Современные тенденции развития международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение тенденций развития международной торговли на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические основы и структуру международной торговли;
выявить тенденции развития международной торговли на современном этапе;
установить, как повлиял мировой экономический кризис на основные тенденции развития международной торговли.

Содержание

стр.
Введение
3
1. Теории международной торговли
4
1.1 Теория сравнительного преимущества Д.Риккардо
4
1.2 Теория Хекшера-Олина 5
1.3. «Парадокс Леонтьева» 7
2. Структура международной торговли
9
2.1 Географическая структура
9
2.2 Товарная структура
10
3. Современные тенденции развития международной торговли
15
3.1. Быстрый рост торговли услугами
16
3.2. Изменение товарной структуры международной торговли
16
3.2.1. Рост торговли готовой продукцией
16
3.2.2. Увеличение доли продукции обрабатывающей промышленности
17
3.2.3. Рост рынка услуг
18
3.3. Преобладание в географической структуре международной торговли роли развитых стран
18
4. Международная торговля в условиях мирового финансового кризиса
20
5. Проблемы вступления России в ВТО
23
Заключение
34
Библиография

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 572.50 Кб (Скачать документ)

     1. Неоднородность факторов производства, в первую очередь рабочей силы, различающейся по уровню квалификации;

     2. Значительную роль природных  ресурсов, которые могут быть  задействованы в производство только вкупе с большими объёмами капитала;

     3. Влияние на международную специализацию внешнеторговой политике государств. [15]

       Дальнейшие исследования показали, что противоречие, обнаруженное  В. Леонтьевым, может быть устранено,  если при анализе структуры  торговли учитывать более двух факторов производства.

       Какое объяснение дал своему парадоксу В. Леонтьев? Он выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала один человеко-год американского труда эквивалентен трем человеко-годам иностранного труда. А это означает, что США и в самом деле трудоизбыточная страна, так что никакого парадокса нет.

       В. Леонтьев также предположил,  что большая производительность  американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Он провел статистическую проверку, которая показала, что США экспортируют товары, требующие труда более квалифицированного, чем затрачиваемый на производство «конкурирующего импорта». Для этого В. Леонтьев разбил все виды труда на пять уровней квалификации и вычислил, сколько человеко-лет труда каждой квалификационной группы нужно для производства на 1 миллион долларов американского экспорта и «конкурирующего импорта». Оказалось, что экспортные товары потребовали значительно более квалифицированного труда, чем импортные. Экспорт оказался более насыщен трудом, чем импорт, который в свою очередь, более насыщен капиталом. Многие экономисты применяли метод Леонтьева к другим странам (Индии, Франции, Германии, Японии). [18]

       Таким образом, следует отметить, что Леонтьев, исследуя экспортную  конкурентоспособность фирм США,  обнаружил, что отрасли, которые являются наиболее удачливыми экспортерами, обладают более высокой трудоемкостью, чем те, которые сталкиваются, главным образом, с конкуренцией импортных товаров. Ведь если мы будем рассматривать рабочую силу не как однородный товар, а разделим ее по категориям, то обнаружим, что промышленно развитые страны фактически обладают значительным избытком высокообразованных трудовых ресурсов и могут производить продукцию различными методами.

 

2.  СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.

     Структура международной торговли обычно рассматривается с точки зрения ее географического распределения (географическая структура) и товарного наполнения (товарная структура).

     3.1. Географическая структура.

     Географическая  структура международной торговли представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура торговли обычно обобщает данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света (Африка, Азия, Европа) либо к укрупненной группе стран (индустриальные страны, развивающиеся страны). Организационная географическая структура показывает распределение международной торговли либо между странами, принадлежащими к отдельным итерационным и иным торговополитическим объединениям (страны Европейского союза, страны СНГ, страны АСЕАН), либо между странами, выделенными в определенную группу в соответствии с тем или иным аналитическим критерием (страны — экспортеры нефти, страны — чистые должники). [4]

     При рассмотрении географической структуры  внешней торговли России необходимо выделить два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и остальные (дальнее зарубежье).

     В целом динамика и географическая структура внешней торговли России за период 2006 - 2009 г.г. выглядит следующим образом (см. Приложение 3).

     В отношении торговли со странами СНГ  наблюдается постепенное падение товарооборота, связанное, прежде всего с нестабильностью экономической обстановки, несбалансированностью поставок в пользу России, нехваткой валютных средств у стран-контрагентов. Удельный вес стран Содружества во всем товарообороте в 2009 году понизился до самого низкого за последние 4 года уровня, составив всего 14,6 % .

     Состав  основных торговых партнеров России в период с 2009 по 2010 год не изменился. Главными партнерами остаются страны ЕС. Однако их удельный вес во внешнем обороте за 4 года снизился на 4 % и в 2009 году составил 50,3 %.

     Традиционно главным партнером является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео- и аудиотехника, бытовая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости. Немаловажными являются также установившиеся традиционные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.

     Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания, Финляндия, Италия, США, Япония, Китай. [2]

     Бывшие  социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале девяностых годов переориентировать свои связи на Запад, встретили там активное противодействие. Потеряв "западные иллюзии", эти страны начали шире использовать свои традиционные технологические и производственные взаимосвязи, географическую близость, неплохое знание российского рынка. Активно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией.

     При этом наблюдается увеличение доли стран  АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) в структуре внешней торговли РФ, с 2006 года их удельный вес увеличился на 3,6 %, составив в 2009 году 20,7 % в общем объеме. [6]

     Необходимо  отметить, что в 2010 году объем внешней  торговли России снизился по сравнению с 2008 годом более чем вдвое (на 53%, по данным Федеральной таможенной службы). В большей степени это связано с падением экспорта из России. Его сокращение существенно опередило падение импорта (47,4 % против 39,3%).[28]

     3.2. Товарная структура.

