Совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть значение совокупного спроса и проанализировать экономическое развитие Республики Беларусь.
К основным задачам относятся:
1. Определение понятия совокупного спроса и построение кривой совокупного спроса;
2. Выявление основных неценовых факторов, влияющих на его изменение;
3. Определение направления смещения кривой совокупного спроса под воздействием выявленных факторов;
4. Проанализировать экономическое развитие Республики Беларусь.

Содержание

Введение
1 Сущность совокупного спроса
1.1 Понятие совокупного спроса
1.2 Кривая совокупного спроса
1.3 Факторы совокупного спроса

2 Макроэкономическая политика и совокупный спрос
2.1 Монетарная политика и регулирование совокупного спроса
2.2 Фискальная политика и регулирование совокупного спроса

3 Макроэкономическая политика в Республике Беларусь и ее влияние на совокупный спрос
3.1 Монетарная политика
3.2 Фискальная политика

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРС - совокупный спрос.doc

— 616.50 Кб (Скачать документ)

Но мог ли он добиться извлечения своих излишних денег  из обращения, финансируя экономику  страны по устаревшей схеме, как древний ростовщик?  Суть его кредитного процесса показана на схеме:  
 
   
 
             Выдавая сегодня кредит в экономику, например, 100 рублей, Нацбанк, спустя срок, изымает из экономики возвратом кредита те же 100 рублей, да еще и с процентами, — с учетом действующей в настоящее время ставки рефинансирования, плюс 20% годовых.

Во времена ростовщиков, когда деньгами были золото и серебро, их количество как денег в мире постоянно возрастало без инфляции. Потому что золото и серебро не «извлекаются» банкирами из воздуха, а добываются людьми с большим трудом. Денег в экономике хватало на возврат и кредитов, и процентов. А если не хватало, то золото и серебро росли в стоимости относительно товаров, стимулируя тем самым их добычу. Откуда же сегодня в нашей экономике, в которую Нацбанк дает свои кредиты, на каждые его 100 рублей могут возникать 100 + 20 рублей, т.е. на 20% больше, чтобы в стране физически наличествовали деньги, которые кредитополучатели могли бы выручать за товары, работы, услуги, и возвращать Нацбанку его кредиты с процентами? 
          Ответ очевиден: количество денег в такой виртуальной финансовой схеме у нас возрастает только за счет опережающего раздувания Нацбанком своей кредитно-финансовой пирамиды с темпом, значительно превышающим размер установленной им же ставки рефинансирования. Прирост количества национальных денег в Беларуси за 20 лет показан на графике (приложение 2).

И Нацбанк это вынужден делать. Иначе в белорусской экономике произойдет коллапс неплатежей: денег в стране окажется меньше, чем требуется для возврата кредитов и процентов.

Но, как известно, если прирост количества национальных денег  в экономике превышает прирост  количества товаров, предлагаемых за эти деньги, то такие деньги обесцениваются. Пересчитав количество национальных денег в обращении через их курс к доллару, получим график принципиально иного вида, рис. 1.2 (приложение 3)

А если учтем и инфляцию доллара, то количество национальных денег в экономике страны на графике вообще опустится к оси, рис. 1.3 (приложение 4).

Как известно, объемы производства валового внутреннего продукта (ВВП) в Беларуси уже много лет тому назад превысили уровень, который  был в стране перед распадом СССР. Темп роста ВВП в стране последнее  десятилетие был одним из наиболее высоких в кризисном мире: в среднем более 7% в год, в 2010-м — 7,6%, за полугодие 2011-м —11%.

Однако же, сравнив  рост денежных доходов населения, например, зарплаты, и рост цен на продукты в стране, увидим парадокс: сегодня  на зарплату население страны может купить продуктов потребления существенно меньше, чем в 1990 году.

Таблица 1 – Динамика средней зарплаты в Беларуси за 1990 – 2011 гг.

 

 

1990 г.  
в рублях

 

за май 2011  
в рублях

Рост зарплаты  
в разы с учетом деноминаций 1994 и 2000 г.

Средняя зарплата по республике

336

1 648 669

49 067 530


 

Таблица 2. Динамика цен на продукты повседневного спроса  
в Беларуси за тот же срок

 
Цены в г. Минске,

 

1990 г.  
в рублях

 

1.07. 2011 в рублях

Рост цен в разы с учетом деноминаций 1994 и 2000 г.

Рост цен  
в разы относительно зарплаты

Хлеб ржаной

0,16

2 000

125 000 000

2,5

Молоко в пакете, 3,2%

0,28

1 800

64 285 714

1,3

Говядина

2

30 000

150 000 000

3,1

Свинина

1,8

25 000

138 888 889

2,8

Десяток яиц куриных

0,9

4 540

50 444 444

1,0

Спички

0,01

90

90 000 000

1,8

Водка 0,5 л.

