Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа
Целью работы является изучение тенденций и перспектив развития внешней торговли России.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- определить понятие и дать общую характеристику внешней торговли;
- изучить современное состояние внешней торговли в Российской Федерации;
- исследовать современное состояние и определить актуальные проблемы кредитной поддержки внешнеэкономической деятельности в России;
- определить основные пути развития кредитной поддержки внешнеэкономической деятельности и оптимизации существующих форм и механизма кредитования внешнеэкономической деятельности.
• Швейцария: Gazprombank (Switzerland) Ltd
• Люксембург: Clearstream Banking S.A.
Укрепление своих позиций
и деловой репутации в
Международная торговля имеет, важнейшее значение для экономического роста и развития отдельных стран в динамично развивающейся мировой экономике. Следует отметить, что на сегодняшний день кредитная политика банков в России слабо стимулирует развитие экономики. В основном выдаются краткосрочные кредиты на проведение торгово-посреднических операций. Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми сталкивается наша экономика на переходном периоде от тотального регулирования к рыночному механизму функционирования, что требует более радикальных преобразований в денежно-кредитной сфере.
О создании полнокровного рынка ссудных капиталов в Российской Федерации говорить еще рано. Пока речь идет лишь о наличии и укреплении ряда элементов этого рынка, к которым можно отнести формирование двухъярусной банковской системы, постепенное развитие специализированных кредитных институтов и функционирование рынка ценных бумаг в виде ряда фондовых бирж.
Но этого недостаточно, чтобы приблизить рынок Российской Федерации к рынкам западных стран. Отставание объясняется, прежде всего, отсутствием полнокровного рынка средств производства и рынка недвижимости, существование которых возможно только на базе широкой приватизации, акционирования большой части государственной собственности. Кроме того, необходимы рынок рабочей силы и ее мобильная миграция, а также рынок земли. Все это - необходимые условия для расширения рынка ценных бумаг, а следовательно, дальнейшего развития новых кредитно-финансовых институтов, укрепления двух звеньев кредитного рынка, обеспечение спроса и предложения на денежный капитал.
Потребность в ресурсах у российских экспортеров гораздо более острая, чем у зарубежных поставщиков товаров на мировой рынок. Для преодоления барьеров на пути развития экспорта нужны крупные финансовые ресурсы. Анализ показывает, что экспортный сектор обрабатывающих отраслей России в целом в современных условиях не способен самостоятельно изыскать ресурсы для существенного наращивания экспортных поставок и изменения их структуры.
Экономисты, представляющие либеральное направление российской науки, выступают против активного государственного вмешательства в формирование структуры промышленности и экспорта. По их представлениям, государство не может знать, какие виды производства окажутся наиболее перспективными и прибыльными в будущем. И только рынок способен сформировать наиболее благоприятную структуру промышленного производства России.
Нам представляется, что история мировой экономики дает ответ на поставленный выше вопрос. Развитие национальных экономик и внешнеэкономических связей индустриально развитых стран происходило таким образом, что в них к настоящему времени в структуре экспорта преобладают отрасли обрабатывающей промышленности, в том числе производства высоких технологий. Причем развитию этих отраслей, особенно их экспорту многие годы оказывалось активное государственное содействие.
Таким образом, мировой опыт дает ответ на вопрос, какая структура экспорта наиболее эффективна: та структура, где преобладает продукция обрабатывающих, особенно высокотехнологических, а не сырьевых отраслей.
Поэтому перед национальной
экономикой России стоит задача диверсификации
экспорта, в первую очередь за счет
наращивания поставок высокотехнологичной
инновационно-ориентированной
Решение проблемы развития высокотехнологичного экспорта требует государственной поддержки. Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. Как и за рубежом, для реализации финансовых мер поддержки экспорта в России созданы специализированные государственные институты – корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) и Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк), в качестве агента правительства РФ ответственный за гарантийную поддержку экспорта промышленной продукции. Ресурсная база этих организаций формируется в основном за счет средств федерального бюджета.
В России ситуация с государственным страхованием экспорта кардинально отличается от положения вещей в развитых странах. На сегодняшний день Правительство РФ декларирует необходимость создания государственного агентства по страхованию экспортных кредитов, а экспертами рынка вносятся предложения по изменениям в законодательство, которые необходимо принять для того, чтобы агентство смогло полноценно функционировать и выполнять свои непосредственные функции.
Для этих целей принят федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков". Данный проект был разработан в соответствии с планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2009 - 2012 гг. основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 г. Законопроект направлен на решение вопросов организации в Российской Федерации деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков.
В соответствии с Федеральным законом "О банке развития" Внешэкономбанк является государственной корпорацией, деятельность которой в том числе направлена на поддержку экспорта российских товаров и услуг, включая осуществление страхования экспортных кредитов и инвестиций в устанавливаемом Правительством РФ порядке.
