Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть значение совокупного спроса и проанализировать экономическое развитие Республики Беларусь.
К основным задачам относятся:
1. Определение понятия совокупного спроса и построение кривой совокупного спроса;
2. Выявление основных неценовых факторов, влияющих на его изменение;
3. Определение направления смещения кривой совокупного спроса под воздействием выявленных факторов;
4. Проанализировать экономическое развитие Республики Беларусь.
Введение
1 Сущность совокупного спроса
1.1 Понятие совокупного спроса
1.2 Кривая совокупного спроса
1.3 Факторы совокупного спроса
2 Макроэкономическая политика и совокупный спрос
2.1 Монетарная политика и регулирование совокупного спроса
2.2 Фискальная политика и регулирование совокупного спроса
3 Макроэкономическая политика в Республике Беларусь и ее влияние на совокупный спрос
3.1 Монетарная политика
3.2 Фискальная политика
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Но мог ли он добиться
извлечения своих излишних денег
из обращения, финансируя экономику
страны по устаревшей схеме, как древний
ростовщик? Суть его кредитного процесса показана на схеме:
Выдавая сегодня кредит в экономику, например, 100 рублей, Нацбанк, спустя срок, изымает из экономики
возвратом кредита те же 100 рублей, да еще и с
процентами, — с учетом действующей в
настоящее время ставки рефинансирования,
плюс 20% годовых.
Во времена ростовщиков,
когда деньгами были золото и серебро,
их количество как денег в мире
постоянно возрастало без инфляции.
Потому что золото и серебро не «извлекаются» банкирами
из воздуха, а добываются людьми с большим
трудом. Денег в экономике хватало на возврат
и кредитов, и процентов. А если не хватало,
то золото и серебро росли в стоимости
относительно товаров, стимулируя тем
самым их добычу. Откуда же сегодня в нашей
экономике, в которую Нацбанк дает свои
кредиты, на каждые его 100 рублей могут возникать 100 + 20 рублей, т.е. на 20% больше, чтобы в стране физически наличествовали
деньги, которые кредитополучатели могли
бы выручать за товары, работы, услуги,
и возвращать Нацбанку его кредиты с процентами?
Ответ очевиден:
количество денег в такой виртуальной
финансовой схеме у нас возрастает только
за счет опережающего раздувания Нацбанком
своей кредитно-финансовой пирамиды с
темпом, значительно превышающим размер
установленной им же ставки рефинансирования.
Прирост количества национальных денег
в Беларуси за 20 лет показан на графике
(приложение 2).
И Нацбанк это вынужден
делать. Иначе в белорусской экономике
Но, как известно, если прирост количества национальных денег в экономике превышает прирост количества товаров, предлагаемых за эти деньги, то такие деньги обесцениваются. Пересчитав количество национальных денег в обращении через их курс к доллару, получим график принципиально иного вида, рис. 1.2 (приложение 3)
А если учтем и инфляцию доллара, то количество национальных денег в экономике страны на графике вообще опустится к оси, рис. 1.3 (приложение 4).
Как известно, объемы производства валового внутреннего продукта (ВВП) в Беларуси уже много лет тому назад превысили уровень, который был в стране перед распадом СССР. Темп роста ВВП в стране последнее десятилетие был одним из наиболее высоких в кризисном мире: в среднем более 7% в год, в 2010-м — 7,6%, за полугодие 2011-м —11%.
Однако же, сравнив рост денежных доходов населения, например, зарплаты, и рост цен на продукты в стране, увидим парадокс: сегодня на зарплату население страны может купить продуктов потребления существенно меньше, чем в 1990 году.
Таблица 1 – Динамика средней зарплаты в Беларуси за 1990 – 2011 гг.