     В торговле товарами и услугами 80% – товары, 20% – услуги. В услугах – до 50% транспортные услуги и туризм. [24] 

     Таблица 1. Сдвиги в структуре торговли товарами.

            2005 год      2010 год
     Продовольствие      20%      8%
     Сырье      30%      12%
     Обработка      50%      80%
 

     Таблица 2. Распределение стран в международной торговле (2010)

     Экспорт товаров      Импорт  товаров
     1. Германия      1. США
     2. ЕС      2. ЕС
     3. США      3. Германия
     4. Китай      4. Китай
     5. Япония      5. Великобритания
     6. Франция      6. Франция
     7. Италия      7. Япония
     8. Нидерланды      8. Италия
     9. Великобритания      9. Нидерланды
     10. Канада       10. Канада
     12. Россия      19. Россия
 

     Товарная  структура мирового товарооборота  показывает долю той или иной группы товаров в его общем объеме. При этом надо иметь в виду, что в международной торговле товар рассматривается как продукт, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность, на который направлены две основные рыночные силы — спрос и предложение и одна из них обязательно действует из-за рубежа.[21]

     Товары, производимые в национальных экономиках, по-разному участвуют в мировой торговле. Некоторые из них не участвуют в ней вообще. Поэтому все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.

     Торгуемые — это товары свободно перемещаемые между странами, неторгуемые — в силу тех или иных причин (неконкурентоспособны, стратегически важны для страны и т. п.) не перемещаются между странами. Когда говорят о товарной структуре мирового товарооборота, то речь идет только о торгуемых товарах. [5]

     Если  говорить о товарной структуре внешней торговли РФ, то можно выделить следующее: примерно 70% в структуре российского экспорта составляет топливно-энергетическая продукция, около 3% - продовольственные товары, около 4%  машины и оборудования, лесоматериалы -3 %, 6 % - химическая промышленность,  металлы – 12 %.

     В целом же товарная структура внешней  торговли России в период с 2006 года по 2009 год со странами СНГ и дальнего зарубежья выглядит следующим образом (см. Приложение 1 и 2).

     Товарная  структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций, сюда входят, прежде всего, нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.

     Структура товарного импорта из стран дальнего зарубежья в декабре 2009 года по сравнению  с декабрем 2008 года претерпела заметные изменения: при сокращении доли инвестиционного импорта в стоимостном выражении на 6,4% доля потребительского импорта (продовольствия и химии) выросла на 7,1%. Такая картина может отражать не столько сокращение цен на ввозимую в РФ продукцию, сколько, с одной стороны, сокращение инвестиционного спроса, вызванного стагнацией российской промышленности, а с другой -- потерю конкурентоспособности российских производителей потребительских товаров. В декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года импорт машиностроительной продукции в стоимостном выражении сократился более чем на 26 %, текстиля и обуви - более чем на 20 %.

     В импорте продовольственных товаров  в годовом выражении лидерами роста стали закупки молочных продуктов (на 33,4%), овощей -- на 11%, фруктов и орехов -- на 5,3%, масла растительного -- на 3,6%, табака -- на 2,2%. При этом импорт сахара сократился на 29,5%, рыбы -- на 9,6%, мяса и субпродуктов -- на 6,2%, зерновых культур -- на 4,7%, алкогольных и безалкогольных напитков -- на 2,9%. В группе товаров химической промышленности в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года увеличились закупки продуктов органической и неорганической химии -- на 40,2%, полимеров и каучука -- на 14,1%, фармацевтической продукции -- на 9,2%. В то время как поставки парфюмерно-косметических товаров уменьшились на 15,3%, мыла и моющих средств -- на 5,5%.

     Экспорт России в январе-ноябре 2009 года составил 267,4 млрд.долларов США и по сравнению  с январем-ноябрем 2008 года уменьшился на 39,1%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 225,9 млрд.долларов США (снижение на 39,5%), в страны СНГ - 41,5 млрд.долларов США (снижение на 37,0%).

     В январе-ноябре 2009 года по сравнению  с январем-ноябрем 2008 года стоимостной  объем топливно-энергетических товаров  сократился на 42,3%, а физический объем  изменился незначительно. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 15,8%, нефти - на 3,3%, нефтепродуктов - на 7,4%, в том числе: бензина автомобильного - на 8,3%, дизельного топлива - на 10,8%, мазута - на 6,1%. Физический объем экспорта российского газа природного снизился на 27,7%.

     В товарной структуре экспорта доля продукции  химической промышленности в январе-ноябре 2009 года составила 5,6% (в январе-ноябре 2008 года - 5,8%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года стоимостной объем этой продукции сократился на 41,1%. Физические объемы поставок товаров химической промышленности снизились практически по всем товарным группам ТН ВЭД.

     Доля  экспорта машин и оборудования в  январе-ноябре 2009 года составила 4,4% (в январе-ноябре 2008 года - 2,6%). Стоимостной объем поставок средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) увеличился на 19,9%; вместе с тем сократились поставки электрооборудования - на 6,2%, механического оборудования - на 6,0%.

     Доля  экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-ноябре 2009 года составила 2,7% (в январе-ноябре 2008 года - 2,3%). По сравнению с январем-ноябрем 2008 года снизились физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов на 43,0%, фанеры - на 2,0%, целлюлозы - на 19,7%. Физические объемы экспорта бумаги газетной и пиломатериалов возросли на 10,3% и 2,0% соответственно.

Информация о работе Современные тенденции развития международной торговли