Современное состояние внешней торговли в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение тенденций и перспектив развития внешней торговли России.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- определить понятие и дать общую характеристику внешней торговли;
- изучить современное состояние внешней торговли в Российской Федерации;
- исследовать современное состояние и определить актуальные проблемы кредитной поддержки внешнеэкономической деятельности в России;
- определить основные пути развития кредитной поддержки внешнеэкономической деятельности и оптимизации существующих форм и механизма кредитования внешнеэкономической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 4.10 Мб (Скачать документ)

Для укрепления позиций  отечественных экспортеров должна четко работать таможня. Сегодня  одна из главных проблем здесь – длительное оформление экспортных грузов. Второе – это максимальное использование информационно-комуникационных технологий, то есть возможностей электронной обработки документов. Это также могло бы ускорить таможенные процедуры для экспортеров. И третий, очень важный момент – это вопрос возмещения НДС экспортерам. Предприятия вынуждены брать добавочные кредиты для того, чтобы возместить отвлечение средств в результате невозврата НДС.

В настоящее время  коммерческие финансовые институты  не готовы принимать на себя значительную часть рисков, связанных с поддержкой национального экспорта товаров и зарубежных инвестиций по отдельным странам, по причине высокого уровня таких рисков и трудностей управления ими, а также затратным механизмом реализации и невысоким уровнем рентабельности этой деятельности, отсутствием гарантирования государством их обязательств.

Как видно из приведенной  в Приложении 5 таблицы, государственная деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, осуществляемая агентством, не создаст конкуренции действующим коммерческим страховым организациям. Деятельность государственного агентства будет направлена на оказание комплекса финансовых услуг для экспортеров и инвесторов, по которым российские коммерческие страховые организации будут не готовы предложить страховые продукты (в частности, страхование краткосрочных экспортных кредитов (до 3 лет) от политических рисков, экспортных кредитов на срок от 3 лет до 15 лет, краткосрочных рисков по операциям в странах, не имеющих инвестиционного рейтинга, рисков освоения внешних рынков, инвестиций российских компаний за рубежом от политических рисков).

Создание и функционирование государственного агентства по страхованию  экспортных кредитов должны обеспечить конкурентоспособные условия финансирования для отечественных компаний, осуществляющих международную коммерческую деятельность.

Страховая поддержка  агентства, берущего на себя существенную часть коммерческих и политических рисков, значительно облегчит российским экспортерам доступ к банковскому кредитованию, а также поспособствует получению финансирования на более выгодных условиях, кроме того, увеличит результативность их участия в международных торгах, обеспечит защиту от невозврата предоставленного кредита и одновременно будет стимулировать развитие механизма экспортного финансирования.

В соответствии с международной  практикой и для обеспечения  конкурентоспособности услуг общества агентству может быть предоставлена  финансовая поддержка ВЭБа в виде гарантий и/или в иных формах, а также государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством в виде бюджетных инвестиций, государственных гарантий.

В целях стимулирования участников внешнеэкономической деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, а также обеспечения корректного функционирования деятельности государственного агентства закон о российском государственном агентстве предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Планируются изменения в части установления режима льготного налогообложения при оказании услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков при исчислении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, а также в части уменьшения налогооблагаемой базы участников внешнеэкономической деятельности при исчислении налога на прибыль.

Необходимо отметить, что непредоставление налоговых  льгот государственным агентствам приведет к налогообложению суммы  страховых премий, уплачиваемой его  клиентами (страхователями), налогом на добавленную стоимость. Согласно расчетам базовых показателей деятельности государственного агентства в 2012- 2013 гг. сумма страховых премий в указанный период составит 459,6 млн. долл. США.

Также одним из направлений  развития системы кредитования экспортных операций следует совершенствовать методы кредитования внешнеэкономических сделок, шире применять в международной банковской практике формы кредитования фирменного и банковского кредита. Без создания системы кредитования экспорта не может быть и речи о расширении экспорта товаров. В западных странах создана разветвленная система кредитования экспорта. Все большее распространение в деловом мире получают новые формы кредитования, такие как факторинг, форфейтинг, проектное финансирование и др. В этой системе участвуют различные банковские учреждения, в том числе и государственные. Активную роль играют страховые компании. У нас такой системы пока практически нет, а без нее не возможен выход на внешний рынок, особенно с машиностроительной продукцией.

Особую проблему составляет льготное государственное кредитование проектов инвестиционного сотрудничества за рубежом. Это финансирование необходимо для строительства объектов за рубежом в рамках межправительственных соглашений и по выигранным международным торгам, а также экспорта машино-технической продукции.

При столь быстром  развитии международного кредита возрастает роль его межгосударственного регулирования. Противоречие между уровнем интернационализации хозяйственной жизни и ограниченностью национальных форм регулирования привело к развитию межгосударственного регулирования международного кредита. Оно преследует следующие основные цели:

- регулирование международного  движения ссудного капитала для  воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;

- совместные межгосударственные  меры по преодолению кризисных явлений;

- согласование кредитной  политики по отношению к определенным  заемщикам — в основном к  развивающимся, а также странам  Восточной Европы и бывшего СССР.

Межгосударственное регулирование  международного кредита осуществляется в различных формах:

- координация условий  экспортных кредитов и гарантий;

- согласование размера  помощи развивающимся странам;

- регламентация деятельности  международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;

- рециклирование нефтедолларов  и др.

Также целесообразно  рассмотреть вопрос о создании частных  экспортно-кредитных агентств на территории РФ. Следуя опыту многих других стран, они предлагают создать специализированные полугосударственные или даже полностью частные компании и законом наделить их функциями по реализации отдельных направлений господдержки экспортеров. Такие эксперименты уже были успешно проведены сразу в нескольких странах ЕС. Правительства Франции и Германии, к примеру, пожелали превратить свои ЭКА в коммерчески ориентированные организации, которые бы окупали сами себя. В результате их кредитные агентства — Cofасе и Hermes — были приватизированы и стали акционерными обществами.