1990 г. |
за май 2011 |
Рост зарплаты | |
Средняя зарплата по республике |
336 |
1 648 669 |
49 067 530 |
Таблица 2. Динамика
цен на продукты повседневного спроса
в Беларуси за тот же срок
|
1990 г. |
1.07. 2011 в рублях |
Рост цен в разы с учетом деноминаций 1994 и 2000 г. |
Рост цен |
Хлеб ржаной |
0,16 |
2 000 |
125 000 000 |
2,5 |
Молоко в пакете, 3,2% |
0,28 |
1 800 |
64 285 714 |
1,3 |
Говядина |
2 |
30 000 |
150 000 000 |
3,1 |
Свинина |
1,8 |
25 000 |
138 888 889 |
2,8 |
Десяток яиц куриных |
0,9 |
4 540 |
50 444 444 |
1,0 |
Спички |
0,01 |
90 |
90 000 000 |
1,8 |
Водка 0,5 л. |
10 |
9 200 |
9 200 000 |
0,2 |
Вино местного производства |
1,27 |
3 280 |
25 826 772 |
0,5 |
Как видим, только водка и вино стали у нас дешевле. И это без учета, что бесплатного жилья в стране уже не существует, и что значительная часть медицинских и образовательных услуг тоже для всех стала платной.
Причина в том, что
стоимость наших национальных денег
все время снижается
Большим, чем в Беларуси, темп обесценения национальных денег за последние 20 лет был лишь в одной стране мира — в Зимбабве, из-за чего ее власти в 2009 году объявили о временном прекращении обращения национальных денег, официально разрешив пока хождение в стране валют других государств. Так пока и живут.
Обесценение национальных денег активизирует такой экспорт товаров и других ценностей, от которого страна беднеет. В страну взамен товаров, ценностей, работ, услуг идет и поток налично-безналичных денежных символов других государств, которые, спасаясь от инфляции, накапливают население, организации и банки.
Социологические опросы показывают, что рост цен в стране более всего тревожит население. Цены же в Беларуси растут в основном лишь потому, что обесцениваются наши национальные деньги как мера цен.
Необходимое количество национальных денег в экономике страны как средства обращения и средства платежа определяется законом товарно-денежного равновесия на рынке, который можно выразить так:
ТхЦ = ДхV,
(х — это знак умножения)
где:
Т — количество товаров на рынке страны;
Ц — уровень цен этих товаров в стране;
Д — количество денег в обращении;
V — скорость обращения денег в экономике, с которой они переходят из рук в руки, обслуживая продажи и покупки товаров.
Выразим из уравнения формулу уровня цен:
Ц =ДхV:Т
Из этой простейшей формулы ясно видно, что если количество денег в обращении возрастает быстрее прироста объема товаров на рынке, то стоимость денег снижается и возрастают цены на товары. А это крайне беспокоит население, уже имеющее опыт значительных потерь.
Спасаясь от обесценения национальных денег, люди и организации извлекают деньги из мест хранения, снимают с банковских счетов и покупают товары впрок. От чего резко возрастает скорость обращения денег в экономике, а количество товаров, предлагаемых за эти деньги, резко уменьшается. То есть в нашей ситуации все составляющие формулы (Д, V, Т) работают на рост цен. И цены растут в степенной (кубической) зависимости от излишнего выпуска денег в обращение.
В связи с высокой девальвацией рубля цены начали быстро расти. Население стало расхватывать товары. Возник товарный дефицит. Органы управления стали административно удерживать цены. Это привело к убыткам у производителей товаров. Те стали сокращать свои поставки на внутренний рынок. При этом и административно, и девальвацией, и инфляцией национальной валюты усилия и мотивации производителей направили на экспорт выпускаемой продукции ради притока валюты, при всемерном ограничении потребительского импорта в страну. Из-за чего количество товаров в Беларуси закономерно стало уменьшаться.
А цены в Беларуси из-за
девальвации и административног
Желая увеличить приток в страну валюты, власти Беларуси разрешили использование иностранной валюты в стране в качестве средства платежа за некоторые товары массового спроса, что также снизило объем товаров, продаваемых за белорусские рубли.
Все это лишь содействует обесценению национальных денег. И если сравним динамику количества национальных денег в Беларуси с аналогичным графиком какой-либо страны, имеющей высокий уровень конкурентоспособности экономики, то убедимся: мы делаем принципиальные ошибки. Количество национальных денег в Беларуси по отношению к ее ВВП (коэф. монетизации экономики) на порядок ниже, чем в Японии, Швейцарии, Великобритании, Израиле, США и других странах. И на два порядка ниже — по количеству национальных денег в экономике на душу населения. При этом наши деньги еще и быстро обесцениваются по отношению к валютам других стран.
