег и наклон кривой совокупного спроса
Необходимо
выяснить, как сдвиг кривой спроса на деньги
воздействует на равновесие на денежном
рынке. При фиксированном предложении
денег процентная ставка должна повыситься,
чтобы уравновесить спрос на деньги и
предложение денег. Высокий уровень цен
означает, что субъекты экономики желали
бы иметь на руках большие суммы денег,
что приводит к сдвигу кривой спроса вправо.
Однако объем предложения денег не изменяется,
следовательно, как реакция на дополнительный
спрос процентная ставка повысится от
r1 к r2.
Возрастание процентной ставки сказывается не только на параметрах денежного рынка, но и на объеме спроса на товары и услуги (см. Рис.4б). При более высокой процентной ставке стоимость заимствования и доходы от сбережений возрастают. Уменьшается количество фирм, получающих кредиты на строительство новых производств и покупку оборудования, что ведет к снижению объемов производственных инвестиций. Домашние хозяйства увеличивают сбережения на будущее, так что сокращаются и потребительские расходы на потребительские товары. По всем этим причинам при повышении уровня цен с P1 до P2, увеличении спроса на деньги с MD1 до MD2 и возрастании процентной ставки с r1 до r2 количество товаров и услуг, на которое предъявлен спрос, сокращается с Y1 до Y2.