10

9 200

9 200 000

0,2

Вино местного производства

1,27

3 280

25 826 772

0,5


 

Как видим, только водка  и вино стали у нас дешевле. И это без учета, что бесплатного  жилья в стране уже не существует, и что значительная часть медицинских и образовательных услуг тоже для всех стала платной.

Причина в том, что  стоимость наших национальных денег  все время снижается относительно стоимости денег других государств. За 20 лет суверенитета Беларуси (с  июня 1992 г.) курс белорусского рубля официально понизился к доллару США с 1,692 до 5000 рублей  (на 20.07.2011 г.), с учетом двух деноминаций — в 29,5 млн раз!

Большим, чем в Беларуси, темп обесценения национальных денег  за последние 20 лет был лишь в  одной стране мира — в Зимбабве, из-за чего ее власти в 2009 году объявили о временном прекращении обращения национальных денег, официально разрешив пока хождение в стране валют других государств. Так пока и живут.

Обесценение национальных денег активизирует такой экспорт  товаров и других ценностей, от которого страна беднеет. В страну взамен товаров, ценностей, работ, услуг идет и поток налично-безналичных денежных символов других государств, которые, спасаясь от инфляции, накапливают население, организации и банки.

Социологические опросы показывают, что рост цен в стране более всего тревожит население. Цены же в Беларуси растут в основном лишь потому, что обесцениваются наши национальные деньги как мера цен.

Необходимое количество национальных денег в экономике  страны как средства обращения и средства платежа определяется законом товарно-денежного равновесия на рынке, который можно выразить так:

ТхЦ = ДхV,

(х — это знак умножения)

где:

Т — количество товаров на рынке страны;

Ц — уровень цен этих товаров в стране;

Д — количество денег в обращении;

V — скорость обращения денег в экономике, с которой они переходят из рук в руки, обслуживая продажи и покупки товаров.

Выразим из уравнения  формулу уровня цен:

Ц =ДхV:Т

Из этой простейшей формулы  ясно видно, что если количество денег  в обращении возрастает быстрее прироста объема товаров на рынке, то стоимость денег снижается и возрастают цены на товары. А это крайне беспокоит население, уже имеющее опыт значительных потерь.

Спасаясь от обесценения  национальных денег, люди и организации  извлекают деньги из мест хранения, снимают с банковских счетов и покупают товары впрок. От чего резко возрастает скорость обращения денег в экономике, а количество товаров, предлагаемых за эти деньги, резко уменьшается. То есть в нашей ситуации все составляющие формулы (Д, V, Т) работают на рост цен. И цены растут в степенной (кубической) зависимости от излишнего выпуска денег в обращение.

В связи с высокой  девальвацией рубля цены начали быстро расти. Население стало расхватывать товары. Возник товарный дефицит. Органы управления стали административно удерживать цены. Это привело к убыткам у производителей товаров. Те стали сокращать свои поставки на внутренний рынок. При этом и административно, и девальвацией, и инфляцией национальной валюты усилия и мотивации производителей направили на экспорт выпускаемой продукции ради притока валюты, при всемерном ограничении потребительского импорта в страну. Из-за чего количество товаров в Беларуси закономерно стало уменьшаться.

А цены в Беларуси из-за девальвации и административного удержания в пересчете на доллары, евро, злотые, латы, литы, гривны и российские рубли оказались существенно ниже, чем за рубежом. И потому возник еще и массовый спекулятивный вывоз товаров из Беларуси в приграничные страны.

Желая увеличить приток в страну валюты, власти Беларуси разрешили использование иностранной валюты в стране в качестве средства платежа за некоторые товары массового спроса, что также снизило объем товаров, продаваемых за белорусские рубли.

Все это лишь содействует  обесценению национальных денег. И если сравним динамику количества национальных денег в Беларуси с аналогичным графиком какой-либо страны, имеющей высокий уровень конкурентоспособности экономики, то убедимся: мы делаем принципиальные ошибки. Количество национальных денег в Беларуси по отношению к ее ВВП (коэф. монетизации экономики) на порядок ниже, чем в Японии, Швейцарии, Великобритании, Израиле, США и других странах. И на два порядка ниже — по количеству национальных денег в экономике на душу населения. При этом наши деньги еще и быстро обесцениваются по отношению к валютам других стран.

