Современное состояние внешней торговли в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение тенденций и перспектив развития внешней торговли России.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- определить понятие и дать общую характеристику внешней торговли;
- изучить современное состояние внешней торговли в Российской Федерации;
- исследовать современное состояние и определить актуальные проблемы кредитной поддержки внешнеэкономической деятельности в России;
- определить основные пути развития кредитной поддержки внешнеэкономической деятельности и оптимизации существующих форм и механизма кредитования внешнеэкономической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 4.10 Мб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение

 

Международная торговля является исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей в мировой экономике. И, несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, на нее приходится 4/5 совокупного объема мирохозяйственных связей. Это связано, во-первых, с ее большим значением для развития национальных экономик и, во-вторых, с ее местом в системе международных экономических отношений1.

Международная торговля опосредует большинство видов международного сотрудничества.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной  стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями  разных стран, возникающей на основе МРТ, и выражает их взаимную зависимость. Современные МЭО, характеризующиеся  активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Внешнеэкономическая деятельность современных отечественных предприятий представляет собой органичную часть межгосударственных экономических отношений, которые складываются и развиваются на основе международного разделения труда и проявляются в различных формах межхозяйственных связей с зарубежными странами2.

В настоящее время  на территории Российской Федерации  сложились следующие формы внешнеэкономического сотрудничества: производственные кооперации (обмен потребительскими товарами, машинами и оборудованием, научно-техническими знаниями, услугами по экономическому сотрудничеству и др.), совместные предприятия и другие организационные формы.

Новая структура внешнеэкономических связей России, в которых участвуют государственные и коммерческие предприятия, требует разработки принципиально нового механизма их валютно-кредитного обслуживания. Он зависит как от конкретной формы организации экспортно-импортной деятельности, так и от организации международных валютных и расчетно-кредитных отношений России3.

Предметом исследования является внешняя торговля Российской Федерации.

Объектом изучения являются формы и механизмы торговли во внешнеэкономической деятельности России.

Целью работы является изучение тенденций и перспектив развития внешней торговли России.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- определить понятие и дать общую характеристику внешней торговли;

- изучить современное состояние внешней торговли в Российской Федерации;

- исследовать современное состояние  и определить актуальные проблемы  кредитной поддержки внешнеэкономической  деятельности в России;

- определить основные пути развития  кредитной поддержки внешнеэкономической  деятельности и оптимизации существующих форм и механизма кредитования внешнеэкономической деятельности.

Теоретико-информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты отечественного и зарубежного законодательства в сфере внешней экономической деятельности, учебная и специальная литература, источники статистической информации, материалы публикаций в периодических изданиях и ресурсы сети Интернет.

Структура работы представлена введением, основной частью, включающей две главы, заключением, списком использованных источников, заключением и приложениями.

 

Глава 1. Понятие и особенности  внешней торговли в России

 

1.1. Понятие и общая характеристика внешней торговли

Под термином «внешняя торговля»  понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая  из оплачиваемого ввоза (импорта) и  оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров4.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами, технологиями. В последние десятилетия бурно развивается торговля финансовыми инструментами (деривативами), производными от финансовых инструментов, обращающихся на наличном рынке, например облигациями или акциями.

Международная торговля предстает как совокупный объем  торговли всех стран мира. Однако термин «международная торговля» употребляется  и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный объем внешней торговли промышленно развитых стран, совокупный объем внешней торговли развивающихся стран, совокупный объем внешней торговли стран какого-либо континента, региона, например стран Восточной Европы, и т.п.

Международная торговля характеризуется тремя основными показателями: товарооборотом (общий объем), товарной структурой и географической структурой.

Внешнеторговый оборот включает сумму стоимости экспорта и импорта страны, участвующей  в международном товарообмене. Различают стоимостный и физический объемы внешней торговли.

Стоимостный объем подсчитывается за определенный отрезок времени  в текущих (изменяющихся) ценах соответствующих  лет с использованием текущих  валютных курсов5.