И если даже и стоит опираться на помощь государства, то лишь на начальном этапе. К примеру, за счет госсредств обеспечить создание уставного капитала кредитного и страхового агентств. Затем фонд страхового агентства должен, как и в европейских странах, предоставлять услуги рыночного характера: компании должны платить ему справедливую, а не заниженную страховую премию.

Таким образом, основными  направлениями развития кредитования внешней экономической деятельности в России и ряде развивающихся  стран являются:

- разработать и внедрить нормативно-правовую базу, которая зафиксирует приоритеты государственной финансовой поддержки экспортной деятельности в России;

- в число инструментов  государственной поддержки экспорта  должно включаться гарантирование  и страхование экспортных кредитов и экспортных операций, в связи с чем предлагается  создать эффективно функционирующее государственное национальное страховое агентство с целью страхования экспортных кредитов;

- провести реформу  всей кредитной системы, направленную  на развитие в нашей стране новых форм кредитования, в том числе внешней экономической деятельности, а также совершенствовать методы кредитования внешнеэкономических сделок, шире применять в международной банковской практике формы кредитования фирменного и банковского кредита;

- законодательное закрепить  функции Росэксимбанка, совершенствовав  процедуры предоставления госгарантий  и сопрягая механизмы гарантийной  поддержки и субсидирования процентной  ставки;

- при разработке программ  содействия развитию экспорта Россия основное внимание должна уделять продукции обрабатывающих, в первую очередь, высокотехнологичных отраслей производства;

- кредитование с использованием  государственных средств может  осуществляться как на обычных  коммерческих условиях, так и  на льготных условиях;

- необходимо определить  возможные источники формирования  фондов для финансирования национальных  экспортеров;

- для укрепления позиций  отечественных экспортеров оптимизировать  деятельность таможенных служб;

- максимально использовать  информационно-комуникационные технологии во внешнеэкономической деятельности;

- решить вопрос возмещения  НДС экспортерам, введя систему  льготного налогообложения;

- обеспечить льготное  государственное кредитование проектов инвестиционного сотрудничества за рубежом;

- разработать и внедрить  мероприятия по интернационализации  национальных систем финансирования  экспорта в области банковского  кредитования посредством использования  международных компенсационных  соглашений и мультинациональных  контрактов;

- способствовать развитию межгосударственного регулирования международного кредита;

- рассмотреть вопрос  о создании частных экспортно-кредитных  агентств на территории РФ, создание  институтов, объединяющих государственное  и частное инвестирование внешнеэкономической  деятельности.

 

Заключение

 

Внешняя торговля является главное составляющей внешнеэкономических  отношений. Поэтому в вопросах выбора рычагов воздействия на экспорт  решения правительства особенно важны. Важно регулировать внешнюю  торговлю и с помощью таможенных тарифов, и лицензирования, и квотирования товаров, и введения специальных режимов в экспортировании.

Главной составляющей в  ВЭД Российской Федерации является внешняя торговля. Государство регулирует внешнюю торговлю с помощью таможенных тарифов, лицензирования, квотирования товаров, введения специальных режимов в экспортировании и т.п. Правительство может осуществлять прямое или косвенное субсидирование экспорта. Российская экономика должна учитывать опыт внешнеэкономических связей, который накоплен в развитых странах, и эффективно применять мероприятия по организационно-экономическому и финансовому стимулированию экспорта, радикальному изменению структуры импорта.

Россия на рынке внешней  торговли больше характеризуется, как  поставщик сырья - леса, нефти, металла, которые попадают в сферу действия экспортного факторинга. Для импортного факторинга характерна поставка потребительских товаров, наиболее соответствующих для операций международного факторинга в стране.

Самыми крупными партнерами РФ в настоящее время являются: по экспорту – Германия, Италия, Беларусь; по импорту – Германия, Беларусь, Украина, США. Увеличивающийся спрос на сырьевые товары и продукты с невысокой долей добавленной стоимости обеспечил огромный рост в России экспорта по расчетам, 10-12 млрд. долл. Но слабая диверсификация отечественного экспорта обусловливает опасность его снижения из-за возможного падения цен на нефть.

Россия осознает важность экспорта в экономике страны. Поэтому  правительство разрабатывает меры для его поддержки, действую в рамках Концепции развития государственной финансовой поддержки экспорта12. Самой важной является финансовая поддержка, которая выражается в кредитовании экспорта, возмещения части процентных ставок по таким кредитам, а также гарантирование экспортных операций. Чтобы поддержка осуществлялась и за пределами страны, зарубежом должны создавать специализированные институты, такие как экспортные кредитные агентства, экспортно-импортные банки. Ресурсная база этих институтов строится за счет средств государственных бюджетом, а также за счет собственных и привлекаемых средств.

Успешный экспортный бизнес зависит, прежде всего, от четкого  исполнения контрактов, продуманной  стратегии продвижения и адекватных финансовых инструментов.

Российская экономика  должна учитывать опыт внешнеэкономических связей, который накоплен в развитых странах, и эффективно применять мероприятия по организационно-экономическому и политико-правовому стимулированию экспорта.

Важной задачей, стоящей  в данный момент перед Россией, является проведение целенаправленной политики по стимулированию экспорта в целом и в особенности высокотехнологичной продукции. Это возможно только в том случае, если будут приняты комплексные меры по созданию условий реализации экспортного потенциала страны и проведению продуманной структурной и промышленной политики.

Информация о работе Современное состояние внешней торговли в Российской Федерации