Та же проблема характерна и для России, Украины и других стран. 
Мы вышли на важнейшую проблему всех стран СНГ

Вследствие ошибок в  денежно - кредитной сфере наши предприятия получают кредиты в наших банках под значительно более высокие проценты, чем их конкуренты. С новой ставкой рефинансирования в Беларуси этот процент будет никак не ниже 20 и более процентов годовых. Эти кредиты и проценты наши предприятия включают в цену своей продукции, работ, услуг. А Япония, США, Евросоюз, другие страны кредитуют своих производителей под 0 или 1—2—3% годовых. И главное - в мире давно уже найдена и активно применяется принципиально иная схема финансирования производства: продажей акций предприятий, с зачислением денег не в бюджет, как в Беларуси, а в уставные фонды акционерных предприятий.

Зарубежные конкуренты давно работают по инвестиционной финансовой схеме. Как акционерные общества, они развиваются за счет инвестиций в обмен на акции. При этой схеме финансирования у них вообще не возникает  кредитного долга перед банками и процентов по такому долгу. Поэтому финансовая затратность наших предприятий оказывается в два-три раза выше, чем у конкурентов.

 

3.2 Фискальная политика

 

Фискальная политика представляет собой наиболее актуальную проблему для любого современного государства, поскольку в конечном итоге направлена на обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни, накопление и прямые инвестиции в экономику.

Фискальная система Беларуси характеризуется в первую очередь громоздкой системой налогообложения, которая в сочетании с относительно высокими ставками позволяла привлекать в бюджет высокие суммы средств, превышающие 50% от ВВП. Тем не менее, такая чрезмерная налоговая нагрузка не вредила экономическому росту. Получаемые в бюджет средства переправлялись обратно в экономику посредством прямых субсидий или кредитов, предоставляемых государственными банками на льготных условиях. Субсидии убыточным предприятиям при этом включали в себя скрытые социальные трансферты – они были нацелены на сохранение рабочих мест и избежание безработицы.

На протяжении последних  лет перед фискальной политикой Беларуси стояли следующие цели: плавное перетекание переходного периода, стимулирование деловой активности. До настоящего момента приоритет отдавался первой цели, то есть бюджетно – налоговая политика носила «фискально – защитный характер, при котором государство стремилось обеспечить высокую степень социальной защиты населения, прямой поддержки предприятий и ценового регулирования. Это требовало значительных расходов и соответственно высоких налогов. В результате возникло явление «усталости» национальной экономики от высоких налогов, что нашло свое выражение в снижении темпов производственно – инвестиционной деятельности, низкой собираемости налоговых платежей, ухудшении финансового положения хозяйствующих субъектов, стимулировании уклонения от уплаты налогов.

С целью устранения данных недостатков фискальная политика в  Беларуси предлагает  рациональное сочетание фискальной, регулирующей и стимулирующей функций налоговой  системы, создание защиты от двойного налогообложения, достижение справедливости в налогообложении, принятие мер по повышению уровня собственности налогов, в том числе адресная работа с крупными неплательщиками налогов, сокращение неэффективных бюджетных расходов, использование практики бюджетного секвестирования (ограничения), предусматривающего направление бюджетных средств на селективную социальную защиту малообеспеченных слоев населения

Механизм фискальной политики во многом в первую очередь  ориентирован на стоящие цели (табл. 3).

Структура налоговых  доходов консолидированного бюджета страны в разрезе уровней бюджетной системы обусловливает степень адекватности доходов расходам бюджетов. Главными задачами бюджетной политики Республики Беларусь остаются макроэкономическая стабильность и повышение эффективности бюджетных расходов.

Государственные расходы  и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую  ситуацию. Манипулируя ими, государство  может повлиять на совокупный спрос  и ВВП. Таким образом, государство  увеличивает или сокращает и  совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами).

Таблица 3. Цели государственной фискальной политики

Цель

Содержание

Фискальные

Перераспределение части  создаваемого национального продукта в бюджетную систему и внебюджетные фонды, достаточной для выполнения соответствующими уровнями правления возлагаемых на них функций

Экономические

Обеспечение эффективного участия государства в регулировании  экономики, поддержании темпов экономического роста, устранение структурных диспропорций общественного воспроизводства, стимулирование инвестиций в увеличение физического капитала

Социальные

Сглаживание неравенства  в уровнях доходов различных  групп населения, повышение социальной заинтересованности малоимущих слоев  населения, стимулирование инвестиций в развитие человеческого потенциала

Экологические

Охрана окружающей среды  и обеспечение рационального  природопользования, создание компенсационного механизма за пользование природными ресурсами, стимулирование инвестиций в сохранение природного капитала для  будущих поколений

Международные

Устранение практики двойного налогообложения, ликвидация возможностей ухода от налогообложения, гармонизация таможенного обложения.

Информация о работе Совокупный спрос