Та же проблема характерна
и для России, Украины и других стран.
Мы вышли на важнейшую проблему
всех стран СНГ
Вследствие ошибок в денежно - кредитной сфере наши предприятия получают кредиты в наших банках под значительно более высокие проценты, чем их конкуренты. С новой ставкой рефинансирования в Беларуси этот процент будет никак не ниже 20 и более процентов годовых. Эти кредиты и проценты наши предприятия включают в цену своей продукции, работ, услуг. А Япония, США, Евросоюз, другие страны кредитуют своих производителей под 0 или 1—2—3% годовых. И главное - в мире давно уже найдена и активно применяется принципиально иная схема финансирования производства: продажей акций предприятий, с зачислением денег не в бюджет, как в Беларуси, а в уставные фонды акционерных предприятий.
Зарубежные конкуренты давно работают по инвестиционной финансовой схеме. Как акционерные общества, они развиваются за счет инвестиций в обмен на акции. При этой схеме финансирования у них вообще не возникает кредитного долга перед банками и процентов по такому долгу. Поэтому финансовая затратность наших предприятий оказывается в два-три раза выше, чем у конкурентов.
3.2 Фискальная политика
Фискальная политика представляет собой наиболее актуальную проблему для любого современного государства, поскольку в конечном итоге направлена на обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни, накопление и прямые инвестиции в экономику.
Фискальная система Беларуси характеризуется в первую очередь громоздкой системой налогообложения, которая в сочетании с относительно высокими ставками позволяла привлекать в бюджет высокие суммы средств, превышающие 50% от ВВП. Тем не менее, такая чрезмерная налоговая нагрузка не вредила экономическому росту. Получаемые в бюджет средства переправлялись обратно в экономику посредством прямых субсидий или кредитов, предоставляемых государственными банками на льготных условиях. Субсидии убыточным предприятиям при этом включали в себя скрытые социальные трансферты – они были нацелены на сохранение рабочих мест и избежание безработицы.
На протяжении последних лет перед фискальной политикой Беларуси стояли следующие цели: плавное перетекание переходного периода, стимулирование деловой активности. До настоящего момента приоритет отдавался первой цели, то есть бюджетно – налоговая политика носила «фискально – защитный характер, при котором государство стремилось обеспечить высокую степень социальной защиты населения, прямой поддержки предприятий и ценового регулирования. Это требовало значительных расходов и соответственно высоких налогов. В результате возникло явление «усталости» национальной экономики от высоких налогов, что нашло свое выражение в снижении темпов производственно – инвестиционной деятельности, низкой собираемости налоговых платежей, ухудшении финансового положения хозяйствующих субъектов, стимулировании уклонения от уплаты налогов.
С целью устранения данных
недостатков фискальная политика в
Беларуси предлагает рациональное
сочетание фискальной, регулирующей
и стимулирующей функций
Механизм фискальной политики во многом в первую очередь ориентирован на стоящие цели (табл. 3).
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета страны в разрезе уровней бюджетной системы обусловливает степень адекватности доходов расходам бюджетов. Главными задачами бюджетной политики Республики Беларусь остаются макроэкономическая стабильность и повышение эффективности бюджетных расходов.
Государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами).
Таблица 3. Цели государственной фискальной политики
Цель |
Содержание |
Фискальные |
Перераспределение части
создаваемого национального продукта
в бюджетную систему и |
Экономические |
Обеспечение эффективного
участия государства в |
Социальные |
Сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения, повышение социальной заинтересованности малоимущих слоев населения, стимулирование инвестиций в развитие человеческого потенциала |
Экологические |
Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования, создание компенсационного механизма за пользование природными ресурсами, стимулирование инвестиций в сохранение природного капитала для будущих поколений |
Международные |
Устранение практики двойного налогообложения, ликвидация возможностей ухода от налогообложения, гармонизация таможенного обложения. |