Физический объем внешней  торговли исчисляется в постоянных ценах. На его основе можно производить необходимые сопоставления, определять реальную динамику внешней торговли. 

Объем международной  торговли подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех стран.

К основным терминам внешней (или международной) торговли относятся понятия:

1. Экспорт - (от лат. exporto - вывожу) - вывоз за границу  товаров, проданных иностранным  покупателям, для продажи, переработки.

2. Импорт - (от лат. importare - ввозить) - ввоз в страну из-за  границы иностранных товаров, технологии, капиталов, услуг для использования на внутреннем рынке страны, удовлетворения потребностей, которые сама страна не в силах обеспечить.

3. Реэкспорт - вывоз  из страны ранее импортированных  в нее товаров для перепродажи  другим странам. Товары могут реэксп. в неизменном виде, а могут и после незначительной обработки.

4. Реимпорт - товары, не  подвергшиеся переработке обратно  ввозят в страну. К пример: вещи  с браком, не реализованные на  иностранных аукционах6.

Но какие же черты  присущи современной внешней торговле?

Во-первых, это, конечно  же, невероятные объемы международного товарно-денежного обмена под воздействием НТР и углубление его интернационализации. Причины этого небывалого роста  лежат прямо на поверхности - увеличение энергопотребления (особенно нефтепродуктов), потребность в высокотехнологичном машинном труде, увеличение темпов развития транспортной, промышленной отрасли в развивающихся странах, а в связи со всем этим и создание международных блоков, что и в свою очередь привело к увеличению объемов обмена товарами между странами.

Во-вторых, появление  совершенно новых отраслей, производств - техническое развитие с каждым днем идет вперед, что позволяет  наращивать объемы производства, а  значит и обмена с другими странами.

В-третьих, установление более глубоких и устойчивых связей под воздействием НТР в различных областях;

В-четвертых, ускорение  процесса международного разделения труда. То есть можно говорить о том, что  в настоящее время большая  часть товаров, с которой предприятия  выходят на рынок является незавершенным продуктом, а лишь какой-то его частью7.

Можно долго еще продолжать этот список, но уже понятно, что  в наше время международная (внешняя) торговля теряет некоторые, ранее ей присущие черты: к примеру, на смену  обычным чертам простой реализации, когда на рынок выставляются излишки товаров, приводит к тому, что поставки товаров заранее согласуются между различными предприятиями, даже странами.

Существуют две системы  внешнеторговой политики:

1. Свободная торговля (фритрейдерство). Свободная торговля представляет собой прежде всего невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.

Здесь уместно высказывание Татьяны Гуровой - первого заместителя  главного редактора журнала эксперт: «Быть сторонником свободного торгового обмена между странами удобно тогда, когда государство всеми силами поддерживает развитие крепких национальных компаний». Пока нет видимости проблемы, пока крупные корпорации приносят доходы, в то время, пока мелкие постсоветские заводы медленно умирают, никого не трогая, - никто над этим не задумывается, хотя однажды, безусловно. Однако, как показал всем мировой финансовый кризис - без государственной поддержки большая часть компаний просто бы не выдержала

2. Протекционизм. Протекционизм подразумевает вмешательство государства в предпринимательскую деятельность. По сути государство ставит различные барьеры, направленные на ограничение ввоза иностранных товаров и увеличение собственного, отечественного производства8.

 

1.2. Современное  состояние внешней торговли в Российской Федерации

 

Постепенно Россия все  больше интегрируется в мировую  экономику и ее внешнеэкономическая  деятельность становится все более  важным фактором всей экономической  ситуации в стране.

Помимо того, что внешнеэкономический сектор страны имеет большое значение в обеспечении стабильного экономического роста, он также влияет и на решение важных социально-экономических проблем.