Законопроектом
В целях формирования целостной
и эффективной системы
С учетом международного опыта функционирования национальных экспортных кредитных агентств (SACE (Италия), Coface (Франция) и др.) указанная организационно-правовая форма обеспечит наиболее оптимальную и открытую модель управления и развития организации, действующей в общественных интересах.
2.2. Перспективы развития кредитной поддержки внешнеэкономической деятельности
Кредитование во внешнеэкономической деятельности России может преследовать следующие цели:
- активизация российского
- стабилизация экономического положения в стране
- расширение рынков сбыта
- устранение каких-либо
На наш взгляд, политика, проводимая в нашей стране на данный момент, направленная на развитие и совершенствование кредитной системы, является недостаточно эффективной. Необходимо создать более благоприятные и надежные условия для российских экспортеров и импортеров.
Выбор форм и условий расчетов при проведении внешнеторговых операций необходимо оценивать с точки зрения возможности обеспечения российским экспортерам и импортерам наибольшей надежности исполнения контрактов, заключаемых с иностранными контрагентами, минимизации рисков и расходов.
При этом необходимо учитывать положения
действующих
Международной торговле, в отличие
от обычного бизнеса внутри страны,
присущи риски как для
Для снижения этих рисков используются специальные механизмы страхования, к которым относятся: форвардный валютный контракт; валютный опцион и кредит в иностранной валюте.
С точки зрения государственных целей, развитие сферы экспортно-импортных операций и объем внешнеторговых сделок непосредственно влияют на насыщенность российского товарного рынка и приток иностранной валюты в страну.
Необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере. Необходимо проводить реформу всей кредитной системы, направленную на развитие в нашей стране новых форм кредитов, в частности лизинг. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика и сделать ее более эффективной. Кредит играет специфическую роль в экономике: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и ускоряет его.
Основными направлениями в формировании кредитного рынка Российской Федерации должна стать высокая норма сбережений (как в производственном, так и личном секторе), широкая приватизация, связанная с организацией рынка ценных бумаг, и создание на ее базе разветвленной сети специализированных кредитно-финансовых институтов.
Для дальнейшего повышения
эффективности системы
Реализация этих предложений станет действенным дополнением к практике выделения бюджетных средств на связанные государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, а также на финансовое покрытие, необходимое при предоставлении государственных гарантий по связанным коммерческим кредитам.
Учитывая относительно ограниченный объем ресурсов, которые могут быть использованы для поддержки экспорта, система стимулирования экспорта должна в первую очередь нацелена на развитие и расширение инновационно-ориентированного экспорта.
Поэтому, на наш взгляд, с учетом международного опыта при разработке программ содействия развитию экспорта Россия основное внимание должна уделять продукции обрабатывающих, в первую очередь, высокотехнологичных отраслей производства. России необходимо приступить к созданию эффективной системы поддержки и стимулирования экспорта, отвечающей потребностям наращивания поставок за рубеж российской продукции обрабатывающих отраслей.
Следует отметить, что в современных условиях государство располагает необходимыми средствами кредитования экспорта на льготных условиях. Кредитование с использованием государственных средств может осуществляться как на обычных коммерческих условиях, так и на льготных условиях. При использовании льготных кредитов возможно предоставление финансовых средств под процентную ставку, составляющую половину рыночной. Государственные кредиты могут предоставляться за счет бюджетных средств, а также с привлечением средств частных инвесторов. Это требует создания специальных институтов, объединяющих государство и частных инвесторов. Подобные институты успешно функционируют в скандинавских и других странах.
При предоставлении государственных кредитов должно быть обеспечено целевое и эффективное их использование. Поэтому при выдаче кредитов на финансирование тех или иных проектов развития экспорта необходимо предоставление технико-экономических обоснований использования финансовых средств. Кроме того государство как кредитор должно жестко контролировать целевое использование предоставленных им займов и кредитов.
В число инструментов государственной поддержки экспорта должно включаться гарантирование и страхование экспортных кредитов и экспортных операций. Гарантии по кредитам можно подразделить на при категории: краткосрочные (на срок до 180 дней от даты поставки), среднесрочные (до 3 лет) и долгосрочные (свыше 3 лет). В рамках программ гарантирования и страхования экспорта, по аналогии с зарубежными странами, можно страховать на 90% коммерческие риски и на 100% политические риски. Коммерческие риски могут включать в себя возможные потери экспортера, связанные с ростом цен на сырье и материалы, изменением валютного курса, риска связанного с несвоевременной оплатой экспортной поставки и др.
Нужно создать государственную
акционерную структуру для
Необходимо определить возможные источники формирования фондов для финансирования национальных экспортеров. В рассмотренных законопроектах предусмотренные направления государственной поддержки экспорта предлагается финансировать из госбюджета, однако необходимо искать источники для покрытия этих расходов, например, за счет создания специального фонда, сформированного коммерческими банками, или таможенных сборов.
Информация о работе Современное состояние внешней торговли в Российской Федерации