В 2010 году экспорт товаров  составил $400 млрд., увеличившись на 31,9% к уровню 2009 года, %, в том числе в страны дальнего зарубежья – 338,3 млрд.долларов США (рост на 32,1%), в страны СНГ – 61,7 млрд.долларов США (рост на 27,4%). Согласно данным ЦБ РФ за 2011 году, в январе экспорт товаров составил $33,3 млрд., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на $5,6 млрд9. На рис. 1 показана динамика российского экспорта в 2006-2010гг.

Рисунок 1. Динамика российского экспорта в 2006-2010 гг.

 

За последние 5 лет  среднегодовые темпы составили 14,1% по сравнению с 28,1% в 2000-2005 годах. Такое снижение, прежде всего, обеспечено сильным падением экспортируемых товаров в кризисный 2009 год.

Увеличение стоимостного объема экспорта в 2010 году по сравнению  с 2009 годом было обусловлено не только ростом средних цен экспортируемых товаров, но и увеличением физических объемов их поставок. Рост индекса средних цен экспорта составил 19,8%, а физического объема – 10%.

Россия экспортирует товары, как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ10. В Приложении 1 приведены статистические данные по развитию динамики российского экспорта и импорта и показаны графики его роста в период с 1994 до 2011г.

Товарная структура  внешней торговли в I полугодии 2011 года приведена на рис. 2.

Рисунок 2. Товарная структура внешней торговли в I полугодии 2011 года (в % к итогу)

Из рис. 2 видно, что экспорт товаров в 2011г. увеличился с 189,9 до 249,4 млрд. долларов США. Весь его прирост обеспечивался ценовым фактором (на 30,7%) при незначительном росте физического объема поставок на 0,5%. Высокие темпы наращивания вывоза отмечались по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры, за исключением продовольственных товаров и сырья для их производства

Рост объемов экспорта свидетельствует о том, что растет спрос на кредитование внешнеэкономической  деятельности.

Среди экономических партнеров России особое место занимается Европейский Союз. Он является крупнейшим партнером и на его долю приходится 49% российского товарооборота, что на 1,4% меньше, чем в 2009 году. На страны СНГ в 2010 году приходилось 14,6% российского товарооборота (в 2009 году – 14,6%), на страны ЕврАзЭС – 7,8% (8,7%), на страны АТЭС – 23,3% (20,7%).

Однако в 2011г. в географической структуре экспорта доля стран ЕС снизилась с 55,0 до 53,2% удельный вес  государств АТЭС увеличился с 16,2 до 17,6%, СНГ - с 14,1 до 15,4%.

Крупнейшим торговым партнером оставались Нидерланды (12,2% совокупного экспорта). Второе место  в распределении вывоза по стоимостным  объемам занимала Германия (6,8%), третье - Украина и Китай (по 6,5%). Доля Италии уменьшилась до 6,0%.

На рис. 3 показаны страны - основные торговые партнеры России в I полугодиях 2010-2011 годов.

Рисунок 3. Основные торговые партнеры среди стран дальнего зарубежья в I полугодиях 2010-2011 годов (в млрд. долларов США)

 

Банк России опубликовал 18.10.2011г. уточненную статистику экспорта и импорта, на основании которых рассчитывается платежный и торговый баланс РФ. Опубликованные данные свидетельствуют о том, что летом 2011 года экономика РФ достигла абсолютных рекордов по базовым показателям торгового баланса. Так, совокупный квартальный экспорт товаров и услуг во втором квартале 2011 года впервые вырос выше $150 млрд,, импорт — выше $100 млрд.

Уровень внешних доходов  к получению в третьем квартале 2011 года, исходя из данных ЦБ, скорее всего, также будет историческим рекордом: во втором квартале 2011 года они составили $27,3 млрд, часть экспортных доходов от всплеска нефтяных цен отразится в статистике прошлого квартала с некоторым лагом. При этом доходы к получению в статистике ЦБ составили $10,6 млрд — это очень далеко от квартальных исторических рекордов 2008 года11.

Информация о работе Современное состояние внешней торговли в Российской Федерации